Как вы думаете, от чего могут зависеть методы познания и исследования культуры?
-- От типа культуры.
-- Какие типы культуры мы выявили?
-- Бытовая, душевная и духовная, связанные соответственно с «животом», «жизнью» и «житием»человека.
Итак, как же может познаваться и изучаться бытовая культура? Какие мы знаем отрасли науки, изучающие бытовую культуру?
Этногра́фия и этнология (от др.-греч. ἔθνος — народ, γράφω — пишу, λόγος — наука, учение) – которые изучают происхождение (этногенез), состав, расселение того или иного народа, а также его культуру, прежде всего бытовую (потому что у до- и бесписьменных народов все прочите типы культуры крайне сложно изучать).
Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука, учение) – изучает происхождение, развитие и существование человека в природной (естественной) и искусственной (культурной) среде.
Археоло́гия (др.-греч. ἀρχαῖος — древний и λόγος — наука, учение) -- изучает быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.
Методы у них схожие: отыскание, описание, анализ и сопоставление артефактов[2].
Теперь выясним, какие отрасли науки изучают душевную культуру. Помните, мы подразделили её на гуманитарную и естественнонаучную?
Искусствовéдение изучает художественную культуру, включает в себя теорию и историю искусства, а также художественную критику.
Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») исследует всеобщие законы развития мира и общества, но также изучает и сам процесс человеческого познания и мышления, и нравственные категории и ценности.
Древнегреческие философы. Фреска на внешней стене кафоликона монастыря Сучевица, Румыния
История науки — это исследование самого явления науки в его историческом развитии.
Общенаучные методы исследования душевной культуры человека можно разделить на два уровня: опытный (эмпирúческий[3]) и теоретический.
На опытном (эмпúрическом) уровне предмет изучается со стороны внешних связей и проявлений -- это этап сбора данных (фактов) о предмете исследования.
Опытный (эмпирúческий) метод включает: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, техническое моделирование.
Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой. На теоретическом уровне раскрываются:
- внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений;
- их взаимодействие и обусловленность.
Теоретический метод включает:
ü формализацию (выражение процесса в научных символах – формулах, знаках и т.д.),
ü аксиоматический метод (создание системы понятий и аксиом[4]);
ü анализ (греч. analisis – разделение);
ü синтез (греч. synthesis – соединение);
ü абстрагирование (лат. abstractio – отвлечение);
ü гипотетико-дедуктивный (создание ряда гипотез, которые выводятся друг из друга). И т.д.
Наконец, какие, на ваш взгляд, науки могут изучать духовную культуру человека?
Никакие! Научные методы познания неприложимы к Откровению, каковым является духовная культура.
Исследовать можно лишь следы Божия присутствия в земной истории. Эти и занимается богословие, которое объединяет многие области познания Творца и сотворённого Им мира:
ü иконология (от др.-греч. εικών — образ, картина, и λόγος — учение), учение об образе;
ü сотериоло́гия (греч.σωτηρία «спасение» + греч. λόγος — учение, слово) — учение об искуплении и спасении человека;
ü патролóгия (от др.-греч. πάτερ -- отец и λόγος -- учение, наука) – изучение наследия отцов Церкви.И др.
I Вселенский Никейский Собор 325 г.
Периодизации культуры