Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Период и особенности стиля русской архитектуры

Под древнерусской историей обычно понимают период IX-XVII вв. Это само по себе уже вызывает несколько вопросов.

Чаще всего выделяют по стилям каменное и деревянное зодчество, а также региональную (Киевскую, Новгородскую, Псковскую, Владимиро-Суздальскую, Тверскую и Московскую архитектуру).

Как история архитектуры, так и история русской архитектуры имеет особые периоды, которые сменяются друг другом. Постепенно архитектура в России прошла все те этапы, что и другие развитые страны. Вот только в Россию некоторые тенденции приходили чуть позже. В свое время история русской архитектуры начиналась с деревянного градостроительства и дойдя до нынешнего времени, преобразовалась до неузнаваемости.

Архитектурные работы отечественных зодчих довольно часто воспри­нимались как культурные, политические символы, а также как произведения искусства. Именно архитектура позволяет выполнять жизненные функции человечества, а также направляет жизненные процессы в обществе. Однако стоит помнить, что архитектура создается в соответствии с потребностями и возможностями людей. А история архитектуры весь этот процесс докумен­тально заверяет.

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, кото­рый начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ - с IX до XVII вв. В тысячелетней истории русского искусства, в том числе и архитектуры (зодчества) на этот период приходится более семи веков. Древне­русская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первона­чально использовалось дерево.

В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строи­тельства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер, а ви­зантийская цивилизация в свою очередь унаследовала античные традиции. Но Византия была далеко не единственным источником обогащения древнерусской культуры. Русь в экономическом, политическом и культурном отношении была тесно связана с другими славянскими странами, со странами Центральной и Западной Европы, со скандинав­скими странами, с народами Причерноморья, Кавказа, Приуралья. Торговые и культур­ные связи древняя Русь установила со странами Средиземноморья, арабского Востока, Средней Азии. Все эти связи также способствовали развитию древнерусской культуры.

Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие стра­ницы. Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризу­ется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.

С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело торжественно-монументальный, величественный характер, обогатилось традициями ви­зантийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказоч­ную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.

Во времена Владимира Святославича и Ярослава Мудрого в конце X — первой половине XI в. были построены крупные ансамбли дворцов и храмов в Киеве, Новгороде, Черни­гове. Во второй половине XI — начале XII вв. строятся многочисленные комплексы мона­стырей. В XII ст. в отдельных княжествах Руси начали появляться собственные архитек­турные школы. Много сооружений древней Руси можно назвать шедеврами мировой ар­хитектуры. Это знаменитый Софийский собор и церковь Спаса на Нередице в Новго­роде, Спасский собор и Пятницкая церковь в Чернигове, Кирилловская церковь с ее из­вестной фресковой росписью XII в. в Киеве, белокаменные Успенский и Дмитровский со­боры во Владимире на Клязьме, всемирно известная церковь Покрова на Нерли и неко­торые другие.

Храмы, церкви, монастыри

Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточно-славянских княжествах с мо­мента первичного зарождения русской государственности IX веке до Батыева нашествия в 1236 году.

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции дере­вянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значитель­ные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобра­зие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие церкви Древней Руси, возведенные до принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами мону­ментальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Древнерусского государства утвер­дился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В пер­вой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-запад­ный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероят­нее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооруже­ний данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII ве­ков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Период, формирование и особенности архитектурного стиля | Крепостные и оборонительные постройки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-17; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 167 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2223 - | 2166 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.