Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло выражение в понятии общественно-экономической формации.
Это понятие отражает существенные признаки социально однородных обществ.
Общественно-экономическая формация выступает как конкретно-исторический тип общества с присущими ему:
• способом производства;
• социальной структурой;
• экономическим базисом;
• политической надстройкой;
• духовной жизнью.
Общественно-экономические формации могут объединять общества, находящиеся на разных уровнях развития, но имеющие единые и существенные признаки.
Важный раздел материалистического понимания истории - объективные законы развития общества. Согласно марксистскому учению смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием экономических факторов, коренящихся в способе производства.
Материальная предпосылка процесса смены общественно-экономических формаций - углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся сил обществ
2.6 «Понимающая» социология Макса Вебера и его теория социального действия
Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности создается социальными действиями индивидов. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его структуры. Среди его основных трудов: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Хозяйство и общество».
Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:
1) действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано;
2) действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно.
2 признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл и ориентация на поведение других людей.
Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)
- целерациональные,
- ценностно-рациональные,
- аффективные и
- традиционные.
Положив в основу своей теории социального действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными.
Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип социального действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели.
Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.
В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.
В работе "Протестантская этика и дух капитализма" социологи настаивает на необходимости выявить связи между целой серией социальных действий людей, чтобы понять суть тех или иных исторических событий. От социолога требуются усилия, чтобы "заглянуть за" конкретные социальные действия индивидов. Так, в данной работе Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития "духа капитализма", утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и характером соц. действий - лишь одна часть исследования.
Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить как и почему протестантские ценности, которые сами по себе явно не были нацелены на опр. экономические результаты, скрытно, не зависимо от намерений способствовали развитию капитализма. По мнению Вебера, основной причиной подобного рода непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что мотивированные определенными ценностями социальные действия, выражающиеся в своеобразном типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе, его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той или иной стране.
И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми соц. реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия.
В своей понимающей социологии М. Вебер рассматривал проблему ценностей (моральных, политических, эстетических, религиозных и др.). Ценность - "установка той или иной исторической эпохи", "свойственное эпохе направление интереса". Речь идет о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности:
• ценности определяют направленность деятельности субъекта;
• социолог сам исходит из определенной системы ценностей.