История письменности и образования на Руси связана с распространением христианства. Во второй половине IX в. болгары Кирилл (в миру Константин) и Мефодий создали первую славянскую азбуку для перевода священных христианских текстов с греческого. Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском.
Существовали две азбуки – глаголица и кириллица. Глаголица имеет более раннее происхождение и происходит из греческой скорописи VIII–IX вв., а также древнееврейских и других восточных алфавитов. Вероятно, именно глаголица была создана Кириллом.
Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо с добавлением нескольких букв. Создавалась она, как считают ученые, учениками Кирилла и Мефодия в конце IX – начале X вв. Названа в честь св. Кирилла, оставшегося в памяти славян создателем славянской азбуки.
После крещения Руси кириллица была положена в основу древнерусской письменности. Центрами образования в Древней Руси были монастыри. При них создавались школы, в них переписывались книги и возникали библиотеки. Носителями грамотности, безусловно, были, в первую очередь, представители духовенства, но «книжной ученостью» владели и князья. Нередко грамоту знали и простые люди, преимущественно, горожане.
Устное народное творчество. Литература
Развитие устного народного творчества намного опередило появление письменной литературы. На основе язычества у славян сложилось богатое наследие – песни, заклинания, заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные события и исторических персонажей (Владимир Красно Солнышко).
Первые книги были рукописными, написанные на пергаменте (выделанная телячья кожа) с помощью чернил или киновари (красная краска из минералов) гусиными перьями. Переплет наиболее ценных («Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.) оковывался золотом, украшался драгоценными камнями и финифтью (эмалью). Высокая стоимость книг делала их доступными только для высших слоев общества.
Всю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную. Выбор переводных книг был обусловлен влиянием церкви: Священное писание, произведения Иоанна Златоуста и Кирилла Иерусалимского.
Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами:
летописание – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по своей воле, либо по поручению князя. Инок Киево-Печерского монастыря Нестор является составителем «Повести временных лет» (1113 г.);
житие (агиография) – жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью («Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского»);
слово (поучение) – произведение, относящиеся к жанру красноречия. На Руси существовали торжественное красноречие – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (обосновывающее значимость принятия христианства и прославляющее Русскую землю и князей) и нравоучительное красноречие – «Поучения Владимира Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя);
хождения (хожения) – рассказывают о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»).
Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор призывает к единству русских земель, выступает против усобиц. Его называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом – в нем сплелись все жанры древнерусской литературы.
Музыка
В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления:
народная (языческая) музыка – языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах;
христианское богослужебное пение – распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того, традиция восточного христианства строго осуждала инструментальную музыку.
Архитектура
Сохранившиеся памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком мастерстве строителей, живописцев, народных умельцев.
До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, постройки были деревянные или деревянно-земляные. С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными (дубовая церковь «новгородская София», срубленная в 989 году; храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде).
Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров в конце X в. Преобладающим в древнерусской архитектуре стал сложившийся в Византии тип крестово-купольного храма. В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1045–1050 гг.) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.). Одновременно с храмами строились, но гораздо в меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.
Русские мастера внесли в каменное строительство элементы русского деревянного зодчества: многоглавие, пирамидальность, башенность. Образовались архитектурные школы и разные направления:
владимиро-суздальское (ажурная каменная резьба) – Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, а также Золотые ворота во Владимире;
новгородская и псковская архитектура (строгость и простота форм) – Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице, Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове.
Наиболее активно застраивающимися городами были Киев, Новгород и Смоленск (приглашали черниговских мастеров – кирпичная кладка).
Изобразительное искусство
Древнерусское изобразительное искусство тесно связано с храмовым строительством, ведь стены храмов украшались фресками, мозаиками, иконами.
Фреска – техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Изображались евангельские сцены, лики святых, иногда князя и его детей (Ярослав Мудрый). Сохранились фрагменты фресок Софийского собора в Киеве.
Мозаика – изображение набиралось из кусочков стекловидного материала (смальты). Особого распространения на Руси не получила. В Софийском соборе в Киеве сохранилось изображение огромной фигуры Богоматери Оранты (молящейся).
Иконы впервые появились на Руси в X в., и были привезены греками из Византии. Самой почитаемой на Руси иконой была икона Владимирской Богоматери (с младенцем на руках), написанная на рубеже XI–XII вв. Впоследствии появились талантливые иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и русские школы: новгородская, псковская, ярославская, киевская.
Появление письменности привело к возникновению книжной миниатюры – красочной иллюстрации (в «Остромировом Евангелии», «Изборнике Святослава»).
Основные даты
Даты | События | |
862 г. | – | Призвание варягов |
862–879 гг. | – | Княжение Рюрика |
879–912 гг. | – | Княжение Олега |
882 г. | – | Объединение двух центров: Киева и Новгорода. Образование государства Киевская Русь |
907 г. | – | Поход князя Олега на Царьград |
911 г. | – | Подписание договора между Русью и Византией о беспошлинной торговле, полугодовой жизни в Константинополе за счет столицы Византии, обязанность оснащать русские корабли византийской стороной |
912–945 гг. | – | Княжение Игоря |
941 и 944 гг. | – | Походы князя Игоря на Константинополь |
945 г. | – | Восстание древлян и убийство князя Игоря |
945–957 гг. | – | Княжение княгини Ольги |
964–972 гг. | – | Княжение Святослава |
964–966 гг. | – | Поход Святослава на Хазарский каганат. Разгром каганата |
971 г. | – | Битва Святослава при Доростоле против Византии |
980–1015 гг. | – | Княжение Владимира I Святого |
981 и 982 гг. | – | Поход Владимира I на вятичей |
980–981 гг. | – | Поход Владимира I на польские земли |
983 г. | – | Разгром ятвягов Владимиром I |
985 г. | – | Подписан мир с Волжской Булгарией князем Владимиром I |
980 г. | – | Первая языческая реформа |
988 г. | – | Крещение Руси |
988 г. | – | Поход Владимира на Корсунь |
1019–1054 гг. | – | Княжение Ярослава Мудрого |
1036 гг. | – | Разгром печенегов при Ярославе Мудром |
1043 г. | – | Поход на Константинополь (неудача0 |
1051 г. | – | Избрание первого митрополита Иллариона |
1068 г. | – | Поражение на р. Альте против половцев |
1097 г. | – | Съезд князей «Каждый защищает свою отчину» |
113–1125 гг. | – | Княжение Владимира Мономаха |
1125–1132 гг. | – | Княжение Мстислава Великого |
1103–1111 гг. | – | Походы против половцев |
Основные понятия
Бояре –высший наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с Х по ХVIII вв.
Былина –эпическая песнь, посвященная действительным историческим событиям.
Вира – денежный штраф.
Вирники –те, кто взимал штрафы.
Владимиро-Суздальская архитектура –ажурная каменная резьба.
Вотчина –надел земли, передаваемый по наследству.
«Гости» – иноземные купцы.
Дым –подати с малой семьи.
Житие (апография) –жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.
Закупы –категория зависимого населения на Руси. Человек боал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения.
Изгои –люди, потерявшие связь со своей социальной средой.
Кабала –форма личной зависимости одного человека от другого, связанная с займом.
Княжеские съезды –встречи князей Киевской Руси с целью принятия совместных решений по тем или иным вопросам.
Конунг –князь у варягов.
Кормление –натурально-денежное обеспечение за службу.
Купа –долг.
Лествиничное право –по данному принципу каждый князь в течение жизни мог неоднократно перемещаться от менее значимых «столов» к более значимым.
Летописание –хронологические записи с основными датами, событиями, героями.
Люди –основная часть свободного населения.
Мечник –княжеский слуга из дружинников, вооруженный мечом, а также служитель княжеского суда – держатель меча как символ правосудия.
Миниатюра –красочные иллюстрации.
Мозаика –картины из стекловидного материала смальты.
Новгородская и псковская архитектура –строгость и простота форм.
Норманнская теория –направление в историографии, сторонники которого считают норманнов основателями славянского государства.
Огнищанин –от слова огнище – очаг, двор. Первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства.
Отроки, детские, гридни –младшие дружинники.
«Паволоки» – парча, восточные ткани.
Пергамент –выделанная телячья кожа.
Повоз – форма сбора дани в Киевской Руси.
Погост –место сбора денежной и натуральной дани.
Подъездные –сборщики податей.
Полицентричность государственной структуры –многовариантность дальнейшего политического развития.
Полюдье –зимний объезд князя с дружинниками с целью сбора дани.
Посадник –княжеский наместник в Древней Руси. В Новгороде и Пскове – высшая государственная должность, избираемая на вече из наиболее знатных и богатых боярских семей. Посадник созывал, открывал заседания вече и исполнял его решения. Он руководил внешними сношениями, контролировал действия князя, осуществлял судебные функции.
Ряд –договор.
Рядовичи –временнообязанные, полусвободные смерды, попавшие во временную зависимость в силу «ряда» – договора, на основании которого они работали на хозяина.
Скоморохи –первые актеры, соединившие в себе певцов, музыкантов, плясунов, акробатов.
Слово (поучение) –произведение, относящиеся к жанру красноречия.
Смерды –масса сельского населения, которая постепенно из свободного крестьянства превращалась в зависимое.
Тиун –княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах. В отдельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.
Тысяцкий –военный предводитель городского ополчения на Руси до сердины ХV в. В Новгородской республике выбирался на вече от небоярского поселения (черных людей и посадских), т.к. они составляли главную силу ополчения сроком на один год.
Урок –норма сбора дани.
Удел –наследственное владение князя.
Фрески – техника живописи краской на свежей сырой штукатурке.
Хождения –описание путешествий о христианских святынях, достопримечательностях, природы, обычаяев других стран.
Холопы –рабы.
Челядин –раб.
Основные схемы