АльбионСмолл. Основатель одной из первых кафедр социологии в США в Чикагском университете, основатель и руководитель первого социологического факультета в этом же университете, автор вместе с Винсентом первого учебника по социологии, основатель первого социологического журнала. Один из основателей Чикагской социологической школы.
Концепции психологического эволюционизма. Основатели школы – Л.Уорд и Ф. Гиддингс. В.Вундт – автор 10-томной «Психологии народов». Г.Лебон –автор теории толпы. Работа: «Психология народов и масс». Считал, что современное общество вступило в новую «Эру толпы». Стал одним из первых разработчиков концепции массового общества. В таком обществе имеет место нивелирование отдельной личности. Иррационально ведущая себя аморфная и безликая толпа способна, главным образом, на деструктивные действия. Толпы рассматривается Лебоном как психологический феномен, главный закон которого - духовное единство, а механизм поведения заключается во взаимодействии с лидером. Власть толпы в том, что она становится господствующей силой в современном обществе. Властелином мира становится тот, кто становится властелином толпы. Г.Тард. Суть закона подражания. Работы: «Законы подражания» (1892); «Общественное мнение и толпа» (1902). Особое значение для социального развития имеет подражание различного рода инновациям и изобретениям. Подражание реализуется как акт взаимодействия двух и более индивидов, из которых один выступает в качестве генератора новой идеи, а другой – ее распространителя. Сам закон подражания использовался в криминалистике и криминологии. Преступником не рождаются, а становятся в соответствие с законами подражания и приспособления. Тард анализировал толпу и публику, сравнивая их между собой. Психическое единство толпы создается физическим контактом, публика является духовной общностью, в рамках которой индивиды физически рассредоточены. Публика – это интеллектуальная общность. В толпе личность нивелируется, а в публике личность получает возможность самовыражения. Реальную историю публики связывает с появлением массовых газет.
3.2 Ранняя теоретико-методологическая классика – 80 гг. 19 в. – 20гг 20 в.
Французская школа. Э.Дюркгейм.
Дюркгейм всегда задавался вопросом, что сплачивает людей, что заставляет их сплачиваться воедино. В этом русле он занимается изучением природы социальной связи и исследует социальную солидарность, которая рассматривается им как высшая моральная ценность. Она имеет две формы:
1. Механическая солидарность – преобладает в архаических и примитивных обществах. Эта солидарность по сходству – общие язык, обычаи и т.д. При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным. Становление личности можно лишь в обществах, ориентирующихся на солидарность органическую.
2. Органическая солидарность- складывается в более развитых обществах, солидарность вследствие различия. Она является результатом дифференциации функций его членов, углубления разделения видов общественного труда. Индивиды отличаются друг от друга и именно вследствие этого они все более взаимозависимы и не могут друг от друга обойтись. Органическая солидарность всегда находится под действием разрушающих факторов. Среди них особое место занимает девиация. В фундамент социологической теории девиации Дюркгейм заложил идею аномию, т.е. отсутствие закона, организации, общественная ситуация, характеризующаяся упадком норм, управляющих социальными процессами.
Для его социологии характерен социологический реализм, который выдвигает в качестве парадигмы требование признать в качестве особой реальности человеческое общество с реальностью природной среды. Общество – это реальность, существующая сама по себе. Невозможно пожелать, чтобы эта реальность исчезла. Концепцию Дюркгейма называют социологизмом (принцип социологизма), потому что он признает первостепенное значение социальной реальности в бытии человека и использовании методов социологии для объяснения этого бытия.
Немецкая школа. М.Вебер. Ф.Теннис. Г.Зиммель.
М.Вебер. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализма»
Одно из центральных мест в социологии М.Вебера занимает его теория социального действия. Социальное действие выступает своеобразной элементарной частицей социологии, простейшим образованием, которое само уже не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению.
Действием Вебер называл действие человека, независимо от того, носит оно внутренний или внешний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию, если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. Социальным действием мы называем такое действие, которое по своему предполагаемому смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.
Т.о. социально действие предполагает:
1. Мотивацию, осмысленность действия 2. Ориентацию на других/другого, предполагает ожидание ответной реакции.
С точки зрения осмысленности социального действия Вебер выделял
1. Аффективные – обусловленные чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта. Действие не столько осознанно, сколько характеризуется стремлением к немедленному удовлетворению страсти, мести, влечения и т.д.Часто целью действия является само действие,а не результат.
2. Традиционные – самостоятельная деятельность сознания человека предельно минимизирована. Человек поступает так как принято, как привычно.
3. Ценностно-рациональное - основано на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет.
4. Целерациональное действие - это действие, в основе которого «лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этогоожидания в качестве условий или средств для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели». Рациональное по отношению к цели.
Итальянская школа. В. Парето. Г.Моска. Р. Михельс.
Для Парето общество – социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия. Основные факторы, влияющие на состояние системы общества – внешние природные условия, внешние социальные условия, внутрисистемные социальные условия. Эволюция и равновесие общества имеют маятниковый характер. Общество испытывая на себе ряд ритмических колебаний постоянно возвращается к определенному равновесному состоянию. Циклический характер развития общества Парето связывает с циклами развития элиты. Концепция элиты: индивиды изначально неравны из-за чего в обществе существует социальная гетерогенность в физической, интеллектуальной, нравственной сферах и др. Наиболее высокими показателями обладает элита. Все люди в обществе относятся либо к элите, либо неэлитарному массиву. Элита делится на правящую и неуправляющую обществом элиту (занята в науке, худ.деяте-ти). Процесс обновления элиты происходит регулярно. Каждая элита имеет свой стиль правления, основывающийся на двух главных качествах: умение убеждать– лисицы: символ хитрости, коварства, вероломства; умение принуждать силой - львы: символ силы, мужества, непримиримости.. Чтобы осуществлять управление обществом, правящий класс должен заботиться о своем обновлении за счет лучших представителей из низшего класса и изгнании из правящего наиболее разложившихся членов – социальная мобильность. Если не происходит смена элиты, то возможна политическая революция.
3.3 Неклассический период – 20-70 гг 20 в.
Структурный функционализм – наиболее значимое научное направление, получившее детальную разработку и широкое распространение в социологии 20 века. В основе лежит структурно-функциональный подход к анализу социальной реальности, который задает исходные принципы исследования социокультурных явлений. В его рамках любой социокультурный объект – культура, общество, институт - рассматривается как системно-организованная структурная целостность, в которой каждый элемент имеет свое функциональное значение.
Т.Парсонс - структурализм, Р. Мертон - функционализм (явные и латентные функции, функциональность и дисфункциональность).
Теория структурной организации общества Т.Парсонса
В 20 веке были предприняты попытки создания некоей универсальной теории структуры общества. Одной из таких попыток является концепция социальной структуры и развития общества Т. Парсонса, получившая название «теория социального действия», при построении которой широко были использованы принципы структурно-функционального анализа. Он попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система не может существовать.
Ключевым в этой концепции стало понятие «социальное действие» как связь действующих субъектов, целей, способа действия и его результата. В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, состоящей из следующих элементов:
· действующее лицо – актор или субъект;
· объект – индивид или общность, на которые направлено действие;
· цель действия;
· способ действия;
· результат действия – реакция объекта.
В рамках своего подхода исследователь попытался объединить личные и коллективные проявления действий, биологические и социокультурные подсистемы. Эти подсистемы Парсонс называет системами действия общества, подчеркивая этим динамический характер социальной структуры. Так он выделяет социальную, личностную, культурную, биологическую системы действия.
Каждая из указанных систем выполняет свою основную функцию:
Социальная – ф. интеграции;
Личностная – ф. целедостижения;
Культурная – ф.латентная, т.е. воспроизводства соц.норм и образцов;
Биологическая – ф.адаптации, т.е.приспособления к окружающей среде.
Основными компонентами социальной подсистемы выступают:
Ценности – общественные представления о желаемом типе социальной системы, способствуют сохранению культурных образцов (латентная ф.);
Нормы – ориентации относительного поведения в конкретных ситуациях и обеспечивает интеграцию социальной системы;
Коллективы – формально организованные группы людей, имеющие статусную дифференциацию, ориентированы на достижение определенных целей;
Роли – ожидания относительно поведения личности или правила поведения, которые выполняют в социальной системе функцию адаптации.
Важную роль в обеспечении жизнедеятельности социальной системы имеет процесс институционализации, т.е. образования устойчивых моделей взаимодействия между субъектами социального действия; процесс исторического формирования определенных организаций и учреждений с соответствующими стандартами и правилами профессиональной деятельности.
Подсистемами социальной структуры служат также:
Экономическая – связь общества с природой и создание материальных ценностей – ф. адаптации, т.к. приспособление общества к природной среде;
Политическая – выполняет ф. целеполагания, т.е. принятие рациональных решений и мобилизация ресурсов для их выполнения.
Социальная подсистема выполняет ф. интеграции, осуществляет социальный контроль за выполнением формальных и неформальных норм и правил общежития, т.е. – гражданская часть общества;
Система социализации – ф. латентная – воспроизводства и поддержания образца, процесс включения человека в систему социальных норм и ценностей
Теория Т. Парсонса признается в западной социологии в качестве основной и воспринимается как наиболее приемлемая модель объяснения устройства и развития современного общества.
Технократические концепции. Технократическая социологическая концепция постулирует необходимость передачи государственной власти в руки технических специалистов, которым можно поставить процесс принятия политических решений на подлинную научную основу и осуществить его в интересах всего общества. Главные ценности подхода: 1. Основанная на фундаменте научных законов особая роль технократического стиля мышления; 2. Приоритетная роль, отводимая технике, научно-техническому фактору в целом; 3. Трактовка научно-технических инноваций как стимула и движущей силы развития общества. 4. Рассмотрение научно-технической элиты специалистов как такой социальной группы, от которой напрямую зависит течение НТР и соц.программа. Теоретико–методологической основой технократических концепций является технологический детерминизм. Представители: Д.Белл, ЙошитоМасуда, Э.Тоффлер.
Теория социального обмена – научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников, и сам совершает действия, приносящие им выгоду. Выгода может быть материальной и нематериальной, символической – знаки уважения, престиж, положительные эмоции. Совершение людьми поступков, полезных для других людей, объясняется посредством ожиданий, т.е. устойчивых представлений о том, что в ответ на свои действия они получат пользу от действий других людей. Если ожидания подтверждаются, то это закрепляет обмен как поведенческий образец. Представители: Дж. Хоманс. П. Блау.
3.4 Постклассический период – с 80 гг по н.в.
Концепция социального пространства Пьера Бурдье. Социологи использует понятие АГЕНТ для обозначения индивида, чтобы подчеркнуть его ориентированность на достижение цели через осуществление стратегии деятельности. Поведение агента всегда направлено на сохранение или изменение своей позиции. Социальные агенты конституируются как таковые в отношении с социальным пространством – с его полями. Социальная действительность двойственна, в ней перекликаются физическое и социальное пространство. Они тесно связаны между собой. Социальное пространство, реализованное физически, может быть представлено как распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп. Анализ агентов в социальном пространстве требует анализа социальной структуры, состоящей из позиции и диспозиции агента. ПОЗИЦИЯ отражает реальные положения агента в социальном пространстве с материальными ресурсами, ДИСПОЗИЦИЯ отражает представления агента о своем положении. Место обитания агента формируется его габитусом – совокупностью диспозиций действия, мышления, оценивания, ощущения. Люди действуют в социальном мире посредством таких ментальных структур как габитус. Социальное пространство может включать в себя несколько полей- поле политики, поле религии – в которых агент может занимать позиции одновременно. Поле - это система связей, отношений между различными позициями. Эти позиции существуют независимо. Любое поле имеет одну структуру: агенты, которые занимают лидирующие позиции, и агенты, которые занимают подчиненную позицию. Бурдье считал, что все поля подчинены полю экономического производства, но важнейшее значение имеет поле политики.
Теория структурации Э.Гидденса. Феноменологическая социология А.Шюца.