Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сообщение – вопрос, обращенный к аудитории, и ответ от лица аудитории, который иногда дополняется комментарием.




Софизм –  логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное.

Софистика – спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов; применение в споре или в доказательствах софизмов; словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

 

 

Спиральная композиция – способ расположения материала, при котором доказывается какое-либо положение (тезис) путем неоднократного повторения одной и той же мысли, но каждый раз обогащаемой новой информацией; ее целесообразно использовать перед неподготовленной, конфликтной аудиторией.

Спор – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Спорщик – человек, который спорит; любитель спора.

Стиль общения – своеобразный «пристроечный» показатель отношения к партнеру по общению. Различают три стиля общения: авторитарный («пристройка сверху»), демократический («пристройка наравне») и либеральный («пристройка снизу»).

Стили произношения – взаимообусловленные однотипные черты произношения, складывающиеся в целостную произносительную манеру, характерную для определенных условий речевого пользования и социальной роли пользователей.

 

Стилизация – последовательное и целенаправленное воспроизведение существующих черт какого-либо стиля; используется в ораторском искусстве как одно из средств экспрессивности речи.

Стратегические модели – рекомендации, как вести себя для достижения поставленной цели.

 

Стратегия – искусство планирования руководства, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах. В ораторском искусстве – выбор направления, средств и способов убеждения слушателей, целевая установка выступления, разработка принципов общения и др.

 

Стратегия маневра – одна из композиционных стратегий, при которой говорящий мнимым образом солидаризируется с установкой аудитории, выстраивает доводы (сильные по форме, но слабые по сути), поддерживающие эту установку, а затем ревизует их и приводит аудиторию к противоположному мнению.

 

Стратегия накапливания – одна из композиционных стратегий, при которой говорящий распределяет доводы в речи с постепенным нарастанием их сложности в расчете на то, что концентрация внимания у аудитории будет постепенно повышаться.

Строуксы – знаки внимания.

Ступенчатая композиция – способ расположения материала, при котором подчеркнуто логическое, строго последовательное развертывание взаимосвязанных, иерархически упорядоченных компонентов речи сочетается с сохранением в описании, изложении фактов пространственного, временного или причинного следования в каждом компоненте.

Суггестивность –способность воздействовать на воображение, эмоции, подсознание собеседника своим социальным статусом, обаянием, волей, интеллектуальным и характерологическим превосходством, мощным биополем, а также способом конструирования сообщения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление воздействием биологической энергии).

Суггестивныйтекст объединяет размышление, недоумение, олицетворение, риторический вопрос и восклицание.

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают,

значит,это кому-нибудь нужно?

Значит, кто-то хочет, чтобы они были?.. (В.Маяковский).

Суггестия – внушение. Способность некоторых знаковых форм и их сочетаний воздействовать на сознание, эмоции реципиентов.

Суждение – логическая структура: мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета или явления, например: Железо тонет в воде.

 

Т

Такесические средства общения – прикосновения к собеседнику в форме рукопожатия, похлопывания, обнимания, поцелуя и т.п.

Тезис — мысль или положение, истинность которого требуется доказать.

Текст – словесная часть сообщения; упорядоченный в соответствии с правилами языка набор знаков. В широком смысле текст – любое произведение духовной культуры.

 

Телемарафон – телевизионный марафон, многочасовая непрерывная передача по телевидению с участием общественных деятелей с целью привлечения внимания к какой-либо проблеме.

 

Телемост – прямая телевизионная передача, представляющая собой новую форму общения людей разных регионов, стран с помощью телевидения с одновременным показом в этих регионах или странах. Движущей силой передач подобного рода является живое устное слово ведущих и зрителей.

Тема – предмет, основное содержание повествования, исследования; предмет беседы, разговора.

 

Тембр – звуковая окраска, характерная как для типа голоса (баса, баритона, сопрано и т.п.), так и для голоса отдельного человека.

Темпречи –скорость; число звуков, слогов, слов в единицу времени; обычный темп устной русской речи – 120 слов в мин.

Теория – обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; система основных идей, совокупность объединенных общим принципом научных положений в какой-либо отрасли знаний, например, Т. красноречия; отвлеченные знания, рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность.

Теория зависимости – одна из теорий коммуникации, согласно которой люди склонны полностью полагаться на СМИ в вопросах, о которых не могут получить информацию непосредственно.

 

Теория коммуникации – система основных идей в коммуникативистике, дающих целостное представление о тех или иных закономерностях и взаимосвязях.

Теория массы – теория, объясняющая поведение человеческих множеств, члены которых объединены лишь присутствием в одном месте в одно время и взаимодействие между которыми имеет характер усиления взаимных эмоций.

 

Теория общественного мнени я – совокупность концепций и взглядов о природе, роли и значении в обществе оценочных суждений групп людей относительно проблем, событий и фактов.

Тест – задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения уровня знаний и способностей личности.

 

Техника выявления неискренности партнера – совокупность приемов, позволяющих обнаружить рассогласование вербального и невербального поведения (неконгруэнтность) партнера по общению, использование им жестов лжи, стратегий конструирования информации, переживание эмоционального дискомфорта, допущение логических ошибок в вербальных сообщениях.

Техника построения межличностного пространства – способ выбора расстояния до партнера, угла и дистанции взаимодействия с ним, элементного оформления пространства контакта, обеспечивающих достижение целей делового общения.

Техники эффективного общения – совокупность приемов восприятия, интерпретации и влияния на элементы ситуации общения, обеспечивающих достижение конкретных целей взаимодействия (построение точного образа партнера, установление контакта, понимание другого, передача информации и эмоций, воздействие и изменение поведения участников взаимодействия и др.).

Технология делового общения - совокупность психологических средств, приемов и алгоритмов их применения, позволяющих достигать целей делового взаимодействия с заданной эффективностью, без нарушения этических правил социального взаимодействия.

Техникаречи – совокупность умений и навыков, главным образом, выразительной устной речи; владение приемами построения речи и выбора средств языка; построение типовых конструкций деловых бумаг; графические умения, каллиграфия; техника чтения.

Тип – вид, форма чего-либо, обладающая существенными качественными признаками, например, тип голоса (бас, баритон, тенор и т.п.); человек, наделенный характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы.

«Ток-шоу» – один из видов общения, используемый на телевидении. Для проведения «Т.-ш.» приглашаются популярные общественные и политические деятели, ученые, артисты, спортсмены, которым предстоит ответить на вопросы ведущего и зрителей (слушателей); «здесь ценятся находчивость, острота реакции, точное слово, экспромт, широкий кругозор, доброжелательность.

 

Тон – характеристика звука, определяемая набором частот звуковых колебаний, входящих в состав сплошного музыкального звука (основной Т. и обертоны); оттенок речи, голоса.

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение идеи, взгляды, вкусы, обычаи, порядок, правила поведения.

 

У

Убеждение – речевое воздействие, отличное от манипулирования, обмана или приказа, основанное на сознательном принятии предлагаемых положений, предполагающее возможность допуска слушателя к независимым источникам информации.

Уловка – хитрость, ухищрение; прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя и затруднить для противника.

 

Ультиматум –категорическое решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.

Умозаключение – форма мышления, представляющая собой логический способ получения из одного или нескольких суждений нового, выводного суждения.

Умолчание – стилистическая фигура прерывания речи в расчете на догадку слушателя (читателя), который должен мысленно ее закончить.

 

Ф

Факт – действительное, реальное событие, истинное происшествие; истина; юридический Ф.; достоверное знание, истинность которого доказана. Основанная на Ф.,аргументация приобретает доказательную силу, особенно если они взаимосвязаны и подкрепляют друг друга.

Фамильярный – о стилистической окраске сниженности, преувеличенной и неуместной непринужденности, развязности, бесцеремонности.

Фасцинация – специально организованное вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами.

 

Физиологическая пауза – незначительная остановка в звучащей речи для вдоха.

Фонетическая культура заключается в правильности произношения слов, в четкости дикции, позволяющих доводить до партнера значение мысли.

Фонация – голосообразование – напряжение голосовых связок, приводящее к возникновению их колебаний и колебаний воздушной среды, воспринимаемых как звуки голоса.

 

Формулировать – кратко и точно выразить какую-либо мысль, решение.

Функции коммуникации – аппелятивная, взаимодействия, волеизъявительная, воздействия, информационная, перформативная, побудительная, прагматическая, регулирующая, ритуальная, самопрезентации, установления контакта, экспрессивная. Массовой коммуникации отводится функция обозрения окружающего мира, корреляции с социальными структурами общества, передачи культурного наследия, развлекательная, мобилизующая, функция оптимизации деятельности общества, формирования группового сознания, социального контроля, социализации личности.

Функции речи основные: общение, сообщение и воздействие.

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере. Наличие Ф.С. связано сфункциям языка.

 

Функциональные стили речи – наиболее крупные речевые разновидности литературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человеческой деятельности и формы общественного сознания, а также целей, адресованности, содержания и условий речевого общения. Будучи литературными речевыми разновидностями, Ф.с ориентированы на нормы и стандарты коммуникативных качеств речи. В современной стилистике обычно выделяют научный, официально-деловой, публицистический и разговорный стили.

 

Х

Характеристика – описание, определение отличительных свойств, качеств кого-, чего-либо.

 

Ц

Цель коммуникации – см. Коммуникативная цель.

Целеполагание речевое – заключительная ступень мотивационного этапа подготовки высказывания, целевая установка автора, основа плана речи.

 

Цель – это осознанная потребность; цель проходит ступени конкретизации и оценивается вероятностно, на основе прошлого опыта.

Ценностные ориентации – ориентации отдельного человека, больших или малых социальных групп, этнических общностей и т.д. на определенные социальные ценности. В деловом общении ценностные ориентации партнеров во многом определяют характер их взаимодействия.

 

Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.

 

Э

 

Эклектика 1. Механическое соединение разнородных, нередко противоположных взглядов, идей, принципов, научных, особенно философских теорий, учений в одно целое.

Эклектика 2. спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы.

 

Экскурс –отступление от главной темы изложения в речи для освещения побочного вопроса.

Экспозе – краткое изложение какого-либо документа, произведения и т.п. или выдержки из него; краткое сообщение, отчет.

Экспозиция – начальный композиционный элемент повествовательного произведения; в ней характеризуется обстановка и излагаются события, предшествовавшие основному действию. Может быть дана в начале рассказа (прямая), в середине (задержанная) и даже в конце, как разгадка запутанного сюжета.

Экспрессивность речи – выразительность, яркость, образность, достигаемая благодаря проявлениям чувств оратора, эмоциональности выступления, образности языка, богатству интонации и т.д.; «выразительный эффект высказывания» (Г. Винокур).

Экспромт – короткая речь; остроумный ответ, созданный сразу, в момент произнесения, без предварительной подготовки и обдумывания.

Экстериоризация – процесс перевода внутренней мыслительной деятельности человека в его внешнюю орудийную деятельность в соответствии с его интересами, целями и умственными (идеальными) моделями деятельности.

Экстраверсия – психологическая особенность личности, характеризующаяся преимущественной направленностью на внешний мир и деятельность в нем; ей свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность; противопоставление интроверсия. Противоположно интраверсия.

Экстралингвистика – темп речи, пауза между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта.

 

Экстралингвистические средства общения – включенные в речь паузы и психофизиологические проявления человека (смех, плач, кашель, вздохи, хмыкание и др.).

 

Экстралингвистический – связанный со словом, с языком извне.

Эллипсис – стилистическая (риторическая) фигура: пропуск в предложении, в тексте отдельных слов, их сочетаний, которые легко понимаются в диалоге, в известной ситуации.

Эмоции – реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний.

Эмоциональное заражение – бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям; проявляется через передачу определенного эмоционального состояния.

 

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания.

Эпигонство – нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам, стилю и т.п.; (перен.) –ничтожное подражание.

Эпизод – отдельное происшествие, событие, случай из жизни (чаще малозначительный); сцена, отрывок, фрагмент какого-либо произведения, обладающие относительной самостоятельностью и законченностью; любопытный Э.; это лишь Э.

Эпилог – заключительная часть повествовательного произведения; в нем излагаются события, происшедшие после завершения основного сюжета.

Этика делового общения – это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

 

Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения где-либо; совокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению.

 

Этические принципы и нормы поведения деловых людей – общепринятые в деловом мире принципы поведения: свобода, толерантность, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.

 

Эффект визуального имиджа – впечатление о внешнем виде выступающего, на основе которого происходит приятие или неприятие его аудиторией.

Эффекты каузальной атрибуции (приписывания причинности) – проявляются в тенденции оценивать свои и чужие достижения и неудачи с использованием различных критериев.

Эффект квантового выброса информации – прием, направленный на поддержание внимания аудитории; основан на заранее продуманном распределении по всему речевому полю новых мыслей и аргументов, а также периодической интерпретации сказанного ранее.

Эффект ореола – отражает свойство людей в условиях дефицита информации о человеке распространять общее впечатление о нем на восприятие его конкретных поступков и личностных качеств.

Эффект паузы – прием, который дает возможность сконцентрироваться на сказанном или на ожидаемом.

 

 

Ю

Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, выделение забавного в жизни, шутка; шуточные произведения, используемые в общении, в ораторском искусстве: юморески, пародии, анекдоты, каламбуры, эпиграммы и пр.

 

Я

«Языковая игра» – особый способ использования языка. Служит для оживления речи, дает возможность говорящему проявить себя как личность, вызвать улыбку, смех, создать шутливое или ироническое настроение в зале.

Языковая личность – человек, рассматриваемый в аспекте речевой деятельности.

«Языковая маска» – один из видов «языковой игры». Говорящий добивается экспрессивности, эффекта комизма за счет имитации чужой речи (игра на диалектизмах, просторечии, канцеляризмах, передача иностранного акцента и т.п.).

 

А





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 471 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2375 - | 2322 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.