Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Как проявляется синестезия?

К каждой цели есть много разных путей. Если вы знаете один путь, то это не значит, что нет других. Как только вы решаете, что вы хотите добиться цели именно выбранным путём, то тем самым вы ограничиваете свои возможности и усложняете достижение цели.

Формулируйте свои цели независимо от пути достижения.

Путь достижения иметь на заметке нужно, но не нужно на нём зацикливаться и следует разрешить себе прийти к своей цели не тем путём, который вы себе намечали.

Думайте об этом следующим образом. Сначала вы, решая задачу, видите некоторое количество путей решения. Вы выбираете один и начинаете двигаться по нему к решению задачи. И как только вы сдвинулись с прежней точки, множество решений тут же изменилось. Возможно, появились новые, более подходящие решения. Если вы зациклились на выбранном решении, то появления нового и не заметите. А если в каждый момент времени вы открыты, то сможете выбирать – достигать ли задачи прежним путем или предпочесть ему новый, более удобный вам?

Например, у вас цель – получать сколько-то денег (хотя сама по себе денежная цель не очень хорошая, но для примера подойдёт), и для этого вы наметили себе карьерный рост в вашей компании. Если, двигаясь по карьерной лестнице, вы не забываете о своей цели и рассматриваете другие возможные варианты свершения цели, то всё нормально. А если вы превратили свой план в новую цель, то это заблокирует другие пути достижения цели. И, зациклившись на повышении, вы не заметите возможностей удачной смены работодателя или открытия своего бизнеса.

                        Не превращайте план в цель.

                       Медитация «МОЦАРТ»

Позвольте себе осознать своё тело, свои чувства. Возможно, в течение дня вы обрели внимание на некоторые части вашего тела. Уделите внимание, глубоко внутри себя или снаружи, найдите часть своего тела, которая, как вы всегда верили, была всегда у вас здоровой, независимо от того, какие у вас болезни, вы всегда могли бы рассчитывать на эту часть – она всегда здорова..

Может быть это ваше сердце, глаза, губы, уши, ноги – неважно, всё равно. Одним словом, найдите часть себя, которая, когда бы вы ни подумали о ней, всегда чувствует себя полной сил и всегда кажется здоровой, это та часть, которой вы всегда доверяете больше всего, т.к. она всегда остаётся здоровой, полной сил.

Как только вы осознаете такую часть, то представьте её себе, визуализируйте, почувствуйте её, войдите в неё, ощутите её – это часть вашего тела, вашей психики.

Осознав такую часть, вообразите, что эта часть может звучать как музыкальный инструмент, т.е. она может издавать звуки, шум, мелодию. Прислушайтесь к этим звукам. Это звук вашей части тела, которая связана со здоровьем и жизненной энергией. прислушайтесь к этому звуку, усильте это чувство ощущения вашего здоровья и энергии, тогда ощущение жизни и здоровья станет мощнее и будет распространяться из этой части во все остальные части и во вне.

И когда вы услышите этот звук и ощутите это чувство, то, возможно, на очередном вздохе, сможете и обонять этот звук. Вы можете обонять это ощущение жизни и здоровья. Заметьте, какие вы ощущаете запахи?

Эти запахи сладкие или фруктовые? Терпкие или ароматные7 каким этот запах ощущается внутри?

Какой у него может быть вкус, когда вы сможете попробовать это ощущение энергии жизни и здоровья.

Дайте этому запаху и вкусу распространяться. Подумайте о тех частях теле и о других чувствах, которые, возможно, не так здоровы, как бы нам хотелось. Вслушайтесь в звуки и вкус этих ваших частей тела, которые нуждаются в здоровье и энергии, как, если бы они были частью еды.. частью симфонии.. музыкальной пьесой.

Пусть звуки музыки, запах и вкус здоровья и энергии жизни исходящий от здоровой части станет контрапунктом или танцем, охватывающим все части тела. Которые недостаточно здоровы и нуждаются в энергии жизни и здоровья.

Всё это расходится внутри и вы всё это начинаете видеть, слышать, ощущать, словно от той части здоровья и энергии жизни, исходит свет. Какого цвета этот свет? Как ярко выглядит эта энергия здоровья и жизни? Она танцует в ритме.. в красках под музыку.. проникая в те части вашего тела, которые нуждаются в ней.

Знайте, что та музыка, тот свет, тот танец могут продолжаться даже в сновидениях, ночью и в трансе. Та музыка может продолжать звучать, массируя и вибрируя все те части вашего тела, которые нуждаются в здоровье и энергии. Тот свет может продолжаться и излучать энергию здоровья, пронизывая всё насквозь своим ароматом.

Теперь вы сможете почувствовать этот привкус среди вещей вокруг вас, в еде, что вы едите. Теперь вы сможете увидеть тот свет в том, что вы видите. Вы сможете услышать ту музыку и те ритмы, звуки, что вы слышите. Во всём вы сможете найти звуки живой природы, жизни и здоровья.

И если вы сможете уделить им внимание, то ваше подсознание сможет повести вас к тому, что следует, есть, как вести себя, что видеть и слышать, чтобы стать здоровой, радостной и счастливой личностью, довольной жизнью и собой.

Возможно тот свет изнутри вас, может стать таким сильным, что он начнёт светиться через ваши поры и глаза, а звук выльется наружу в тоне вашего голоса и дойдёт до других людей, без вашего старания, потому, что они рядом с вами, они ощутят это.

Позвольте этим процессам идти своим чередом, сами собой, в своём темпе и ритме, экологически чистым и экономичным способом.

             Техника «выдувание проблемы»

Очень полезным бывает переключение с одной репрезентативной системы на другую. Переход с одной модальности на другую в психотерапии носит название МЕТА-ТЕХНИКИ. Переход с одной системы переработки информации на другую позволяет пациенту преодолеть страдание и устранить препятствия на пути к росту и развитию личности.

Например, мы выясняем, что пациент репрезентирует свою головную боль в кинестетической модальности, а паттерны глаз говорят о визуальной рабочей модальности. Это удобный случай для техники «Выдувание проблемы».

Из-за сильной боли, пациенту бывает трудно сосредоточиться на рассказе, поэтому мы просим его просто сосредоточиться на кинестетической системе, и прислушиваемся к предикатам речи.

Ставим пустой стул напротив и говорим: «Смотри очень внимательно на этот стул. Он перед тобой, он сейчас пуст. Теперь закрой глаза и постарайся зафиксировать в своём представлении, на мыслительном экране своего воображения, яркий и чёткий образ этого стула, располагающегося напротив тебя. Если нужно, открой глаза и ещё раз посмотри внимательно на стул».

«С закрытыми глазами нарисуй чёткую картину своей головной боли, применяя более сочные и живые слова. Я хочу, чтобы ты увидел в деталях всю картинку и прочувствовал все оттенки своей боли. Я хочу, чтобы ты увидел в деталях как твои мышцы и сосуды перемещаются между собой, вызывая напряжение, которое и даёт тебе ощущение боли. Я хочу, чтобы ты чётко видел это».

Пациент отвечает: «Я чётко вижу и хорошо локализую болезненное ощущение» «А теперь дыши спокойно, не углубляй дыхание, не ускоряй и не замедляй. Дыши, чтобы оно успокоилось.. и тогда, когда дыхание твоё успокоиться, уравновесится, я хочу, чтобы ты ясно увидел как с каждым твоим выдохом из тебя уходит головная боль, медленно растекается и клубясь, выходит наружу с твоим дыханием из головы и устремляется к пустому стулу».

«Посмотри на сгусток клубящейся боли. Скажи, когда у тебя создастся чёткий, яркий, ясный образ твоей головной боли на стуле, расположенном напротив тебя».

Когда пациент увидит символический образ своей головной боли на стуле, то мы просим его прислушаться и определиться на ЧТО или на КОГО это похоже, определить и дать название. Можно поговорить с этим образом, используя «пальцевой метод» или прямую речь как со своей частью личности.

.После обмена любезностями со своей частью, делавшей головную боль, пациент может сделать с этим образом «всё что угодно». Например, устранить, его путём распыления. Развеять по ветру, удалить, удавить, послать на все четыре стороны, в воображении можно делать всё..

Но мы сделает по-другому. Раскрыв глаза, мы зарисуем этот визуальный образ на листке бумаги. Потому что потом эту бумагу можно будет скомкать и сжечь, а пепел развеять по ветру либо закопать, подбросить в борщ лучшему другу и т.д. и т.п. пусть теперь у него голова болит.

Описанная техника «Выдувание проблемы» представляет собой пример так называемых МЕТА-ТЕХНИК, которых насчитывается великое множество. Когда человек репрезентирует свои ощущения в кинестетической модальности, то они причиняют ему боль. Если ведущей системой является визуальная система, то можно применить технику «Выдувание проблемы», предлагая тем самым пациенту переключить опыт с репрезентативной системы, причиняющей боль, на другую, не вызывающую боли. В даже наоборот, имеющую нужную информацию для принятия решения, могущую решить проблему. Если ведущей системой является кинестетическая система, то просим пациента создать ФИЛЬМ и в визуальной модальности прокрутить (технология «Кинотеатр») его и на своём внутреннем экране, посмотреть на себя со стороны. Затем вновь прокручиваем фильм, но уже в ассоциации, представляем себя на месте героя. Данная картинка становится частью нашего внутреннего опыта, опираясь на который наше подсознание примет нужные меры по отношению к физической или душевной боли.

Такой пример мета-техники мы можем видеть в фильме «Киногерой», главную роль в которой играет Шварценеггер. Второй герой, маленький мальчик, который и осуществляет мета-технику, показывая нам последовательность технологических шагов.

Мы живём, потому что родились. Утром встаём с постели и идём в жизнь, преодолевая трудности., ограничения и препятствия. Мы видим как встаёт солнце. Держим в руках зонтик, если идёт дождь. Гладим кошку, которая прыгнула к нам на колени. Ругаем и воспитываем своих детей. Болеем и выздоравливаем. И все эти вещи, знаем мы об этом или нет, придают нашей жизни СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ. СМЫСЛ ЖИЗНИ в ПРОЦЕССЕ жизни; потому что, едва родившись мы начинаем умирать надо радоваться жизни именно потому, что однажды проснувшись утром мы можем обнаружить себя покойником. Но мы об этом не узнаем – это будет забота для других. А пока надо жить и радоваться!

                 Общая работа с бессознательным.

1. Уточняем проблему. Конкретизируем результат. Идентифицируем симптом и стараемся проследить причинно-следственную связь, чтобы выстроить картину процесса. Сознательный человек не знает, что он на самом деле хочет, но его бессознательное знает точно и конкретно чего желает, а потому всегда может сделать правильный выбор (если есть выбор, то подсознание выбирает лучшее) и реализует его, в случае если рассудок не вмешивается в процесс.

Каждый человек в своём бессознательном опыте имеет нужные РЕСУРСЫ для решения своих проблем, и наша задача состоит в том, чтоб с помощью суггестии включить все имеющиеся внутренние резервы для поиска решения и реализации намеченной цели.

2. Выстраиваем перед пациентом метафору принципа работы психики, прибегаем к эзоповскому языку, т.е. рассказываем о бессознательных частях личности - субличностях, ответственных как за положительные, так и за отрицательные аспекты нашего поведения.

3. Погружаем пациента в состояние «альфа»-ритма, например, по схеме «присоединение, закрепление, ведение им углубление».

4. Образуем обратную связь. Обращаемся к части личности, которая отвечает за данную проблему «Х» и просим её дать нам сигнал «да». Если сигнала нет, то его можно сформировать, чтобы потом они стали связующим звеном между сознанием и бессознательным. «Я не знаю, заметило ли ваше сознание утвердительный ответ, который подала бессознательная часть «Х», но я заметил движение пальца, а потому благодарю подсознание за сотрудничество. Если этот сигнал означает «да», то пусть этот сигнал повториться, чуть заметнее. Если это сигнал «нет», то пусть появится другой сигнал.

5. Я обращаюсь к бессознательной части и прошу повторить сигнал, если она согласна со мной коммуницировать.

6. Спрашиваем часть «Х»: «Согласна ли она взаимодействовать со мной?», и в случае согласия ждём ответа «да» или «нет».

7. Спрашиваем бессознательную часть «Х»: «Согласна ли та измениться, чтобы продолжать делать что-то нужное и важное, если творческая часть подберёт тебе более лучшие способы поведение для удовлетворения потребного намерения?» Ждём ответа.

8. Я обращаюсь к творческой части и прошу её подобрать десять лучших вариантов для реализации своих функций, чтобы передать затем бессознательной части «Х», которая будет продолжать достигать своего позитивного НАМЕРЕНИЯ, но другим, новым позитивным и положительным способом. Исходя из того, что «разрешительные» установки подсознание выполняет более охотно, чем запретительные; ждём положительный утвердительный ответ в виде сигнала «да».

9. Просим творческую часть личности: найти три лучших варианта из предложенных ей десяти для передачи их бессознательной части «Х», которая будет делать что-то хорошее, но новыми способами, которые будут устраивать наше сознание. Ждём сигнал «да».

10. Просим бессознательную часть «Х» выбрать из предложенный ей творческой частью три самых лучших варианта ПОВЕДЕНИЯ, самый лучший, который будет иметь неограниченные возможности и способности решать проблему, чтобы бессознательная часть «Х» продолжала достигать своего НАМЕРЕНИЯ, но новым для себя СПОСОБОМ. И проблема «Х» исчезнет, изменится отношение, реакция, появится новый взгляд и реакция.

11. Просим творческую часть передать новое поведение, а бессознательную часть «Х» просим принять новое поведение и пусть обе части дадут сигнал «да», когда передача произойдёт. После этого бессознательная часть уже будет переименована в часть «У».

12. Просим бессознательную часть «У» провести реорганизацию и коррекцию своего поведения в связи с происшедшей психокоррекцией, и ждём ответ. Просим творческую часть наладить баланс всех остальных бессознательных частей личности, которые так или иначе связаны с данной проблемой, а потому заинтересованы в происходящих изменениях.

13. Просим все части личности наладить связи и продолжить начавшуюся положительную тенденцию и во сне в сновидениях.

Желательно провести экологическую проверку, т.е. спросить бессознательную часть «У» о том, согласна ли она взять на себя ответственность за новое поведение? Или просим творческую часть взять на себя контроль и ответственность за выполнение частью «У» нового СПОСОБА поведения в негативной ситуации.

 

               ЭКСТРАСЕНСЫ – СИНЕРГИСТЫ

.                          Предостережение

Мы живём в мире (как я это называю) ЗАЗЕРКАЛЬЯ. В мире, где фальшь, обман, во-ровство, подлость, лицемерие, предательство процветают и подняты капиталистической идеоло-гией до уровня добра и добродетели. Меркантильность, ложные ценности, двойная мораль управляют людьми, а честность, порядочность, доброта высмеиваются лицемерами и вменяются в вину..

Но, выбор всегда за нами. Выбор и принятие решения всегда остаётся за каждым из нас. те люди, которые ради тщеславия, эгоизма, стяжательства, гордыни, спеси, воровства, ради меркантильной наживы идут на ВСЁ, свой выбор уже сделали, а мы делаем свой выбор, мы пойдём совсем иным, своим путём..

Не будем осуждать тех людей, которые проявили слабость, катиться вниз всегда легче, чем карабкаться вверх. Только слабый человек не способен ничего создать, подарить себя людям, не способен дарить. ОТДАВАТЬ и БРАТЬ – альтернативы не существует. Альтруисты всё знают, они меняют, улучшают не благодаря, а вопреки злу, агрессии, садизму, злости и злобы…

Не позволяйте обманывать и дальше уводить себя в мир капиталистического ЗАЗЕРКАЛЬЯ, учитесь отделять зерно от плевел, мух от котлет, суп от борща. Это у Ницше по ту сторону ДОБРА и ЗЛА, а мы здесь и теперь.

Далеко не каждому дано разобраться во всём досконально, потому что внешняя форма окрашивает наши проявления и скрывает ИСТИНУ. Пропуская потом информации через себя мы тем самым проделываем огромную работу над собой. Мы становимся другими людьми! Впереди много работы, дорог, путей, но мы уже выбрали свой ПУТЬ, но мы уже знаем, чтобы добиться чего-либо, надо ДЕЙСТВОВАТЬ! Тогда в добрый путь!

 

Дороти Летем видит мир необычным образом. У всего на свете есть цвета. Но у Дороти цвета проявляются, когда она видит буквы и цифры. Например, слово на букву «М» она видит зелёным, а слово с буквы «Я» - ярко-жёлтое. Конечно, буквы и цифры чёрные или белые, а вот в цвета их раскрашивает мозг Дороти.

Эти ощущения выявляются не только при чтении письма, но и при прослушивании речи. Язык вызывает ещё более странное явление. Слова, которые Дороти слышит, она видит их перед глазами перед собой. Эти слова выплывают, появляются перед ней буква за буквой как «бегущая строка», их как-будто печатают на ленте, причём они все имеют свои цвета…

Конечно, Дороти знает, что этих цветов на самом деле нет, они возникают при смешении чувств: зрения и слуха. Данное явление в науке называется – СИНЕСТЕЗИЯ.

Окрашивание различных впечатлений это наиболее частая форма синестезии, но есть и более странные эффекты.

Джеймс Уонертон содержит бар, для него это непростая задача. Когда он слышит слова, то ощущает их вкус – это интересная форма синестезии. Например, имя человека вызывает определённый вкус.

Так, имя Дерек вызывает вкус ушной серы. Джеймс не может сам решать, какой вкус должно иметь то или иное слово и это создаёт у него некоторую проблему.

Десятки лет синестезия не давалась в руки учёным: никто не мог понять, реальна ли она или нет. Её приписывали действию галлюцинаторных наркотиков. Особенно в 60-е годы. говорили, что она следствие развитого воображения и истеричности личностей. Кто-то считал, что таким образом во взрослом состоянии проявляются ассоциации детства, и никто не мог понять что вызывает синестезию и в конце концов её отнесли к той же категории телекинеза…

Но, профессор Рама Чандраш считал, что к синестезии надо отнестись серьезно. Он один из ведущих специалистов по изучению мозга. В Университете Сан-Диего в Калифорнии он поставил ряд экспериментов, чтобы проверить реальность синестезии. Он разработал клинический тест для определения синестезии, которые позволяют определить: действительно ли люди видят цвета, когда показывают им буквы или цифры или это только кажется.

Эксперимент простой. Добровольцам показывают лист бумаги с простой фигурой, составленной из одной буквы, например «Н». затем к ней в случайном порядке добавляют ещё две буквы разбросанные в случайном порядке по всему полю, чтобы запутать зрителя. На то, чтобы найти фигуру отводилось несколько секунд. Синестетики сразу находили фигуру, потому что для них она выделялась по цвету. А для простого человека все буквы одного цвета, а потому определить и идентифицировать фигуру оказалось сложно.

Джеф – синергист, он быстро распознаёт фигуры, потому что они для него иного цвета. Чем другие фоновые буквы. Он не сумасшедший, для него буквы и цифры цветные. Это первое доказательство, что синергия реальный сенсорный механизм, хотя и редкий процесс. Он проис-ходит в чувствительных областях нашего мозга. Т.е. вызывает смешанные ощущения: слов и цвета, букв и вкуса и т.д.

Итак, синестезия – это не плод воображения. Учёные заинтересовались, а что же её вызывает, что это даёт человеку?

Один ответ нашли с помощью Дороти Летем и её брата, он также синергист. Доктор Джеми Уортс, нефропсихолог, он изучает Джеймсф вот уже два года. Уортс выяснил, что одни и те же слова для Джеймса имеют один и тот же вкус. Он увидел в этих ассоциациям СТРУКТУР-НУЮ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.

Во что интересно, у синестезии Джеймса есть СТРУКТУРА. Эта система не просто случайная ассоциация, между словами и вкусом есть закономерность, которая объясняет откуда и с чего началась синестезия и как она работает. Подсказку дал метод, с помощью которого работают психоаналитики…

Работа анализаторов, в конечном счёте, направлена на взаимодействие человека с окружающей средой, на приспособление к среде, на адаптацию, а иногда и на изменение внешней среды. В связи с этим следует сказать о деятельности анализаторов в комплексе. Скажем, лирическая, задушевная песня производит более сильное впечатление, если она исполняется летним вечером в прохладном лесу, освещённом лучами заходящего солнца. Здесь на человека сразу действует целый комплекс разных раздражителей и приходит в действие различные анализаторы, которые ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой, усиливают и подчёркивают основной раздражитель. А зачем это нужно знать психотерапевту? А вот зачем…

                Транс «Перекрытие систем представления»

Предположим, что пациент визуалист. Мы его спрашиваем: «Расскажи что-нибудь о вашем отпуске, где вы были, что видели, слышали и чувствовали?»

Пациент начинает рассказывать: «Там очень прекрасный вид, особенно поразили высокие сосны и ели. Когда поднимаешь голову, чтобы увидеть их вершины, то замечаешь голубое небо, яркое солнце и лёгкие белые облачка и т.д.»

Итак, пациент дал нам зрительную информацию, и мы можем с уверенностью начать говорить в визуальной модальности. Т.к. пациент даёт нам визуальную репрезентацию. Начиная говорить в визуальной модальности и осуществляя присоединение к репрезентативной системе пациента это будет соответствовать его опыту.

После присоединения, закрепляемся и делаем ведение к чему-то другому – это, обычно означает переход в едущую систему (систему памяти и опыты) и это уже будет изменённое состояние сознания для визуалиста, т.е. мы переходим в кинестетику, а вот аудиальная система может быть референтной и бессознательной системой, но нужно проверять…

Точкой перекрытия может служить контекст, доставляющий приятные зрительные ощущения, спрашиваем пациента: «Любите ли вы вид моря, гор или леса?» В случае положительного ответа говорим: «Предлагаю вам следовать за мной с открытыми или закрытыми глазами, когда я буду описывать вам, впечатления от берега моря. В какой-то день, вы смотрели на море, может быть в отпуске, то прежде всего заметили бы посмотрев вверх.. ясный свет неба, возможно кое-где белые пушистые облака, а может и безоблачное небо. Возможно, появится маленькое белое облачко, плывущее ниоткуда в никуда… и когда вы смотрите кругом, вы радуетесь прозрачности воздуха. А затем смотрите вниз на ноги, на пляж, вы ступаете по гальке и ты начинаешь чувствовать тепло камней. И когда ты смотришь на море, ты наблюдаешь волну за волной.. Волны катятся с горизонта к берегу, прямо к тебе и каждая имеет свою собственную форму, особый цвет, когда она плещет и накатывается на твои ступни и затем убегает, оставляя ощущение прохлады на щиколотках ног. И когда ты смотришь на волны, движущиеся на тебя, то замечаешь, как лёгкий бриз, срывает пену с волны, когда буруны разбиваются о берег… и когда ты смотришь на эту пену, то ощущаешь влажность воздуха, когда дует бриз в лицо и если сделать несколько шагов к морю. То погрузимся в море и ощутим прохладу воды, журчание и плеск и в самом деле наслаждаемся всем этим ощущениям. И если ты посмотришь вокруг, то сможешь увидеть что-нибудь знакомое, например, знакомую фигуру и она может напомнить о другом времени и другом месте и что-то удивительное и приятное по волнам твоей памяти поплывёт в приятное переживание или воспоминание чего-то хорошего и это удивит тебя… Ты радуешься этому воспоминанию, чего-то хорошее, извлекаешь что-то полезное для себя, испытывая уют, покой, спокойствие и комфорт. И когда ты извлечёшь некоторую пользу из воспоминания и поймёшь, как можно использовать воспоминание о хорошем, для решения сегодняшних и будущих проблем, то тогда можешь возвращаться, не торопись, как это удобно подсознанию, но не быстрее того, сюда и теперь.. унося с собой уют, комфорт и спокойствие…»

Когда мы говорили, что пациент смотрит вверх, то предлагали ему визуальное поле мышления и проверяли, пройдут ли его глаза в визуальную область. Когда мы говорили, что он смотрит на ноги и наблюдали реакцию перехода в кинестетику и если реакция положительная, он опустил глаза, то значит у нас появился раппорт и можно переходить к метафоре перепрограммирования, изменяющей поведение или ощущение или ещё что-то в пациенте.

Окончательно переходим в кинестетику, закрепляемся в ней и далее следует в аудиальную систему и даём аудиальную процессуальную инструкцию для изменения. На которую воз-можно, у пациента будет амнезия, что будет говорить о удаче.

 

               Наведение транса «перекрытие сенсорных систем»

Если разделить воспринимаемую информацию по сенсорным каналам, то мы получаем её в виде зрительных, слуховых и кинестетических восприятий.

В нормальном состоянии некоторые из нас воспринимают все каналы, но осознают преимущественно зрительную информацию, другие – слуховую, а третьи – кинестетическую. Эти системы называют репрезентативными, которые существуют для описания, восприятия, хранения и воспроизводства впечатлений.

Интересный факт, когда человек описывает состояние транса, то он использует другую систему, т.е. не репрезентативную, а ведущую.

Если пациент визуалист, то в трансе он скорее – кинестетик. Если пациент кинестетик, то в трансе он скорее всего визуалист.

Обычно мы присоединяемся к репрезентативной системе, закрепляемся и ведём в ведущей системе, а изменения производим в референтной, т.е. внутренней. Иначе говоря, после при-соединения и закрепления, мы осуществляем переход в систему представлений, которую пациент обычно не использует. Это и будет для него изменённым состоянием сознания, т.е. транс. Переходы из одной модальности в другую осуществляется методом перекрытия.

Итак, главное, выявить какой системой представлений пациент пользуется в обычном состоянии сознания. Некоторые люди пользуются всеми тремя системами, можно начать с любой. Но, в условиях стресса, люди, как правило, специализируются и «убегают» в какую-либо одну систему и «заклиниваются» в ней; обычно это референтная система, в этом случае пациента надо выводить из гипноза, т.к. он, фигурально выражаясь» заклинился в стрессовом трансе. В ведущей системе люди более специализируются и имеют большее число разрешений проблем, конфликтов, конплексов, поэтому для решения задачи, психотерапевт подключает к процессу все остальные системы, чтобы ситуация негативная приобрела новое позитивное и полное перекрытие, что даёт возможность восстановления информации в полном объёме, снимает стрессовую заклиненность (транс) и включить внутренние, деривационные, механизмы бессознательного на решение негативных проблем.

Пациенту можно дать такую метафору, сознание – это репрезентативная система. Подсознание – ведущая, а референтная – бессознательное. В результате наблюдается не только перекрытие одной системы другой системой представления, но также происходит перенаправление внимания от внешнего к внутреннему, от сознания к бессознательному, от репрезентативной системы к референтной системе.

Нужно различить разницу, между «наведением» транса и процессом «утилизации». Утилизацию обычно рекомендуется проводить не в репрезентативной, а в ведущей, референтной системе пациента, хотя мы и используем все модальности.

В любом человеческом переживании существует зрительная, слуховая и кинестетическая составляющая, размерность. Если пациент визуалист, то мы начинаем присоединение в зрительных восприятиях, а затем находим (точку перекрытия) зрительного образа на «точку перекрытия» ведущей модальности.

Можно начать с любой системы, но – это подстройка, присоединение лучше в репрезентативной системе, закрепление в – ведущей, а изменения лучше производить в референтной си стеме, самой бессознательной у пациента. Можно произвести изменения и в репрезентативной системе, но они будут минимальные, краткие и малоэффективные, тогда как бессознательная сфера даёт более эффективные изменения и продолжительные по времени.

Например, можно перекрытие произвести из визуальной системы в кинестетическую, в аудиальную. То мы можем сказать следующее: «Вы видите тучи, бегущие по небу и когда Вы смотрите на них то Ты думаешь, что их движет, какая сила, наверное, ветер. И прислушиваешься и тогда ты сможешь почувствовать на своём лице бриз и услышать шелест листвы, шуршание ветра и прошладное дуновение по щекам, лбу и шеи, это поток движущегося воздуха, которые доносит нам запах цветов с полей и лугов и т.д. и т.п.»

Вид движущихся туч, гонимых ветром вызывает мысль о ветре, в данном примере, для визуалиста – это присоединение. Точкой перекрытия будет – аудиальная система, которая по сути своей кинестетическая, которая позволяет плавно перейти в ощущение бриза на лице, так происходит плавный переход от визуальной системы в кинестетическую. Если она ведущая, то далее «ведём» пациента в референтную систему: например, мы можем сказать: «И слушая мой голос, ты слышишь в нём шёпот листьев, шум прибоя, голос гор и если ты прислушаешься вни-мательно, то услышишь ответ на свой вопрос, каким образом твоё подсознательное справится с решением насущной проблемы, а твоё бессознательное сделает это самым целесообразный образом».

Кстати, на аудиальный аспект, при наведении транса, возможно, наступит амнезия, так как в бодрствующем состоянии, аудиальная система является для данного пациента бессознательной, т.е. не осознаётся.

 

                           Как работает фокус нашего внимания?

Рассмотрим работу нашего внимания на примере образа лимона. Располагаемся удобно. Глаза закрыты. Мысленно представляем себе спелый, сочный лимон. Берём его в руку, ощущаем шероховатый на ощупь, пористый и упругий объем. Представляем цвет, запах, блики света. Подносим к лицу, вдыхаем аромат. Вспоминаем, какая у него прохладная, влажная, нежная, сочная мякоть.

А теперь мысленно широко открываем рот и откусываем большой кусок, и, начинаем есть лимон, холодный, кислый, душистый сок растекается по всему рту. Проглатываем кусок и кусаем новый…

Теперь посмотрим, как организм реагирует на наш воображаемый ОБРАЗ лимона, на котором мы сосредоточили фокус нашего внимания. Слюна во рту появилась? Да! Мы просто ПРЕДСТАВИЛИ, что едим лимон и всё; остальную работу сделал организм. Главное, образ лимона в сознании, а механизм реализации и действия автоматически и неосознанно активизирует нужные ответные реакции..

На примере образа лимона мы можем понять, как действует психотерапия – работа с образами, фокусом внимания и воображением – это её механизмы, которые лежат в основе психокоррекции. Тюнинг мозга осуществляется целенаправленным и сознательным обращением нашего фокуса внимания в нужном направлении. Это только один из «ключей», которые нам нужны для работы над собой.

Принцип работы мозга у взрослых людей примерно одинаков, т.е. наш мозг работает через посредников, роль которых выполняет ОБРАЗ, СЛОВО, ДЕЙСТВИЕ. Однако, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать и раз отрезать. Слово ЗДОРОВЬЕ, УСПЕХ и СЧАСТЬЕ – это есть те посредники, через которые нам надо иметь то, что называется здоровьем, успехом и счастьем. Словами хорошо манипулирует сознание, но наше тело абстрактных слов не понимает. Слово «Здоровье», «Успех» и «Счастье» для нашего тела сплошная АБРАКАДАБРА. Вот почему нам нужен визуальный ОБРАЗ, слова относятся ко второй сигнальной системе, а наше тело работает в первой сигнальной системе, что делать, как быть?

Всё просто, как и гениальное. Мы должны зрительно, т.е. визуально представить, а потому и почувствовать, как это было у нас с образом лимона. Мы должны создать в воображении зрительное представление образа здоровья. Таким образом, мы осознанно и целенаправленно сможем контролировать и управлять функциями организма: сознание даёт организму задачу в виде образа достижения, а тело начинает чувствовать и выполнять поставленную перед ним задачу.

Когда мы приступаем к работе и ставим ясную, чёткую, реальную, конкретную задачу, то организм сразу же бессознательно и автоматически начинает её воплощать в реальной жизни.

Когда мы работали с образом лимона, то о слюне и не думали, реакция на слюноотделение мы получили совершенно автоматически и бессознательно, реакция получилась сама собой: организм отозвался на предъявленный ему образ. Этим мы и пользуемся, когда проводим технологию «Картинная галерея», «7-ь хрустальных шаров» и пр. А вывод такой – мысль и образ могут воплощаться в нашем теле. Значит с помощью ОБРАЗА (представление) и СЛОВА либо МЫСЛИ (понимание) мы берём под свой контроль и управление нашим организмом в свои руки, подчиняя поступки, действия и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (бытие).

                       Подготовительное упражнение

Поднимаем перед собой ладони и выбираем один из пальцев на руке. Смотрим на него внимательно без отрыва. Начинаем с любовью изучать его, просматривать изнутри и снаружи. Передайте свои мысли своему пальцу, т.е. вложите в это упражнение самые светлые и искренние чувства. Не забудьте об улыбке.. что вы замечаете при этом? Какова чувствительность этого пальца по сравнению с остальными пальцами?

Заметьте, что после некоторого латентного периода времени с каждой секундой наш палец по ощущениям всё больше и отчётливее отличается от других. Чем именно? Теплом? Тяжестью? Пульсацией? Вибрацией? Покалыванием? Набуханием? Многие скажут: «Я чувствую только палец. Остальные как-будто не существует его и пр…».

Так работает наш фокус внимания. Собственно внимание к какому-либо участку тела, сосредоточение, концентрация внимания на данному участке тела, вызывает подключение дополнительных рецепторов, повышает его информативность и меняет чувствительность.

Таким образом, туда, куда смотрит наш внутренний взор, там оказывается сознательное влияние, тюнинг, при чём как положительное. Так и отрицательное влияние в зависимости от того, какие эмоции туда вкладываются и посылаются. Обострённое внимание в области какого-либо участка тела, вызывает в мозгу повышенную информативность этой зоны, проявляется это в повышении чувствительности.

Вы купаетесь в море. С закрытыми глазами вспомните полдень жаркого дня. Синее небо, голубое море, яркое солнце. Вода искриться под лучами солнца, летят белокрылые чайки, на горизонте беет парус одинокий, слышна тихая музыка. Дети радостно визжат на берегу. Вы заходите в воду до уровня плеч. Волны набегают одна за другой, ласкают тело. Постарайтесь представить картину поярче, чётче и ваше тело начнёт отвечать идеомоторной реакцией.

Какое наслаждение! Лёгкий ветерок обдувает влажное лицо. Представьте себе, как вы стоите в воде, вот прошёл катер, приближается большая волна. Вы ждёте её с замиранием сердца

Вы вдыхаете воздух полной грудью, а крокодил с упоением ожидает с вами встречи. Медленно-медленно он приближается к вам под водой, готовя свои зубы для вашей попочки, а может и ещё чего! Что вы ощущаете? То что вы ощущаете и есть идеомоторная реакция, каждая клеточка вашего тела реагирует на наши мысле-образы… Значит чувство собственного достоинства, уверенность и безопасность, надежда, вера и любовь отражаются всюду, во всём теле…

Когда мы говорим о себе как о человеке, личности и индивидуальности, когда мы знаем, что мы исключительная и очаровательная, привлекательная женщина: тогда и внешность и поведение, в том числе и результаты наших усилий будут соотноситься и соответствовать внутреннему состоянию. В этом смысле наши мысли материальны, что касается внутреннего мира! Древние об этом говорили так: «Прежде чем подумать – подумай!».

Особо надо подчеркнуть одно из свойств нашего фокуса внимания – он имеет ограниченный радиус действия. Проделаем меленький эксперимент. Подойдём к зеркалу и посмотрим на грудь. Теперь не переводя взгляд. Периферическим зрением постараемся разглядеть лицо.. Вопрос: «Лицо видно так же чётко как и грудь?» поле зрения и фокус нашего внимания имеют ограниченный узкий радиус действия. Поэтому, когда мы направляем внимание в какую-либо одну область, то именно там и происходит в основном физиологический СДВИГ, т.е. усиливается приток крови, увеличивается обмен, расслабляется мускулатура и появляется возможность сознательного контроля и управления..

                                       Анализаторы

Психологическими и физиологическими исследованиями доказано, что слабые звуки несколько улучшают работу зрительного анализатора, а вот слабые зрительные раздражители слегка улучшают работу слухового анализатора. Известно, что обонятельные ощущения часто определяют вкусовые; ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит; музыка также влияет на вкусовые ощущения.

Ярко выраженная взаимосвязь анализаторов при дефекте одного из них.. человек, потерявший слух, получает обострение зрения и деятельности других анализаторов. Оставшимся неповреждёнными анализаторы своей более чёткой работой как бы возмещают и компенсируют деятельность «выбывших» анализаторов. В этом смысле очень полезно посмотреть фильм «Без чувств». В психотерапии часто используется подобный эффект. Пациенту завязывают глаза, либо затыкают уши и т.д. чтобы более лучше развить остальные анализаторы.

Ещё более интересна работа анализаторов у синестетиков. Доктор Уортс заметил у Джеймся ещё кое-что. Это объясняет как могли возникнуть связи между словами и вкусом. получается так, что вкусы, которые он ощущает при прослушивании слов, у Джеймса сформировались ещё в раннем детстве. Так доктор Уортс понял, что синестезия формируется у людей в детстве и с возрастом уже не меняется, у детей хорошие связи между полушариями и анализаторами.. Вот почему, у детей Бронников мог развивать сверхспособности.

В детстве, когда Джеймс познавал новые вкусы, некоторые звуки связались с названиеми продуктов, что и запомнилось на всю его жизнь. Случай Джеймса показывает – детские воспоминания формируют синестезию. Установив это, учёные пошли дальше и попытались выяснить, что при этом происходит в мозгу синестетика?

Важные результаты были получены при изучении Джона Фульвуда. Он видит цвета, когда слышит некоторые слова и цифры, например, один – это белый; два – жёлто-оранжевый; четыре – красный. У Джона не все слова цветные; а только те слова, которые организованы в последовательности (счёт, прогрессии, дни недели и т.д.). как только он стал понимать, что для некоторых слов очень важен порядок, последовательность и структура. То это он перевёл на цвета и выстраивал их в пространственных проекциях.

Удивительно, что Джон вообще видит цвета… в детстве он видел, но став взрослым ослеп. Для него визуальная синестезия – это весьма приятное явление, потому, что позволяет ему различать дни, недели, месяцы, годы, видеть буквы и цифры вокруг себя.

Джон слепой, поэтому сигналы от глаз восприниматься не могут: вот почему он идеален для изучения наукой его феномена, т. к. его синестезия может возникнуть только в его мозгу.

Его помещают в томограф и сканируют мозг, чтобы пронаблюдать, что происходит в мозгу у Джона, когда он видит цвета. Томограф показывает, какие зоны мозга активизируются, когда он слышит цветные слова (последовательности).

Информация от разных органов чувств обрабатывается в различных областях мозга. зри-тельная область возбуждается сигналами от глаз, слуховая от ушей и т.д. с прикосновениями происходит то же самое. У синестетиков все эти области могут быть тесно взаимосвязаны, тогда как обычно они так тесно не взаимодействуют.

У синестетиков очень тесные нейронные связи между областями мозга; и когда одна группа нейронов активизируется, то одновременно возбуждается другая группа, которая может располагаться довольно-таки далеко от первой; при этом возникают смешанные ощущения.

Именно эти связи в мозгу синестетиков и дают им те ощущения, которых нет у других. Однако, последние исследования показывают, что синестезия не так уж и редка. Возможно. Она есть у многих, но не так ярко проявляется, как у синестетиков.

Всё лето в музее Наука» проходил эксперимент. Это очень интересный проект. Учёные выясняли насколько распространена синестезия. Для этого приенялись вомпьютеры. На мониторе проявлялись буквы и цифры, а рядом на экране разные цвета. Участников просили нажимать клавиши с цветом, который ассоциируется с денной буквой или цифрой.

Люди не знали, что исследуют на синестезию. Они не знали, что их попросят снова обследоваться. Синестеты должны были связать одни и те же цифры и буквы и одними и теми же цветами, а не синестеты не должны были проявлять подобное постоянство.

Учёные обнаружили что люди у которых нет синестезии проявили постоянство в 50% случаев. А синестетики проявили постоянство почти 100% случаев. В результате эксперимента выяснилось, что каждый сотый – синергист, а потому в Британии живёт полмиллиона людей, которые видят цветные буквы и цифры. Синергистов гораздо больше, чем мы думали.

Более того, синестезия может обнаруживаться у каждого из нас. Эта гипотеза козникла, когда учёные стали изучать Дороти Летем. Она видит цвета не только тогда, когда слышит речь. Но и когда слышит музыку. Когда она играет и переходит он низких нот к высоким, то цвет постепенно меняется. Низкие тона – фиолетовые, далее коричневые, средние тона – зелёные, а высокие – жёлтые, голубые и белые. Когда Дороти играет, то она видит цвет мелодии.

Случайна ли ассоциация между цветом и нотами? Выявился постепенный переход – это значит, что есть единый организующий принцип в организации ассоциации между тонами музыки и цветом.

Но, самые интересные результаты были получены, когда тот же эксперимент повторили с группой несинестетиков. У них не было постепенного перехода цветов. Но, более низкие тона соответствовали более тёмным цветам. А более высокие тоны соответствовали более светлым цветам. Получается, что существует скрытый механизм, который структурно связывает зрение и слух. И механизм это почти один и тот же у всех людей, как у синестетиков. Так и у несинестетиков: структура одна… Это эксперимент важен для психотерапевтов тем, что позволяет понимать как работают техники. Основанные на субмодальных различениях…

Значим мы все в какой-то степени немного синестеты. Даже если не знаем этого. механизмы зрения и слуха у нас в мозгу связаны, но у некоторых людей эта связь очень выражена.

Что ещё любопытно, синестетики воспринимают вторичные ощущения так же ярко, как и первичные. Какие виды мозговой активности вызывают восприятие?

Синестезия настолько распространена, что в НЛП существуют психотехники. Которые работают на связи и изменении субмодальных различений. Почему синестезия так широко распространена в природе людей? Видимо, это даёт какие-то эволюционные преимущества? А если это так, то в чём эти преимущества? Кое-что об этом учёные узнали от Хитер Берд. Хитер видит числа в трёхмерной пространстве. Это как виртуальный компьютер на котором Хитер вычисляет математические операции. Это получило название – «числовые ряды».

«Числовые ряды» Хиттер говорят о том, что её синестезия трёхмерная. Механизм, который связывает цвета и цифры, затрагивает также и области мозга, которые воспринимают пространственно-времнной континуум. Этот вид синестезии уже может иметь практическую пользу. Он помогает при счёте. С помощью объёмного числового ряда. Можно считать легко и очень быстро.

Числовой ряд есть не только у Хиттер, Джон Фульвута то же видит числа в пространстве; числа, дни недели. Месяцы ит годы расположены вокруг него, включая и год рождения.

Насколько синестеты склонны работать с числами, располагая их в пространстве? многие синестеты говорят, что всегда видят числа и буквы в пространстве. Их более 80%. Но эксперимент с группой несинестетиков оказался ещё интереснее.

В эксперименте на экране компьютера нужно было расположить цифры и буквы. Людям нужно было принимать решение и использовать левую и правую строну экрана, чтобы отнести число с четными или нечётными номерами. С мелкими числами 1 и 2 работают быстрее левой рукой, а с числами 8 и 9 правой рукой.

Таким образом, у каждого из нас числовой ряд и «1» в нём расположена слева, а «9» и более крупные цифры, справа. Похоже, что мы все воспринимаем числа в пространстве…

Почему синестезия до сих пор существует? Одна из причин: она позволяет нам работать с абстрактными понятиями. Например, с такими как цифровые последовательности, с помощью органов чувств. Мы все располагаем эти последовательности в пространстве. Но, синестетики хорошо это знают. Замечают и пользуются, а большинство из нас не знают об этом, а потому не пользуются. На этом свойстве в НЛП построено множество стратегических технологий.

Таким образом. Синестезия – это более или менее выраженная часть, свойственная нашей психики, которая есть у всех людей.

Более того, синестезия – это наша способность работать с абстрактными идеями. Это проявляние нашей способности определила эволюцию нашего вида и прогресс цивилизации. некоторые учёные считают, что синестезия объясняет самое главное человеческое свойство, которое делает людей людьми – это ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

Эта идея возникла, когда учёные задумались о генетической природе синестезии. Какой цели служат эти гены.

Генетики часто находят гены, которые не несут очевидной функции: они выполняют «скрытые» структурно-функциональные задачи. Какова же скрытая задача синестезии? Почему же она так распространена именно у людей?

Когда учёные стали искать ответ, то их поразило вот что… синестезия в десятки раз встречается чаще у неординарных. Талантливых людей; художников, поэтов, актёров, писателей. Может ли синестезия быть источником гениальности и творческих способностей?

Учёные начали свои исследования с художников. Джей Майнай – художник, она моренист и черпает своё вдохновение в своей синестезии. Море – это сложная структура. В ней есть бархано-бежевые нотки. А вот звук разбивающейся волны – серый и широкий. А вибрация гальки, которую волна тащит назад – серо-голубая.

Она чувствует себе счастливой, чтобы рисовать ей достаточно послушать, например. му-зыку, чтобы получить вдохновение.

Джейн выставила ряд картин, навеянных музыкой; её вдохновила опера Бенджамина Притина, он жил и работал в курортном местечке у моря. В основе сюжета оперы история о при-видениях…

Многие деятели искусства (как выяснилось) были синестетиками. Например, легенда джаза Маялс Девис, художник Кандинский и т.д.

Конечно, нельзя сказать, что синестезия и творческие способности – это одно и то же.. Но, восприятие одного и того же явления двумя – тремя органами чувств, может стать источником вдохновения. Наверное, муза была синестетиком.

Основа творчества – это умение видеть необычные связи или способности устанавливать случайное соответствие, которое будет красивым и осмысленным, чтобы это ни значило… вот основа творчества. Будь то, поэзия, живопись, музыка, проза…

Учёных особо заинтересовал один из видов творчества речи – это МЕТАФОРЫ, метафора связывает понятия из разных областей знания. Особенно интересны метафоры чувственного восприятия.

Наш язык изобилует метафорами. Которые можно назвать синестивными; они объясня-ют самые различные сенсорные системы. Например, можно сказать «кричащий цвет рубашки» - это выражение хорошо передаёт характер и насыщенность её цвета. Другой пример, «Брынза – это острый сыр» - имеется в виду не тактильный а вкусовой аспект. «дурно пахнет», «модный вкус» и т.д. и т.п.

Рама Чандра, профессор, считает, что способность выражать одно явление через свойства и призму другого, в терминах иного, очень важно для творчества. Хороши пример этому - Шекспир… Театр «глобус» в Южном Лондоне. Режиссёр Тим Керел видит, как сильно метафоры Шекспира до сих пор действуют на зрителей. Вот фраза «Моё сердце превратилось (обратилось) в камень». Это чувство на самом деле возникает не в сердце, да и сердце не становится камнем, но слова в таком порядке (сердце и камень) воспринимаются гораздо «тяжелее», чем, например. Фраза Мои чувства охладели окончательно и бесповоротно».

Многие метафоры Шекспира синестетичны… это комплекс ощущений, например, когда Шекспир применяет выражение «жестокий мороз», то он связывает ощущение холода и понятия жестокости. Логика говорит, что жестокими могут быть только люди, но в метафорическом смысле мы понимаем, о чём идёт речь.

Но, гений Шекспира более всего проявляется, когда он в своих метафорах применяет не ощущения, а абстрактные идеи… «Музыка подкралась ко мне по воде…» вот в этой цитате абстрактное понятие музыки связано с совершенно конкретным действием – ползти. Мы не знаем что за животное могло подкрасться к Фердинанду («Буря») по воде; но у нас в воображении возникает ЖИВОЙ ОБРАЗ. Использование метафор основано на том же свойстве и механизме, что и синестезия.

Можно даже предполагать, что гены вызывающие синестезию, в случае более «рассеянного» проявление дают человеку возможность связывать понятия из различных областей, делают его более творческим, что говорит об использовании метафор. как у синестезии, так и у творческих способностей, общие генетические корни, одна база. Единый фундамент и структура. Ведь творчество – это способность устанавливать новые связи между понятиями и идеями. А если это так, то это очень важное открытие.

Но на самом деле, значение синестезии гораздо шире. Она проливает свет на одну из функциональных тайн науки.. как всё начиналось. Как появилась РЕЧЬ?

Возникновение речи, языка, письменности всегда было противоречивой… Речь - «Это маленький шаг для человека и огромный для человечества». «Это не дело для лени», - Маргерет Тетчер. Джорж Буш, - «У меня не было сексуальных отношений с Моникой Левински…». Как же из криков, кряхтений, воя, воплей наших предков, возникла речь? Это одна из главных загадок человека.

Речь – это не произвольный набор символов для обозначения объектов, событий и отношений. Как мы стали называть вещи. Как же возник язык?

Профессор Рама Чандраш отправился на пляж в Калифорнии, чтобы провести исследование и проверить свою теорию возникновения языка. Он считает, что основой для этого послужила наша синестетическая способность связывать звуки с мимикой, артикуляцией, жестами; когда мы говорим о каком-либо предмете.

Профессор провёл простой эксперимент. Для него он взял с собой две фигуры. Одна из них округлая, а другая угловатая. Он подходит к людям и спрашивает: «Какая из фигур «Бобо», а какая «Кика». Так проверяется, есть ли какое-то соответствие между формой фигуры и бессмысленными словами. Есть ли соответствие между звуками и формами? В этом смысле интересно посмотреть фильм «Представь себе!», где девочка подобным образом называла сказочных принцесс.

В эксперименте 99,9% людей на угловатую фигуру сказали «Кики», а на округлуб «Бо-бо». Это означает, что существует у нас в мозгу некая СТРУКТУРА, ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, которая заставляет нас считать округлую амёбу «Бобой». Морскую звезду «Кикой». Вот что и нужно было для проявления первых слов.

Рама Чандраш считает, что синестетическая связь зрения и слуха была тем первым шагом для создания слов. Сюда же относится и артикуляция.

Наши предки, когда начали говорить, то начали использовать звуки, которые напоминали предметы их речи. Но, это только часть процесса. Существует ещё целый каскад явлений, целый комплекс связей, поддерживающих это явление. В нашем мозгу существует целая серия синестетических связей, лежащих в основе нашего языка, письменности и речи.

Одновременно с синестезией, связанной с органами чувств, существует связь с тенденцией подражания и повторения движений рук с помощью губ и языка. Дело в том, что зона рук и языка находятся близко, почти рядом, а потому происходит взаимная активизация, как при синестезии.

Учёные утверждают, что существует соответствие между жестами рук и бессознательными движениями губ и языка. Сравните жест кисти и пальцев рук со словом «чуть-чуть», «мало», «уменьшить» или «большой», «много», «увеличить»… здесь губы повторяют движения рук и пальцев и это неслучайное совпадение.

Наш язык возник из множества синестетических связей в нашем мозгу. Это несколько видов и типов взаимодействий, взаимозависимостей и взаимоотношений. И мы видим, как эволюция закрепила эти взаимодействия, как полезное свойство и закрепило в генетике этот удивительный результат. Возникло то, что мы называем РЕЧЬЮ, языком общения.

Трумэн, - «О, нет, это не конец» это далеко не начало конца. Хотя возможно. Это конец начала…!».

Синестезия – странная вещь. Но большинству синестетиков, нравится это проявление: они не захотят потерять свой ДАР, который даёт не только практические выгода, им даже страшно представить себе, даже подумать, что они могут этого лишиться.

Сегодня синестезию не считают такой уж редкой и странной психической болезнью; она поднимает завесу тайны над важными загадками человеческой психики…

.                                        СИНЕСТЕЗИЯ        

                               Что такое синестезия?

Синестезия – это особый способ чувственного переживания при восприятии некоторых понятий (например, дней недели, месяцев), имен, названий, символов (букв, звуков речи, нотных знаков), упорядоченных человеком явлений действительности (музыки, блюд), собственных состояний (эмоций, боли) и других подобных групп явлений («категорий»).

Синестетическое восприятие выражается в том, что перечисленные группы явлений непроиз-вольным образом приобретают в субъективном мире человека как бы параллельное качество в виде дополнительных, более простых ощущений или стойких «элементарных» впечатлений - например, цвета, запаха, звуков, вкусов, качеств фактурной поверхности, прозрачности, объемности и формы, расположения в пространстве и других качеств, не получаемых при помощи органов чувств, а существующих только в виде реакций. Такие дополнительные качества могут либо возникать как изолированные чувственные впечатления, либо даже проявляться физически. В последнем случае, например, цвета могут образовывать цветные линии или пятна, запахи - складываться в запахи чего-то узнаваемого. Зрительно или телесно синестет может ощущать местоположение объемных фигур, как бы чувствовать прикосновения к фактурной поверхности и т.д. Так, название дня недели («пятница») может быть затейливо окрашено в золотисто-зеленоватый цвет или, скажем, располагаться слегка справа в условном зрительном поле, в котором собственное расположение может быть и у других дней недели.

Раньше синестезию характеризовали как межчувственную связь или «кросс-модальный пере-нос». Однако это верно лишь отчасти. Такое понимание неточно описывает само явление и не указывает на его причину. В первую очередь синестезия хотя и в большинстве случаев, но все же не всегда вовлекает разные чувства. Например, при окрашивании букв - и знаки на бумаге, и их синестетический цвет принадлежат только зрению. С другой стороны, систематичная избира-тельность синестетических реакций (например, только «на буквы», но не на знаки препинания и другие печатные символы, или только «на музыку», а не на все шумы и звуки) указывает на то, что синестезия основана в большей степени на так называемой «первичной категоризации» - предсознательном группировании явлений на уровне восприятия.

Более того: все явления, способные вызывать синестезию – результаты практической или мыслительной деятельности человека. Это, как правило, условные обозначения, понятия, системы знаков, названия, имена. Даже такие, казалось бы, естественные проявления, как боль, эмоции, восприятие людей (которых некоторые синестеты могут воспринимать в виде цветовых пятен или «аур») – это определенные способы группирования или классификаций, пусть и бессознательных, но все же зависящих от личного опыта, то есть от жизни с другими людьми – от среды и культуры, а также от значения, которое и влияет на избирательность синестетических реакций.

Упрощая, можно сказать, что непроизвольная синестезия – это индивидуальная нейрокогни-тивная стратегия: особый способ познания, который проявляется в определенный, очень ранний момент жизни в виде необычно тесной связи мышления и системы чувств (когни-тивно-сенсорная проекция). В силу этого синестезия требует адекватных способов исследова-ния, которые выходили бы за рамки «стимул-реакция» и включали бы в себя, в том числе, и представление о сложной, индивидуальной динамике мыслительной деятельности человека, вы-деляющей синестезируемые стимулы посредством наделения их особым значением.

Как проявляется синестезия?

Людей, отличающихся таким необычным способом восприятия, называют «синестетами» или «синестетиками» (мне ближе первый, менее «больничный» термин). У каждого синестета фено-мен синестезии может развиться очень индивидуально и способен иметь как единичные, так и множественные проявления. В последнем случае синестета называют «множественным» или «многоаспектным» - когда синестезия возникает не на одну, а на несколько групп (категорий) символов или явлений.

Существует синестезия «проецирующего типа», при которой синестет действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества как бы поверх предметов мира, вос-принимаемого органами чувств. В противоположность этому типу выделяют тип «ассоциирую-щий», при котором у синестета субъективно возникают дополнительные качества в форме не-произвольного знания или в виде реакции на уровне стойких впечатлений, которые физически – то есть в виде проекций – никак не выражаются. Правда, такое деление весьма условно - часто можно обнаружить промежуточные варианты синестетического восприятия.

Например, какого цвета вентиль холодной воды? Вы наверняка ответите: «Синий». Ведь это знание сформировано вашим опытом: холодный кран чаще всего обозначают синим цветом. Но на самом-то деле цвет крана и температура не тождественны и никак не зависят друг от друга. У синестета тоже есть ощущения, что те или иные предметы, символы, звуки обладают какими-то качествами, которые в ощущении и в опыте других людей с ними не связаны. Но в отличие от вашего «синего крана», синестет не может точно вспомнить, что сформировало связи его ощу-щений.

В названии типов проявления синестезии традиционно принята формула «стимул-реакция». То есть, если вы слышите, что кто-то обладает «графемно-цветовой» синестезией, это значит, что он или она видит или чувствует изображение букв или цифр в цвете. Если вы сами воспринимаете музыку в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн, значит, вы – «музыкально-цветовой» синестет.

Термин «цветной слух», хотя и сохранился до наших дней, все же не совсем точен: он может обозначать цветовую реакцию как на музыку, так и на речь, а до определенного времени вообще был полным синонимом синестезии во всех без исключения её проявлениях - вероятно, по той лишь причине, что другие типы синестезии были мало изучены или совершенно неизвестны.

Есть и другие классификации типов синестезии. Например, мне кажется логичным разделять проявления синестезии на более базовые, чувственные (например, на звуки речи или эмоции) и более понятийные, «абстрактные» (например, на дни недели или цифры). Такое деление, по-моему, сосредоточивает внимание исследователя на механизмах вокруг непосредственной при-чины самого феномена синестезии: на первичной, предсознательной категоризации.

Синестезия переживается непроизвольно – то есть, помимо воли синестета. Однако большая часть синестетов может вызвать у себя синестетические ощущения путем припоминания тех по-нятий или явлений, которые у них обычно порождают синестезию. Сделать это без припомина-ния характерных понятий или явлений невозможно.

Чаще всего синестезией обладают, сколько себя помнят: с самого раннего детства. Вероят-нее всего, развитие синестезии находится за временным порогом так называемой младенческой амнезии. Правда, некоторые синестеты утверждают, что могут непосредственно указать на мо-мент своей жизни, когда впервые пережили синестетические ощущения. Я такой возможности не исключаю. Тем не менее, предполагаю, что запоминаются не самые первые синестетические ощущения, а, вероятнее всего, те, что произвели большее, чем обычно, впечатление. Другим, бо-лее сложным объяснением могло бы стать явление переноса, при котором, например, ребенок-синестет, воспринимающий отдельные звуки речи в цвете, при обучении чтению начинает «ви-деть» в цвете и написанные буквы - ведь каждая из них уже обладает для него «цветным» звуча-нием. Именно этот момент и запоминается как начало синестезии, по сути таковым не будучи.

Итак, если для ваших ощущений характерны приведенные выше описания, - то есть, они непро-извольны, постоянны, проявляются в виде «элементарных» качеств (всплесков цвета, объемов, фактур и т.д.) и вы не можете проследить, как и когда они у вас появились, то, скорее всего, вы - обладатель врожденной синестезии.

Почему появляется синестезия? Немного о теориях

Ученые всегда очень осторожны с выводами о сложных феноменах, каким является человече-ский мозг, в общем и непроизвольная синестезия в частности. Сегодня синестезию исследуют как бы «по частям», фрагментарно. Кто-то, выбрав одно конкретное проявление, пытается в нем разобраться подробнее. Кто-то исследует характер внимания и памяти у синестета. Кто-то изуча-ет анатомию мозга и динамику нейронной активности. Кто-то – возможную склонность синесте-тов к образности мышления… Ситуация осложняется еще и тем, что в западной нейронауке сей-час нет общей теоретической базы - то есть, такой прагматической картины функций головного мозга и их физиологической основы, которую разделяло бы большинство исследователей.

Нейрофизиология, нейрохимия, биоэлектрическая активность, когнитивные стили, отдельные функции восприятия часто рассматриваются в вынужденной изоляции от целостной картины мозга (надо признаться, она пока не так ясна, как хотелось бы). Конечно, это облегчает исследо-вание. Но в результате о синестезии накопилось огромное количество статистических и индиви-дуальных данных, которые чрезвычайно разрознены.

Да, появились оригинальные классификации и сопоставления, выяснились определенные строгие закономерности. Например, мы уже знаем, что у синестетов есть особый характер внимания - как бы «досознательный» - к тем явлениям, которые вызывают у них синестезию. У синестетов - немного иная анатомия мозга и кардинально иная его активация на синестетические «стимулы». Известно и то, что синестезия может иметь генетический характер, то есть передаваться по наследству. И многое-многое другое.

Тем не менее - а, может быть, именно поэтому! - общей теории синестезии (научно доказанного, универсального представления о ней) пока нет.

Однако существуют последовательные, непротиворечивые гипотетические описания, которые в науке называются «моделями».

На разных этапах исследования в зарубежной нейронауке с 1980-х (а в советской /российской нейрофизиологии - с 1950-х) годов выдвигались разные версии объяснения возможных синесте-тических механизмов. Одна из них заключалась в том, что у синестета в определенном участке головного мозга отростки нейронов, называемые «аксонами» - проводящие нервные пути - утра-чивают (или недостаточно развивают) миелиновую оболочку. Из-за истонченного слоя миелино-вой «изоляции» нейроны начинают непреднамеренно обмениваться электрическими возбужде-ниями, вызывая фантомные синестетические образы цветов, запахов и т.д. Другое популярное объяснение, до сих пор сохраняющее свою силу, состоит в том, что в мозге синестетов с раннего детства сохраняются определенные «нейронные мостики», способствующие связям между орга-нами чувств (это – так называемая гипотеза «рудиментов синаптического прунинга»). Предпо-ложительно, такие связи в полной мере развиты у младенцев, воспринимающих мир как хаотич-ную картину, в которой цвета, звуки, прикосновения и «сигналы» других органов чувств пере-мешаны и слиты.

Однако обе эти гипотезы – неполной миелинизации и рудиментов прунинга – не завоевали всеобщей поддержки в научных кругах. Вероятнее всего, по причине того, что они не вполне соответствуют нашим представлениям о психологических особенностях синестетического пере-живания.

Дело в том, - и я говорил об этом раньше, - что синестетические переживания очень избиратель-ны. Например, если синестет «видит» музыку или буквы, «слышит» определенные движения, то другие звуки или знаки на бумаге, а также движения иного характера не вызывают у него сине-стезии. Может ли младенец «сохранить» нейронные связи на буквы или музыку, если он должен сначала их увидеть и научиться распознавать? Подобным образом дело обстоит с неполной мие-линизацией: даже если и существует локальный «разрыв сети»



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сезонность временного ряда | Почему появляется синестезия? Немного о теориях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 181 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.