Именно НТП и НТР, а также их социальные и антропологические последствия обусловили необходимость философского исследования мировоззренческих вопросов технознания.
Помимо названных вопросов, мировоззренческие проблемы постнеклассической науки связаны с очередной сменой исторического типа научной рациональности, в ходе которой идет изменение всех основных компонентов научного познания. К ним, относятся: научная картина мира, категориальный аппарат, субъектно-объектные взаимосвязи, нормативные структуры исследования, философские основания науки, критерии истинности знания и т.д.
В частности, в основе каждого исторического типа научной рациональности лежит общенаучная картина мира, на которой базируются частнонаучные модели мироздания. Как правило, в роли общенаучной картины выступает естественнонаучная парадигма. В классической науке такой парадигмальной установкой стала метафизически-механистическая картина мира. Она опиралась на принципы и законы физики, астрономии, математики, которые разрабатывали Ф. Бэкон, И. Ньютон, Р. Декарт, Г. Лейбниц и другие естествоиспытатели и мыслители Нового времени. В неклассическом естествознании на статус общенаучной картины мира также претендовала физическая модель мироздания (теория относительности А. Эйнштейна).
Современная общенаучная картина мира опирается на принцип глобального эволюционизма. В его основе лежат следующие научные концепции:
· теория нестационарной Вселенной,
· теория синергетики,
· теория эволюции биосферы и ноосферы.
Базируясь на новейших открытиях в области конкретных наук (астрономии, геологии, биологии, синергетики и т.д.), данный принцип включает ряд философских установок и объединяет в единое целое системный и эволюционный подходы. В постнеклассической науке утверждается парадигма единства мира, согласно которой универсум, природа, общество и человек представляют собой определенную целостность, имеющую общие тенденции развития.
В этой связи, значительный исследовательский интерес представляют темы, связанные с пересмотром категориального аппарата современного технознания. Необходима адекватная современным представлениям разработка основных понятий технических наук, таких как материя, пространство, время, энергия, информация, техносфера и пр. Требуют уточнения основные мировоззренческие подходы к анализу универсума (материализм, идеализм, теизм, деизм, пантеизм и др.), которые выступают в качестве философских оснований целостной картины мира.
К вопросам мировоззренческого характера следует также отнести проблемы освоения Космоса, решения глобальных проблем и будущего человечества, контакта с внеземными цивилизациями. НТР и ее социальные последствия поставили на повестку дня вопросы развития техносферы и ее взаимодействия с другими оболочками планеты; коэволюции природы и общества, становления ноосферы и т.п. Ни одна из этих проблем не имеет на сегодняшний день однозначного решения, и поэтому все они представляют серьезный исследовательский интерес.
Если еще в середине ХХ в. НТР рассматривалась многими исследователями как главный фактор социального прогресса, то к концу столетия вера в ее безграничные возможности была во многом поколеблена.
Для современного мира характерно нарастание как прогрессивных, так и деструктивных тенденций. Он сохраняет свою неоднородность, противоречивость и многообразие. Перед философами стоит задача сформировать новое общественное сознание, нацеленное на решение глобальных проблем, разработать теоретические модели выхода из тупиковой ситуации, куда в ходе НТП завела себя современная цивилизация.
Это делает актуальной проблему социальной оценки техники. Социальная оценка техники – это определение качественных изменений в ее развитии, захватывающих всю техносферу.
Порожденная потребностями адекватного управления долгосрочными инвестициями в сложные и дорогостоящие технические проекты, проблема оценки техники является чрезвычайно острой. Она состоит в том, что еще до реализации такого проекта необходимо представлять все последствия планируемой инновации. Каковы будут экономические, социальные, экологические последствия внедрения новой техники? Ответ нужно получить еще до создания новой техники, потому что исправление ошибок может обойтись много дороже, чем начальная стоимость самого проекта.
Близко к этой проблеме примыкают дискуссии о так называемом «инженерном идиотизме». Речь идет о таких технических проектах, создатели которых допустили ошибку еще на стадии целеполагания, сознательно или бессознательно пренебрегая группой значимых факторов. В силу этого рационально и творчески разработанный проект при реализации порождает массу проблем.
В философии техники по вопросу о социальной оценке техники четко просматриваются два основных подхода. Первый из них объявляет технику аксиологически нейтральной, а ответственность за злоупотребления ее целиком и полностью перекладывает на самих людей. При таком подходе техника и ее развитие провозглашаются чем-то зависимым, производным в конечном итоге от социальной системы, на которую и возлагается вся полнота ответственности за пагубные последствия НТП.
Прямую противоположность такому взгляду составляет второй подход, согласно которому технику ни при каких обстоятельствах нельзя считать аксиологически нейтральной.
Одним из первых, кто конкретно заговорил о необходимости упреждающей оценки всевозможных последствий технического развития, был немецкий социолог и экономист Вернер Зомбарт. В книге «Немецкий социализм» (1935) в главе «Обуздание техники» он проводит идею, что внедрение новой техники всегда должно сопровождаться или даже предваряться ценностным анализом ее возможных последствий.
Жизнь показала бессмысленность официальных запретов и самоограничений ученых на какие-то направления научных исследований. Они все равно будут продолжаться пусть и нелегально, скрыто от общественности. Точно также в технической деятельности нельзя полагаться только на профессиональную этику и социальную ответственность инженеров и техников. За техническими устройствами всегда стоят конкретные люди и социальные структуры (фирмы, организации, государственные органы и т.п.) со своими интересами и целями идеологического и коммерческого характера. Экономическая эффективность сегодня нередко становится главным критерием новых технических разработок и их практической реализации. Все остальное (загрязнение среды, истощение природных ресурсов, дальнейшая судьба человеческого рода, будущее жизни на нашей планете и т.д.) отступает на второй план.
Кроме того, в ходе реализации научно-технической политики государства возникает немало проблем, касающихся отношения власти и науки, распределения государственных средств, эффективности инвестиций в научную деятельность, добросовестной конкуренции научных проектов, способов административного управления научным процессом и т.д.
Все это делает весьма актуальными вопросы, связанные с этической стороной научно-технической деятельности.