Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Несвободные категории населения на Руси

Несвободное население Древней Руси делилось на две большие категории – полузависимые и люди, находящиеся на положении рабов.

К первым следует отнести закупов и рядовичей.

Человека, отрабатывающего ранее взятый долг («купу»), «Русская правда» называет закупом. Закуп сохранял личное имущество и большинство юридических прав, а главное – возвращал себе полную свободу, расплатившись с кредитором. Однако до выплаты долга закуп обязан был работать на хозяина, терпеть побои «про дело». В случае попытки бегства пойманный закуп превращался в холопа. «Устав Владимира Всеволодовича» (1113 г.) позволял закупам «искать кун» (устраиваться на работу) в другом хозяйстве, чтобы вернуть купу.

Категорией, близкой к закупам, были рядовичи. Так называли людей, заключивших с господином многолетний договор («ряд»), в соответствии с которым они теряли большую часть прав, но приобретали покровительство влиятельного человека. Чаще всего рядовичи служили старостами или надсмотрщиками в господском хозяйстве.

Полностью зависимых людей в Древней Руси называли холопами, челядью или робами. «Русская правда» указывает три основных источника «обельного» (полного) холопства: 1) добровольная самопродажа в рабство; 2) женитьба на рабе без особого договора-ряда;  3) найм на работу в должности огнищанина или тиуна без особого договора-ряда. Обельные холопы считались собственностью господина и не имели никаких прав.

Пожалуй, самое тяжелое положение было у изгоев – лиц, не относящихся ни к городской, ни к сельской общине, лишенных покровительства князя и, разумеется, вынужденных рассчитывать только на свои силы.

Путь из «варяг в греки»

Развитие ремесла и торговли обусловило появление городов, где в центре города, на торге, реализовывалась ремесленная продукция. В городе существовали различные виды ремесел: кузнечно-слесарное, оружейное, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное и др. Под влиянием Византии возникает сложное производство эмалей (конец X в.). В крупных городах существовали особые торговые подворья для иностранных торговцев – «гостей».

Славяне экспортировали меха, воск, лен, полотно, костяные и янтарные изделия. Ввозились дорогие ткани – «паволоки» (парча, восточные шелка), серебро в дирхемах, медь, олово, свинец, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь.

Путь из Скандинавии в Византию (путь «из варяг в греки»), помимо главного направления (Финский залив – р. Нева – Ладожское озеро – р. Волхов – Ильмень озеро – р. Ловать – волок до Днепра –        р. Днепр – Черное море), имел ещё ответвление и через Западную Двину.

Торговый путь в Иран и Арабский халифат проходил по Волге, через Итиль и далее по Каспийскому морю.

На 3апад вели два направления: из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику.

Проникновение иностранных купцов в Чёрное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Древней Руси на юге, и к концу XII в. она была в основном перенесена на Север – в Новгород, Смоленск и Полоцк. Таким образом, некогда самый важный для восточных славян торговый путь – «из варяг в греки» – утратил свое значение.

Следует заметить, что торговые пути играли не только экономическую роль. Благодаря им, укреплялись военно-политические и культурные связи Древней Руси с соседними народами.

 

Князья Древней Руси

 

1. Рюрик (862–879 гг.)

«Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. словене ильменские, кривичи и угро-финские племена пригласили на княжение в Новгород варяга Рюрика с дружиной. Рюрик был новгородским князем с 862 по 879 гг. Он успешно подавил восстание Вадима Храброго в 874 г. и для укрепления своего положения женился на представительнице местной знати Ефанде, которая родила ему сына Игоря (Ингвара) и двух дочерей. Летопись называет Рюрика основателем многих городов Новгородской земли и упоминает, что, умирая в 879 г., Рюрик поручил заботу о своем малолетнем сыне дружиннику Олегу (Хельгу), который и стал следующим новгородским князем. Принято считать, что Рюрик является основателем княжеской династии Руси и создателем системы полюдья – объезда князем подчиненных земель с целью сбора дани.

2. Олег (879–912 гг.)

Дружинник (по некоторым сведениям родственник) Рюрика, Олег княжил в Новгороде с 879 г. Умирая, Рюрик не только передал Олегу престол, но и поручил ему заботиться о своем малолетнем сыне Игоре. В 882 г. Олег захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира. Таким образом, были объединены оба центра славянской государственности, и создана Киевская Русь. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей. Успешно воевал с хазарами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 907 г. Олег во главе огромного войска (2000 кораблей) совершил поход на Константинополь (Царьград), в результате которого был заключен первый в русской истории международный договор. Византия принимала на себя обязательства, чрезвычайно выгодные для Руси, к примеру, греки заплатили по 12 гривен каждому русскому воину. По преданию, Олег, в знак победы, прикрепил свой щит «на вратах Цареграда». В 911 г. был заключен новый русско-византийский договор, по условиям которого, русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, в течение полугода могли жить в Византии за счет казны, также греки обязались на свои средства чинить и оснащать русские корабли. Летопись сообщает, что князь Олег погиб в 912 г. от укуса змеи.

3. Игорь (912–945 гг.)

После смерти князя Олега на киевский престол взошел сын Рюрика – великий князь Игорь (912–945 гг.). В 903 г. он женился на знатной псковитянке Ольге, которая родила Игорю сына Святослава. Уходя в поход против Византии в 907г., князь Олег поручил Игорю управление Киевом. Ко времени правления князя Игоря относится первое летописное упоминание о племенах кочевников-печенегов. В 915 г. киевский князь заключил с печенегами мир, но уже в 920 г. воевал с ними. Князь Игорь совершил два неудачных похода на Византию в 941 и в 944 гг. Они аннулировали преимущества торгового договора 911 года. Главным мероприятием киевского князя был сбор дани с подвластных ему племен. Он назывался полюдьем и длился с ноября по апрель. Размер дани не являлся фиксированным. Поэтому в 945 г., после того, как великий князь Игорь второй раз вернулся с малой дружиной в землю древлян, возмущенные общинники, возглавляемые местным князем Малом, убили Игоря. За его смерть древлянам жестоко отмстила княгиня Ольга.

4. Ольга (945–957 гг.)

Жестоко подавив восстание древлян, великая княгиня Ольга (945–962 гг.) упразднила полюдье и ввела новый порядок сбора налогов – повоз. Теперь подданные должны были сами свозить дань в особые места – погосты, где ее учитывали специально назначенные данщики или княжеские тиуны. Размер налогов был строго фиксирован и получил название урока. Погосты являлись также местом обмена или торговли. Таким образом, благодаря великой княгине Ольге был сделан заметный шаг в сторону укрепления государства. В 955 г. (или 957). Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство по восточному образцу и получила при крещении имя Елена. Принято считать, что после 957 г. она передала бразды правления страной своему сыну, Святославу Игоревичу. Однако во время его частых военных походов она вынуждена была вновь принимать на себя управление государством, хотя и не всегда поддерживала активную завоевательную политику Святослава. В 969 г. великая княгиня Ольга умерла. Канонизирована Русской православной церковью.

5. Святослав (962–972 гг.)

Сын Игоря и Ольги, Святослав (962–972 гг.), прославился как «князь-воин» и провел подавляющую часть своего правления в военных походах. Летописец, характеризуя Святослава, создает образ истинного рыцаря – храброго, благородного, неприхотливого в быту, бескомпромиссного и неутомимого. Во время похода 964–966 гг. Святослав подчинил вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии и уничтожил Хазарский каганат. По договоренности с византийским императором Никифором II Фокой Святослав в 967 г. напал на Дунайскую Болгарию и завоевал ее. Летопись сообщает, что он намеревался присоединить Болгарию к своим владениям и даже перенести столицу в Переяславец-на-Дунае. В 968 г. Киев, где находились мать и сыновья Святослава, осадили печенеги. Князь был вынужден вернуться на Русь. Однако уже в 970 г. он снова воевал на Дунае. Теперь его противником стала Византия. В 971 г. Святослав со своим войском был осажден в Доростоле. После неудачной попытки снять осаду, ему пришлось подписать с императором Иоанном Цимисхием договор, по которому русские должны были покинуть Придунавье. Святослав погиб в 972 г, возвращаясь на родину, от рук печенежского хана Кури, который устроил засаду на днепровских порогах.

У князя Святослава Игоревича от разных жен было трое сыновей – Ярополк, Олег и Владимир. Уходя во второй дунайский поход (970 г.), князь назначил Ярополка править в Киеве, Олега – в Древлянской земле, а младшему – Владимиру (сыну ключницы Малуши) достался Новгород.

6. Ярополк и первые усобицы

После смерти Святослава (972 г.) великим князем киевским стал Ярополк Святославович (972–980 гг.), однако, в 977 г. между братьями началась усобица. Олег Древлянский погиб в сражении, а Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал из Новгорода в Швецию. В 980 г. Владимир во главе варяжской дружины захватил Киев и убил Ярополка.

Важнейшей причиной первой русской междоусобицы стало то обстоятельство, что правила престолонаследия еще не были четко сформулированы и не закрепились традицией. Она случилась после смерти Святослава, потому, что он был первым русским князем, оставившим нескольких наследников.

7. Владимир I Святой (980–1015 гг.)

Владимир I Святославович княжил в Киеве с 980 по 1015 гг.

В отличие от своего отца, он большое внимание уделял решению внутренних проблем государства. Владимир был вынужден снова подчинять Киеву некоторые союзы племен, отделившиеся в период усобицы 977–980 гг. В 981 г. и 982 г. он покорил вятичей, а в 984 г. – радимичей. Любопытно, что Владимир заменял племенных славянских князей своими наместниками. Иногда в роли наместников выступали его сыновья.

Внешняя политика Владимира Святого была продуманной и успешной. В 980–981 гг. он воевал с Польшей и отнял у нее Перемышль, Червень и некоторые другие города. В 983 г. он разбил балтское племя ятвягов и вышел к Балтийскому морю. В 985 г. Владимир совершил удачный поход на Волжскую Болгарию и заключил с нею выгодный для Руси мир. Кроме того, он поддерживал активные связи с Византийской империей и даже посылал войска для подавления восстания Варды Склира в Малой Азии.

Апофеозом государственной деятельности Владимира I Святого можно считать крещение Руси в 988 г.

У великого князя Владимира Святославовича было двенадцать законнорожденных сыновей. Старший (приемный) сын Святополк правил в Турове, Ярослав – в Новгороде, Мстислав – в Тьмутаракани, Вячеслав – в Чернигове. В историографии существует мнение, что на киевский престол Владимир прочил Бориса и Глеба – любимых младших сыновей, рожденных в христианском браке византийской принцессой Анной.

Владимир I Святой умер 15 июля 1015 г. под городом Берестовом, собираясь в поход против мятежного сына Ярослава.

8. Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.)

После смерти Владимира Святого (15. 07. 1015 г.) началась усобица между его сыновьями, продолжавшаяся до 1019 г. Поначалу киевский престол захватил Святополк. «Повесть временных лет» обвиняет его в зверском убийстве младших братьев – Бориса и Глеба, поэтому в исторической традиции за ним закрепилось прозвище Окаянный (совершивший «каинов грех» – братоубийство). Ярослав Новгородский выступил против Святополка. Их борьба с переменным успехом продолжалась до 1019 г., когда Святополк был окончательно разбит на реке Альте (место убийства Бориса). Дальнейшая его судьба неизвестна.

С этого года Ярослав Владимирович твердо закрепился в Киеве и княжил там до своей смерти в 1054 г. Однако в 1024 г. усобица возобновилась. Новым противником киевского князя стал Мстислав Тьмутараканский. Ярослав был разбит Мстиславом, но сохранил престол, хотя и вынужден был уступить брату право собирать налоги с левобережья Днепра. В 1036 г. Мстислав умер, и Ярослав вернул себе доходы с данных территорий.

Внутренняя политика Ярослава напоминает политику его отца. Он «посадил» в крупные города и земли своих сыновей. В Новгороде княжил старший сын Изяслав, Святослав получил в управление Чернигов, Всеволод – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Великий князь зорко следил за своими ставленниками и требовал от них беспрекословного подчинения.

Ярослав был создателем первого сборника юридических актов Древней Руси, составленного на основе обычного права и княжеских уставов – «Русской правды».

В 1036 г. он нанес сокрушительное поражение печенегам под стенами Киева. После этого разгрома они больше не тревожили Русь. Однако на смену печенегам вскоре пришли новые кочевники – половцы (кипчаки).

Ярослав Владимирович прославился как градостроитель. Он основал города Ярославль, Юрьев (Тарту) и др.

Ярослав проводил активную внешнюю политику: совершил поход против прибалтийского племени чудь; вернул польские города Червень и Перемышль; в 1043 г. организовал поход русского флота на Константинополь, но потерпел поражение. Династическими браками Киев был связан почти со всеми европейскими правящими династиями. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, одна из его дочерей стала французской королевой, другая – венгерской, его сестра вышла замуж за польского короля и т. д.

Энергичная просветительская деятельность, ученость и «книжное радение», покровительство духовенству – все это позволило историкам дать Ярославу Владимировичу прозвище Мудрый. По его инициативе в Киеве был возведен Софийский собор и другие храмы, основывались монастыри, в которых велось летописание, строились школы.

В 1051 г. митрополитом был впервые избран русский (а не грек) священник-книжник Илларион, автор «Слова о законе и благодати».

Время правления Ярослава Мудрого традиционно считают эпохой расцвета Киевской Руси.

9. Правление Ярославичей. Владимир Мономах (1113–1125 гг.) Мстислав Великий (1125–1132 гг.)

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) его старший сын Изяслав сел княжить в Киеве и Новгороде, Святослав – в Чернигове и Муромо-Рязанской земле, Всеволод – в Переяславле и Ростово-Суздальской земле, Вячеслав – в Смоленске, Игорь – во Владимире-Волынском. Несколько лет братья жили мирно, почитая Изяслава «в отца место». Однако в 1068 г. на реке Альте половцы нанесли поражение объединенным дружинам Изяслава, Святослава и Всеволода. Киевское вече потребовало у Изяслава раздать народу оружие для защиты города от кочевников. Князь ответил отказом, за что был с позором изгнан. С этого момента начинается очередная усобица. Основными ее участниками стали Изяслав, Святослав и Всеволод, претендовавшие на киевский престол. Со временем, к борьбе подключились и их сыновья. Особенно «прославился» Олег Святославович, получивший от современников прозвище Гориславич. Этот князь, оставшийся без удела, неоднократно «наводил на Русь» половцев, используя их военную силу в борьбе с родственниками. После смерти Святослава (1076 г.) и Изяслава (1078 г.) великим киевским князем стал Всеволод. Он правил с 1078 по 1093 гг., но и при его жизни, и после его смерти усобица продолжала тлеть. Ее важнейшей объективной причиной было наличие двух традиций наследования престола, ни одна из которых не была доминирующей — очередной порядок наследования означал передачу престола от старшего к младшему в роду, а прямой – от отца к старшему сыну. Следует заметить, что, так как эти порядки существовали одновременно, практически любой русский князь по той или иной системе мог претендовать на Киевский престол.

В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха в Любече состоялся съезд князей. Они должны были ответить на два важнейших вопроса: как прекратить усобицы и как противостоять половцам, опустошающим русские земли. Князья утвердили прямой (династический) порядок наследования в качестве основного («кажно да держит отчину свою»), и решили организовывать совместные походы против половцев (1103 г., 1111 г.). Стоит отметить, что принятая для преодоления усобиц традиция прямого наследования способствовала, по сути, окончательному раздроблению и так уже распадающегося государства. С 1093 по 1113 гг. великим киевским князем был Святополк Изяславович. Киевляне настолько ненавидели его за корыстолюбие и жестокость, что после смерти князя в городе вспыхнуло восстание против его доверенных лиц. Собравшееся вече приняло решение пригласить на киевский престол Владимира Всеволодовича Мономаха, известного своим миролюбием и справедливостью.

Владимир Всеволодович Мономах (со стороны матери он был внуком византийского императора Константина Мономаха) был великим киевским князем с 1113 г. до своей смерти в 1125 г. Время его правления и княжение в Киеве его старшего сына Мстислава Великого (1125–1132 гг.) считаются последним периодом могущества и единства Киевской Руси.

Владимир Мономах мог сдерживать центробежные тенденции благодаря своему непререкаемому авторитету среди других князей. Он прославился также и как законодатель – «Правду Ярославичей» он дополнил «Уставом», статьи которого облегчали положение закупов и запрещали ростовщикам брать более 20 процентов годовых. Получив от отца в правление Северо-Восточную Русь, Владимир Всеволодович много времени уделял ее обустройству – в 1108 г. основал город Владимир-на-Клязьме. Именно он был инициатором совместных походов русских князей против половцев в 1103 и 1111 гг., значительно ослабивших половецкую угрозу. Известен Владимир Мономах и своей ученостью – его перу принадлежит уникальное произведение древнерусской литературы «Поучение детям», в котором великий князь излагал политические и моральные принципы настоящего правителя.

Дружина

Первой формой организации войска у всех народов было ополчение. Однако с увеличением количества военных походов усложнением социальной структуры общества возникает необходимость в постоянной армии. Народное ополчение постепенно отходит на второй план, а его место занимает профессиональная дружина. В IX–Х вв. Древняя Русь являлась типичным раннесредневековым государством. Князь и дружина были неразрывно связаны между собой. Авторитет князя придавал действиям дружинников легитимность (законность), а поддержка дружины, в свою очередь, обеспечивала выполнение принятых князем решений. В дружинной организации была внутренняя иерархия: старейшую дружину составляли бояре, участвовавшие в совещаниях с князем («думе»). В молодшую дружину входили отроки, детески, мечники, гридни, вирники. Они собирали дань, а во время войн представляли собой основную ударную силу. Из числа дружинников назначались посадники (наместники), воеводы, тысяцкие (высшие должностные лица с военными и административными функциями). Роль княжеских и боярских управляющих выполняли огнищане и тиуны.

Крещение Руси

Владимир I Святой (980–1015 гг.) во время своего правления всячески пытался укрепить великокняжескую власть. Объединяя земли и подчиняя племена (волынян, вятичей, радимичей, белых хорватов), он стремился создать сильное государство с единым правителем. И как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Разрозненные языческие культы препятствовали объединению. С этой целью в 980 г. был реформирован славянский языческий пантеон, и на первое место среди шести богов (Перун, Хорс, Дажьбог, Мокошь, Стрибог, Симаргл) выдвинулся Перун – бог грома и войны, покровитель князя и дружины. По распоряжению Владимира, в Киеве были установлены их идолы, главный – Перун – выделялся среди них серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовался соседними народами: византийцами, хазарами, волжскими булгарами. Именно активные международные контакты привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Население сел и городов. Развитие ремесла и торговли. | Письменность и образование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 128 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2160 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.