Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Духовность. Типы духовных ценностей

ПЛАН:

1. Душа, дух, духовность.

2. Мировоззренческие духовные ценности.

3. Нравственные ценности.

4. Эстетические ценности.

1. Душа, дух, духовность

Душа и дух – религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от вещественного или материального. Согласно религиозным представлениям, человек представляет собой некое триединство телесного начала, души и духа. Тело или плоть – это материальная оболочка. Душа – внутренний чувственно-эмоциональный мир человека. Дух – это высшие качества и чувства (любовь, сострадание, доброта и т.д.), совесть, интуиция. Все эти начала теснейшим образом связаны между собой. Так, говорится, что тело – это дом и зеркало души, а душа – это дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, к угрызениям совести, к настоящей любви и состраданию. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, «духовная смерть» - от разрыва связи души и духа.

«Дух – это Огонь, Свет души»,- гласит народная мудрость. Если этот свет себя проявляет, горит и светит, можно говорить о явлении духовности. Таким образом, духовность – это целостное единство ума, воли и чувств, направленных на благо и лучшее будущее, это проявление высших человеческих чувств: любви, сострадания, доброты, чести, достоинства, стремления к возвышенному, прекрасному и совершенному.

Представление о «духе» как о мире сверхчувственного, мистического, бестелесного было уже у первобытного человека. Это проявлялось в вере первобытного человека в наличие духа, души у человека, животных, растений и предметов.

Развитие представление о духовности связано в первую очередь с возникновением христианства. Оно утвердило преимущество духовной жизни, греховность плоти и культ мученической аскезы во имя духовного спасения. Источником духовности считался Бог.

Эпоха Возрождения и Новое время утвердили принцип гуманизма, где представление о духовности было связано с утверждением величия воли и разума самого человека. Человек-деятель, человек-творец способен к величайшим свершениям – к научным открытиям, шедеврам искусства, изобретениям, к неукротимому стремлению к свободе. Человек разумный – это познающий, проникающий пытливым умом в тайны мироздания, открывающий новую грань духовности.

Современное представление о духовности соединяет разум, веру и волю. Разум, направленный на постижение существенного и общечеловеческого, предстает как мудрость, как обогащение разума жизненным опытом, напряженными исканиями смысла. Вера наполняет позитивным смыслом существование личности в мире хаоса и безрассудства. Воля человека поднимает его над мелочной суетой, наполняет жизнь сосредоточенностью духовных исканий. Горизонт духовности можно представить, опираясь на две давно известные триады: истина – добро – красота и вера – надежда – любовь.

Теоретический анализ проблемы духовности начинается с противопоставления духовности материальному, утилитарному началу. Соотношение материальных и духовных потребностей сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто проигнорировать, пренебречь благами обустроенности и комфорта во имя самоценной духовности. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, решая житейские проблемы, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но ориентация на материальные блага, на обладание, на потребление может в свою очередь поглотить все силы, вытеснить духовность, задать те ценностные ориентиры, которые полностью замкнут круг человеческой жизни на стремлении к роскоши и богатству.

Итак, духовность – сложное образование, феномен культурной жизни человека и общества. Теоретический анализ феномена духовности связан с выделением основных типов духовных ценностей.

2. Мировоззренческие духовные ценности

Можно условно выделить три основных типа духовных ценностей – это ценности философско-мировоззренческие, нравственные и эстетические.

Мировоззренческие ценности – это ценности, выражающие принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, соотносящие человека с миром.

Ключевые мировоззренческие понятия – Жизнь, Смерть, Бессмертие. Жизнь человека как ценность, стремление к бессмертию, готовность принять смерть как избавление от мучительных и бесцельных скитаний – в произведениях философии, литературы и искусства мы найдем множество оттенков и поворотов это проблематики. Мировоззренческое противостояние жизни и смерти раскрывается как противостояние войны (разрушения, агрессии) и мира (покоя, радости и счастья). Жизнь и смерть связаны с соотнесением человека и времени. Вечность и Время, прошлое, настоящее, будущее, история и судьба, память – это тоже своеобразные мировоззренческие ценности.

Мировоззренческие ценности – это Космос, Вселенная, Земля, Природа, представления о которых менялись от эпохи к эпохи. Земля, Вода, Воздух, Огонь, Небо, Звезды, Ветер, Гроза – эти ценности также переживались человеком, интерпретировались и отражались в мифологии, философии, искусстве.

Пространство, Время, Движение – характеристики материального мира и одновременно значимые для человеческого сознания категории. Пространство человек заполняет созданными им предметами, структурирует, оформляет, окультуривает и украшает. В то же время его восхищает пейзаж за окном, он любуется бескрайним простором океана – это тоже пространство его жизни. Время - не просто отчет секунд, минут и часов. Это возраст человека, целые ценностные миры Детства, Юности, Зрелости, Старости. Время – это наполненный воспоминаниями и эмоциями поток жизни, калейдоскоп впечатлений. Движение – мировоззренческая универсалия, характеризующая постоянную изменчивость мира, энергетические возможности, созидательную активность человека.

И, наконец, мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят Гуманизм, Индивидуальность, Творчество, Свобода. Эти ценности лежат на границе со следующим типом – нравственными ценностями.

3. Нравственные ценности

Нравственные (моральные) ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния сущего и должного. Эти ценности являются предметом изучения специальной философской дисциплины – этики (науки о соотношении морали и нравственности).

Основные категории морали – Добро и Зло. Как свет и тьма, они постоянно борются в мире людей и в человеческой душе. Представления о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство, честность, порядочность, доброжелательность. Это – как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. «Золотое правило нравственности», имеющее ряд формулировок сводится к следующему: «Поступай (не поступай) по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали (не поступали) по отношению к тебе».

Мораль регулирует также отношения между группами людей, такими как социальные слои, сословия, нации, классы, организации, коллективы. Здесь речь идет о таких нравственных ценностях, как верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность.

Отношения между родными, близкими людьми связаны с такими ценностями, как Дружба, Любовь, Материнство, Вежливость, Такт.

Путь к высокой нравственности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда.

 

 

4. Эстетические ценности

Эстетические ценности – это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием красоты и гармонии. Эстетические ценности связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис», означающего чувственное восприятие. Эстетика – как особая философская наука – подробно рассматривает сущность и специфику эстетических ценностей.

Красота и Гармония – основные эстетические ценности. Они выражены в потребности человека выявить, сохранить гармонию, достичь универсальной гармонизации отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой.

К основным эстетическим ценностям относятся также прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое. Прекрасное отличается особой выразительностью, гармония наиболее полно выявлена в прекрасном. Прекрасное по своей сути человечно, т.е. тесно связано с гуманистическими ценностями, такими как жизнь, свобода, добро, любовь. Не случайно в античной мифологии Красота и Любовь соединились в образе одной и той же богини – Афродиты (Венеры). Красота притягательна и самоценна, в прекрасном человек открыт миру, он готов принять красоту и довериться ей.

Возвышенное выводит человека за границы существующего, за пределы освоенного и досягаемого, манит в бесконечность, устремляет к высшему, таинственному, вечному. Оно приподнимает человека над миром повседневности, быта, суетных мелочей, серости и скуки. Бездна океана и бездонное небо, величавые горные вершины и звездные просторы, героические деяния и проявления человеческого гения – все это лики возвышенного.

Трагическое – категория, которая фиксирует нарушение гармонии, кризисность, гибель, вражду, конфликт. Трагическими событиями полна человеческая история – это войны и революции, невосполнимые потери и рухнувшие надежды. Трагическое возникает при столкновении человека с неуправляемыми силами и стихиями природы, такими как буря, пожар, наводнение и многое другое. Трагически разворачивается в душе и сознании человека борьба между знанием и верой, чувством и долгом, добром и злом. Жизнь человека трагична по существу, поскольку она неизбежно заканчивается смертью. Восприятие трагического связано с эффектом катарсиса. Катарсис – очищение страданием, сильное эмоциональное потрясение, которое закаляет человека, вселяет в него мужество и стойкость. Это – как бы переплавка отрицательных эмоций в положительные. При восприятии трагического мы испытываем боль, скорбь, муку. Но происходит чудо очищения души. Сострадание, сопереживание, преодоление собственного эгоизма ведет к прозрению, просветлению. Без этого эффекта оказывается ущербным эмоциональный мир личности. Суровая школа трагического – это школа переоценки ценностей, измерения отношений и поступков человека.

Однако переоценка ценностей может осуществляться и в форме комического. Природа комического состоит в выявлении подлинной сути ничтожного, жалкого, пустого, скрывающегося за маской важности и величия. Частый спутник комического – смех. Человек устает от излишней серьезности и покоя. Варианты комического разнообразны: ирония, юмор, сарказм; сатира, пародия, анекдот и т.д. Умение отнестись с юмором к себе самому – первый шаг в преодолении недостатков.

Необходимо упомянуть о существовании еще двух типов духовных ценностей. Именно они осуществляют синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. Это ценности религиозные и ценности художественные, лежащие в основе искусства. Изучением религиозных ценностей занимается философия религии. Теоретический анализ искусства и художественных ценностей осуществляется такой дисциплиной, как культурология.

Таким образом, содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей. Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Духовность – это целостное единство ума, воли и чувств, направленных на благо и лучшее будущее, это проявление высших человеческих чувств: любви, сострадания, доброты, чести, достоинства, стремления к возвышенному, прекрасному и совершенному. Содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей. Жизнь, Смерть, Бессмертие, Вселенная, Земля, Пространство, Время, Движение, Гуманность, Творчество, Индивидуальность, Творчество, Любовь, Добро и Зло, Долг, Верность, Дружба, Человечность, Сострадание, Ответственность, Честь, Достоинство, Гармония, Красота, Прекрасное, Возвышенное, Трагическое, Комическое.

Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ


Духовность

Мировоззренческие ценности                             

Нравственные ценности                                               

Золотое правило нравственности

Эстетические ценности

Катарсис


Вопросы и задания для самоконтроля по теме 8

 

1. Душа, Дух, духовность

1. Раскройте соотношение таких начал человека, как тело, душа, дух.

2. Раскройте понятие духовности.

2. Мировоззренческие духовные ценности

1. В чем выражается особенность мировоззренческих духовных ценностей?

2. Перечислите мировоззренческие ценности.

3. Нравственные ценности

1. Каково, по Вашему мнению, соотношение таких ценностей, как Добро и Зло?

2. Прочитайте нижеприведенные изречения о добре и зле. Выберите из них те изречения, с которыми Вы согласны и не согласны. Объясните свой выбор.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ

1. Лучшее в добрых делах – это желание их утаить. (Б. Паскаль)

                                                                                                                                                                     

2. Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – уничтожать жизнь, вредить жизни. (А. Швейцер)

                                                                                                                                 

3. Зло есть грубейшая форма невежества. (Н. К. Рерих)

                                                                                                                                                                  

4. На добро отвечать добром дело каждого, а на зло добром – дело отважного. (Туркменская пословица)

                                                                                                                                                                  

5. Наказание делающим зло состоит в том, чтобы ответным добром заставить их устыдиться своих дел. (Индийское изречение)

                                                                                                                                                                                                                                                                                  

4. Эстетические ценности

1. Какие ценности называют эстетическими ценностями?

2. Согласны ли Вы с утверждением, что без катарсиса внутренний мир человека становится ущербным?

3. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского: «Красота спасет мир!»?

ТЕМА 9

Философия культуры

ПЛАН:

1. Понятие и функции культуры.

2. Культура личности.

3. Творчество. Искусство.

4. Культура и цивилизация.

5. Массовая культура, субкультура и контркультура.

1. Понятие и функции культуры

Слово «культура» родилось в эпоху Античности как противоположное по значению слову «натура» (природа). Мир, созданный человеком, и внутренний мир самого человека противопоставлялись миру природы, миру процессов и явлений объективной реальности. На философском уровне размышления о культуре появились лишь в учениях Вико, Гельвеция, Гердера, Канта.

В современной науке и философии область гуманитарного знания, охватывающая вопросы определения сущности, закономерностей, динамики и функционирования культуры называется культурологией.

В истории философии сложилось множество подходов к пониманию сущности культуры. Среди них можно выделить следующие основные подходы:

I. Историко-просветительский подход. Мыслители эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо, Гельвеций, Гердер, Лессинг, Шиллер, Гегель) считали, что культура – это воплощение могущества познающего разума, совокупность знаний и мастерства, определенный уровень образованности и воспитанности.

II. Социально-деятельностный подход. К. Маркса и Ф. Энгельс считали, что культура – это результат социально-значимой деятельности, воплощение родовой сущности человека. Это предметная человеческая деятельность, дающая возможность самореализации через результаты деятельности, но и ведущая к отчуждению продукта, отчуждению человека от собственной сущности и превращению его в частичного индивида, в функцию.

III.  Подход О. Шпенглера. Шпенглер характеризует бытие природы в понятиях причинность, пространство, ставший мир, а бытие культуры – в понятиях судьба, жизнь, время, становящаяся душа. О. Шпенглер, выделив восемь культурных организмов, восемь мировых культур, считает необходимой ступенью развития культуры ступень кризиса, «заката», «зимы». Европейская культура начала XX века переживает кризис - «закат», связанный с разрушением оснований подлинной духовности и исчерпанностью жизненной силы.

IV. Русский символизм. Мир символов, соединяющий отвлеченные идеи и философские представления о вечных, духовных ценностях с конкретностью выразительного образа – вот мир культуры. Концентрированное воплощение этот мир получает, в искусстве, в поэзии, живописи, музыке, театре. В культуре доминирует творчество, через символы человек соприкасается с беспредельностью и вневременностью мироздания.

V. Русский космизм Н.К. Рериха. Культура – это космическое явление, наслоения культуры накапливаются веками. Культура – это главный принцип, объединяющий человечество. Культура многослойна, в нее входят, взаимодействуя, взаимодополняя друг друга, и философия, и религия, и мораль, и наука, и искусство. К области Культуры можно отнести самые лучшие проявления человеческого духа. Истинная культурность человека определяется качеством, красотою его духа. Культурный человек истинно духовен. Именно Культура облагораживает, возвышает, просвещает, объединяет и созидает. Культура – спасение и последнее прибежище жизни в планетарном, космическом аспекте.

VI. Семиотический подход. Среди основных концепций культуры философии XX века выделяется семиотический подход, который представлен в первую очередь работами Р.Барта. Семиотика – наука о знаковых системах. Барт рассматривает всю культуру как текст. Знаковая реальность – реальность культуры – предзадана человеку, она может быть рассмотрена как «миф» или как «письмо», не имеющее «автора», как устойчивая семиотическая структура.

VII. Личностный подход к определению культуры доминирует в работах Л.Н. Когана, В.М. Межуева и Э.В. Соколова. Для них культура – это воплощение сущностных сил человека, способ социально-исторического бытия личности.

VIII. Ценностный подход, определение культуры как системы духовных ценностей прослеживается в работах Н.Чавчавадзе, З. Какабадзе, О. Джиоева и Л.Н. Столовича.

IX. Философия культуры М.М.Бахтина. Бахтин говорит о культуре как о диалоге, встрече смыслов, об изменении смысла в зависимости от контекста. Он выделяет три сферы культуры: наука, живая событийная реальность и эстетическая деятельность.

В данном обзоре различных позиций упомянуты не все имена и теории. Однако данный обзор показывает глубину, широту и серьезность философской проблемы культуры.

Исходя из научно-философского анализа, можно выделить основные функции культуры:

1. Познавательная и информативная функции. Культура – это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее поколение опытом предшествующих поколений, приобщая человека к опыту мировой культуры.

2. Коммуникативная функция.  Культуры разных народов, как и люди – представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря коммуникативной функции. Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг и т.п.

3. Регулятивная и оценочная функции. В культуре есть множество норм, и правил поведения. Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей. Они обязывают человека придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми в той или иной культуре.

4. Духовная функция культуры.  Ядром культуры являются и должны являться духовные ценности. Культура должна выводить человека за пределы чисто утилитарных потребностей, связывать его с высокими идеалами и принципами.

Сколько бы не существовало определений культуры, в одном ученые, исследователи, философы, как правило, сходятся: культура есть совокупность достижений в определенной сфере человеческой деятельности, и она характеризует высокий (и ни какой иной) уровень развития человека, общества или явления.

Культура имеет ту отличительную особенность, что задает уровень, на который равняются. Иначе говоря, ориентир высоты задается именно культурой.

2. Культура личности

Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности. Управление сложными техническими средствами, использование высоких технологий требуют высокого уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом. Это нравственное чувство является необходимой основой культуры личности.

Культурность – это многокомпонентное качество человека, которое нельзя свести к какой-то одной характеристике. Но поскольку основой культуры являются духовные ценности, как было сказано выше, то и культура личности своей основой имеет нравственные, духовные качества. Любовь, доброта, долг, честь, совесть, достоинство, честность – эти и другие нравственные качества составляют стержень истинной культурности.

И. Кант связывал культуру личности с нравственным категорическим императивом, который определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

Среди других уровней культурности можно выделить следующие: образованность и интеллигентность, ответственность и умение ценить достижения общества, признательность и умение быть благодарным, вежливость и тактичность, стремление к высокому качеству, умение ценить красоту и утонченность вкуса, любовь к природе и Родине…

Культура не возникает ниоткуда. Творец и носитель культуры – человек. Поэтому культура внешняя и культура внутренняя – это взаимосвязанные явления. От уровня развития человека зависит качество его деяний и творений. И наоборот, любое творение начинает жить самостоятельно, оказывая воздействие на человека, на его внутренние качества.

3. Творчество. Искусство

Творчество – это активная деятельность людей по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей. Основными формами творчества являются научное творчество, профессиональное творчество и художественное творчество.

Научное творчество – это деятельность по получению новых достоверных объективных знаний о мире и человеке. Результатом научного творчества являются открытия и изобретения.

Профессиональное творчество – это поиск новых, более эффективных методов и средств достижения профессиональных целей.

Художественное творчество – это искусство.

Искусство – это художественная творческая деятельность по созданию вымышленного мира или художественной реальности. К искусству относятся литература, архитектура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают мир в образах. Образ – это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и эстетическую ценность. Человек искусства мыслит образами. Это специфическая, присущая искусству форма отражения действительности. Сущность искусства – образность, выразительность и заразительность. Искусство постигает смысл бытия с помощью художественных образов и выразительных средств.

Главные функции искусства:

1) Смысложизненная функция – постижение смысла человеческого бытия;

2) Ценностная функция – формирование нравственных, мировоззрнческих и эстетических ценностей;

3) Психологическая функция – в искусстве происходит самовыражение личности;

4) Искусство как катарсис – очищение и оздоровление души в результате глубоких эмоциональных переживаний;

5) Искусство как самоцель – художественная деятельность сама по себе как творческий процесс дает ощущение полноты бытия и радости жизни.

В основе творчества и искусства лежит эстетическое чувство. Это чувство наслаждения красотой мира. Искусство – это средство, позволяющее творить мир по законам красоты.

Сила творчества и искусства заключается в том, что они обладают огромным эмоциональным влиянием на человека, действуют остро и непосредственно. В искусстве человек выражает собственную фантазию и глубины человеческих переживаний.

 

 

4. Культура и цивилизация

Категория «цивилизация» используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях:

1) в общефилософском смысле - как социальная форма движения материи;

2) как общая социально-философская характеристика всемирно- исторического процесса и качественно-определенных стадий его развития;

3) как культурно-исторический тип, характеризующий регионально- традиционные особенности развития общества;

4) как обозначение цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски).
Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

В самом широком значении термин «цивилизация» во многом совпадает по смыслу с понятием «культура». Первый фиксирует достижения человека в системе государственного устройства, разумно устроенного общества; второе со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание страстей. Иначе говоря, понятие «цивилизация» в определенном смысле поглотило понятие «культура», оставив за ним то, что относится к формированию личностного, творческого начала в человеческой деятельности. В то же время за понятием «цивилизация» закрепилась в качестве из его определений характеристика материальной стороны человеческой деятельности.

Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. Цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества.

Таким образом, следует различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек – это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

Таким образом, в истории философской и научной мысли можно выделить два основных подхода к рассмотрению соотношения культуры и цивилизации: 1) подход, в котором большинство мыслителей отождествляют культуру и цивилизацию; 2) позиция, представители которой характеризуют культуру и цивилизацию как нетождественные друг другу явления, стороны жизни общества. Наиболее ярко и глубоко эта позиция выражена в работах И. Канта, О. Шпенглера и Н.А. Бердяева.

Согласно Н.А.Бердяеву, культура и цивилизация противоположны друг другу. Цивилизация – это внешний по отношению к человеку мир техники и материальности, это обустройство жизни в материальных, гражданских аспектах. Цивилизация прагматична и технична, она отрицает все духовное и подчиняет себе человека. В отличие от нее культура – это наивысший потенциал духовного развития общества, проявляющийся в ценностях религии, искусства, философии, творчества. Культура и цивилизация – это такие стороны развития общества, которые должны гармонично дополнять друг друга. Но при этом культура должна быть ведущим началом. Характер цивилизации зависит от того, на каком уровне находится культура. Ранние цивилизации создавались и развивались в единстве с культурой. Поздние цивилизации отделялись от культуры. Полный отход культуры от цивилизации стал особенностью XX века.

Таким образом, можно выделить и некий третий, диалектический подход, согласно которому утверждается одновременно единство и противостояние культуры и цивилизации как двух различных, но взаимосвязанных сфер жизнедеятельности общества. Культура и цивилизация взаимно дополняют друг друга и так же взаимообусловлены, как материальное и духовное начала в культуре. Гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации, в свою очередь, высокая цивилизация может быть построена только на основе культурного творчества – в этом заключается необходимость гармонизации отношений между культурой и цивилизацией.

5. Массовая культура, субкультура и контркультура

В индустриальном обществе культура начинает производиться, как автомобили и холодильники, культурное производство организовывается по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляет такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для массового потребления. Феномен массовой культуры появился в XX веке как результат социальных, экономических, политических процессов. Эти процессы привели к формированию так называемого «массового общества» и массовой культуры.  

Массовая культура – это деятельность людей по воспроизведению и обновлению их жизни, а также продукты и результаты этой деятельности, которые носят усредненный, стандартный, общедоступный, массовый или растиражированный характер (например, производство сериалов, мода, «бульварная» литература, поп-музыка, шоу-индустрия). Основные черты массовой культуры: примитивизм, дешевизна, развлекательность, агрессивность, низкое качество, низкая художественная ценность, пошлость.

Инструментом массовой культуры стали СМИ – радио, газеты, Интернет. Массовая культура стала сферой экономики как способ зарабатывания денег. Производство продукции массовой культуры поставлено на научную основу: здесь применяются социологические опросы и эффективная реклама.

Философы выделяют и положительное, и отрицательное воздействие массовой культуры на личность и общество в целом.

В положительном смысле массовая культура выполняет полезную психотерапевтическую функцию. Она позволяет человеку отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. У массовой культуры самая широкая аудитория, она более доступна для масс.

В негативном смысле массовая культура – мощное средство воздействия на общественное сознание для подмены истинных ценностей культуры фальшивыми, пошлыми, примитивными образами. Имея выход на самую широкую аудиторию через СМИ и хорошо технически оснащенная, массовая культура становится чрезвычайно опасной для общества, особенно для подрастающего поколения. Именно в подмене ценностей добра и зла, справедливости, счастья и других заключается пагубное влияние массовой культуры. Массовая культура приводит к разрушению личности, к разрушению индивидуальности человека.

В рамках господствующей в обществе культуры можно выделить отдельные культурные предпочтения множества групп и слоев общества – демографических, профессиональных, религиозных. У каждой из них формируется собственная культура – субкультура (или «подкультура»). Субкультура – это система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Это может быть подростковая или молодежная субкультура, профессиональная субкультура программистов или художественная богема, субкультура военных или менеджеров. У представителей различных субкультур свой особый язык (сленг или жаргон), свои развлечения, хобби и вкусы.

Контркультура – это субкультура, находящаяся в конфликте с ценностями, которые господствуют в обществе. Это сопровождается оппозиционным, протестным поведением, а также наличием определенной идеологической программы, продуманной системой альтернативных ценностей. Примером контркультуры может служить молодежное движение 60 – 70-х гг. XX века, вошедшее в историю как поколение хиппи, битников.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Культура есть совокупность достижений в определенной сфере человеческой деятельности, и она характеризует высокий (и ни какой иной) уровень развития человека, общества или явления. Культурность – это многокомпонентное качество человека, стержнем которого являются нравственные качества.

В пространство культуры входят наука, религия, мораль, философия, искусство, творчество. Творческая деятельность пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности, что проявляется в изменении и обновлении мира. Искусство раскрывает феномен прекрасного. Сила творчества и искусства заключается в том, что они обладают огромным эмоциональным влиянием на человека.

Культура и цивилизация – это две противоположные, но взаимосвязанные, взаимодополняющие друг друга стороны общества. Гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь с помощью развитой цивилизации, а высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества.

В XX веке появился феномен массовой культуры. Продукты массовой культуры  носят усредненный, стандартный, общедоступный, массовый или растиражированный характер (например, производство сериалов, мода, «бульварная» литература, поп-музыка, шоу-индустрия).

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

 


Культура                          

Культурность                   

Творчество                        

Искусство 

Цивилизация               

Массовая культура                

Субкультура                 

Контркультур


Вопросы и задания для самоконтроля по теме 9 «Философия культуры»

1. Понятие и функции культуры

1. В чем заключается сущность культуры согласно ценностному подходу?

2. Раскройте духовную функцию культуры.

2. Культура личности

1. Какими качествами должен обладать культурный человек?

3. Творчество. Искусство

1. Раскройте основные формы творчества.

2. Какие функции выполняет искусство?

3. Что такое эстетическое чувство?

4. Культура и цивилизация

1. Как определял противоположность культуры и цивилизации Н.А. Бердяев?

5. Массовая культура, субкультура и контркультура

1. В чем заключается негативное воздействие на человека массовой культуры?

2. Какие явления определяются терминами субкультуры и контркультуры?

ТЕМА 10

Философия религии

ПЛАН:

1. Философское осмысление религии.

2. Проблема веры. Соотношение веры и знания.

3. Значение и функции религии.

1. Философское осмысление религии

Религия – феномен духовной культуры человечества. Философы давно пытаются понять загадку религии. Что заставляет людей верить в то, что они никогда не видели? В чем причины долговечности религии? Как и когда возникла религия? Подобные вопросы волнуют тех философов, которые избрали феномен религии предметом своих специальных размышлений.

Философия религии – это философский анализ специфических особенностей и значения религии. Кроме философии религии религиозными проблемами занимается теология (или богословие). Теология (учение о Боге, так как «теос» - Бог) – это система догм вероучения. В отличие от теологии философия свободна в своих раздумьях. Можно верить в Бога и рассматривать эту веру как проблему. Если человек задумывается над вопросами: действительно ли существует Бог, как можно доказать Его бытие, зачем нужна религия, - он становится философом.

Одну из первых попыток определить феномен религии сделал римский политик и философ Марк Туллий Цицерон. Он объяснял, что «религия» происходит от латинского «relege» («чтить», «почитать») и означает «богопочитание», «культ». Религия определяется как преклонение и благоговение человека перед божественным началом.

Другое объяснение религии связано с латинским словом «religare» - «связывать». В этом смысле религия предстает, как стремление человека обрести связь с божественным началом, Богом.

Данные определения не противоречат друг другу. Религия – это феномен духовной культуры человечества, в основе которого лежит вера в высшее божественное начало, богопочитание и стремление к связи с Богом.

Религия является самой ранней формой человеческого мировоззрения (наряду с мифологией). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил, божественного высшего мира, господствующих над человеком. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не «смешивает» земное и божественное, а глубочайшим образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы.

Философия появилась на основе мифа и древних религий, и также как эти древние формы мировоззрения философия рассматривает самые широкие проблемы мира и существования человека. Однако между религией и философией существует принципиальное различие. Философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты, стремясь понять мир и человека с позиций знания, разума. Для религии, теологии бытие Бога – это истина, не требующая доказательств. Для философа бытие Бога – это результат свободного интеллектуального труда, собственного доказательства, основанного на личном жизненном опыте. Именно такая внутренняя работа души над решением религиозных проблем представлена в «Исповеди» Л.Н. Толстого.

В истории философии были религиозные мыслители (Дж. Беркли, К. Ясперс, Фома Аквинский, С. Франк, В. Соловьев и другие). Они полагали, что, не признавая Бога, невозможно объяснить ни устройства мира, ни предназначение человека. Для философов религиозной ориентации существование Бога – ключ к разгадке тайн природы, космоса, общества и человека.

Как появилась религия? Она возникла благодаря живому общению с Богом. – Такой ответ дает сама религия. Однако философы по-разному объясняют происхождение религии. Такие мыслители, как З. Фрейд и Э. Фромм, дают психологическое объяснение происхождения религии. Они считают, что бессознательное восхищение отцом, поэтизация его облика, психологические переживания, связанные с отношением к отцу – все это воплотилось в образе Бога. Другие философы считают, что религия сложилась как ответ на страдания и лишения людей. Они искали утешения и искали иной жизни. Мечта о всеобщем рае привела к рождению религии.

Первоначальной формой религии был, вероятнее всего, монотеизм (единобожие). Почитание родоначальника, праотца рода, героев, вождей, а также прославление явлений природы привело к появлению политеизма, то есть к поклонению многим богам, многобожию. В древности также сформировались мировые религии, которые распространились по всему миру: Буддизм (V век до н.э.), Христианство (I век н.э.) и Ислам (VII век н.э.).

Философия религии опирается на три основных вопроса:

1. Есть ли Бог? (Онтологический аспект осмысления феномена религии).

2. Как Бога можно познать? (Гносеологический аспект осмысления феномена религии).

3. Как должен человек относиться к Богу? (Этический аспект).

Для анализа феномена религии выделяются следующие элементы религии:

1. История возникновения религии. Проблема зарождения религии – одна из центральных в философии религии.

2. Вероучение религии в онтологическом, гносеологическом и этическом аспектах.

3. Способы функционирования религии – набор верований, обрядов, ритуалов, религиозных практик.

Таким образом, религия – это явление мировой культуры. Зародившись в глубокой древности, религия продолжает играть важнейшую роль в жизни человеческого общества.

2. Проблема веры. Соотношение веры и знания

Вера – один из наиболее значимых феноменов духовной жизни человека. Обычно под верой понимается своеобразное духовное состояние, в котором человек согласен признавать как истину нечто такое, что само по себе не очевидно, для чего нельзя привести убедительных оснований. Однако религиозная вера рассматривается как непосредственный результат откровения, она не нуждается в обосновании.

Бог есть высшая ценность религиозной веры. Он считается сущностью, обладающей «сверхъестественными» свойствами и силами. В самом широком смысле Бог есть совершенная сущность. В его совершенство верят и преклоняются перед ним как сущим. Великий физик А. Эйнштейн выразился, что для него Бог – это вера в существование объективной реальности как независимой от человека.

В истории философии можно выделить вопрос о соотношении веры и знания, веры и разума. В эпоху Средних веков философия была подчинена богословию, теологии. Средневековые философы утверждали примат веры над знанием. Так, Августин считал, что задача богословия – познать в свете разума то, что уже принято верой. Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Философ эпохи Возрождения Ф. Бэкон утверждал, что истина заключается в данных опыта и наблюдений, а не в священных текстах. Он выдвинул известный лозунг «Знание – сила!»

На рубеже 19-20 веков философы-экзистенциалисты стали говорить о «наукообразной вере», которой должна уступить место вера догматическая. В «наукообразной вере» знание подкрепляет религию, а не наоборот. К. Ясперс изложил особую философию веры, совмещающую веру в науку с верой в Бога.

Направление современной философии – неотомизм – стремится в едином синтезе объединить веру и знание. Рациональность должна направляться светом веры.

Русские религиозные философы (Хомяков, Соловьев) выделяли важнейшее значение веры как феномена духовного мира человека. В сознании человека вера выступает как убежденность в справедливости, правоте целей и их достижений, является необходимым условием и стимулом творчества и прогресса. Знание – это целостное всеединство, синтез эмпирического познания, мышления и веры.

Таким образом, вера – важнейшее явление внутреннего мира человека. Без веры не обойтись. Вера – это мост, который связывает человека с миром. Жизнь требует веры в себя, в людей, в добро и справедливость. Без веры личность человека можно считать психически ущербной.

2. Значение и функции религии

Какие же функции выполняет в обществе религия?

1. Экзистенциальная функция («экзистенция» переводится как «существование»). Прежде всего, она несет людям ценностный, ориентирующий смысл, то есть отвечает на вопросы: «Зачем? Во имя чего? В чем смыл?» Здесь религия выступает как духовный поиск, как раскрытие потенциала личности. Религиозный смысл жизни – это подлинно духовная и нравственная установка неустанно творить добро и неустанно бороться со злом и разрушением. Человек, не ограничивающийся внешней материальной жизнью, а пытающийся найти свое предназначение, производит и накапливает в мире добро. Без таких людей мир давно бы уже рухнул в пропасть полного хаоса и бессмысленности.

2. Мировоззренческая функция. Религия дает определенную модель мира. Священные тексты мировых религий, например, Коран или Библия, описывают, как мир был сотворен Богом, как мир устроен, что его ждет дальше, какое место в мире занимает человек.

3. Этическая функция. Религия дает определенную модель поведения человека, его отношение к Богу и с другими людьми. Четкие правила поведения выражены в религиозных заповедях, религиозных практиках, в обрядах и ритуалах. Центральные религиозные заповеди: «Возлюби ближнего как самого себя», «Поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой» и другие.

4. Интегрирующая функция («интеграция» обозначает «объединение»). Религия предстает как своеобразная духовная скрепа общества, так как создает общие коллективные представления и ориентиры.

Таким образом, человеческая культура пронизана универсальным религиозным началом. В современном мире религия продолжает играть важное значение как ориентир духовного развития общества. Сегодня обозначается новое религиозное возрождение, влияние религии во всем мире усиливается. В связи с этим возрастает роль философского анализа религиозных проблем.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Религия – явление мировой культуры, процесс духовных поисков смысла жизни и ориентиров развития общества. Философия религии - это философский анализ специфических особенностей и значения религии.

Религиозная вера – это своеобразное духовное состояние, в котором человек принимает за истину бытие Бога, не требуя никаких доказательств и обоснований. Вера – важнейшее явление внутреннего мира человека. Без веры не обойтись. Жизнь требует веры в себя, в людей, в добро и справедливость.

Религиозный смысл жизни – это установка неустанно творить добро и неустанно бороться со злом и разрушением. В этом обозначается самая важная функция религии – смысложизненная (экзистенциальная).

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ


Религия             

Философия религии               

Теология              

Вера          

Экзистенция


Вопросы для самоконтроля по теме 10 «Философия религии»

1. Философское осмысление религии

2. В чем различие между философией и религией?

3. В чем различие между философией религии и теологией?

4. Как философы объясняют происхождение религии?

2. Проблема веры. Соотношение веры и знания

1. В чем сущность религиозной веры?

2. Как рассматривает веру и знание неотомизм?

3. Значение и функции религии

1. В чем заключается экзистенциальная функция религии?

2. Дайте определение феномена религии.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия и научная картина мира | Раздел IV. Социальная жизнь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3152 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.