Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Часть вторая Совершенствование отношений в браке 4 страница




Билл и Мэри – не исключение из правила. Они – пример того, что случается в большинстве семей в первые три месяца после свадьбы, когда пара начинает понимать, что не договорилась заранее по поводу очень серьезной проблемы: «Кто будет мыть унитаз?». Муж предполагал, что это – обязанность жены, а она – что это его работа, поэтому унитаз становится вечной причиной ссор. То же самое может возникнуть в связи со многими другими вещами: выносом мусора, подметанием, выбиванием пыли, стиркой, мытьем окон, мытьем машины, стрижкой лужаек, уходом за цветами и т. д. Конкретный предмет споров может быть любым, но основная проблема остается той же – нечеткие представления о разделении обязанностей.

Обычно мы произносим слово роль    по отношению к более важным аспектам жизни, например, кто материально содержит семью. Но роль    – это просто принятие на себя определенных обязанностей. Конкретная обязанность может быть крупной или незначительной. Речь может идти как о финансовом содержании, так и о менее важных вещах, подобных перечисленным выше. Кто за что отвечает? Вот важный вопрос, связанный с ролями.

В нашем обществе произошло много изменений в связи с распределением ролей в супружеском союзе. Традиционно муж заботился о финансах, а жена была домохозяйкой. Но в последнее время больше женщин работает, чем занимается домашним хозяйством. В результате в семьях возникают новые конфликты.

Если жена работает вне дома и играет равную с мужем роль в вопросе финансового снабжения семьи, следует ли полагать, что и в занятиях по дому они тоже играют равные роли? Большинство работающих пар обсуждает между собой вопрос: будет ли жена работать? – и приходит к согласию. Но немногие обсуждают, кто будет мыть унитаз. Поэтому серьезным источником конфликтов для новобрачных становится не вопрос о том, будет ли женщина работать, а незаметные на первый взгляд стороны повседневной жизни. Поэтому мы в этой главе призываем вас обсуждать между собой как важные вопросы, так и незначительные. Большинство пар часто считает распределение ролей в этих вопросах само собой разумеющимся.

Таким образом, обсуждение ролей до свадьбы и соглашение по поводу ролей супругов в браке чрезвычайно важны. Большинства конфликтов можно было бы избежать, если бы пара до брака обсудила свои обязанности и пришла к какому-то соглашению. Обычно проблема в не том, что согласия невозможно достичь, а в том, что тема не обсуждается. Парам кажется, что они знают, что будут делать после свадьбы. Но как можно знать, что думает другой человек, если вопрос не обсуждается открыто и подробно?

Помогает ли нам Библия понять, что должен делать в доме муж, а что – жена? Однажды я слышал, как Джеймс Хэтч из Библейского колледжа Колумбии в шутку сказал: «В Библии ясно сказано, что муж должен мыть посуду. В 4 Царств 21:13 Бог говорит: “Вытру Иерусалим так, как вытирают чашу”». Аргумент для вас, дамы.

Рассуждая более серьезно, отметим понятие разных обязанностей, распределенных между равными. Мы наблюдаем это, глядя на Самого Бога. В Ефесянам 1, например, мы видим, что Бог Отец запланировал наше спасение (Еф. 1:3–4), Бог Сын пролил Свою Кровь ради нашего спасения (Еф. 1:7), а Бог Святой Дух запечатлел наше спасение (Еф. 1:13–14). Каждый из Них сыграл отдельную роль в процессе искупления, хотя Они едины. Единство не означает отсутствия различий. Исполнители разных ролей составляют целое.

Подобным образом муж и жена выполняют разные обязанности, но они едины. Распределение ролей не нарушает единства, но подкрепляет его. Обязанности – это не власть и не признак достоинства, просто вопрос эффективного сосуществования. Мы не должны удваивать свои силы, просто принять на себя разную ответственность и стремиться к одной намеченной цели.

В самом начале Бог определил Адаму и Еве задание: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).

Задача была двусторонней: размножаться физически и владычествовать над землей со всеми живущими на ней созданиями. Обратите внимание, что эта задача дается и мужчине, и его жене. Они оба должны были участвовать в достижении цели, но, очевидно, не могли оба играть одинаковую роль. Физически женщина должна была вынашивать ребенка, но муж играл в этом процессе жизненно важную роль. Почему? Потому что Божий идеал – единство. Бог всегда хотел, чтобы мужчина и женщина работали как одна команда. Для того чтобы родился ребенок, нужно потрудиться обоим, – и так должно происходить во всех областях жизни.

Как физическое воспроизведение требует сотрудничества мужа и жены, играющих разные, но необходимые роли и действующих вместе как единое целое, так и во всех остальных сферах образцом остается различие обязанностей, но единство цели. Игроки в команде выполняют разные задачи, но у них есть общая цель. Роли мужа и жены различны, но они стремятся при этом к общей цели как команда, созданная Богом.

Указание на различие ролей Адама и Евы мы видим в Бытии 3, где Бог осуждает их за грех:

 

...

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3:16–19).

 

Божьим судом над Евой была боль при деторождении. Вынашивание ребенка было, конечно же, уникальной задачей Евы. Суд над мужчиной не коснулся его участия в процессе деторождения. Верша суд над Адамом, Бог говорит о земле, потому что Адам был земледельцем. Волчцы и тернии должны были осложнять процесс возделывания земли.

Оба этих суда должны были постоянно напоминать о последствиях грехопадения, и суды эти были не случайны. Суд над Евой касался ее уникальной роли, а суд над Адамом – его каждодневной работы в поле, когда он выполнял свою основную обязанность – заботился о пропитании семьи.

Для того чтобы выполнить свою роль в Божьем замысле («размножайтесь, и наполняйте землю»), Ева, что понятно, не могла возделывать поля. Так как роль

Адама в воспроизведении себе подобных была иной, он мог направить свои силы на выполнение второй части Божьего замысла, то есть на подчинение земли и управление остальными живыми существами. Таким образом, женщина, в первую очередь, является матерью, а мужчина – добытчиком.

Конечно, нельзя считать, что обязанности мужа и жены сводятся только к этим ролям. Любой человек, знакомый с жизнью земледельцев, понимает, что жена фермера тоже должна работать, чтобы дела на ферме шли успешно. И Адам, конечно же, должен был участвовать в воспитании детей. В Библии всегда говорится об отношениях ребенка с родителями, а не только с матерью. В этой главе просто представлена мысль о том, что обязанности супругов в браке – разные, но они вместе должны трудиться ради достижения целей Бога.

Вероятно, из этого отрывка следует, что, если у пары есть дети, то традиционное представление о муже как добытчике и о жене как домохозяйке кажется самым логичным. Некоторые верующие пары сегодня не хотят иметь детей; они считают, что первая половина Божьей заповеди в Бытии 1:28 – «размножайтесь, и наполняйте землю» – уже выполнена. В таком случае, нет логических причин, по которым жена не могла бы наравне с мужем участвовать в выполнении второй части Божьей заповеди – «и обладайте ею [землей], и владычествуйте».

Другие пары, у которых есть дети, рассуждают, что в неаграрном обществе жена вполне может работать и быть при том благочестивой матерью. Описание добродетельной жены в Притчах 31 подтверждает такое мнение.

 

...

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью, и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала, и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростию, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем, и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее (Пр. 31:10–28).

 

Прочитав этот отрывок, невозможно прийти к выводу, что роль женщины ограничивается воспитанием детей. Однако создается впечатление, что «центр мира» жены – дом. Она занимается разнообразными видами деятельности: шьет, готовит, работает на поле, насаждает виноградники, прядет шерсть и лен, заботится о бедных и нуждающихся, говорит с мудростью и добротой. Эта женщина приносит экономическую выгоду своей семье. Но вся ее деятельность направлена на благосостояние семьи: мужа (Пр. 31:11–12), детей (Пр. 31:15,21,27) и ее самой (Пр. 31:22).

Каковы результаты такой жизни? «Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее» (Пр. 31:28). Я знаю массу женщин, которые не ставят для себя семью на первое место, но ищут личной реализации в разных областях, – но кто променял бы на успех в иной области такую похвалу: «Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее»?

Этот ветхозаветный портрет праведной жены, уверенной в себе и несущей служение на благо семьи, был идеалом и в Новом Завете. Я полагаю, именно этот образ вспоминает Павел, когда пишет, что женщины постарше должны учить молодых быть «попечительными о доме» (Тит. 2:5). Это не значит, что верующая жена должна ограничивать себя определенным набором обязанностей по дому, но это значит, что на главном месте в ее жизни должна быть семья. Принимая решение о новом занятии, она всегда должна задавать себе вопрос: Как это отразится на моей семье? На моем муже? На моих детях? На мне самой? На наших отношениях друг с другом?

Никакие личные достижения не стоят того, чтобы жертвовать единством семьи. Я присоединяюсь к заявлению, которое сделал около 450 г. до Р.Х. Сократ: «Если бы я мог подняться на самое высокое место в Афинах, я возвысил бы голос и сказал: “О чем вы думаете, сограждане, когда так стараетесь скопить побольше богатств и так мало заботитесь о детях, которые однажды все их унаследуют?”».

Верующая женщина обладает огромной свободой. Ей доступно многое, но наибольшего удовлетворения она достигнет, будучи верной своей семье. Что толку для жены получить целый мир, а семью свою потерять?

Какова роль мужа как добытчика? Об этом говорится только в Бытии 3, или и в других местах Писания? В 1 Тимофею 5:8 сказано: «Если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». В данном конкретном случае речь идет об обязанности мужчины заботиться о вдовах своей семьи, но, конечно же, если он должен заботиться о вдовах, он обязан поступать так же и со всей собственной семьей.

Во многих местах Писания Бог назван «Отцом», причем проводятся параллели между нашим Небесным Отцом и нашими земными отцами. Например:

 

...

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:9-11).

 

Если бы вам пришлось описать роль Бога как Отца одним словом, какое слово вы выбрали бы? Я бы выбрал слово Заботливый    . Он дал нам все необходимое для жизни и благочестия (2 Пет. 1:3). Он не только даровал нам жизнь, Он поддерживает ее и заботится о наших потребностях. Подобным образом Библия описывает и земного отца – как заботящегося о своей семье.

Это не значит, что жена не должна помогать заботиться о семье. В Притчах 31 говорится об обратном. Муж и жена – одна команда, они работают вместе, но в основном обязанность заботиться о материальных потребностях семьи лежит на плечах мужа.

Какое-то время тому назад я был приятно удивлен, прочитав в одном светском журнале следующую статью. Ее автор, доктор Френсис Уэлсинг, – психиатр, работающая с афроамериканскими женщинами, помощник профессора педиатрии в Медицинском колледже при университете Ховарда и сотрудник госпиталя Фридмена в Вашингтоне. Ее представление о ролях мужа и жены соответствует библейскому представлению.

 

...

Именно в контексте семьи афроамериканцы должны начинать борьбу с комплексом неполноценности, способствуя максимально эффективному развитию молодежи.

Основная задача отца в отношениях с детьми – показать им на личном примере, в чем состоит роль взрослого мужчины; показать с любовью и добротой к детям – любовь и доброта обязательны для успешного обучения. Основная задача взрослого мужчины – забота и защита семейной ячейки и народа в целом.

Основная задача матери в отношениях с детьми – научить их на своем примере, с любовью и добротой, роли взрослой женщины. Основная задача взрослой женщины – воспитание детей и забота о доме. Такое разделение обязанностей я считаю основным и обязательным для эффективного функционирования семьи.

Я понимаю, что большинство белых женщин сегодня станет возражать против такого разделения обязанностей, но мы, афроамериканцы, не можем позволить, чтобы наши приоритеты определялись их прихотью. Если мы будем игнорировать важность этой схемы, мы сами подвергнем себя опасности.

Афроамериканцы сами могут справиться с комплексом неполноценности, от которого страдают их дети, если нефункциональные «семьи», в которых доминируют женщины, превратятся в настоящие семейные ячейки, с подлинным равновесием и гармонией между ролью мужчины как добытчика и ролью женщины как растящей детей, причем обе роли должны быть равными и одинаково уважаемыми.

Афроамериканские женщины должны начать бороться за ту возможность, которая теперь есть у белых женщин, – оставаться дома, получая адекватную поддержку от мужа, заботиться о детях так, как не может позаботиться о своих детях белая женщина, которой часто приходится прибегать к помощи черной женщины, оставляющей в таком случае собственных детей ради работы.

Если афроамериканские мужчины и женщины сосредоточатся на достижении этой общей цели и перестанут соревноваться друг с другом, потому что подобное соперничество в данный момент губительно сказывается на них, они действительно смогут действовать как одна команда11.

 

Несколько лет назад я столкнулся с классическим примером неспособности следовать этому основному образцу. Ко мне на консультацию пришла женщина, состоящая в браке уже более тридцати лет. Она описала ситуацию в семье как «невыносимую». Много лет ее муж ограничивал свои занятиями тремя вещами: работа, хобби и сон. Кроме этого, он принимал пищу три раза в день. Он ничего не делал дома, ничего не делал для детей и очень мало разговаривал с женой.

Я спросил, всегда ли так было. Она ответила:

– Нет. Много лет он вообще не работал.

В первые годы брака этот человек был очень безответственным и менял место работы чуть ли не каждый день. Они с женой купили дом с помощью родителей, но могли потерять его из-за неуплаты аренды. Однажды жена решила, что, если он не хочет работать, этим займется она. Она пошла работать и начала выплачивать долги. С того момента она стала главой семьи. Муж мог продолжать вести себя безответственно – чем он и занимался. Прошли годы, он нашел себе работу и ходил на нее регулярно, но ответственности на себя так и не принял. Он чувствовал себя ненужным, невостребованным и замкнулся в себе.

Когда я рассказал этой женщине о библейском замысле, согласно которому муж должен быть добытчиком, она нахмурилась. Она поняла свою ошибку и сделала заявление, которого я никогда не забуду: «Я спасла свой дом, но погубила свой брак!».

Какой проницательный вывод! Ее решение пойти работать действительно спасло ее дом, но муж оказался навеки в состоянии неудачника. Она поощряла его безответственность. Теперь она с сожалением сказала: «Надо было мне позволить потерять наш дом. Я несла на себе груз все эти годы. Теперь, когда он зарабатывает деньги, я не знаю, как сделать его главой семьи. Мне нужен кто-нибудь, на кого я могла бы опереться!».

Стремясь спасти материальное имущество, эта женщина потеряла нечто более важное – единство с мужем, угодное Богу. Что она должна была сделать? Ее муж по какой-то причине был безответственным, когда они вступили в брак. Она не помогла ему выработать ответственность. Для того чтобы стать ответственным, надо принять на себя ответственность. Если бы она не только пожелала помочь, но и готова была доверить ему роль добытчика и довольствоваться тем, что он добудет, я думаю, он, скорее всего, научился бы своей роли. Его нужно было подтолкнуть и ободрить, чтобы он взял на себя ответственность.

Без сомнений, есть семьи, в которых из-за физической или умственной неспособности мужа работать жене приходится взять роль главы на себя. Это исключения из правила, и Бог пошлет таким женщинам силы и благодать. Однако такая жена должна помочь мужу найти свою роль в их отношениях. Помните, муж и жена составляют команду, и у каждого в команде есть свои обязанности.

Опираясь на эти основные принципы: 1) муж является добытчиком, 2) жена заботится о доме, – верующая пара может распределить между собой обязанности так, как ей хочется. Опять же, позвольте подчеркнуть, что обязанности эти ни в коем случае не должны быть формальными и стесняющими.

Библейский образец не запрещает женщине работать вне дома, внося вклад в финансовое благополучие семьи. Просто ее работа не должна быть в ущерб семье.

Жена и мать в основном несет ответственность за дом, но это не значит, что отец вообще ничего не делает дома. Физически роль матери в кормлении и воспитании детей – основная, но ребенку нужна и отцовская любовь. Ребенку нужны оба родителя, и отец должен беспокоиться о благополучии детей не меньше, чем мать. Общение с ребенком и его обучение не должны касаться только матери. Многие верующие отцы совершили эту прискорбную ошибку. Муж и жена – члены одной команды, они должны действовать сообща.

Будучи командой, муж и жена работают вместе, слушаясь Бога. Они вместе определяют, какую роль играет каждый из них в достижении Божьего замысла, касающегося их союза. Конкретные роли могут быть разными в разных семьях, могут изменяться время от времени и в одной семье, но эти роли должны устанавливаться с согласия обоих партнеров.

По моему мнению, при установлении обязанностей партнеров следует принимать во внимание их дары и способности. Один может быть более пригодным к определенной роли, чем другой. Раз вы – одна команда, почему бы не использовать игрока, которому лучше удается бросок? Что касается меня, я не могу себе представить, что было бы, если бы я пошел в магазин за покупками. Это задача моей жены, и она прекрасно с этим справляется. В другой семье для этой роли, возможно, больше подойдет муж.

Я не хотел сказать, что, если один из партнеров взял на себя обязанность, другой никогда не должен ему помогать. Предположим, жена взяла на себя обязанность пылесосить ковры каждый четверг. Это не значит, что муж никогда не должен ей помогать. Любящий человек хочет помочь и часто помогает. Обязанность означает, что, если муж не будет помогать жене, она не станет на него сердиться. Она не ждет, что он будет пылесосить, потому что это – не его обязанность. Если же он поможет ей, это будет проявлением любви и будет воспринято как таковое.

В Писании не сказано, «кто должен мыть унитаз», но сказано, что мы должны договориться об этом. Амос однажды спросил: «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам. 3:3). Нет, далеко они так не уйдут. Договориться об обязанностях довольно просто, но, если об этом забыть, проблемы могут хлынуть, как лава из вулкана.

Развивающие задания

Для супружеских пар

1. Кто в вашем браке отвечает за финансовое благополучие семьи?

_______Жена _______Муж _______Оба

Довольны ли вы таким положением вещей? Если нет, кратко опишите изменения, которые вы хотели бы видеть.

2. Не обсуждая этого с партнером, составьте список своих обязанностей в доме. Напишите отдельно список обязанностей партнера. Старайтесь быть как можно точнее и конкретнее.

3. Попросите партнера прочитать эту главу и выполнить задания 1 и 2.

4. Соберитесь вместе и изучите ваши списки. Вы можете обнаружить, что:

а) одинаково представляете свои роли;

б) есть пункты, по которым вы не согласны (существуют некоторые области, в которых вы нечетко себе представляете разграничение обязанностей);

в) вы согласны в очень немногих пунктах – это действительно конфликтная зона вашего брака.

5. Что бы вы ни обнаружили, обсудите свои роли. Как вы думаете, может, вы делаете что-то, что у партнера получилось бы лучше? Может быть, он готов взять на себя эту обязанность? Пусть попробует заниматься этим в течение одного месяца.

6. Не думайте, что обязанности нельзя изменить. Если в связи с ними возникает конфликт, настало время для обсуждения и оценки.

Для холостых

1. Скорее всего, вы уже обсудили, кто будет в основном заботиться о финансовом благополучии семьи, но решили ли вы, «кто будет мыть унитаз»? Нужно достичь соглашения по поводу как крупных, так и мелких обязанностей.

2. Прочитав эту главу, пусть каждый из вас составит список своих обязанностей после свадьбы. Отдельно составьте список обязанностей партнера. Старайтесь включить в списки все и будьте как можно более конкретны.

3. Сравните свои списки.

А. Есть ли вещи, за которые вы оба чувствуете себя ответственными? (Составьте список таких обязанностей и внимательно постарайтесь распределить их между собой.)

Б. Есть ли моменты, которые вы упустили, – что-то, за что никто не берет на себя ответственность? (Составьте список таких обязанностей и распределите их между собой)

4. Пересмотрите свои списки незадолго до свадьбы.

5. Будьте всегда открыты для обсуждения и перераспределения ответственности после свадьбы.

8. «Он думает, что всегда прав»

 

Как мы уже отмечали, многим парам нетрудно общаться до свадьбы, а после нее возникают затруднения в общении. Основная причина такой перемены в том, что до свадьбы им не надо было принимать совместных решений. Они свободно говорили на любую тему, а потом расходились, и каждый поступал по-своему. После свадьбы они начали стараться действовать совместно, и принятые решения теперь влияют на жизнь обоих. Супруги не могут прийти к одинаковому решению, поэтому общение прекращается и между ними начинает расти стена.

Обществоведы и консультанты признают, что одна из величайших проблем в браке – принятие решений. Многие молодожены понимают, что такое демократия, но, когда голосующих всего двое, часто демократическое решение не удается. Некоторые до сих пор склонны к старой «аристократической» системе, когда муж правит «железным жезлом», а жена больше похожа на ребенка, чем на партнера.

Альтернатива – матриархальная система. Здесь мать играет первую роль, а муж остается на подхвате. Одна из практических проблем, связанных с такой системой, – гомосексуализм. Исследователи, изучившие семьи гомосексуалистов и лесбиянок, обнаружили, что практически всегда у них была доминирующая мать и пассивный отец. Мать ведет игру, а влияния отца в доме не заметно.

Что же нам делать? Как принимать решения? Если на эти вопросы можно ответить до свадьбы, пара спасет себя от многих разочарований. Большая часть молодоженов предполагает, что решения будут приниматься сами собой. Они не предвидят серьезных проблем в данной области. Но скоро их иллюзии развеются.

Предлагает ли нам Библия какую-либо помощь? Что нам делать, чтобы как можно эффективнее принимать решения? Я хотел бы предложить брать пример принятия решений с Самого Бога.

Как мы уже отмечали, Бог явил Себя как Троицу. Триединый Бог принял много решений, некоторые из них описаны в Библии. Начиная с изначального: «Сотворим    человека по образу Нашему»    (Быт. 1:26; курсив наш), – и заканчивая последним призывом Троицы в Откровении 22, Бог принимал решения. Как это происходило?

У нас мало информации по этому поводу, но в Матфея 26:36–46 рассказывается об общении Сына и Отца. Иисуса ждет распятие, и, естественно, физически и эмоционально Ему тяжело. В этих стихах Он полностью выражает Свои мысли и чувства перед Отцом: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). Это не полная запись молитвы, а скорее ее основная тема. Иисус ничего не скрывает, не умалчивает, но полностью открыт перед Отцом. Он повторяет эту молитву трижды, и каждый раз завершает ее словами: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39,42,44).

Это фатализм? Вовсе нет. Иисус просто признавал власть Отца как обладающего максимальным авторитетом. Конечно, решение о распятии было принято в вечном прошлом, потому что Иисус есть «Агнец, закланный от создания мира» (Отк. 13:8). Но теперь, когда момент распятия приближается, Он выражает Свои человеческие чувства перед Отцом.

В другом стихе отношения между ипостасями Троицы объясняются еще понятнее. В 1 Коринфянам 11:3 Павел говорит: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». Многие не обращают внимания на последние слова: «Христу глава – Бог». Очевидно, что Павел имеет в виду Бога Отца.

«Я думал, что Отец и Сын – равны». Да, равны! Однако в рамках совершенного единства Троицы существует определенный порядок, и Глава в ней – Отец. Если мы поймем, каковы отношения в этом божественном образце семьи, каковы отношения Отца с Сыном и Сына с Отцом, нам проще будет понять, в каком плане муж – «глава» жены.

Значит ли это, что Отец более ценен, чем Сын? Значит ли это, что мужчина важнее женщины? Может быть, Отец умнее Сына? Или мужчина умнее женщины? Очевидно, что нет. Отец и Сын равны во всех отношениях. Но равенство не означает отсутствия отличий. На кресте умер Сын, а не Отец. Одинакова ли ценность мужчины и женщины? Да! Я говорю это четко и ясно. Совершенно понятно, что говорит Библия на этот счет. И мужчина, и женщина сотворены по образу Божьему, они одинаково ценны. Значит ли это, что они одинаковы? Нет. Между ними есть различия, но это не недостаток. Когда Бог говорит, что муж – глава жены, речь идет об отношениях между равными, отношениях, пример которых подает Он Сам.

Можем ли мы представить, чтобы Отец вынудил Сына сделать что-то против Его воли? Главенство не значит произвол. Станет ли Сын делать что-то «по-Своему», не спрашивая Отца? «Немыслимо», – говорите вы. Должна ли жена поступать «по-своему», не спрашивая мужа? Я знаю, что Бог совершен, а мы несовершенны; поэтому мы не всегда делаем то, что, как мы знаем, правильно. Однако мы должны понимать, к каким отношениям мы призваны.

Вероятно, библейская мысль о том, что муж – глава жены, – самое эксплуатируемое понятие Библии. Своевольные мужья-христиане предъявляли к своим женам массу нелепых требований под тем предлогом, что «в Библии сказано…». Главенство не означает, что муж имеет право один принимать решения и отдавать жене приказы. Это немыслимо, если мы всерьез обратим внимание на пример Бога Отца и Бога Сына.

Как принимают решения, согласно библейскому образцу? Пусть нашим примером будет беседа Иисуса и Отца в Гефсимании, незадолго до распятия. «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Этот образец предполагает обсуждение мыслей и чувств – честное и с любовью – с мужем как признанным главой. Смысл обсуждения – это всегда принятие единодушного решения. Все решения Троицы отличаются совершенным единодушием. Мы, несовершенные создания, не всегда способны достичь идеала, но всегда должны стремиться к этому.

Что же делать, если мы оба полностью высказали, что думаем, но не можем прийти к согласию? Если с решением можно подождать (а в большинстве случаев это можно сделать), подождите. Пока ждете, молитесь оба и ищите новую информацию, которая может пролить свет на ситуацию. Через неделю снова обсудите проблему.

«Сколько же нам ждать?» Сколько можете! Я считаю, что муж может принимать решение без согласия жены только в тех редких случаях, когда оно должно быть принято «сегодня же». Такие решения приходится принимать только несколько раз в жизни. В большинстве случаев можно подождать. Единство важнее, чем спешка. «Но, если я не куплю это сегодня, распродажа закончится!» Единство с супругом дороже той выгоды, которую вы получите от распродажи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 153 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2412 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.