Основания межкультурного понимания
Тип аксиологии (основание ценностей) | Тип гносиса (способ познания мира) | Тип экзистенции (способ бытия) |
теоцентрика | мистика | гностика |
антропоцентрика | гномика | практика |
эгоцентрика | эмпирика | сенсорика |
2. Что такое культура? «Культура» и «натура»
«Культура» происходит от латинского cultūra -- существительное от глагола colĕre, имеющего три основных значения:
1) обрабатывать, возделывать,
2) взращивать,
3) населять, обитать,
то есть первоначально оно было связано с представлением о каком-то действии, усилии, направленном на что-то и противостояло слову natura (природа).
В свою очередь, глагол colĕre в латинском языке восходит к индоевропейскому *kuel- -- «двигаться, вращаться», от которого происходят также старославянское коло «колесо, круг, горизонт».
В исходном значении «двигаться, вращаться» этот индоевропейский глагольный корень означал действия, производимые
а) вещью -- отсюда «колесо»,
б) человеком – отсюда значение «находиться обычно в каком-либо месте» («вращаться в каком-либо обществе»).
В латинском языке стало развиваться именно второе значение, разделившееся на два взаимосвязанных:
1. «жить в каком-либо месте» -- colĕre, in-colĕre,
2. «обживать какое-либо место, обрабатывать землю в своем месте» и далее – просто «обрабатывать»=colĕre, agrĭcŏla «земледелец», agrĭcultūra «сельское хозяйство, обработка земли».
Но поскольку заботиться о земле – это прежде всего заручиться поддержкой божества (божеств), которое собственно и делает землю плодородной, то у глагола colĕre развилось особое значение «почитать, ублажать бога», откуда cultŭs «попечение, забота о божестве» – «культ».
Но и божество заботится о людях, проживающих в данном месте, и без этой заботы человеческие труды напрасны -- отсюда второе значение латинского слова cultŭs -- «попечение о человеке» (ср. рус. Да хранит тебя Бог!Спаси Бог = «спасибо»).
Все эти исходные значения составляют древнейший комплекс значений латинского слова cultūra, сохранившийся на все дальнейшие времена:
1)обустройство того места, где живёшь (обработка земли), уход за землёй;
2) почитание богов – хранителей этого места;
3) охранение богами людей, которые в таком месте живут и которые так хорошо поступают».
Как заметил о. Павел Флоренский, «культура -- то, что постоянно отщепляется от культа, как бы его боковые побеги»; можно сказать, что культура – это форма, проявление культа вовне.
В обиход европейской мысли слово культура вошло лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и средством общения образованных людей.
В России слово культура впервые зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, изданным Н. Кирилловым в 1845 году, но особого распространения не имело. Еще в 1853 году И. Покровский в "Памятном листке ошибок в русском языке", опубликованном в "Москвитянине", объявил это слово ненужным. Но уже в 60-е годы XIX века оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е и позже получает широкое распространение.
Согласно В. Далю, культура -- это " обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное ".
В ХIХ веке понятие «культура» становится научной категорией. Оно означает не только высокий уровень развития общества, но и пересекается (а подчас отождествляется) с таким понятием, как «цивилизация [1] ».
Понятие цивилизации содержало в себе представление о новом образе жизни, сущностью которого были урбанизация (рост городов), социальная стратификация и возрастание роли материально-технической культуры.
Состав культуры
4. Определение понятия «культура»
В чём главное отличие человека от животного? По какому признаку мы сразу определим, что перед нами именно человекоподобное животное?
Человека от животного отличает именно культура. Качественная разница между животными и людьми состоит в том, что животными рождаются, а людьми становятся.
Исходя из этого, дадим культурологическое определение понятию «культура»:
Культура -- это все формы поведения, которые
а) не передаются генетически;
б) усваиваются избирательно;
+ в) их результаты.
Это значит, что:
1) культура не наследуется от родителей (если ребёнка до 8 лет не научить речи, он не овладеет ею никогда);
2) культура не постигается каждым человеком целиком, но избирательно (каждый усваивает то, что ему ближе и понятнее); то есть один человек является представителем данной культуры, но не носителем её во всей полноте.
Протодиакон Андрей Кураев озвучивает весьма интересную точку зрения на культуру:
«В глазах христианина культура похожа на жемчужину. Речь идет не о красоте, а о схожести происхождения. Жемчужина возникает из грязи, из песчинки, попавшей внутрь ракушки. Моллюск, защищаясь от чужеродного предмета, попавшего к нему в тело, обволакивает его слоями перламутра, то есть, строит еще одну раковину, но на этот раз уже внутри, а не вокруг себя. То, что постороннему кажется украшением, на самом деле является признаком нарушения естественного хода органической жизни, болезнью.
Культура похожа на жемчужину. Она возникла как следствие болезни человечества. Культурой мы обволакиваем грязь, попавшую в наши души. Слоями культурного перламутра мы заслоняемся от пустоты, вторгшейся в нашу жизнь.
Культура -- это следствие грехопадения. Ведь культура создает вторичный мир, вторичную реальность. Это искусственный мир символов, с помощью которых человек очеловечивает тот мир, в который он вверг себя грехом».
Ещё более точно будет сравнить культуру с гноем:
ü он свидетельствует о повреждении -- ране, о болезни;
ü он возникает, если в рану попали микробы;
ü он свидетельствует о том, что организм активно борется с микробами;
ü он очищает рану от инородных тел и организмов (заноза выходит с гноем; когда не было пенициллина, раны закрывали гипсом, чтобы гной их очистил);
ü когда рана заживает, образование гноя прекращается.
Всё то же делает с человеком и культура…
Но сама культура может быть очень разной – разных типов или разных уровней.
Типы, или уровни культуры
Чаще всего культуру подразделяют на материальную и духовную. Почему это деление неправильно?
-- Потому что вся человеческая культура на самом деле материальная; но виды материи – разные.
Давайте подумаем, от чего может зависеть тип культуры?
-- От типа бытия человека.
Какие типы бытия человека мы знаем?
-- Живот, житие, жизнь – греч βίος, ψυχή, ζωή.
В древнегреческом языке для обозначения понятия «жизнь» употреблялись три разных слова, которые обозначали разные виды, или разные способы, а точнее – уровни, жизни.
Одно из них-- βίος (" бúос ", откуда – био логия, био сфера и т.д.) в древнегреческом языке обозначало низшую, связанную только с телесным существованием, форму жизни, свойственную растениям и животным.
Второе -- ψυχή (" псюхé ", откуда псих ика, псих ология) в еврейских источниках это древнегреческое слово обозначает«дýшу», «дыхание», «жизнь», а в древнегреческой мифологии Псюхé олицетворяла душу (миф об Эроте/ Амуре/ Купидоне и Психее). В евангельской традиции под " псюхé " понимался человек как живое существо-- мыслящее, имеющее волю, способное различать добро и зло, воспринимать прекрасное и т.п.
Наконец, третье слово -- ζωή ("(д)зоэ ", откуда, например, зо ология, зоопарк) --в древнегреческом языке обозначало «истинную жизнь», «жизнь животворящую», которая питает собой и " бúос " и " псюхé ". В библейском греческом языке, начиная с переводаLXX, словомζωὴпередается понятие вечной жизни.
В церковнославянском, а потом древнерусском языке этим греческим понятиям были свои соответствия: ‘ жизнь’, ‘ живот’ и ‘ житиé’ – которые обозначаютбытие в трех различных сферах: духовной, душевной и телесной.
«Животу» соответствует бытовая культура (всё, что нужно для существования нашего тела); приведите примеры
«Жизни» -- душевная (всё, что нужно для развития наших умственных способностей + то, что ими создаётся); приведите примеры
«Житию» -- духовная (всё, что сотворяется через человека и в человеке под воздействием божества и содействует обóжению). приведите примеры
Охарактеризуем разные типы культуры:
Бытовая (для живота) – созданные человеком предметы, необходимые для жизни человеческого организма, предметы быта: еда, бытовая посуда, одежда, жильё, украшения, средства передвижения и т.д.
Душевная (для жизни) – произведения, отражающие жизни души (психики) человека и ею же порождённые:
а) гуманитарная сфера, которая включает в себя область художественного творчества (все виды искусства) и гуманитарные науки, и
б) естественнонаучная сфера (так называемые «точные науки, обединяющие эмпирические, теоретические и практические знания о мире).
Духовная культура (для жизни) – произведения, созданные Духом Божиим в человеке и, значит, помогающие человеку знать Бога: Священное Писание и Предание, иконы, храмы.
Миниатюра Евангелия Равулы. 586г. Флоренция
ап.Иоан Богослов на о. Патмос диктует Евангелие ученику Прохору
Каждый человек одновременно пользуется всеми видами культуры, но мы отличаемся друг от друга тем, какой из этих видов нам ближе и дороже.
И в зависимости от того, какой тип культуры человек предпочитает – телесный, душевный или духовный – произведения того или иного типа могут восприниматься им по-своему.
Способ существования | Тип культуры | Тип аксиологии | Тип гносиса | Тип экзистенции | |
дух | зоэ/ житие | духовная | теоцентрика | мистика | гностика |
душа | псюхе/ жизнь | душевная | антропоцентрика | гномика | практика |
тело | биос/живот | бытовая | эгоцентрика | эмпирика | сенсорика |
Например, крест в духовной культуре – символ спасения; вдушевной – предмет ювелирного искусства; в бытовой – предмет интерьера, материальная ценность, которую можно продать и купить на эти деньги много еды и одежды.
6. Что такое кощунство?
Когда с предметом одного типа культуры обращаются так, как будто он относится к другому типу, возникает такое явление как кощýнство -- оскорбительное отношение к тому, что дорого для кого-либо.
Иначе говоря, кощунство – это проявление конфликта между разными культурами.
Кощунство бывает намеренное, когда человек сознательно использует тот или иной предмет не по назначению (устраивает в храме дискотеку), но бывает и ненамеренное, по неведению, когда человек не понимает, что совершает кощунство, более того – думает, что совершает благое дело («спасает» икону из храма в музей).
Но различие культур не всегда приводит к конфликту; чаще возникает явление несовпадения ценностей. Например, неверующий ювелир делает нательный крестик, относясь к нему, как к произведению искусства (то есть как к предмету бытовой и душевной культур), а верующий, купив этот крестик, почитает его как память Страстей Христовых и символ своего спасения (то есть как предмет духовной культуры).
И наоборот: царь Давид слагал псалмы, а ап.Иоанн Богослов – Евангелие и Апокáлипсис под воздействием Духа Святого, воспринимая эти тексты как откровение Божие (то есть как предмет духовной культуры).
Светский же литературовед или лингвист изучает эти тексты как феномены душевной (гуманитарной) культуры человечества, не отличая их от других текстов.
Средства развития разных типов культуры
Попробуем определить, каким образом развиваются разные уровни единой человеческой культуры, что служит толчком к их развитию:
Бытовая – случай (молния ударила в землю и обожгла глину или превратила песок в стекло), опыт (=осознанная случайность).
Душевная – размышление, рассуждение, расчёт, эксперимент.
Духовная – откровение. Поэтому только произведения духовной культуры дают нам возможность прикоснуться к миру Истины.
Ещё раз всмотримся в икону ап.Иоанн на Патмосе.
Все прочие типы культуры приобщают нас к миру человека-создателя тех или иных произведений или вещей.
Огюст Роден. Мыслитель