Линии развития образов обуславливают переходы между гунами.
Нет гун как таковых, в отрыве от конкретного содержания. Есть образы и их линии развития, которые выражают принципы той или иной гуны.
Изучая движение линий развития образов и их пересечения, можно определять переходы по гунам для прогнозирования качества развития системы.
Переходы между гунами в системе предположительно происходят в точках пересечения линий развития образов, когда линия одного образа прерывает линию развития другого образа.
* * *
В вышеизложенном виде теория гун может применяться для разбора сложных систем. То есть, в таком виде: «теория гун +теория образов», – изложенная конструкция примерно соответствует теоретическим основаниям понимания системного подхода в ДВЦ.
Что не так в теории гун.
Пересматривая и осмысляя теорию образов, я прихожу к выводу, что гуны и, возможно, системные законы вообще - формальная описательная схема. Они здорово работают ими можно пользоваться. Но, видимо, важно помнить, что это условные конструкции, которые годятся в общем случае для прогнозирования, но они не могут ничего сказать о сути преобразований. Именно в этом их принципиальное ограничение.
Суть теории образов в том, что ничего нет кроме образов, всё собирается из образов. Гуны же здесь непонятно куда относить. Они как бы сами по себе, и что с ними делать не понятно. В общем и целом они хорошо описывают переходы между линиями развития образов. Но при этом остаются не вписанными в саму теорию образов. Кроме того иногда при анализе сталкиваешься с проблемой определения гуны того или иного явления. И это заметный недостаток.
По всей видимости, вся схема трёх гун может и должна заменяться анализом проявленности определённых образов в том или ином явлении. И закономерность тут следующая.
Всё, что ведёт к сатве - успеху, и всяческому равновесию и благополучию, - всё это сходится так или иначе к проявленности всего двух ключевых образов мироздания.
Это образ Вишну, отражающий принцип творчества, любви и блаженства. И образ Брахмы, отражающий принцип чистоты, трезвости, ясности, самодостаточности, следования своему пути, умиротворения.
Вся матрица трёх гун - формальное учтение проявленности этих двух образов. То есть, она глубоко вторична по отношению к истинному положению дел.
Почему проигрывает тамас, почемукосное, безнравственное поведение всегда системно проигрышно? Потому что либо нет ясности представлений, либо нет самодостаточности, либо нет любви, либо нет творчества. Вышеописанные образы целостны и общезначимы в космическом масштабе, поэтому упущение, а тем более противоречие какой-либо составляющей вызывает вытеснение этих образов из содержания образа рассматриваемой системы.
То есть, для процветания нужно просто следить за наличием этих образов в вашей деятельности или в рассматриваемой системе, и всё будет хорошо.
Как это работает на примере мартицы гун. Вот, согласно ей, страдание - это раджас. Но при этом чремерное страдание ведёт к тамасу. Как узнать, будет принцип раджаса чрезмерен для системы? Из схемы трёх гун это неясно. Поэтому в целом гуны работают, но в сложных системах их приближённости не достаточно.
Из принципа проявленности образов ясно, что страдание благотворно только тогда, когда запускает творческий поиск, или пробуждает принцип любви, или стремление к ясности и самодостаточности. Из особенностей системы можно вывести, что ей нужно для пробуждения составляющих этих образов. Может и не нужно никакого страдания, оно будет в любом случае пагубно и чрезмерно, так как вытеснит принцип блаженства, а значит и любви и далее по цепочке.
Тут важно учитывать малейшую похожесть того или иного явления в системе на составляющие двух основополагающих образов. Например, знание - это отражение принципа ясности и чистоты, которое связано с Брахмой. Желание неизбежно связано с творчеством, то есть с принципом Вишну, но оно не должно перекрывать его же принцип блаженства, которое связано с любовью ко всему мирозданию. С творчеством и желанием неизбежно связан принцип преодоления, который входит в содержание гуны раджаса. Также принцип раджаса - страдание - связано с желанием по принципу: "я хочу, чтобы страдания не было". Именно поэтому оно может быть благотворно. При глубоком тамасе уходит это желание и гасится различения страдания (например, как у бездомных), поэтому страдание ничего не даёт. Но при достаточной проявленности принципа Вишну образ блаженства также вытесняет страдание, он также гасит различение страдания. Из теории гун это явление вообще не объяснимо, почему и тамас, и сатва ведут себя тождественно при совершенно противоположном фактическом состоянии системы.
Тут могут возникнуть сложности с определением подобности того или иного явления образу Вишну и Брахмы, но это в целом решаемая задача, по мере развития и осмысления теории образов.
Это всё выглядит как дремучая схоластика, но, тем не менее, это работает. Именно эту схему необходимо развивать, тогда как дальнейшее развитие теории гун спекулятивно из-за их формального отражения происходящего. То есть, вся теория систем должна быть пересобрана именно на основании теории образов.