Глава 1. Человек в обществе
Общество, в котором мы живём, находится в постоянном движении. Из курса основной школы вы уже знаете, что учёные выделяют три ступени в его развитии: аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное (информационное) общество.
Из курсов истории и обществознания вы знаете также о таких формах перемен в обществе, как эволюция (постепенные, медленные изменения), реформа (осуществляемое правящими кругами преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя), социальная революция (коренной, качественный переворот в общественном устройстве).
Изменения условий жизни людей в наше время происходят быстрее, чем прежде. Существует ли единый для всех путь развития, или каждая страна идёт своей дорогой? Можно ли сделать условия жизни на нашей планете более благоприятными, чем теперь? Эти вопросы волнуют всех, кто задумывается о будущем.
Многовариантность общественного развития
Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определённая тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.
Однако исторические события всегда уникальны и неповторимы. Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределён свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определённых условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, существует выбор способов, форм, путей дальнейшего развития. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.
Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведённой в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.
А в 1917—1918 гг. Россия оказалась перед другим выбором: либо демократическая республика, одним из символов которой было Учредительное собрание, либо Республика Советов во главе с большевиками.
В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.
Любая страна, любой народ в определённые моменты своей истории оказываются перед судьбоносным выбором, и дальнейшая история осуществляется в процессе реализации этого выбора.
Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.
Так, например, ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо за счёт привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путём, либо за счёт внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путём. В разных странах или в одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.
Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции, создаёт возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего развития той или иной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает выбор.