Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структурный функционализм Т. Парсонса

Тема 3. Западноевропейская социология и современные социологические школы

Ключевые понятия: микросоциология, неоэволюционизм, символический интеракционизм, социальный бихевиоризм, социальный обмен, социоцентризм, структурализм, теория социальных изменений, теория среднего уровня, человекоцентризм, феноменологическая социология.

3.1. Эмпирическая социология: основные школы и направления.

3.2. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р.Мертона.

3.3. Критическая социология.

3.4. Теория социального конфликта.

3.5. Теория символического интеракционизма.

3.6. Феноменология и этнометодология.

3.7. Теория коммуникативного действия

Методические указания

Приступая к изучению этой темы необходимо выделить этапы развития западноевропейской социологии.

I этап – 1920 – 1940 гг. – этап становления и развития эмпирической социологии;

II этап – 1940 – 1960 гг. – этап соединения эмпирической и теоретической социологии (Р. Мертон, П. Сорокин, Т. Парсонс, З. Фрейд);

III этап – с 1960-х гг. по настоящее время – обогащение социологии новыми парадигмами: символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер), социальный обмен (Дж. Хоманс, П. Блау), социальный конфликт (Г. Зиммель, Р. Дарендорф), теория постмодернистского общества, основой которого является культура (Э. Гидденс) и др

На рубеже 40-50-х гг. XXв. возрождение западноевропейской социологии проходило с приоритетом эмпирических традиций. Причинами появления эмпирической социологии являются: великая депрессия; безработица; социальная аномия; бродяжничество; преступность.

Эмпирические исследования аккумулируют социологические данные, дают толчок к поиску новых теорий.

Основные прикладные исследования, которые способствовали развитию эмпирической социологии: исследования А. Котлера, открывшего ряд статической закономерности общественной жизни; исследования Ч. Бута, изучавшего население г. Лондона; У. Томаса и Ф. Знанецкого, написавших работу «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 – 1920 гг.)

На самом деле образовался разрыв между тем, что может дать и дает социология. Кризис, тупик в социологии? Нет, прелюдия к возникновению новых теорий. Какие же новые теории возникли во второй половине XXв.?

Мир пережил острейшие социально-политические и экономические потрясения: угроза ядерной войны (Карибский кризис 1963г., война США во Вьетнаме, арабо-израильские войны, ввод Советских в Чехословакию 1968г. и др.), расовая дискриминация, экология, бюрократизация, массовая культура.

Противоречивость множественной, разнокачественной и динамической действительности не позволяла ни одной теории придать ей концептуальное единство. Гегемония структурного функционализма была разрушена:

  • подверглась сомнению посылка Парсона, что все виды поведения (социального действия) можно уложить в логическую структуру «социальной системы». В развитии общества всегда присутствует «фактор X» - неизвестное, обуславливающее неожиданные повороты. Поэтому управление сложной социальной действительностью нельзя свести к жестокому программированию. Схема Парсона оказалась нечувствительной к негативным сторонам современности. Поведение человека в рамках этой схемы интерпретировалось под определяющим воздействием социальных институтов и всеобъемлющего норматизма, налагавших ограничения на свободу выбора. Но деяния человека лежат в полосе свободы. Главный лозунг этого времени «Верните в социологию человека».
  • Акцент структурного функционализма на равновесие тоже снимается социологией, так как в действительности существует много альтернативных, конкурирующих социальных явлений: религии, политические идеологии, моральные представления и т. п. Помимо равновесия имеют место столкновения культур, конфликты ценностей, и они неизбежны в современном дифференцированном обществе. Отказ рассматривать конфликт как аномальное явление приводит к включению в социологию теории организации, которая стала разрабатывать «рациональное регулирование» социальных конфликтов по определенным правилам игры.

Все это обеспечило в 60-е годы XX века почву для «теоретического взрыва». Речь шла об историческом вызове: кто более способен принять вызов будущего. Все стремятся к прорыву в новое качество социальной жизни. А это зависит от того, кто лучше справится с вопросом: что и как должно подвергаться регулирующему воздействию и изменению, социальному контролю.

Для европейской социологии вопрос стоял так: каким образом наиболее рационально сохранить разнообразие, толерантность и свободу как общественный идеал (т. е. речь шла о либеральных ценностях). Так формируются социологии «среднего значения», социология качественного стиля (символический интеракционизм, феноменология и т. п.). Рядом с ними существует и критическая социология, ставящая под сомнение индустриалистские основы общества.

Такая большая вариативность теоретического поиска – симптом кризиса науки. Встает вопрос о связи теории и методов социологии, о теоретической основе эмпирических исследований. Наметилось два принципиальных подхода.

Сторонники одного стояли на позиции принципиального разрыва между философской методологией и теоретической системой в социологии (Р. Мертон защищал позитивистскую ориентацию социологии).

Сторонники другого – «качественного» подхода к социальным явлениям настаивали на обязательности философско-методолочического обоснования теоретических проблем социологии. Данная волна на многие годы определила контуры новейшей социологии в рамках гуманистической тенденции и создала основу «интеллектуального социологического климата».

Таким образом, основные этапы развития социологии XX века:

Схема: фиксация фактов.

Специальные факты

Выбор, сбор, обработка, измерения Проблема, гипотеза, доказательство, теория

Научные факты

Эмпирический уровень Теоретический уровень

 

Процедура показа фиксации фактов:

1. Этап строгого отбора и накопления фактов (данные жизненно-практического опыта).

2. Этап обработки и описания единообразных фактов (логические конструкции, фактологические утверждения).

3. Этап объяснения и интерпретации фактов (теоретический уровень познания, научные факты).

Свои идеи о теории «среднего значения» Мертон воплотил в учении об аномии, объясняющем различные типы отклоняющегося (девиантного) поведения. Парсонс исследовал, что функционально, что работает на общество, Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих в результате напряжения и противоречий в социальной структуре.

Таким образом, Мертон:

o обратил внимание на установление социального порядка и на дисфункции, создающих социальное напряжение и создающих конфликты в общественных структурах;

o внес значительный вклад в разработку теории и методологии структурного функционализма;

o разработал теорию среднего ранга социологии, которая стала помостом соединения теоретической и эмпирической социологии (1949г.).

 

Эмпирическая социология США

Томас, Уильям Айзек (1863-1947) - американский социолог и социальный психолог.

Знанецкий, Флориан (1882-1958) - польско-американский социолог.

           Союз Томаса и Знанецкого был связан с исследованием "Польский крестьянин в Европе и Америке", после выхода в свет которого Знанецкий вернулся в Польшу, а Томас всю жизнь посвятил Чикагскому университету. Предмет своего исследования они определили как исследование мотивации поведения - пружины всего исторического процесса. Вопрос для них состоял в моделировании внутреннего механизма адаптации и фиксации ее количественных перепадов в различных группах эмигрантов и у людей с различными социальными характерами. Томасом и Знанецким был разработан оригинальный метод сбора информации. Так как статистика способна дать лишь бесстрастную картину реальности, они стали искать живое свидетельство переживаний человека, обратившись к качественному анализу личных документов "новых американцев", т.е. польских эмигрантов. В процессе сбора информации социологи выделили три типа социального характера (филистайн, богемиан, креативный), влияющих на успешность или неуспешность адаптации поляков к новой культурной среде. Причина формирования социальных характеров лежит в социальной эволюции, по мере развертывания которой от индивида требуется, более индивидуализированные реакции сознания и поведения. В указанной работе Томас разрабатывает методологический аппарат социологии в русле идей символического интеракционизма: фиксирование внешнего, наблюдаемого поведения при учете бесконечного многообразия субъективных мотивов, могущих лежать за внешним единообразием форм поведения. Основными понятиями Томаса стали "установка" и "определение ситуации". По его мысли адекватным объяснение поведения человека может быть только с точки зрения субъективного восприятия ситуации действия действующим лицом. "Установка" - это конкретизация социальной обусловленности индивидуального сознания, поэтому она дает возможность эмпирически изучать внутренний мир человека. "Определение ситуации" означает, что среда влияет на индивида не непосредственно, а через определение (оценку) ее индивидом и самого себя в ней. Знанецкий, будучи философом по образованию и складу ума, полагал, что основой бытия являются ценности, а общество - это комбинация культурных ценностей (языка, религии, техники и т.д.), а не естественная система, состоящая из индивидов. Ценности создают культурный мир, который и должна изучать социология. Предметом социологии являются четыре поля: социальные действия, социальные отношения, социальные личности и социальные группы. Знанецкий вывел принцип учета человеческого фактора: человек существует как социальная ценность, только это и обусловливает его поведение. Применение этого принципа на практике стало основой эмпирических обобщений в работе "Польский крестьянин...".

          Парк, Роберт (1864-1944) - американский социолог, идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Подход Парка к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы. Социология и экология, т.о., имеют в своем основании один и тот же принцип рассмотрения систем и экология по своим задачам и методам близка социологии. Процессы, происходящие в обществе, по Парку, зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой. Равновесие общества со средой достигается посредством эволюции форм конкуренции: животная соревновательность заменяется социальной. Эта идея Парка подкрепляла вывод об однопорядковости борьбы за существование в природе и конкуренции в обществе. Социальная экология Парка и его последователей выступает частью экологического знания, но и представляется структурным элементом обществознания. Это обстоятельство знаменует собой достижение единства во всей системе научного знания. Актуальность идей Парка подтверждается оформлением различных направлений, развивающих их. Одно из них существует в виде инвайронментальной социологии (социологии среды), появившейся в 70-х гг. и проведшей теоретический анализ реальных отношений общества со средой обитания.

          Берджесс, Эрнст (1886-1966) - американский социолог, один из основателей Чикагской школы, разработавший прикладной вариант социально-экологической теории для исследования города.

           Берджесс учился в Чикагском университете, ученик Р.Парка, У.Томаса, Дж.Г.Мида. С 1934 г. - Президент Американского социологического общества. Берджесс создал теорию "концентрических зон", основной идеей которой является механизм формирования социально-неоднородных районов в процессе роста городов, и формирования локальных сообществ. Методом определения этих зон является социальное картографирование, осуществляемое на основе включенного наблюдения, интервью, анализа документов. Берджессу принадлежит также разработка модели городской социальной среды, основанной на выделении локальных сообществ по различным основаниям. По Берджессу, в социальной организации городской среды решающее значение имеет экологический порядок, а в социальной дезинтеграции - девиантное поведение. Большая вовлеченность в разработку социально-экологической концепции на микроуровне привела Берджесса к пониманию общества как взаимодействия, т.е. к интеракционистскому взгляду на него.

 

Структурный функционализм Т. Парсонса

 

Толкотт Парсонс (1902-1979), американский социолог, один из ведущих профессоров социологического факультета Гарвардского университета, вошел в историю социологии прежде всего как создатель современной теории соц. действия и на этой основе - структурно-функциональной теории соц. систем, призванной служить основой решения частных эмпирических и прикладных проблем. Его основные труды:

"Структура социального действия"; "Социальная система"; "Рабочие тетради по теории действия"; "Система современных обществ".

Исходное место в теориях Парсонса занимает понимание соц. действия как единства трех подсистем: субъекта действия, определенной ситуации и ценностно-нормативных предписаний как условий действия.
Социальное действие – это самоорганизующаяся система, отличающаяся символичностью, нормативностью и волюнтаристичностью.

В общей системе соц. действия выделял четыре подсистемы: социальная система, культура, личность и поведенческий организм, которые друг для друга выступают как специфические среды их деятельности.

Большое внимание Парсонс уделил проблеме устойчивости, стабильности соц. систем. Для их нормального существования и развития необходимо выполнение системой и ее подсистемами инвариантного набора функций (известен как структурно-функциональная сетка "эйджил"): адаптация к окружающей среде; целедостижения; интеграция и координация деятельности структурных элементов системы и поддержание ценностного образца.

В социальной системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, интеграции – правовые институты и обычаи, функцию поддержания ценностного образца – система верований, мораль и органы социализации.

Общественное развитие происходит в направлении все большей структурной дифференциации общества, усложнения их соц. структуры, ведущих к уменьшению их стабильности.

Работа Парсонса «Система современных обществ» отражает зрелые взгляды ученого на соц. систему. Свою теорию ученый распространяет на все общество, считая, что многочисленные современные общества – не какие-то случайные разновидности, а некая система, части которой дифференцированы друг от друга и в то же время интегрированы на основе взаимозависимости. Последняя включает в себя как факторы напряженности, так и конфликта. В основе всей работы лежит тезис о том, что современный тип общества возникает в единственной эволюционной зоне – на Западе. Через эту призму автор рассматривает исторический процесс и модернизацию всех обществ.

Для анализа системы действия Парсонс применяет четырехфункциональную схему и аналитически делит общество на четыре подсистемы (см.выше). Через интегративную подсистему Парсонс выходит на социетальное сообщество, которое он считает ядром общества. Основная функция этой подсистемы состоит в том, чтобы определять обязательства, вытекающие из лояльности по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества.

Функционализм Р. Мертона. Явные и латентные функции. Одним из основных представителей структурного функционализма является американский социолог Роберт Кинг Мертон, особенно много сделавший для органического соединения теоретического и эмпирического в социологии на основе разработанных им теорий функционального анализа и среднего уровня.

Его основные труды: "Соц. теория и соц. структура"; "Соц. структура и аномия"; "Явные и латентные функции"; "Социология науки".

В его работах центральное место занимает разработка теории и методологии структурного функционализма. Мертон сосредоточил все усилия на функциональном анализе соц. систем среднего уровня и разработке социолог. теории среднего радиуса действия. Эти теории находятся в промежуточном пространстве между частными, не претендуют на всеохватность и универсальность. Именно они, по Мертону, лучше всего обеспечивают единство теории, метода и эмпирических фактов, решают задачу взаимосвязи и взаимодействия макро- и микросоциологии, эмпирических и теоретических исследований. Дальнейшее развитие в трудах Мертона получилит и проблемы функционализма. Если Парсонс соредоточил свое внимание на функциях, функциональности соц. систем и их структур, обеспечивающих соц. порядок, то Мертон – на дисфункциях, дисфункциональности, ведущих к усилению соц. напряженности, соц. противоречий и нарушению соц. порядка.

Функция для Мертона – наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде, а дисфункция – это прямопротивоположные следствия.
Важным вкладом в теорию функционализма явилось его учение о двух формах проявления функций – явной и скрытой (латентной). Первая имеет место тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях соц. действий, а вторая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях. Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной мотивации соц. поведения с его объективными последствиями, а также точки зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя.

Особенно великий вклад внес Мертон в разработку теории аномии и девиантного поведения, а также социологию социальной структуры, профессий, науки, медицины. Соц. аномия рассматривается Мертоном как проявление кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности социальной системы, связанное с разложением нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и индивидуальном сознании, что весьма характерно для современного состояния российского общества.

Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации:

· конформизм - социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью;

· инновационность - принимаются социальные цели, но не способы их достижения;

· ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны;

· ретритизм - отрицание и того и другого;

· мятеж - замена и первого и второго.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Символический интеракционизм. | Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 811 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2338 - | 2092 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.