Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера

 

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов.
Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы, несущие соц. информацию.

 Крупнейшими представителями С.И. были американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер (1900-1986).

Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Мида основывается на том, что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов. Символ обозначает предмет или событие, предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования самости:

1) я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя

2) я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами других.
2 стадии развития самости:

1) стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);

2) стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.

Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество").

Ученик Мида американский социолог и соц. психолог Герберт Блумер развил дальше исходные основы символического интеракционизма. По Блумеру С.И. покоится на 3 базовых посылках:

1) Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений.

2) Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

3) Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как: толчея, коллективное возбуждение, соц. инфекция, которые при опр. условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:

· действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства);

  • экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений);
  • масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события);
  •  общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).

Наряду со спонтанными группами Блумером были исследованы и устойчивые, фиксированные формы соц. поведения - общие и специфические соц. движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические движения, которые имеют структурную организацию и формируются на основе общепризнанных значений.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структурный функционализм Т. Парсонса | Феноменология и этнометодология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 233 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2781 - | 2343 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.