Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2. Классические социологические теории

Ключевые понятия: социальная статика и социальная динамика, социальная дифференциация, социальный институт, групповая психология, интеракционизм, понимающая социология, идеальный тип, социальный факт, общественная формация, системный функционализм, социальные связи, социальные изменения.

2.1. Социологический позитивизм: его характерные черты и особенности

2.2. Социал-дарвинистские концепции

2.3. Психологические концепции в социологии

2.4. Теория социального реализма Э. Дюргейма

2.5. Марксистская социология: основные идеи и положения

2.6. «Понимающая социология» М. Вебера

Методические указания

Основными предпосылками становления и развития западной социологии являются: становление и развитие капитализма; пробуждение классового самосознания рабочих и усиление классовой борьбы; появление учения социал-утопистов, превращение рабочего класса в себе в класс для себя; общесоциологические причины (мировой экономический рынок, схожие политические структуры, культуры и правовые нормы, взаимопроникновение и обогащение культур народов).

Уже в начале XX в. начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностями их формирования. Так, во Франции социология отпочковывается от историко-философской традиции, в Германии – от философско-экономической традиции, в Италии социология «вызрела» в лоне политических наук, в Великобритании – управленческих. Американский этап (31-е – начало 50-х гг.) в развитии социологии определяется перемещением «географического центра социологических исследований из Европы в США. Содержательно этот период характеризуется интенсивным развитием и совершенствованием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений.

Современный этап (50-е гг. – настоящее время) знаменуется созданием академической социологии, ориентированной, прежде всего, на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она превращается в равноправную университетскую дисциплину наряду с философией, экономикой и историей.

Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса взаимосвязи личности и общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивает свое внимание на изучении закономерностей «высоко» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э. Дюргейма и еще раньше – во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся: школа структурно – функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Д. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера, а из современных представителей можно назвать такие направления, как символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредотачивается на изучении самого механизма взаимодействия общества и индивида, занимая как бы «срединную» позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций – теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

Наконец, четвертый подход – марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Издержки вследствие внутренних и внешних отказов | Социологический позитивизм: его характерные черты и особенности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 273 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2255 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.