Десять отличий истинного Бога от ложных богов
Деян. 17:22-34
Часть первая
Деян. 17:22-26
Вступление
Оказавшись в Афинах, апостол Павел столкнулся с различными заблуждениями жителей этого города:
· немыслимым идолопоклонством (стих 16),
· законничествомпосетителей местной синагоги (стих 17(а))
· и пустыми идеями философов о возникновении вселенной и цели жизни человека.
Дискутируя с представителями различных философских школ, Павел был приглашен в Ареопаг для разъяснения своего учения. Ареопагом называли холм бога войны Ареса, где заседал совет приблизительно из тридцати человек, следящий за состоянием образования и религии в городе. В функции этого совета входила проверка новых учителей, появившихся в Афинах.
Что же Павел сможет сказать интеллектуальной элите языческого мира? Как будет представлять спасающую весть?С чего начнет и чем закончит свое выступление? Об этом прочитаем в 17-й главе книги Деяния стихи 22-34.
«И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян.17:22-34).
Люди, наблюдающие за различными природными явлениями, утверждают, что в редких случаях на небе наряду с обычным Солнцем можно увидеть несколько ложных светил. Данное явление вызывается парящими в воздухе кристалликами льда. Известны случаи, когда помимо настоящего Солнца над Землей сияло еще два или три ложных.
Но ложное солнце–это только видимость. В реальности его не существует, и потому оно не излучает свет и не греет. Так и ложные боги, и неверное представление об истинном Боге не приносят никакой пользы бессмертным душам людей. Ложные боги не спасают и не освящают. Более того, поклонение ложным богам – грех, ведущий в вечную погибель.
Исследуя речь апостола Павла в Ареопаге, показывающую отличия истинного Бога от ложных богов, вы сможете еще раз проверить объект своего поклонения. Не поклоняетесь ли вы ложным богам этого века?Не искажаете ли учение об истинном Боге?
На основании выступления Павла в Ареопаге выделим десять отличий истинного Бога от ложных богов. В это воскресенье рассмотрим только пять из них, а в следующее – остальные.
Первое отличие истинного Бога от ложных богов:
I. Истинный Бог – Создатель вселенной
«И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем» (стихи 22-24(а)).
Свою речь в Ареопаге Павел начинает с выражения почтительного отношения к слушателям. На первый взгляд может показаться, что, называя афинян особенно набожными, апостол льстит их слуху. Но это лишь видимость. Далее Павел покажет, что их набожность суеверна и бессмысленна. (Греческое слово, переведенное как «набожны», можно перевести и как «суеверны»).
Когда афиняне услышат о том, что истинный Бог не обитает в храмах, не требует служения рук человеческих, являясь Творцом и Хранителем мироздания, они будут сильно обличены этими словами. Почему? Потому что в сравнении с Богом, о Котором расскажет апостол, их боги ложные, и вся их религиозность – не более чем глупые суеверия.Но сейчас, в начале выступления Павла его слова еще могут показаться попыткой расположить к себе слушателей.
Апостол,упоминая о неведомом Боге, Которого не зная, чтутафиняне, привлекает таким образом внимание заседающих в Ареопаге к своему рассказу о Боге, Которого они в действительности не знают как Творца и Спасителя.
Вообще, история Афин была связана с почтением неведомого бога. За шесть столетий до благовестияздесь Павла город пережил эпидемию моровой язвы. (Обычно в таких случаях язычники делали вывод, что боги или какой-то из богов разгневан на них, и старались задобрить его). Афиняне приносили жертвы богам, но эпидемия уносила все новые и новые жизни. Тогда один мудрец (предположительно поэт Эпименид с острова Крит) собрал на холме Ареса стадо овец и распустил их. Там, где овцы останавливались, приносились жертвы богам, в том числе и неведомому богу. Считалось, что именно почтение неведомого бога остановило эпидемию.
Хотя афиняне чтили множество богов, они все же допускали существование и какого-то неизвестного им верховного правителя, не вписывающегося в иерархию богов греко-римского пантеона.
Павел направляет размышления язычников о неизвестном к верному источнику. Неведомый Бог действительно существует и является Творцом мироздания. Это «Бог, сотворивший мир и все, что в нем…».
Говоря непосредственно о Творце вселенной, Павел противоречит всем известным взглядам, распространенным среди афинян относительно возникновения мира. Идолопоклонники имели свой взгляд на происхождение вселенной. Согласно древнегреческой мифологии, мир возник из хаоса – простой протяженности. Прежде всего, из хаоса появилась Гея (мать – земля). Она создала Урана (небо). От союза Геи и Урана родились титаны – великаны и чудовища. От титанов произошел Зевс и другие боги, которые сбросили титанов в тартар, после чего сами стали управлять миром и силами природы.
Эпикурейские философы утверждали, что вселенная возникла случайно из-за хаотичного столкновения атомов.
Стоики же считали мир сотворенным. Однако Творца представляли не личностью, а скорее силой, сливающейся со всем во вселенной.
Павел же представил неведомый им взгляд на происхождение мира. Мир возник не случайно. Его создал Бог, не имеющий ничего общего с известными язычникам богами. И этот Бог является личностью, а не безликой силой, растворенной во вселенной.
Человек и мир вокруг него представляют собой мощнейшее свидетельство о великом, бесконечно мудром и заботливом Создателе, поэтому дьявол делает все для того, чтобы подавить эти свидетельства. Так было две тысячи лет назад, и так продолжается по сей день.
Сегодня теория эволюции является основной в научном сообществе. Именно она господствует в сфере образования. По всему миру детей учат, что все произошло из ничего. Якобы в результате большого взрыва появилась вселенная, затем сами собой на земле возникли примитивные формы жизни, которые за миллиарды лет эволюционировали, в результате чего появились не только животные, но и человек.
Одним из ключевых элементов в современной эволюционной теории является длительное существование вселенной. Жизнь не могла возникнуть и развиться за тысячи лет, а за несколько миллиардов лет могла. Так утверждают апологеты эволюции.
Но научные открытия последних десятилетий заставляют усомниться в эволюционной теории даже ее яростных сторонников. Приведем лишь некоторые из них.
· Вместе с водой в мировой океан попадают минералы и соли. Испарение забирает лишь пресную воду из океана, оставляя соли. Таким образом, соль поступает в океан ежедневно. Если бы земля существовала миллиарды лет, тогда вода в океане стала бы такой соленой, что все живое в нем погибло. Но сегодня в мировом океане лишь 4% соли. Такой процент соли мог накопиться лишь за несколько тысяч лет.
· Известно, что земля обладает магнитным полем, которое постепенно утрачивает свою силу. За миллиарды лет магнитное поле земли совершенно бы ослабло. Но сегодня земля обладает такой силой магнитного поля, которая указывает, что земле не может быть более двадцати пяти тысяч лет.
· Вращаясь вокруг земли, луна отдаляется от нее приблизительно на четыре сантиметра в год. Значит, раньше она была ближе к земле. Миллиарды лет назад луна должна была быть настолько близко к земле, что приливы и отливы, создаваемые ей, вызывали бы наводнения, покрывающие землю два раза в сутки, уничтожая все растения, животных и людей.
· Известно, что космос наполнен пылью, которая постепенно оседает на всех космических объектах. Посетив луну, американские астронавты оставили специальные пластины, замеряющие количество оседающей там пыли. Благодаря этим пластинам было выяснено, что за один миллион лет накапливается лишь шесть сантиметров пыли. Если вселенной четыре с половиной миллиарда лет, как утверждают современные ученые, то на луне за это время собрался бы огромный слой космической пыли. По ее поверхности невозможно было бы ходить, и космический корабль, и астронавты полностью увязли бы в ней. Но астронавты спокойно ходили по луне, так как космической пыли на ней было не более одного сантиметра. Это свидетельствует о молодом возрасте луны.
· Последние астрономические исследования показывают, что диаметр солнца постоянно уменьшается на полтора метра в час. И темпы этого уменьшения не меняются. Изменения, произошедшиеза несколько тысяч лет, незначительны для жизни на земле. Но если бы вселенная существовала хотя бы сто тысяч лет, тогда бы диаметр солнца был больше в два раза, и все живое на земле не могло существовать.
· Согласно второму закону термодинамики, все во вселенной движется от порядка к хаосу, а не наоборот. Заброшенный дом не будет становиться красивее и красивее с каждым годом, он будет постепенно разрушаться. Эволюционисты же утверждают, что все происходит в обратном порядке: хаос, царящий во вселенной после большого взрыва, без вмешательства разумной силы извне сам по себе упорядочился до такой степени, что произвел человека.
· С математической точки зрения случайное происхождение жизни на земле выглядит совершенно невероятным. Но эволюционисты утверждают: «Если миллион обезьян будет стучать по клавишам миллиона пишущих машинок в течение миллиона лет, то одна из них напишет пьесу Шекспира». Давид Гайзер решил проверить это популярное утверждение.[1]Он показал, что для того, чтобы случайно напечатать одну только первую строку «Гамлета» (в ней всего лишь семнадцать знаков, включая пробелы между словами), обезьяны должны «трудиться» примерно двести восемьдесят триллионов лет: это время значительно превышает время существования вселенной.
Современные открытия генетиков утверждают, что эволюционное появление видов вообще невозможно.
Почему же тогда теория эволюции до сих пор не отвергнута как антинаучная? Потому что она выполняет свою главную функцию: она позволяет грешникам не думать об ответственности перед Создателем и жить так, как им заблагорассудится.
Удивительно, но многие люди пытаются объединить эволюционную теорию с библейским учением о сотворении. Данную точку зрения называют теистической эволюцией. Ее сторонники считают, что в самом начале Бог сотворил мир и простейшие формы жизни, а дальше жизнь развивалась так, как это описывают эволюционисты (за исключением каких-то сверхъестественных вмешательств в этот процесс).
Но теистическая эволюция противоречит Писанию. Это не более чем безуспешная попытка объединить атеизм и христианство.
Библия говорит о сотворении материальной вселенной, включая жизнь на земле, за шесть дней. «Ибо Он сказал, - сделалось; Он повелел, - и явилось» (Пс. 32:9). А теистическая эволюция предполагает развитие живых существ на земле от простого к сложному за миллиарды лет.
Библия учит, что до грехопадения человека никто не умирал. Смерть пришла в мир, когда человек и все виды живых существ уже были созданы. Эволюционный жеестественный отбор требует смерти слабых и выживания сильных. Но если не было смерти, не могло быть и эволюционного отбора.
Теистическая эволюция ворует славу у Господа, представляя Его неспособным сотворить за шесть дней мир и все, что в нем.
Познание истинного Бога, спасающего через Иисуса Христа, невозможно без признания Этого Бога Творцом вселенной.
Нельзя быть истинно верующим, но считать, будто мир возник случайно сам по себе или создан кем угодно (например, инопланетянами), только не Богом Библии.
Сотворенная вселенная является неоспоримым доказательством величия ее Создателя. Это и заставляет враждующего с Богом грешника отрицать очевидное. Непостижимые размеры вселенной, ее красота и сложность побуждает верующего восхвалять самого великого Архитектора, Художника, Астронома, Биолога, Генетика, Физика и Химика – всесильного и бесконечно мудрого Творца.
Итак, первое отличие истинного Бога отложных богов: истинный Бог – Создатель вселенной.
Второе отличие:
II. Истинный Бог неограничен в пространстве
«Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (стих 24 (б)).
Язычники верили, что боги живут в своих храмах. Например, они считали, что Зевс странствует по небесам и земле. Но касательно их города он пребывает в своем храме. Афиняне так и говорили, показывая на храмы богов: здесь живет Аполлон, здесь Гермес, здесь Зевс. Причем существовало устойчивое мнение, что Аполлон не может пребывать в храме Гермеса, а Гермес в храме Зевса. Каждый храм принадлежал исключительно определенному богу.
Но истинный Бог не таков. Истинный Бог, сотворивший небо и землю, не может быть ограничен каким-то местом, домом, храмом или священной горой. Если мировой океан нельзя уместить в обычное десятилитровое ведро, то уж тем более глупо считать, будто великий Бог может быть ограничен в пространстве.
Бог Библии – вездесущ. В 138-м псалме Давид восклицает: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:7-10).
Нигде нельзя укрыться от лица Божьего. Он присутствует во всех точках вселенной. Но хотя Бог присутствует везде, неверно представлять Его огромным существом, протяженным на миллионы километров вверх, вниз, вправо и влево. Являясь Духом, Господь не обладает пространственными измерениями. Он не может быть ограничен храмом или приравнен к огромным просторам космоса.
Понимая это, Соломон говорит: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3Цар.8:27).
Любое преступление, которое совершает религиозный человек, любой грех – это попытка скрыться от вездесущего Бога. Вот почему людям так нравится божество, заточенное в храме. Когда такое божество необходимо, к нему можно прийти и попросить в молитве желаемое, а когда хочется грешить, можно удалиться от храма, подальше от своего бога и, ожидая остаться незамеченным, предаться пороку.
Понимание того, что Бог всегда присутствует рядом с вами, слышит и видит вас, уберегает от греха.
Третье отличие истинного Бога от ложных богов:
III. Истинный Бог не зависит от человека
«…и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду» (стих 25 (а)).
Совершая жертвоприношения своим богам, язычники верили, что те нуждаются в их служении, а настроение, поведение этих божеств зависит от степени жертвенности людей.
Несколько лет назад мне довелось посетить буддистский храм, где я с изумлением наблюдал, как люди кладут перед статуей Будды продукты питания. Одни приносили апельсины и яблоки, другие – конфеты.
Бог Библии, сотворивший вселенную, совершенно независим от Своего творения. Если вы этого не понимаете, у вас ложное представление о Боге. Люди с таким мировоззрением посещают церковные собрания, думая, что Господь нуждается в этом, жертвуют деньги, считая, что Ему без приношений горестно, они исполняют заповеди, делая этим Ему одолжение.
Но истинный Бог не может нуждаться в чем-либо. Нужда несовместима с Его сущностью. Его блаженное существование никак не зависит от служения рук человека. Если это так, тогда возникает вопрос: зачем же вообще служить Богу? Только ради того, чтобы порадовать Его.
Бог радуется послушанию Своих верных детей, но не нуждается в нем. (Наше послушание радует Бога, но не делает несчастного счастливым, не спасает от депрессии, ибо Господь всегда максимально счастлив).
В этом отличие истинного Бога от идолов. Идолы нуждаются в том, чтобы их охраняли, оберегали от дождя и пожара, строили им храмы, вытирали с них пыль. Лжебоги нуждаются в том, чтобы их задабривали приношениями. Господь неба и земли полностью самодостаточен.
Четвертое отличие истинного Бога от ложных богов:
IV. Истинный Бог – даятель жизни
«…Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (стих 25(б)).
Ложные боги нуждаются в служении человека, но сами неспособны служить кому-либо. Они лишь потребляют, но ничего не отдают.
Истинный Бог является полной противоположностью. Господь не только не нуждается в человеческом служении, но действует с точностью до наоборот. Он является не потребителем ресурсов человека, а даятелем жизни для людей, точно также, как солнце является не потребителем земной энергии, а ее поставщиком.
Человек в отличие от Бога не самодостаточен и в полной мере зависит от Него. Господь непрерывно трудится над тем, чтобы сохранять, поддерживать нашу жизнь. Если бы Он хоть на мгновение перестал поддерживать Свое творение, «вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:15).
Не следует думать, будто Господь запустил механизм творения, и теперь космос, наша галактика и солнечная система функционируют самостоятельно. Нет!!! Мироздание ежесекундно получает энергию от Бога, сохраняющую от взрыва все атомы,из которых состоит материя.
«Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем.9:6).
Знание этой великой истины должно привести нас к безграничной благодарности Даятелю жизни и смиренному осознанию непрестанной нужды в Нем.
Пятое отличие истинного Бога от ложных богов:
V. Истинный Бог – для всех народов
«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (стих 26).
Весть Павла об Иисусе и воскресении афиняне посчитали проповедью о двух чужеземных богах. Взгляните на 18-й стих:
«Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "что хочет сказать этот суеслов?", а другие: "кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение» (Деян.17:18).
Проповедь о чужих богах афиняне не одобряли, расценивая ее как попытку навязать им чужеземные традиции. Римские законы запрещали предлагать гражданам империи какие-то новые религиозные взгляды. За четыреста лет до рождества Христова в Афинах судили Сократа. Поклонение новым богам как раз было одним из обвинений, выдвигаемых против известного философа. Поэтому сказанное Павлом в 26-м стихе является ответом на обвинение в проповеди о чужеземных богах.
Истинный Бог не может быть Своим для одних народов и чужим для других. Почему? Потому что «от одной крови Он произвел весь род человеческий…». Слова «кровь» нет в греческом тексте, поэтому точнее будет сказать «от одного» (имеется в виду Адам) Он произвел весь род человеческий.
Бог, проповедуемый Павлом, – не чужой, не иностранец. Он сотворил первого человека, произвел от него все народы и распределил их по всему лицу земли в соответствии со Своей волей. Из этого следует, что истинный Бог – один для всех людей.
Как свет небесных светил не может принадлежать какой-то отдельной стране, особому народу, он – общий для всего человечества, так и Бог не может быть «иностранцем» для кого-либо.
Понимающие эти истины никогда не будут создавать церкви, ограниченные лишь одним народом: только для русских или только для англичан, не станут превозносить одну расу над другой. Слыша проповедь об Иисусе Христе, они не скажут: «Это религия американцев или евреев». Истинный Бог – не националист.
Заключение
Сегодня мы рассмотрели только пять отличий истинного Бога от ложных богов. В следующее воскресенье рассмотрим остальные. Но уже сейчас наши сердца наполнились восхищением от осознания совершенных качеств Создателя. Каждый из нас мог проверить, насколько чистым, неискаженным является его понимание Бога.
Поклоняйтесь великому Богу, проповедуемому Павлом в Ареопаге.
Помните, как сильно Он отличается от ложных богов, создаваемых воображением и руками человека.
Десять отличий истинного Бога от ложных богов
Деян. 17:22-34
Часть вторая
Деян. 17:27-34
Вступление
Продолжим исследовать речь апостола Павла, произнесенную в Ареопаге. В ней Павел говорит об истинном Боге, раскрывая Его отличия от ложных богов.
Прежде всего вспомним первые пять отличий истинного Бога от ложных богов, которые мы рассмотрели в предыдущей проповеди, а затем рассмотрим остальные пять.
Первое отличие:
I. Истинный Бог – Создатель вселенной
«И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем…» (стихи 22-24(а)).
Говоря о Творце вселенной, Павел противоречит взглядам афинян.
Идолопоклонники считали, что мир возник из хаоса, пустой протяженности. Из хаоса появилась Гея (мать-земля). Она создала Урана (небо). Поженившись, Уран и Гея родили титанов: великих, сильных существ, великанов и чудовищ. От титанов произошел Зевс и другие боги, сбросившие титанов в тартар и теперь управляющие миромсамостоятельно.
Эпикурейские философы утверждали, что вселенная возникла случайно из-за хаотичного столкновения атомов. Стоики, хотя и считали мир сотворенным, однако Творца представляли не личностью, а скорее силой, сливающейся со вселенной.
Павел же предоставил неведомый афинянам взгляд на происхождение мира.
· Мир возник не случайно.
· Его создал Бог, не имеющий ничего общего с языческими богами.
· И этот Создатель является Личностью, а не безликой силой.
Познание истинного Бога, спасающего через Иисуса Христа, невозможно без признания Его Творцом вселенной.Невозможно быть истинно верующим и в то же время считать, будто мир возник случайно, сам собой или создан кем-то (например, инопланетянами), но только не Богом Библии.
Второе отличие истинного Бога от ложных богов:
II. Истинный Бог не ограничен в пространстве
«…Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (стих 24(б)).
Афиняне верили, что боги живут в храмах. Они признавали их способными странствовать по небу и земле. Но считали, что в их городе боги пребывают исключительно в своих храмах. Так, например, Гермес не может войти в храм Зевса.
Но истинный Бог не таков. Творец мироздания не ограничен каким-то местом: домом, храмом, горой.
Любое скрываемое преступление, которое совершает человек, любой тайный грех – это восстание против вездесущности Бога. Вот почему людям так нравится божество, заточенное в храме. Когда такое божество тебе необходимо, к нему можно прийти и попросить в молитве желаемое. А когда тебе хочется делать грех, ты можешь удалиться от храма, от своего бога и, ожидая остаться незамеченным, предаться пороку.
Понимание того, что Бог всегда присутствует рядом с вами, постоянно слышит и видит вас, побуждает к благочестию.
Третье отличие истинного Бога от ложных богов:
III. Истинный Бог не зависит от человека
«И не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду…» (стих 25(а)).
Совершая жертвоприношения богам, язычники задабривали их. Строили им храмы, изготавливали и обслуживали идолов, посвященных этим богам.
Бог, сотворивший вселенную, совершенно независим от Своего творения.
Да, Он повелевает служить, но не нуждается в нашем служении. Почему? Потому что Сам способен сделать быстрее и лучше то, что делаем мы.
Господь радуется послушанию Своих детей. Но было бы неверно думать, будто без этого Он непрестанно унывает и не может существовать полноценно и радостно.
Блаженное самосуществование Бога никак не зависит от служения рук человека.
Понимая это, не пытайтесь делать что-либо для Господа в качестве одолжения или оказания Ему незаменимой услуги.
Четвертое отличие истинного Бога от ложных богов:
IV. Истинный Бог – даятель жизни
«…Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (стих 25(б)).
Ложные боги нуждаются в служении человека, но сами неспособны служить ему. Они лишь потребляют, но ничего не дают взамен.
Истинный Бог является полной противоположностью. Он не только не нуждается в человеке, не зависит от него, но действует с точностью до наоборот. Господь – не потребитель ресурсов человека, а даятель жизни. Если бы Он хоть на мгновение перестал поддерживать Свое творение, «…и вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:15).
Знание этой великой истины должно привести нас к безграничной благодарности и смиренному осознанию непрестанной нужды в Боге.
Пятое отличие истинного Бога от ложных богов:
V. Истинный Бог – для всех народов
«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (стих 26).
Как известно, язычники делили богов на своих и чужих. Согласно 18-му стиху, Павла обвиняли в том, что он проповедует о чужих богах, и это явно не одобрялось афинянами. И Павел отвечает, что истинный Бог не может быть чужим для какого-нибудь народа, потому что Он произвел всех людейот одного человека.
Истинный Бог – не националист.Ложные боги являются собственностью отдельных народов. Соответственно, церкви, считающие, будто Господь служит лишь какому-то народу, заблуждаются. Превознесение одной расы над другой есть непонимание Бога. Господь неба и земли не может быть собственностью отдельных стран или народов.
Вспомнив первые пять отличий истинного Бога от ложных богов, рассмотрим остальные отличия.
Шестое отличие:
VI. Истинный Бог явил Себя
«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"» (стихи 27-28).
Язычникисчитали своих богов открытыми для всех (идолов можно было видеть, осязать), а Бога евреев – невидимым, скрывающимся. Но на самом деле все было наоборот.
Повествуя о неведомом Боге, Который совершенно не похож на известных афинянам богов, Павел предвидел их возможные возражения. «Если этот Бог сотворил мир и все, что в нем, почему же Он не явил Себя нам? Почему Он скрывается от нас, так что мы о Нем ничего не знаем?» Отвечая на это предполагаемое возражение, апостол говорит следующее: «Неведение о Создателе происходит не оттого, что Он скрывает Себя, а оттого, что люди не ищут Его».
Сотворив человека и расселив людей по всей земле, Господь создал все условия для того, «чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его». Слово, переведенное как «ощутят», происходит от греческого «псэлафео», означающего «трогать, ощущать». Здесь передается идея поиска на ощупь в темноте.
Разумно устроенная вселенная, разумный человек, способный ее познавать, – все это свидетельство Бога о Себе, явление таких Его качеств, как всемогущество, мудрость, красота, сила и доброта.
· Только бесконечно мудрый Бог мог спроектировать нашу сложную вселенную.
· Только Всемогущий мог осуществить столь грандиозный замысел.
· Только величайший Ценитель красоты мог сотворить столько прекрасного на земле.
· Только добрый Создатель мог даровать человеку не просто возможность жить, но и радоваться морю, солнцу, весне, браку, пище, отдыху, успеху в делах и многому другому.
Но ответил ли человек на такое самораскрытие Бога?Стал ли искать Его, стремиться к Нему всей душой?К сожалению, нет.
Даже лучшие стремления язычников в этих поисках совершенно недостаточны.Язычники пытались рассуждать о высшем Создателе, но не пришли к познанию Его.Например, греческий поэт Эпименид писал: «Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем». Конечно, Эпименид не знал истинного Бога, но все же понимал, что человек в своем существовании зависит от какой-то высшей личности.
«Мы Его и род» – это высказывание другого греческого поэта, Арата, жившего в III веке до Р. Х. Арат был стоиком. А стоики путем логических рассуждений пришли к заключению: если существует творение, значит, его кто-то создал.
Цитируя двух этих знаменитых поэтов, Павел демонстрирует слушателям, что известные им люди уже делали умозаключения о высшем Создателе и Хранителе жизни.Но даже таких самых разумных и логичных размышлений язычников недостаточно для подлинного познания Господа.Никто не может познать Бога, только лишь рассматривая величие космоса и вникая в многообразие земной жизни.
Но почему? Потому что Бог недостаточно явил Себя в творении? Или потому, что человек не хочет искать Бога? Это проблема скрывающего Себя Создателя? Или проблема противящегося очевидному человека? Библия поясняет: это проблема греховного противления человека.
«Нет разумевающего; никто не ищет Бога» (Рим.3:11).
Даже признавая, что вселенная не могла возникнуть сама собой, человек не ищет истинного Бога. Он готов назвать Создателем кого угодно, кроме Бога Библии. Например, Арат в цитируемом Павлом произведении под создателем человечества подразумевает Зевса.
Грешник подобен человеку, находящемуся в великолепном саду. Он видит идеально постриженный газон, прекрасные цветы, симметрично посаженные деревья. Но из-за глубокой неприязни к садовнику он упрямо отрицает, что именно его руками создан и сохраняется сад.
Истинный Бог близок к каждому человеку и ежедневно заботится о нем. Грешник обладает достаточным разумом, чтобы понять это. Но из-за внутреннего противления никогда не захочет признать очевидного. Поэтому через рассматривание творения никто не может приблизиться к Господу, спастись. Для спасения грешник должен услышать Евангелие и получить возрождение от Духа.
Свидетельства творения достаточно для осуждения, но недостаточно для спасения. На суде ни один грешник не сможет сказать: «Я ничего не слышал о Боге». Неопровержимые улики мироздания будут свидетельствовать против него, потому что истинный Бог явил Себя людям.
Седьмое отличие истинного Бога от ложных богов:
VII. Истинный Бог не сравним с творением
«Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (стих 29).
Логика Павла очевидна: так как человек создан Богом,Бог никак не может быть создан человеком. Господь не подобен творению: золоту, серебру или камню, пусть даже и обработанному самым искусным художником.
Такие слова могли сильно обидеть афинян. Из них следовало, что статуи богов, которыми был наполнен их город,– не более чем пустой религиозный самообман.
Ложные боги подобны творению – их рисуют, лепят, вырезают.
Ложных богов представляют очеловеченными, приземленными, подобными нам.
Человек отражает некоторые качества Бога: интеллект, волю, способность к общению, к творческому труду. Вселенная отражает всемогущество Творца. В нашей галактике насчитывается сто миллиардов звезд, включая Солнце. В видимой вселенной находится сто миллиардов галактик. Богу управлять всем этим проще, чем человеку совершать манипуляции со своим компьютером.
Но представлять, будто Бог подобен человеку или просторам космоса, –огромное заблуждение.
Вспомните заповеди Моисея.
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4).
Представлять Бога в виде чего-либо материального – значит поклоняться ложному богу. Даже приравнивать Творца к творению есть идолопоклонство.
Восьмое отличие истинного Бога от ложных богов:
VIII. Истинный Бог призывает к покаянию
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (стих 30).
Раньше язычники жили в неведении об истинном Боге. Теперь же, получив откровение о Творце, они должны покаяться, оставить поклонение ложным богам и обратиться к истинному Богу. Соответственно,до этого язычники были виновны лишь в отвержении общего откровения, свидетельства творения о Творце. Теперь, если не покаются, их вина увеличится многократно. Они станут повинны еще и в отвержении особого откровения о Боге, прямого сообщения Павла о Создателе.
Ложные боги придуманы нечестивыми бесами и грешными людьми, поэтому они и не могут отличаться благочестием, соответственно, не могут призывать к кардинальной перемене жизни через покаяние. Боги греко-римского пантеона вели развратную жизнь, враждовали друг с другом. Еще в IV веке до Р. Х. Платон утверждал, что истории о богах развращают молодежь. Но истинный Бог – свят, поэтому и приближение к Нему требует покаяния, оставления прежней греховной жизни.
Что такое покаяние?
Слово «метаноиа»(покаяние) означает «изменение взглядов и сожаление». В Новом Завете покаяние определяется не как молитва, но как перемена мышления и сожаление о грехе. Мышление человека меняется. Теперь он осознает свою греховность на фоне святости Бога, что может быть выражено в молитве. Господь повелевает всем людям покаяться, оставить грех, ложное поклонение и обратиться к Нему, чтобы ходить путями благочестия.
Согласно учению эпикурейских философов, боги полностью отстранены от всех земных проблем людей и совершенно безучастны в их жизни. Но истинный Бог не хочет смерти грешника, Он участвует в жизни человека, призывая к покаянию. Ему не безразлично наше будущее, поэтому Господь и повелевает живущим на земле покаяться.
Прежде чем служить истинному Богу, поклоняться Ему, необходимо покаяться.
Девятое отличие истинного Бога от ложных богов:
IX. Истинный Бог – праведный Судья
«Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа…» (стих 31(а)).
Идея суда подчеркивала срочность призыва к покаянию. День суда уже определен, и Судья уже назначен: это Господь Иисус.
Для греков это была абсолютно новая мысль. Да, они слышали о том, что вселенная может завершить свое существование. Эпикурейские философы заявляли, что однажды вселенная распадется и сгорит. Но идея завершения истории мира судом над человечеством была им чужда.
Суд над грешным миром грядет. Все умершие без спасающей веры предстанут на этом суде. На нем не будет оправдательных приговоров, речь будет идти лишь о степени наказания, различной для каждого подсудимого.
Афиняне уже несколько столетий жили в относительном благополучии. Без разрушительных войн, землетрясений или уносящих множество жизней эпидемий. Причиной такого благополучия считалась их набожность, задабривание всех известных им богов и даже неведомого бога. Получалось, что боги довольны афинянами, поэтому и не посылают на них бедствий.
Но Павел изложил совершенно иную точку зрения. Истинный Бог позволял язычникам жить относительно спокойно, пока они не слышали проповедь о Нем. Теперь же совсем скоро все изменится. Грядет катастрофа вселенского масштаба. Суд над тем, кто не обратится от ложных богов к истинному Богу, уже назначен.
И последнее десятое отличие истинного Бога от ложных:
X. Истинный Бог воскресил Христа
«…подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (стихи 31(б)-34).
Для афинян учение о физическом, телесном воскресении после смерти выглядело глупым и смехотворным. Они фыркали, насмехались.
· Эпикурейцы утверждали, что существование человека прекращается со смертью.
· Некоторые стоики допускали какую-то жизнь души после смерти, но не более этого.
· Надеющиеся на то, что после смерти попадут в царство теней, не могли себе представить, что вновь обретут физические тела.
Пока Павел говорил лишь о неведомом Боге, сотворившем вселенную, афиняне еще как-то могли это воспринимать. Но, когда апостол сказал о том, что Бог воскресил из мертвых Судью мира, слушатели в Ареопаге просто рассмеялись.
Зачем Павел это сделал, неужели он не мог рассказать о Создателе, не связывая Его с темой воскресения? Нет, не мог! Потому что истинный Бог – это Бог, воскресивший Иисуса Христа.
Бог, Который сотворил вселенную и человека, но не воскресил Христа, – это ложный бог.
Надо признать, что такая бескомпромиссность апостола принесла добрый плод. Хотя одни «насмехались» и, вероятно, их насмешки прервали проповедь Павла, а другие проявляли сдержанное безразличие, говоря: «Об этом послушаем тебя в другое время»,некоторые все же уверовали. Среди них был Дионисий, член Ареопага и женщина по имени Дамарь.
Хотя мы видим определенный успех благовестия Павла в Афинах, все же влиятельная церковь в этом «городе интеллектуалов» не появилась. Апостол навсегда покинул Афины.
Как отмечает Уильям Макдональд, «…Павел возвращался туда, где подвергался преследованиям, но там, где он встретил легкомысленное отношение, равнодушие, ему больше не о чем было говорить».
Возвещайте о Боге, воскресившем Спасителя и Господа Иисуса Христа, и результат благовестия доверьте Святому Духу, Который силен даже среди насмешников призывать избранных.
Мы верим не в какого-то общего для всех религий творца, мы верим в Бога, воскресившего Христа. Тот, кто этого не разделяет, поклоняется ложному божеству.
Данное понимание имеет особое значение в противостоянии различным экуменическим попыткам объединения христианства как с основными монотеистическими религиями, так и с другими верованиями.
Заключение
Как ложное солнце не светит и не греет, так и ложные боги, и ложное представление об истинном Боге никого не спасает и не освящает.
Прилагайте максимум усилий в познании Бога Библии. Служите Ему, радостно поклоняясь.
[1] Evolution and Christian Faith. Стр. 362-363.