Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предпосылки возникновения социологии

Социологические идеи начинают формироваться в структуре философского знания намного раньше, чем появляется социология как самостоятельная наука об обществе. В каждый период исторического развития общества вырабатываются свои социологические идеи, отражающие сложившиеся реалии общественной жизни.

Развитие социально-философских идей можно рассматривать с античности, а именно с творчества Платона и Аристотеля.

Платон. Ряд идей Платона являются актуальными и интересными для исследователей до сих пор. В частности, идея идеального государства – как стремления выразить в понятии универсальную сущность государства, создать эталон государственного устройства. Его суть в том, что посредством сравнения этого эталона с реальными государственными системами, можно оценить их, выделить положительные и отрицательные качества. Платон считал, что изучив природу человека, можно прийти к раскрытию сущности государства и наоборот. Структура идеального государства: философы-войны–крестьяне. Выделяет такие формы правления:

положительные формы: аристократия – как наиболее близкая к идеальному, монархия;

отрицательные формы: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

В Средневековье царил теоцентризм:  3 этапа: апологетика – патристика – схоластика. Известные работы: Августин Аврелий («О граде Божием»), Фома Аквинский – тома – томизм («Сумма теологии»). Фома выделяет несколько разновидностей права: вечное – правила божественного руководства миром, естественное – законы природы, человеческое – регулирует жизнь людей в обществе.

Эпоха Возрождения – возврат к идеям устройства общества, происхождения и сущности государства. Томас Мор и ТоммазоКампанелло – социально-политические утопии – «Утопия» и «Город Солнца». Идеалом государственного устройства провозглашалась республика. Как причина порока видится частная собственность. Н.Макиавелли («Государь») - прагматик, тяготел к республике, но в тех условиях, которые были, склонялся к монархии; создал образ идеального правителя. Жан Боден - «Шесть книг о государстве», где он впервые сформулировал идею географического детерминизма.Идея равенства народов как залог мирного сосуществования.

Новое время: идеи просвещения, идеи договорного происхождения государства –Т. оббс и его «Левиафан» государство у него сила обеспечивающая законы, Джон Локк о естественном и гражданском состоянии общества.

Социально-теоретические предпосылки возникновения социологии: 1. Быстрое развитие капитализма, нарастание и обострение социальной нестабильности 3. Поворот к практическому изучению общества.

3. Основные периоды развития социологии:

3.1 ранняя теоретическая классика – 20-70 гг 19 в.

Огюст Конт - основоположник позитивизма в социологии. Позитивизм. Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм противопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе. Позитивизм как парадигма социологии XIX в. проявился в таких направлениях как натурализм, органицизм, эволюционизм, социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и др. Все отличались общим принципом - социологическим редукционизмом. Суть его состоит в стремлении объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора, будь то биологический, географический, расовый или еще какой-либо.

Работы О.Конта: Курс позитивной философии, Позитивистский катехизис, Система позитивной политики.

Основные идеи:

1.    Одна из главных теоретических задач, которую О. Конт ставил перед собой, заключалась в создании новой классификации наук, охватывающей все сферы знания. Им даже был сформулирован специальный «закон классификации», касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии. Основаниями для такой классификации явились, по Конту, два главных условия - догматическое и историческое. «Первое, - писал он, - состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым.

2.    Вся социология (до 1839г., в терминологии О. Конта - социальная физика) делилась им на две части - социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний). Первая - теологическая - отмечена господством религиозно-мифологического сознания. В рамках этой стадии выделялись три периода - фетишизм, политеизм, монотеизм, вторая - метафизическая - является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности. Только третья, позитивная (научная), стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Все три стадии (фазиса, по выражению Конта) предстают у социолога как исторически сменяющие друг друга типы социальной организации человечества.

3.    Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта - порядка и прогресса. Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй - социальной динамике.

4.    Основным методом исследования в социологии Конт считал наблюдение социальных фактов. При этом под ними понималось наблюдаемое физическое поведение людей.

Герберт Спенсер. Основные работы: «Основания социологии», «»Социальная статика», «Социология как предмет изучения». Большое влияние на его идеи оказала ведущая в то время естественная наука биология и труды Ч.Дарвина.

Предметом социологии является конкретная объективная реальность самого общества. Спенсер сравнивает общество и организм, проводя определенные параллели – органицизм. СХОДСТВА: 1. Общество как и биологический организм растет и увеличивается в объеме на протяжении большей части своего существования. 2. По мере роста в объеме общество усложняется в структуре, как усложняется и структура организма в процессе биологической эволюции. 3. И в биологическом, и в социальном организме дифференциация структуры элементов сопровождается дифференциацией их функций. РАЗЛИЧИЯ: 1. В биологическом организме элементы живут ради целого, а в обществе – наоборот 2. Способность чувствовать и мыслить сосредоточена лишь в определенных частях живого организма, а в обществе сознание разлито по всему агрегату. Он полагал, что как в организме разные органы выполняют соответствующие функции, так и в обществе разные институты подобно органам выполняют свои функции: н-р, институт торговли-функция кровообращения и др.

 Спенсер считал, что в обществе проявляется те же законы, которые характерны и для животного мира. Например, закон борьбы за существование рассматривается как закон классовой борьбы.

При анализе структуры общества выделили два типа:

1. Военное общество с жесткой организацией, иерархией управления, системой принуждения, строгой дисциплиной, наследуемой властью. Консервативно и плохо приспособлено к эволюционным изменениям. Органы целиком зависят от центральной системы.

2. Промышленное общество - для него характерно добровольное сотрудничество, индивидуальная свобода, высокая активность населения, децентрализованный аппарат исполнительной власти. Эволюция рассматривалась как переход от военного типа к промышленному.

Важно отметить идеи Спенсера о социальных институтах. Социальным институтом Спенсер считал способ и форму самоорганизации совместной жизни людей.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А) быстро начинаю скучать; | Л. Гумплович.Работы: «Рассовая борьба». Г.Ратценхофер.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 155 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2279 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.