Лекции.Орг


Поиск:




Речь, речевая деятельность. Культура речи




Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества, она является наилучшей формой, способом общения людей: используется в процессе трудовой, познавательной деятельности человека, является эмоционально-экспрессивным средством, средством воздействия на сознание, средством выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, то есть играет важную роль в становлении и развитии личности. Речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.

Изучением речи, речевого общения занимаются теория речевой деятельности, прагматика, психолингвистика, логика, стилистика, риторика и другие науки.

Под речью понимается психологически обусловленная деятельность человека с помощью средств языка (речевая деятельность) — конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме, а также результат этой деятельности — речевое произведение.

Речь как деятельность представляет собой совокупность отдельных актов говорения и понимания — речевых актов, т. е. целенаправленных, мотивированных, психически организованных речевых действий, которые совершаются в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.

Речевой акт включает в себя несколько речевых действий:

1) ориентировку говорящего в речевой ситуации (где буду высказывать мысль),

2) формирование мотивов, потребностей и целей речевого действия (для чего, зачем буду совершать речевую деятельность),

3) планирование речевой деятельности — составление внутреннего плана (что буду говорить),

4) подбор грамматических и лексических средств оформления мысли, структурирование высказывания (как, с помощью каких языковых средств буду высказывать мысль, каким образом буду строить высказывание),

5) звуковое или графическое оформление высказывания,

6) восприятие речи, то есть прослушивание или чтение её,

7) обратную связь — реакцию слушающего или читающего на речь, произведённую речевую деятельность, оценку речевой деятельности (фазу контроля), или самоанализ речевой деятельности, самооценку (самоконтроль). — ориентировки в речевой ситуации (где буду высказывать мысль).

Речь (речевая деятельность) может быть внутренней и внешней.

Внутренней речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её высказывания. Такая речь характеризуется: сжатостью, свёрнутостью, большой скоростью протекания, предназначенностью для самого себя, отсутствием функции общения, функционированием в качестве средства теоретико-познавательной деятельности.

Внешняя речь — это речь кодированная, оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Может быть представлена в виде

- монолога — развернутого вида речи, произносимого одним говорящим, подчиненного одной теме, определенному замыслу, имеющего свою композицию, обладающего относительной законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ, статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовящегося заблаговременно (составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной последовательности, иногда редактируется, совершенствуется);

- диалога — разговора двух или более человек (в последнем случае принято говорить о полилоге), который состоит из реплик, обращенных к собеседнику, и характеризуется их сменой, как правило, ситуативного, то есть связанного с обстановкой, в которой протекает (реплики диалога связаны друг с другом по содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей), часто сопровождается невербальными средствами.

Особенностями внешней речи являются:

- двусторонность процесса: в ней участвуют две стороны — говорящий и слушающий (пишущий и читающий);

- основная ее функция — коммуникативная;

- внешняя речь включает в себя:

  • говорение, то есть отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию,
  • слушание (аудирование), то есть восприятие акустических речевых сигналов и их понимание (обратный говорению процесс),
  • письмо, то есть кодирование, «зашифровка» речевых сигналов с помощью графических знаков по правилам графики, орфографии и пунктуации,
  • чтение, то есть «расшифровка» (декодирование) графических знаков и понимание их значения (обратный письму процесс);

- по способу кодирования выступает в двух формах — устной и письменной.

Устная речь оформляется в виде звуковых комплексов, более непосредственна, менее подготовлена, с более простым синтаксисом, обладает средствами звуковой выразительности (интонацией, тембром, высотой, темпом, паузами, логическими ударениями, громкостью), может сопровождаться невербальными средствами (жестами, мимикой, указаниями и т. д.), в результате чего имеет сильное воздействие на слушателей. В устной речи требуется соблюдение орфоэпических, интонационных норм.

Письменная речь оформляется графически, более подготовлена и более правильна, сложна по форме и полна по содержанию, строга, подчинена литературной норме, имеет более объемные, сложные предложения. К письменной речи предъявляются также орфографические, пунктуационные и каллиграфические требования.

Факторами, определяющими характер и результат речевой деятельности, являются:

1) говорящий и адресат (кто говорит и кому), которые

- обладают какими-то общими знаниями и представлениями о мире, фондом общих речевых навыков (речевой компетенцией),

- исполняют определенные социальные роли (учитель — ученик, больной — врач, руководитель — подчиненный и т. д.),

- выполняют определённые, согласованные между собой функции: функции отправителя речи — адресанта (говорящего или пишущего) и воспринимающего — адресата речи (слушающего или читающего);

2) конкретная обстановка речи (речевая ситуация), то есть такое стечение жизненных обстоятельств, которое побуждает человека к совершению речевого действия;

3) объект, о котором говорится, тема общения (что говорят, о чем говорят);

4) способ осуществления речевых действий (как, каким образом осуществляет говорящий речевые действия);

При подготовке к речевому общению нужно учитывать и национальные особенности, систему социально-политических, этических взглядов, мировоззрение, предпочтения адресата речи.

Результатом речевой деятельности является речевое произведение — высказывание (устное или письменное), текст.

Текст — это цельное, завершенное по смыслу устное или письменное речевое произведение, состоящее, как правило, из нескольких предложений, связанных между собой семантически и грамматически.

Признаками текста являются:

1) смысловая целостность, отражающаяся в опорных словах и словосочетаниях;

2) грамматическая связность, композиционное единство структурных компонентов, которое подчеркивается абзацным членением, связующими компонентами, отражающими причинно-следственные связи между частями текста;

3) завершенность, то есть предметно-смысловая исчерпанность;

4) модальность: а) объективная (соотнесенность содержания речи с действительностью), б) субъективная (наличие концептуальной позиции автора, его определенного отношения к сообщаемому, основной мысли, идеи);

5) коммуникативная целостность, подчиненность всех языковых средств замыслу автора и др.

По функции и содержанию различают несколько типов текстов (речи): описание, повествование, рассуждение.

Описание — изображение признаков, явлений, предметов или событий, то есть их перечисление, позволяющее ярко, живо, наглядно представить предмет, событие, явление, человека. В связи с этим описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т. д.

Повествование — изображение событий или явлений, которые следуют друг за другом или обусловливают друг друга, иными словами — это рассказ о том, что произошло, случилось. В повествовании используются обычно глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые называют действия, происшествия. Они не описывают действия, а повествуют о них, передают само действие, событие.

Рассуждение — это ряд суждений, вытекающих одно из другого, цепь умозаключений, последовательно изложенных в тексте по поводу чего-либо; развитие, доказательство или опровержение какой-то мысли.

Определение — функционально-смысловой тип речи (текста), точно раскрывающий содержание понятия, в сжатой, обобщённой форме называя основное содержание понятия, его родовые и видовые признаки. Определение требует чёткого, логически последовательного построения, включает в себя 4 основных элемента: 1) определяемое понятие, 2) то, что говорится об определяемом, 3) родовой признак, то есть качество, присущее ряду родственных предметов или явлений, в число которых входит определяемое, 4) видовое отличие — качество, характерное только для данного (определяемого) понятия (См.: Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998. С. 326-327).

В устных или письменных текстах мы обычно наблюдаем объединение нескольких функционально-смысловых типов речи.

Речевое поведение, общение с помощью языка предполагает определенную культуру — культуру речи — одно из важных условий успешной коммуникации. Умение общаться с помощью языковых средств, убеждать становится для человека одним из основных условий профессионального успеха, психологического комфорта.

Культура речи (КР) рассматривается как:

1) «… владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» (Скворцов Л. И. 1979: 119);

2) «... совокупность и система её [речи] коммуникативных качеств» (Головин Б. Н. 1988: 9);

3) «… правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей... нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определённый исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений» (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976: 158);

4) «умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей» (Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. 2003: 68);

5) «… такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Е. Н. Ширяев 1991; 1996; 1998; 2000) (Культура русской речи 1998: 16); [Ширяев].

Культура речи, таким образом, — это не просто следование нормам литературного языка, умение выбирать из существующих в языке вариантов наиболее правильный, точный, выразительный, этичный, целесообразный именно в данной ситуации, но и умение эффективно и рационально организовать свою деятельность в любой сфере своей жизни.

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Составляющими культуры речи являются:

1) правильность речи (как говорить правильно, т. е. соблюдая нормы литературного языка),

2) речевое мастерство (как говорить хорошо, эффективно: содержательно, точно, логично, выразительно, разнообразно, ясно),

3) соблюдение этикета — норм речевого поведения, принятых и предписываемых обществом, в различных ситуациях общения.

Языковой вкус нашего современника во многом формируется под влиянием СМИ, общения в интернете, в результате — речь многих молодых людей примитивна, однообразна, небрежна, груба. Возникает необходимость говорить об экологии языка как составной части «экологии культуры», «нравственной экологии», о чём писал Д. С. Лихачёв, отмечая, что «экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы».

Отрадно, что в современном обществе возрастает значимость уровня общей культуры специалиста, его речевой культуры, в частности. Владение нормами литературного языка, умение продуктивно общаться, убеждать с помощью языковых средств становится для человека одним из основных условий профессионального успеха и психологического комфорта. Неумение организовывать эффективное речевое общение, незнание норм русского литературного языка расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры человека.

В связи с существенными изменениями в современном обществе произошли изменения и в речевой ситуации, в частности, появилось разнообразие говорящих и большая свобода их поведения. Исследователи определяют несколько типов речевой культуры в современном российском обществе — от элитарной до просторечной, далёкой от языкового идеала.

Типология внутринациональных речевых культур представлена в работах О. Б. Сиротининой и В. Е. Гольдина [Гольдин В. Е. Сиротинина О. Б. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики. — Саратов, 1993. — Вып. 25; Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. — М., 2000]. В сфере литературного языка они отмечают два сложившихся типа (элитарный и среднелитературный) и два складывающихся (литературно-разговорный и фамильярно-разговорный), которые непосредственно связаны с общекультурным и общеобразовательным уровнем говорящих и пишущих.

По-настоящему хорошая речь в любой ситуации встречается только у носителей элитарного типа речевой культуры.

1. Речь представителей элитарного типа речевой культуры

- соответствует языковым нормам литературного языка, хотя допускает единичные погрешности;

- отличается богатством, выразительностью, аргументированностью, логичностью, целесообразностью и ясностью изложения в устной и письменной речи;

- свободным использованием функциональных стилей и жанров речи в соответствии с ситуацией и целями общения;

- знанием и использованием риторических правил общения;

- ориентированностью в своей речевой практике на разнообразные тексты общекультурного значения;

- постоянным пополнением своих знаний;

- проверкой их по авторитетным словарям и справочникам.

2. Большинство образованного населения России (людей с высшим образованием и значительное количество со средним образованием) являются носителями среднелитературного типа речевой культуры. Для них характерно

- менее строгое соблюдение норм литературного языка: наличие орфоэпических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических ошибок;

- зачастую искаженное представление о правильности в силу отсутствия необходимых знаний;

- удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и умений, в их проверке;

- злоупотребление книжными и иностранными словами;

- владение, как правило, только разговорной речью и одним из функциональных стилей, необходимых профессионально: для ученых — научным, для журналистов — публицистическим и т. д.;

- ориентированность на радио, телевидение и другие средства массовой информации, на популярную литературу, часто низкого качества;

- отстаивание своей правоты при нарушении нормы, в ее интерпретации.

Все это приводит к системным ошибкам в орфографии, пунктуации, произношении, словоупотреблении (например, ошибки в употреблении падежных форм сложных числительных) и т. д., речевым штампам, возможности употребления сниженной лексики в целях повышения экспрессивности речи, например, в речи многих журналистов, на которую ориентируются остальные носители среднелитературного типа речевой культуры. Это способствует воспроизведению и все более широкому распространению именно среднелитературного типа речевой культуры, нарушению традиционных национальных коммуникативных и этических норм (например, чуждому русской традиции общения именованию взрослого человека без отчества (Борис Ельцин, Владимир Путин), использованию ты-общения в официальной обстановке [Сиротинина].

3. Литературно-разговорная речевая культура характеризуется

- владением только разговорной системой общения, которая и используется говорящим в любой обстановке, в том числе и официальной;

- разговорный (неполный) стиль произношения с сильной редукцией;

- преобладанием ты-общение;

- использованием домашних имен (Сережа, Вова, Таня);

- большое количество иноязычной лексики и книжных слов, которые нередко становятся простыми заполнителями пауз в речи (типа, конкретно, вау);

- смешение стилей общения.

4. Для фамильярно-разговорной речевой культуры характерно

- ты-общение как единственно возможная форма общения;

- разговорный стиль произношения с предельной редукцией;

- предпочтение в обращении фамильярных форм (Сережка, Серега, Вовка, Вовчик и т. д.);

- большое количество используемых в речи жаргонизмов;

- усиление доли грубых слов и просторечных элементов;

- несоблюдение этических и коммуникативных норм;

- смешение письменной и устной форм речи.

Разговорные типы речевой культуры могут быть разновидностью хорошей речи, элитарной и среднелитературной речевой культуры в непринужденном разговоре с близкими или друзьями.

5. Просторечный тип речевой культуры является показателем низкого образовательного и культурного уровня человека, характеризуется

- ограниченным запасом слов;

- высокой частотностью экспрессивных средств, междометий;

- грамматическим однообразием: морфологической и синтаксической бедностью, монотонность;

- незнанием норм литературного языка, их системным нарушением;

- насыщенностью сниженной лексики и фразеологии, ругательств;

- неумением строить монологический текст, использованием при этом большого количества слов-паразитов (ну, вобщем, типа, типа того, знаешь, понимаешь, короче, прикинь и т. п.).

6. Профессионально-ограниченную речевую культуру характеризует:

- преимущественно ты-общение;

- системность нарушений языковых норм;

- большое количество профессиональных жаргонизмов, которые не осознаются таковыми (например, жаргонизмы мобильных пользователей: вапиться — пользоваться WAP; лыжи — телефоны LG; мотор, моторыла — телефоны Motorola; Семен — телефоны Siemens; стакан — вертикальная зарядка; шкурка — чехол; девочка — телефон со встроенной антенной; мальчик — телефон с внешней антенной и т. д.);

- затруднения в построении устной монологической речи.

7. Народно-речевая культура — культура, отражающая особенности народных говоров (территориальных диалектов), которыми пользуется большая часть сельских жителей России. К традиционной народно-речевой культуре того или иного региона, к живому народному слову как национальному богатству русского народа необходимо особое внимание, поощрение общественного интереса к ее богатству, что должно способствовать повышению самооценки сельских жителей, укреплению толерантности в российском обществе, должно стать одним из немаловажных элементов в создании привлекательного образа России и за ее рубежами.

Овладение коммуникативно-речевой культурой, повышение ее уровня необходимо специалистам сферы сервиса, по роду своей де­ятельности связанным с людьми, общением. Это предполагает наличие знаний, формирование, развитие и совершенствование коммуникативно-речевых навыков:

- знаний основных коммуникативных, речевых, этических правил, норм;

- формирование умения точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- формирование умения строить свою речь в соответствии с условиями общения, находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия;

- формирование умения корректировать речевую форму и тактику в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата;

- умения слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, подавать реплики, дополняя и развивая тему беседы или аргументированно возражая по существу предмета обсуждения;

- формирование умения вести и поддерживать риторическими средствами беседу на философские, политические, историко-культурологические, деловые, научные, бытовые и другие темы, набор которых составляет круг компетентности культурного человека;

- развитие умения выступать перед слушателями с различными целевыми установками (с целью сообщения информации, объяснения, убеждения и т. д.) в разных жанрах, уместных в данной ситуации, на доступную тему;

- формирование и развитие способности создавать общественно, культурно и научно значимые речевые произведения в письменной и устной формах;

- развитие умения осваивать и совершенствовать речевые способы культурного самовыражения: умения излагать свои мысли, убеждения и оценки в форме публичной речи, реплики, статьи, письма и т. д., соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми в обществе правилами;

- формирование умения участвовать в прениях, дискуссиях по проблеме, в которой говорящий достаточно компетентен, ясно, правильно и лаконично излагая свое суждение в виде строго регламентированного выступления с соблюдением всех этических, этико-психологических законов и правил и другие.

 

Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:

  • Что включает в себя понятие «речь»: деятельность, ее результат или то и другое?
  • Каковы виды речевой деятельности.
  • Какие разновидности речи Вам известны, в чем их различия?
  • Чем отличается внутренняя речь от внешней?
  • Что такое монолог, диалог?
  • Каковы отличия описания, повествования, рассуждения, определения?
  • Какие аспекты речи изучает дисциплина «Русский язык и культура речи»?
  • Что такое культура речи?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1683 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

799 - | 793 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.