Тема. Русский народный костюм
Крестьянскую одежду классифицируют по следующим признакам:
- региональный (южнорусскийпонёвныйисеверорусскийсарафанный
комплексы и др.);
- этнолокальный (местные разновидности региональных комплексов);
- половозрастной (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);
- степень зажиточности владельца;
- сословная принадлежность (к однодворцам, казачеству и др.);
- социально-бытовые функции (рабочие, будничные, праздничные и
обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, пожнивные);
- практическое назначение (нательная, горничная, верхняя одежда).
Из огромного разнообразия женской русской народной одежды выделяют
два основных типа — южнорусский и северорусский.
В южнорусский поневный комплекс входят: богато вышитая рубаха, клетчатая понева — набедренная одежда типа юбки, пояс, передник («запан»), а также наплечная одежда типа укороченной рубахи («навершник»), дополнения и украшения, кичкообразный головной убор («сорока»), обувь.
В композиции поневного комплекса преобладает принцип симметрии, наличие двух согласованных центров средоточия декора:
- наверху (головной убор и плечевой пояс) и
- внизу (подол поневы, рубахи и низ передника).
Овальный силуэт южнорусского поневного комплекса, горизонтальность расположения декора, намеренное сокрытие талии ишеи 1 придавали женской фигуре подчеркнутую массивность.
В южнорусском поневном комплексе зримо воплотилась неисчерпаемая декоративная фантазия народа, источником которой была щедрая южнорусская природа. Созвучность ей рождала
- мастерство плавной гибкой линии, свободно очерчивающей овальный силуэт фигуры, чарующую мощь яркой, радостной колористики;
- декоративное богатство;
- ювелирную тщательность отделки при сохранении монументальности художественных образов.
_____________
1Вместе с подражанием животным и птицам в формах головных уборов изначально это выступало в качестве своеобразной маскировки, родственной ритуальным маскам, и выполняло роль оберега.
- 1 -
Северорусский сарафанный комплекс составляют: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения и дополнения, обувь.
В связи с этим примечательно следующее высказывание Б.А.Куфтина о том, что установленный Д. Зелениным в качестве северо-великорусского, в противоположность южно-великорусскому комплекс костюма — сарафан-кокошникможет
относиться к слою мещанско-торговой городской культуры в деревне, так как более древний в северовеликорусской народной среде косоклинный сарафан, по существу, не связан с кокошником и в северо-великорусских губерниях еще недавно сопровождался головным убором, совершенно аналогичным южновеликорусскому, т.е. кичкой-волосником с твердой основой, сорокой и бисерным позатыльником, иногда даже с сохранением этой терминологии.
В сарафанном комплексе центр композиционной связи всех элементов костюма, декорировавшийся особенно пышно, приходился на верхнюю часть костюма — головной убор и плечевой пояс.
Комплекс с сарафаном бытовал не только на русском севере, но и в центре, в районах Поволжья, Урала, Сибири, а также в некоторых южных и западных губерниях России. Во второй половине XIX в. сарафан как более модная городская одежда стал проникать в Рязанскую, Тульскую, Калужскую идругие губернии, в которых ранее традиционным считался понёвный комплекс. Кичкообразные сложносоставные головные уборы постепенно упрощались, заменялись повойниками и платками.
Крестьянский костюм в центральной России был близок к северному, хотя в ряде мест встречались костюмы чертами южнорусского комплекса. Исследуя материальную культуру русской Мещеры, Б.А. Куфтин отмечал, что передвижения населения с севера на юг и обратно сильно стерли своеобразие древнего слояВ области самой Москвы это сказалось особенно ярко на костюме, в полном исчезновении древней поневы под влиянием широкого распространения с севера и северо-запада, по-видимому, под влиянием боярского костюма сарафана с пуговицами. Понева, еще недавно бытовавшая в некоторых южных уездах Московской губернии, может быть, уже являлась там позднейшим наслоением, проникшим туда вторично с южно-великорусскими выходцами, например, в связи с переселением крестьян помещиками в крепостное время. Имеются некоторые сведения о поневе в Бронницком, Подольском уездах, в Верейском уезде и у так называемых «шуваликов» (крепостных гр. Шувалова). Уже в 80-е гг. XIX в. в _______________
1У казаков, сформировавшихся из русских выходцев из разных губерний и включавших также неславянские элементы, наряду с кубельком бытовали следующие типы женского костюма: у казачек с верховьев Дона можно было найти поневу и рогатую кичку, местами — сарафан и кокошник; у уральских казачек господствовал комплекс с сарафаном, у терских — было много общего с одеждой кавказских горцев, у кубанских казачек также были свои отличия в одежде (домотканая, иногда полосатая юбка и др.)
- 2 -
Московской губернии крестьянки по праздникам ходили в городских платьях, шляпках, нитяных перчатках и с зонтиками.
Небольшая часть крестьянок южных губерний носила костюм, включавший рубаху с однотонной или полосатой юбкой, кокошником или колпаком (костюм однодворок), а казачки Нижнего и Среднего Дона носили костюм с кубельком — платьем типа татарского камзола, надеваемым на длинную туникообразную рубаху с широкими рукавами (костюм). В костюм с кубельком также входили серебряный или бархатный пояс «тартаур», парчовый повойник (либо рогатая кичка или расшитый колпак), расшитые татарские сапоги или туфли, украшения, дополнения и штаны, наличие которых свидетельствует о сильном влиянии на одежду казачек культуры их восточных соседей1.
На рубеже XIX и XX вв. по всей территории России распространилась парочка — комплекс из юбки и кофты (или цельного платья), сшитый из фабричной ситцевой ткани. Парочка дополнялась платком, завязанным под подбородком Деревенские модницы к парочке надевали белые чулки и красные козловые ботинки на резинках («полсапожки»).
Мужской костюм русских крестьян отличался однотипностью и состоял из рубахи, пояса, портов, верхнего и нижнего кафтанов, головного убора и обуви — лаптей или сапог.
Детская одежда и покроем, и орнаментом почти полностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей Деревенские мальчики и девочки ходили летом в длинных подпоясанных рубахах из льняного или конопляного («посконного») полотна. Подростки же носили как длинные рубахи, так и комплекты из рубахи с сарафаном (или с юбкой) и рубахи со штанами. Характерной особенностью русской крестьянской культуры являлось одновременное бытование костюмных комплексов, сложившихся в разное время.