Первая стадия Антропоидные предки человека | Вторая стадия Древнейшие и древние люди (палеоантропы) | Третья стадия Люди современного морфологического строения (неоантропы) |
Парапитек (греч. рara–возле, pithecos–обезьяна), проплиопитек, плиопитек, сивапитек, дриопитек, удабнопитек, рамапитек, австралопитек. Homo habilis (человек умелый) | Питекантроп (греч. рithecos–обезьяна, antropos–человек), синантроп, гейдельбергский, олдувайский, ланьтяньский человек, неандерталец. Homo erectus (человек прямоходящий) | Кроманьонец, гримальдиец. Homo sapiens (человек разумный) |
Присваивающее (потребительское) хозяйство – вид хозяйства, при котором человек брал от природы все необходимое в готовом виде: охота и собирательство.
Производящее хозяйство – вид хозяйства, при котором люди сами делают необходимое для себя: земледелие, животноводство, ремесло.
Неолитическая революция – переход от присваивающего к производящему хозяйству.
Праобщина (первобытное человеческое стадо) – общность (20–30 человек), в которой проживали древнейшие люди (напоминали стада животных).
Родовая община – коллектив древних людей, осознающих свое родство (общность происхождения), ведущих общее хозяйство. Родство считалось по женской (матриархат) или мужской (патриархат) линии. Важный признак родовой общины экзогамия – запрет брака в пределах своей общности. Родовая община включала не только кровных родственников, но и выходцев из других общин, имевших брачные отношения с ее членами.
Соседская (территориальная, сельская) община – общность людей, живших отдельными семьями и занимавшихся сельскохозяйственным трудом. Для нее характерно коллективное владение землей, но частное землепользование и частная собственность на орудия и результаты своего труда.
Археологическая культура – общность однородных памятников материальной культуры (форма и орнаментация посуды, особенности жилища, погребального обряда, украшения, месторасположение поселений), свидетельствующих о сходстве их создателей. Культура шнуровой керамики (среднеднепровская, висло-неманская, северобелорусская), культура штриховой керамики (днепро-двинская, банцеровская, милоградская, зарубинецкая).
Тотемизм – вера человека в существование связей между их родом и каким-нибудь священным животным или растением (тотемом), в происхождение от него.
Анимизм – вера в существование духов природы (полевые, лешие, водяные и др.), одухотворение сил и явлений природы.
Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства каких-либо предметов (фетишей).
Магия – колдовские действия и приемы, с помощью которых пытались воздействовать на людей и природу.
Погребальный обряд связан с верой человека в загробную жизнь. Существовали два основных вида погребения умерших:
· трупоположение – тело умершего закапывали в землю;
· трупосожжение (кремация) – тело умершего сжигали на огне, считавшимся священной очищающей силой.
Курган – земляная насыпь над могилой умершего.
Культ – почитание кого-нибудь или чего-нибудь.
Тема 2. Древняя Русь. Первые государственные образования на территории Беларуси (IX – 1-я пол. Х III в.)
Великое переселение народов. Этническая карта Европы. Крупнейшие волны миграций. Распад Римской империи. Средневековье в Европе: основные тенденции экономического, социального, политического, идеологического развития, периодизация. Феодализм. Алгоритм политогенеза. Зарождение государственности у варварских народов Европы.
Расселение славянства. Западные, южные и восточные славяне. Основные источники по истории славян. Повесть временных лет. Восточнославянские племена. Кривичи, дреговичи, радимичи: территории расселения, происхождение названий, общественно-государственное устройство. Роль торговли. Викинги, русь. Путь из варяг в греки. Русское государство.
Полоцкое и Туровское княжества – первые государственные образования на территории Беларуси. Политическая история Полоцкого княжества. Его князья. Деятельность Всеслава Чародея.
Социально-экономические процессы и политическое устройство Киевской Руси. Феодальная раздробленность. Борьба против крестоносцев и татаро-монгол.
Культура белорусских земель в IХ–ХIII вв. Принятие христианства и его влияние на развитие образования, письменности, литературы, каменного зодчества. Культурно-просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климента Смолятича.
Семинар по теме № 2.
1. Доиндоевропейский и индоевропейский периоды этнической истории на территории Беларуси. Кривичи, дреговичи, радимичи.
2. Развитие государственности у восточных славян. Роль викингов. Древняя Русь.
3. Полоцкое княжество.
4. Турово-Пинское княжество.
5. Принятие и распространение христианства. Культура белорусских земель в IХ–ХIII вв.