Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Период, формирование и особенности архитектурного стиля

Введение

Тема моего проекта – архитектура и зодчество.

Архитекту́ра, или зо́дчество[1] — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространствен­ную среду для жизни и деятельности человека. Архитектура создает матери­ально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятель­ности, в соответствии с их устремлениями, а также современ­ными техническими возможностями и эстетическими воззрениями. В архи­тектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность) и эстетические (красота) свойства объектов.

 

Здание венгерского парламента, г. Будапешт, Венгрия.

Историче­ские цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в со­ответствии с возможностями и потребностями людей.

Предметом работы с пространством является и организа­ция населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление — градостроительство, которое охватывает комплекс общественно-экономиче­ских, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства.

По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного Союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, ежегодно в первый понедельник октября отмечается международ­ный профессиональный праздник архитекторов и ценителей архитектур­ных шедевров – Всемирный день архитектуры.

Русское слово «архитектура» через посред­ство польского architektura заимствовано из латинского architectura [2]. В латин­ском это слово образовано от architectus «архитектор», которое было заимствовано из древне-греческого ἀρχιτέκτων: αρχι- (главный, старший) и τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель».

В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строи­тельного искусства: «зодчество» (старо-славянское «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя).

Цель проекта – рассмотреть стили и особенности архитектуры и зодчества в средневековой Европе и на Руси.

 


Европейская средневековая архитектура

Период, формирование и особенности архитектурного стиля

Средневековая архитектура (V-XVII вв.) объединяет в себе 4 архитектурных стиля. Наиболее знаменитым является «Каролингское возрождение», а также Оттоновское искусство, романский и готический стили.

Как зарождалась средневековая архитектура?

Архитектура средних веков, а именно «Каролингское возрождение» относится к эпохе правления Карла Великого (742-814 гг.) и всей династии Каролингов. Во времена правления Карла все внимание главным образом было сконцентрировано вокруг культурного центра, кото­рым была столица город Аахен. Наблюдается яркий расцвет искусства средневеко­вья, быстрыми темпами развивается церковная, административная и судебная сферы. Многие ученые пришли к выводу, что в те времена происходило также возрождение далеких античных традиций, и средневековая архитек­тура значительным образом преображалась. Самым значимым памятником того времени считается капелла императорской резиденции, которая распо­лагалась в Аахене.

В тоже время Оттоновское искусство напрямую связывают правле­нием династии Оттока Великого (912-973 гг.). Однако ученые пришли к выводу, что этот архитектурный стиль оказал значительное влияние на становление «Каро­лингское возрождение». Наиболее популярными архитектурными сооруже­ниями того времени считаются базилики. Здания, в которых были большие башни, массивные стены и маленькими узкими окошечками. Сооружения больше походили на оборонительные крепости. Однако внутри убранство было более изысканное. Их украшали мозаиками и фресками, использовали западные и восточные хоры, а также тщательно разработанную западную ап­сиду. Архитектура средневековья совместила мощь и величие внешних стен, а также изящество и богатство внутреннего убранства.

Рассвет средневековой архитектуры

Архитектура средневековья включает также и Романский стиль, ко­торый ознаменовал конец раннего средневековья. Это направление стало первым общеевропейским стилем во всей архитектуре того времени. В сред­ние века он зародился примерно в одно и то же время в ряде стран, поэтому быстро и широко распространился, увлекая всю Европу. Для этого периода характерны огромные замки-крепости с высокими башнями, в которых были окна-бойницы, а также церкви и монастыри. Каждый зал церкви представлял собою гармоничную и законченную композицию. Каменные толстые стены были прорезаны многочисленными арками и аркадами, что напоминала о минувших традициях классической римской архитектуры.

Готическая архитектура средневековья

Завершает свое правления архитектура средневековья Готическим на­правлением. Готическая архитектура средневековья зародилась во Франции XII века. Первоначально понятие «готика» относилось исключи­тельно к архитектуре. Главными элементами в архитектуре того времени стали: стрельчатые арки, крестовые своды, арочные контрфорсы, а также ажурные декоративные элементы на окнах. Готическая архитектура средне­вековья применяла изобретения, которые применялись и в других направле­ниях и стилях архитектуры Средневековья. Однако их комбинация дала жизнь совершенно новому типу зданий. Ярким примером и по сей день счи­тается аббатство Сен-Дени в районе Парижа.

 

В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (XI–XII вв.) и готи­ческий (XIII–XV вв.).

Романский стиль (XI–XII вв.)

Возрождение античных архитектурных традиций и появление новых стилей зодче­ства характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. Одним из самых распространенных сооружений X–XII вв. становится античная римская бази­лика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры.

Характерный элемент романики – арочная форма дверных и оконных проемов. В период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов стали оформ­ляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опи­рающихся на пристенные колонны, так называемыйперспективный портал.

Внутри перспективного портала располагался тимпан — полукруглая или тре­угольная ниша над входом.

В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатле­ние массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами.

Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастыр­ские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.

Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей сте­пени отразившая дух романской эпохи, ее представления о «модели мира». Господствую­щим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.

В романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным за­лом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточ­ной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Для освещения центрального нефа, затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, стали использовать высо­кие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные.

Цилиндрический свод

Крестовый свод

Центром средневековой романской архитектуры была Франция. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Согласно описанию н рисункам, это была пятинефная базилика с 30-метровым по высоте центральным нефом. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две – на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием, имевший большое значение для всего последующего разви­тия архитектуры, – использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пи­занский собор (XI–XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику.

 

Готический стиль(XIII–XV вв.)

В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа:

ранняя готика (XII–XIII вв.),

высокая готика (XIII в.)

поздняя, или «пламенеющая» готика (XIV–XV вв., а в отдельных случаях – XVI в.).

Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. При взгляде на готический собор создается впечатление, что вся его ка­менная громада движется вверх наперекор законам физики, наглядно воплощая идею торжества человеческого духа над плотью.

В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее простран­ство храма. Зодчие сумели сделать перекрытие зала более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трех нефов собора.

Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составляю­щем как бы его скелет.

Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия.

Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.

Аркбута́н — наружная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб — контрфорс.

Контрфорсы - вертикальные части стен, увеличивающие их устойчивость.

Нервюра — выступающее ребро каркасного крестового свода.

Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, за стены собора, прида­вила ему ажурность, так характерную для готики. Невидимая изнутри, эта система сни­мала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами, застекленными цветными витражами

В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерь­ера романских церквей, стало более светлым.

Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Го­тические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроко­нечными башенками (пинаклями), окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны (вимперги). Впечатление легкости, невесомости, ажурно­сти обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми верти­калями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами.

Ви́мперг – ажурное или резное остроконечное завершение входа.

Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикаль­ность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамич­ность. По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше. Подчеркнутая вертикальностью всех членений придает зданию устремленность вверх, к небесному своду.

К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже

Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, гладкие двускатные крыши. У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо розы в центре фасада – большое стрельчатое окно.

Собор в Кёльне – характерное для немецкого зодчества произведение готики.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОПРОС Юридические факты в административном праве | Период и особенности стиля русской архитектуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-17; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 443 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2343 - | 2066 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.