Философские проблемы науки и техники
1. Актуальность философского анализа науки и техники.
2. Понятия «философия науки» и «философия техники».
3. Технознание: понятие, структура и специфика.
4. Методологические проблемы технических наук.
5. Мировоззренческие проблемы технознания.
6. Этические проблемы современной науки.
Актуальность философского анализа науки и техники.
Актуальность философского анализа проблем и достижений современной науки в целом, и технознания в частности, обуславливается теми местом и ролью, которые они занимают в духовной, экономической и социально-политической жизни общества.
Наука в наше время стала не просто важным фактором социального развития, но и главным побудительным стимулом общественных изменений. Наука является определяющим элементом в структуре научно-технической революции (НТР), которая зародившись в середине ХХ века, стремительно развертывалась на протяжении последних десятилетий, кардинально меняя не только сферу производства, но и всю социальную реальность. НТР впервые объединила в едином процессе радикальные перемены в науке, технике, технологиях, производстве и образе жизни.
Широкомасштабное развертывание НТР привело к структурной перестройке общественной системы, к резкому ускорению всех социальных процессов. Темпы и скорости изменений во всех сферах жизни общества и формах деятельности человека не имеют аналогов в истории человечества.
В отдельные культурно-исторические периоды развития человеческого сообщества на первый план выходили различные виды познания. Так, древнейшее время основной формой миропонимания были мифология и мистика. В период античности, по словам Аристотеля, «царицей наук», «наукой наук» была сама философия. В средние века и эпоху Возрождения преобладающей формой познания являлась религия. Теоретическое знание, как философское, так и собственно научное, в этот период превратилось, фактически, в раздел теологии, «служанку богословия».
Возрастание роли науки как вида познавательной деятельности обозначилось лишь с началом Нового времени. Этому способствовал тот факт, что начиная с промышленного переворота рубежа XVI-XVII веков, идет процесс активного сближения и постепенного слияния науки, техники и производства, получивший название «научно-технический прогресс» (НТП). Его развертывание в последующие столетия привело к становлению сначала индустриального, а затем, в конце XX века, и постиндустриального общества. В наше время НТП, без сомнения, стал определяющим фактором социального развития.
В ХХ веке научное познание перестало быть уделом одиночек, немногочисленной страты интеллектуалов. В наши дни наука является сферой массовой занятости. Статистика показывает, что в мире к концу ХХ века было не менее 6 миллионов ученых, примерно столько же человек были заняты обслуживающим науку трудом (лаборанты, техники, работники издательств и т.д.). В настоящее время количество людей, занятых в сфере научно-исследовательской деятельности, значительно возросло. Если взять общее число ученых, живших на Земле от древности до конца ХХ века, то окажется, что 90% из них – наши современники. В развитых странах численность научных работников доходит до 10% трудоспособного населения, на обеспечение науки в среднем выделяется более 5% бюджетных расходов государства.
Современный этап НПТ как единый взаимообусловленный процесс развития науки, техники, промышленных технологий и общества в целом характеризуется рядом специфических особенностей. Прежде всего, отметим, что в традиционной связке «наука – техника – производство», именно наука занимает сегодня центральное место. От темпов и результатов ее развития зависят и технико-технологический прогресс, и хозяйственный рост, и реализация крупных социальных проектов. Наукоемкие технологии проникают во все сферы жизни общества (экономическую, политическую, духовную и социальную), рационализируя и качественно изменяя их.
Кроме того, воздействие техники на природную среду, социальную реальность, жизнь людей приобрело не только созидательный, но и разрушительный характер. Оптимистические представления философов эпохи Просвещения, что благодаря развитию науки, техники, образования человечество сможет решить все социальные проблемы, построить новое общество на подлинно гуманистической основе, оказались утопией. Человечество далеко продвинулось в плане научно-технического и технологического прогресса, но стало ли оно более свободным и счастливым? События последнего столетия показывают, что нет.
НТП и его социальные последствия коренным образом изменили окружающий мир и место человека в этом мире. Он порождает и усугубляет основные противоречия современной техногенной цивилизации:
- разрушение и изменение природы (экологический кризис);
- разрушение и изменение человека (антропологический кризис);
-разрушение и изменение социальных институтов и социальных инфраструктур (социальный кризис);
- разрушение и изменение традиционных систем ценностей (духовный кризис).
Перед мировым научным сообществом стоит сложная задача поиска путей выхода из общесистемного цивилизационного кризиса, задача объединения и мобилизации людей для решения глобальных проблем.
Развитие науки и техники привело к переходу человечества на качественно новый этап своего исторического развития. В теоретической литературе данный этап принято называть постиндустриальным или информационным обществом.
Наряду с этими обозначениями в философии последних лет, для характеристики сущности происходящих в глобальном масштабе изменений, все чаще используется понятие «общество знаний». Один из основоположников концепции «общества знаний» немецкий ученый Н.Штер определяет данное общество как основанное на проникновении науки во все сферы общественной жизни. Сущность данного процесса он видит в следующих проявлениях:
· насыщение всех сфер жизни и деятельности научным знанием;
· замещение других форм знания наукой;
· развитие науки в качестве непосредственной производительной силы;
· формирование нового сектора производства (производство знания).
Можно утверждать, что ускорение социального развития привело к коренным переменам в системе постнеклассической науки, к качественному изменению ее структуры и социальных функций. В свете всего вышесказанного, философского осмысления требует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается современная наука, а именно:
Проблемы преимущественно методологического характера.
Проблемы преимущественно мировоззренческого характера.
Проблемы преимущественно этического характера.
Методологические проблемы связаны с изменением структуры и новыми функциями науки как социального института. Компьютеризация науки, развитие научного инструментария, возникновение новых форм научной коммуникации, новых средств поиска, хранения и передачи информации, - эти и другие факторы потребовали коренного пересмотра организации научного труда, фундаментальных основ его методологии. К данной группе можно также отнести проблемы подготовки научных кадров, финансирования научно-исследовательской работы, государственного регулирования наукой и властных приоритетов в сфере развития научного потенциала общества и т.п.
Мировоззренческие проблемы современной науки обусловлены новым историческим этапом научной революции, в ходе которого осуществляется очередная смена типа научной рациональности. Научная революция сопровождается изменением всех основных компонентов научного познания: картины мира, философских оснований, нормативных структур исследования, взаимосвязи объекта и субъекта, категориального аппарата и т.д. Современная наука, в том числе ее техническая составляющая, должна решать весьма неоднозначные мировоззренческие задачи. В частности; проблема разума во Вселенной; места человека в Космосе; контакта с внеземными цивилизациями; эволюции биосферы; развития техносферы; формирования ноосферы; коэволюции природы и общества и др. Задачи подобного масштаба перед наукой прежде просто не стояли.
Этические проблемы современной постнеклассической науки имеют внешнее и внутреннее измерение. Внешняя этика оперирует с моральными аспектами социального функционала науки. Речь идет о социальной ответственности субъектов исследовательской деятельности, о социальной оценке результатов научного творчества, об общественном контроле над научными разработками, о социальном статусе ученых и т.п. Внутренняя этика науки включает в себя вопросы, связанные с моральным кодексом ученого, этические проблемы собственно научного творчества, такие как нравственные отношения в коллективе и научном сообществе, идеалы, нормы и ценности научно-исследовательской деятельности и т.д.
Таким образом, стремительное развитие науки в наше время, ускорение НТП определяют их всеобъемлющее влияние на современный мир. Поэтому феномен науки и научного познания требует детального анализа и глубокого философского осмысления. Эту задачу пытаются решить две сравнительно молодые философские дисциплины – философия науки и философия техники.
. 2. Понятие «философия науки»
Философия науки как структурная составляющая в системе философского знания оформляется в середине ХХ века.
Это не означает, что раньше философы не интересовались проблемами науки, а ученые не пытались философски осмыслить результаты своего труда. Просто философы рассматривали научное познание как частный момент познавательной деятельности вообще, а ученые либо не затрагивали метафизическую проблематику, либо, подобно Ф. Бэкону и Р. Декарту, включали ее в структуру научного познания в качестве методологической и гносеологической основы. С утверждением индустриального общества происходит рационализация всех сфер социальной жизнедеятельности. Наука становится не просто важным социальным институтом, но и непосредственной производительной силой общества. Возрастание роли научного познания в жизни общества создало предпосылки для возникновения философии науки сначала как особого направления, а затем и как раздела философии.
Как особое философское направление философия науки сложилась в середине ХIХ века, и было нацелено на теоретический анализ научно-познавательной деятельности. Принято считать, что философия науки как особое направление в философских исследованиях берет свое начало от работы Д.Ф.В. Гершеля «Введение в изучение естествознание» (1832). На русский язык она была переведена как «Философия естествознания». В 1837 г. выходит книга В. Уэвелла «История индуктивных наук», а в 1841 г. его же работа «Философия индуктивных наук». В дальнейшем философский анализ научного познания находит свое развитие в трудах классиков раннего позитивизма: Д.С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера.
В их исследованиях была отчетливо выражена нормативно-критическая задача – привести научно-познавательную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом. Это было связано со становлением науки как профессионального вида деятельности (профессия ученого приобретает массовый характер), как социального института (удовлетворяющим познавательную потребность), с формированием ее дисциплинарной структуры (естествознание, обществознание, технические науки и т.д.) и другими процессами, требовавшими философского осмысления. Насущной стала и задача оценки предпосылок научной деятельности, протекающей в различных когнитивных и социокультурных условиях.
Развитие философии науки как особого направления в ХХ веке было связано, прежде всего, с такими учениями, как позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, неорационализм и критический реализм.
В качестве раздела философии (наряду с онтологией, гносеологией и другими ее структурными составляющими) философия науки сложилась во второй половине ХХ века. Онаразвивалась в рамках таких философских направлений, как феноменология, неотомизм, герменевтика, постмодернизм, прагматизм, франкфуртская социально-философская школа ит.д.
Основной задачей этой области философского познания стало осмысление социокультурных функций науки в контексте НТП. Обозначилась также необходимость критической оценки предпосылок, процедур и результатов научной деятельности в современных условиях. Философская рефлексия в этой области сталкивается с определенными трудностями:
· неоднозначностью и гетерогенностью самого понятия «наука»,
· с тем, что кроме общей философии науки, существуют философии отдельных отраслей научного знания и отдельных наук (например, философия естествознания, технических наук, математики, права, истории и т.д.);
· с многообразием и противоречивостью обуславливающих развитие науки факторов, как внутренних (например, совершенствованием рациональных исследовательских процедур), так и многообразных внешних (например, причинами социо-экономического, мировоззренческого, политико-правового и другого характера).
Таким образом, понятие «философия науки» выступает в двух основных значениях: как философское направление, исследующее характеристики научно-познавательной деятельности, а также как раздел философии, представленный различными философскими направлениями, так или иначе изучающими феномен науки.
Понятие «философия техники»
Как уже отмечалось, философия техники – одна из наиболее молодых ветвей философского знания. Философия как форма познания, занимаясь наиболее общими, фундаментальными проблемами бытия, долгое время не испытывала потребности в изучении вопросов техники. Хотя отдельные мыслители и обращали свое внимание на техническую сторону деятельности человека, в целом техника оставалась за рамками предметного поля философии.
Обращение к технической проблематике было связано либо с анализом специфики умственного и физического труда (античные авторы, Альберт Великий и др.), либо с исследованием факторов, определяющих развитие общества (французские просветители, К. Маркс, А. Сен-Симон и др.)
Первые работы, посвященные философскому осмыслению техники, появились во второй половине XIX в. В 1877 г. в Германии выходит в свет книга философа-антрополога Эрнста Каппа «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». Э. Каппа принято считать основоположником систематической философской разработки проблем техники. Он же является создателем самого словосочетания «философия техники».
Примерно в то же время во Франции Альфред Эспинас предпринимает попытку создать общую теорию техники. В своей книге «Возникновение технологии» он формулирует понятие технологии. А. Эспинас данным термином называет некоторое будущее учение - «общую праксиологию». Таким путем составится новое учение о человеческой деятельности, которое станет рядом с учением о познании, и тем самым заполнит пробел – отсутствие «философии действия».
Несколько позднее другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898) также посвятил философии техники. Техника рассматривается Боном как средство достижения человеческого счастья.
В конце XIX – начале ХХ века в России также появляются работы по философскому осмыслению техники. Первопроходцем в этом направлении был русский ученый Петр Климентьевич Энгельмейер, который в 1898 г. в брошюре «Технический итог XIX века» формулирует задачи философии техники. В 1910–1913 гг. выходят несколько выпусков его работы «Философия техники». П.К. Энгельмейер ввел в оборот отечественной философии сам этот термин, который мы используем до сих пор. Аналогичный термин в англоязычной – наиболее массовой и доступной литературе – выглядит как “philosophy of technology”, поскольку там понятия «техника» и «технология» рассматриваются как неразрывно связанные.
Вплоть до второй мировой войны вклад современной техники в цивилизацию лишь приветствовался, непрерывный технический прогресс казался чем-то раз и навсегда данным и подтверждающим идею о господстве человека над природой. Подлинный интерес к философской рефлексии проблем техники начинается с всемирных философских конгрессов в 1968 г. в Вене, 1973 г. в Варне, 1973 г. в Дюссельдорфе.
Можно сказать, что лишь с осознанием противоречия между традиционной идеей социального прогресса и ограниченностью «пределов роста», характерного для 60-х гг. ХХ в., философия техники окончательно оформляется как самостоятельная область философского познания и сразу же сталкивается с неизбежными трудностями, имманентно присущими предмету изучения.
В истории философии техники четко прослеживаются два направления: одно занимается преимущественно самим предметным бытием техники, его всеобщими принципами и законами; а второе рассматривает главным образом вопросы общественного функционирования техники. Условно их можно обозначить как инженерную и гуманитарную философию техники, которые вполне определенно отличаются друг от друга.
Таким образом, философия техники – направление философско-методологических и мировоззренческих исследований феномена техники, получившее заметное распространение в странах Западной Европы и Северной Америки, а также в Японии в 60–80-х гг. ХХ века и активно развивающееся в настоящее время как в мире, так и в нашей стране.
В России сложилась достаточно мощное сообщество исследователей в данном направлении, выходит научно-теоретический журнал «Философия науки и техники» (входит в перечень рецензируемых научных изданий ВАК), регулярно проводятся научные конференции различного уровня.
За сравнительно небольшой период своего существования философия техники перешла от разрозненных рассуждений о технике к систематизированному изучению этого сложного и многоаспектного феномена. Системный подход к исследованию техники неизбежно ведет к тому, что философия техники все более сближается с философией науки, а также испытывает на себе влияние социальной философии и философской антропологии. Поскольку сциентистские мотивы весьма сильны в современной теоретической литературе, есть необходимость рассмотреть, как взаимосвязаны между собой философия науки и философия техники.
Интересы философии науки и философии техники пересекаются, прежде всего, в сфере методологии. Философия науки представляет философии техники средства методологического анализа, выработанные в ней на основе естествознания, в частности физического познания. Философия техники дает первой новый материал, основанный на достижениях технических наук, для такого анализа и дальнейшего развития самих методологических средств.
Во многом совпадают и проблемные поля этих двух дисциплин. Как уже отмечалось, в XX–XXI вв. наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии. И философия науки, и философия техники изучают феномены НТП и НТР, их сущность, содержание, этапы развития и социальные последствия. Они исследуют специфику современной техногенной цивилизации, ее отличия от традиционного общества, анализируют основные исторические этапы ее становления. Рассматривая особенности научного познания и его роль в жизни современного общества, философия науки затрагивает проблемы глобализации, общего кризиса современной техногенной цивилизации и будущего человечества. Эти темы традиционно значимы и для философии техники. Обе философии рассматривают различные аспекты бытия человека в мире, дают аксиологические и культурологические оценки перспектив социального прогресса.
Общими являются и функции философии науки и философии техники:
– теоретико-познавательная (способствующая формированию современной научной картины мира);
– методологическая (направленная на создание новых путей, способов достижения истины);
– мировоззренческая (отвечающая за развитие общественного и индивидуального сознания);
– социальная ( расширяющая использование науки и техники в различных сферах управления общественными процессами);
– прогностическая (позволяющая предвидеть как позитивные, так и негативные тенденции развития социума).
Совпадают и некоторые задачи, решаемые в рамках этих дисциплин, в частности теоретического описания функционирования и генезиса наук. Философия науки, чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, должна опираться на материал истории различных наук, в том числе технических. Философия техники при анализе генезиса технознания использует определенные гипотезы и модели философии науки, проверяя их на собственном историческом материале.
Исследуя общие закономерности и тенденции научного познания, философия науки обращается к анализу структуры и динамики различных областей знания: математического, естественнонаучного, технического. Философия техники, изучая специфику технической теории и технической науки, прослеживает их взаимосвязь с обществознанием, естествознанием, точными науками.
Наконец, общим для них является вопрос взаимоотношений науки итехники. Истоки науки и техники коренятся в практической деятельности человека по преобразованию природы с целью удовлетворения своих потребностей. Сегодня техническое нововведение является следствием применения научного метода к техническим проблемам, а наука достигла стадии, в которой она может быть ориентирована на практические цели. При этом происходит не только взаимодействие, но и взаимопроникновение науки и техники, выражаемое понятиями «сциентификация» (т.е. онаучивание) техники и «технизация науки».Технизация науки выражается в том, что современное научное исследование невозможно без разнообразнейшего сложного технического инструментария, так что над решением научных проблем должны работать и естествоиспытатели, и инженеры. При этом потребности науки стимулируют развитие техники, а естественнонаучные проблемы, возникающие в ходе решения технических задач, стимулируют теоретические исследования. Вместе с тем, эти виды человеческой деятельности сохраняют свою специфику.
По мнению немецкого ученого Ф. Раппа, принципиальные различия между наукой и техникой лежат в области:
1) целей науки и техники;
2) путей и способов их достижения;
3) своеобразия методов;
4) критериев прогресса в науке и технике.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать ряд важных выводов:
1. Наука и техника являются этапами эволюции человеческой культуры. Пройдя несколько предварительных стадий от Античности до эпохи Возрождения, они достигли развитой формы в период Нового времени и вобрали в себя достижения других областей человеческой культуры, в том числе философии, религии, представляя собой в целом качественно новое явление.
2. В науке изначально присутствовало противоречие двух ее целей, которое затем породило противоречивость результатов: с одной стороны, наука была средством нахождения знаний о мире, а с другой – была нацелена на обеспечение господства человека над природой и ее преобразование.
3. Из этого вытекало важное следствие: в то время как технические потребности часто ставили проблемы, дающие рост новым отраслям науки, научные успехи эффективно закреплялись в том случае, если они могли быть применены в практических целях.
4. Наука, объединившись с техникой, привела в ХХ в. к НТР, которая является ныне главным фактором развития человека.
5. Наука и техника находятся в процессе перманентного развития. Но предугадать, в каком направлении они будут продвигаться и какими будут следующие открытия, невозможно.
6. Существует три механизма эволюции: диссипативные структуры в неживом мире, естественный отбор в живой природе, культура в человеческом обществе. Наука и техника развиваются в рамках культурной эволюции. Эта эволюция имеет рамки, ограничена с четырех сторон: эмпирической, теоретической, предметной и этической.