Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Определение понятия «текст» и его общая характеристика.

Текст как единица общения. Стратегии построения и интерпретация связного текста. Формы и структура текста.

План:

1. Определение понятия «текст» и его общая характеристика. Основные признаки (лингвистические свойства) текста. Тематическое ядро текста.

2. Виды связи, структурные компоненты текста.

3. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

4. Смысловые типы текстов: описание, рассуждение и повествование.

5. Общие рекомендации по корректировке текста.

 

Определение понятия «текст» и его общая характеристика.

Текст как объект изучения новой области языкознания – лингвистики текста – до сих пор не имеет единого полноценного и непротиворечивого определения, его содержание уточняется, ограничивается его объём, увеличивается число необходимых признаков, по которым данное понятие отграничивается от других подобных явлений.

Приведём определение текста, данное учёным, стоявшим у истоков отечественной лингвистики текста, – И. Р. Гальпериным: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку».

Текст имеет внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма – это содержание (тема, авторский замысел), внешняя форма – это композиция и языковые средства, с помощью которых реализуется авторский замысел.

Другими словами, если речь рассматривать не только как процесс, но и как результат, то именно текст – устный, письменный, мысленный – как раз и будет таким результатом, поскольку содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Из определения также следует, что основными признаками текста являются содержательность, связность и цельность, логичность и лаконичность. То есть это те самые признаки, которыеопределяют качественные показатели речевой культуры. Напомним, в чем они проявляются.

Рассмотрим основные признаки текста:

1. Целостность текста проявляется в тематическом и смысловом единстве, связности (последовательное расположение предложений) и обособленности (каждый текст имеет начало и конец).

2. Завершенность текста (его смысловая законченность).

3. Связность текста помогает установить взаимосвязь отдельных сообщений, фактов, действий и т.д.Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения.

4. Стилевое единство (текст оформляется в соответствии со стилевой принадлежностью).

5. Наличие сферхфразовых единств (членение на параграфы, абзацы, синтагмы).

6. Содержательность – это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.

В свою очередь, логичность предполагает следование трем законам логики: тождества, противоречия и достаточного основания. Суть первого в том, что в рамках одного рассуждения предмет мысли остается неизменен, отход от главной темы есть нарушение логики. Второй закон говорит о том, что не могут быть истинными два противоположных положения. Третий требует четкости в аргументации при доказательстве или опровержении какой-либо мысли.

Также показателем качества текста, его важнейшим признаком считается лаконичность,т.е. умение в малой форме передать большое содержание. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью простого и сложного предложения. Что предпочесть? Многое диктуют форма, стиль речи, особенности жанров. Например: отличительная особенность книжной письменной речи – употребление сложных предложений. Хотя известны слова Паскаля: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». Л. Толстой писал: «Короткие мысли тем и хороши, что заставляют думать». С одной стороны, лаконичность предполагает сжатость речи, а с другой – информационную насыщенность, которую следует отличать от избыточности, т.е. уметь избегать тавтологии и плеоназмов. В то же время в художественном стиле плеоназм может придать тексту выразительность: «И устарела старина и старым бредит новизна» (А.C.Пушкин).

Чтобы текст соответствовал вышеназванным признакам, а значит тому, что связано с понятием хорошей речи, он должен быть подчинен единой теме, наилучшим образом выражать заложенную в нем идею и отличаться композиционной стройностью.

Напомним, что тема – это то, что лежит в основе речевого произведения, то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Заглавия могут быть широкими и узкими. (Охрана природы.Влияние вредных выбросов в атмосферу.)

Нужно заметить, что не следует приравнивать тему к общему содержанию, поскольку последнее является более широким понятием: оно отражает не только то, о чем говорится в тексте, но и отношение автора к теме. Следует помнить, что тема может содержать микротемы, т.е. части общей темы.

Подчеркнем, что идея текста (основная мысль) всегда связывается с тем, что хочет сказать автор, это выражение авторского замысла. Идея может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего ее надо понять из контекста произведения и сформулировать. В случае затруднения обычно рекомендуется произвести смысловое сжатие текста.

Как это сделать? Для этого нужно отыскать и выделить в тексте главные, опорные слова, которые являются своеобразным ключом для передачи идеи текста: именно они помогут вам сформулировать основную мысль текста.

Тема и идея текста предполагают выбор его композиции. Данное слово восходит к латинскому «compositio» – расстановка, составление.

Так, под композицией принято понимать определенный порядок следования структурно-содержательных компонентов (частей) текста. Особенности построения текстов, наличия и следования его частей будут проанализированы ниже применительно к текстам разных типов.

Тематическое ядро текста – это его тема (собственно содержание) и основная мысль (собственно смысл). Смысловое ядро может быть выделено из всего содержания текста потому, что любой текст, независимо от его объёма и формы, представляет собой сложную соподчинённую (иерархическую) структуру суждений. Суждение, как известно, – это форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов или явлений, их свойств, связей и отношений.

Суждение состоит из субъекта и предиката. Субъект – часть суждения, отображающая предмет мысли, то есть то, о чём говорится. Предикат – это сказуемое суждения, то есть то, что высказывается, утверждается или отрицается в суждении о субъекте, иначе говоря, то, что говорится о субъекте. Смена логических субъектов и предикатов в конечном счёте обеспечивает поступательное движение текста.

Применительно к тексту мы можем говорить о текстовых суждениях и об их составных частях – субъектах и предикатах – на разных уровнях обобщения: отдельного предложения (в данном случае субъект и предикат могут совпадать с грамматическим подлежащим и сказуемым предложения), отдельного абзаца(главная мысль абзаца), а также целого текста, в котором тема разговора будет выступать как субъект текста, а раскрытие этой темы – как её предикат.

Следовательно, любой текст – это средоточие того, о чём идёт речь, и того, что об этом говорится. Восприятие и понимание текста – это сведение всего, что есть в тексте, к короткой и логической формуле, концентрирующей в себе СМЫСЛ.

Этапы раскрытия тематического ядра текста:

1) расширение основной мысли и выделение ее составляющих;

2) разъяснение основной мысли;

3) подтверждение подлинности основной мысли;

4) оценка основной мысли;

5) вывод.

Стиль речи. Стиль – это разновидность языка (речи), относительно замкнутая система, которая служит целям общения людей в той или иной сфере их деятельности. Обиходно-разговорную сферу обслуживает разговорный стиль, деловую – официально-деловой, в сфере массовой информации используется публицистический стиль, в художественной литературе – художественный.

Тип речи текста. В современных лингвистических работах типы речи – описание, повествование и рассуждение – определяются как функционально-смысловые разновидности речи, которые сформировались в языке для реализации того или иного обобщённого смыслового значения. В течение длительного времени в развитии языка вырабатывались экономные и точные способы, или словесные структуры для реализации определённых целей. Всё разнообразие содержания наших высказываний в конечном счёте может быть сведено к трём видам:

•взгляд на мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;

•взгляд на мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;

•взгляд на мир в причинно-следственных связях.

В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором – в форме повествования, в третьем – в форме рассуждения.

Каждый тип речи – это единство трёх аспектов: содержательного (смыслового), структурного (композиционного) и языкового.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационно-поисковые системы | Виды связи, структурные компоненты текста.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1704 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2270 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.