Ответ на второй вопрос лекции – виды связи предложений в тексте – позволит объяснить, как они соединяются, как при этом образуется единое речевое произведение.
Известно, что предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Эта связь называется цепной. Связь при этом осуществляется главным образом при помощи 1) повтора, одного и того же слова, 2) личных местоимений, слов, близких по значению, 3) союзов.
Например: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» (А. Пушкин). За домом был заброшенный пруд. Пруд был весь покрыт зеленью. Здесь повтор выражен в словесной форме, но связь может быть установлена и с помощью семантического повтора в виде перифразы: Утро. Туман рассеялся. Солнце уже было высоко над горами.
Цепная связь используется в текстах разных жанров и стилей речи. Это самый распространенный способ соединения предложений. Широкое ее распространение объясняется тем, что она в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений, она встречается там, где мысль развивается линейно: и в текстах-описаниях, и в текстах-повествованиях, но особенно в текстах-рассуждениях научного стиля речи.
Другой вид связи предложений – параллельный. Эта связь осуществляется без связывающих слов, но при этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.Например: Нашу верность проверяли каленым железом. Нашу гордость испытали танками и бомбами (И. Эренбург).
Очень часто некоторые члены соединяемых предложений имеют одинаковое лексическое выражение. В этом случае параллельная связь усиливается анафорой. Этохудожественное средство языка, для которого характерно единоначатие, повторение первого слова в предложениях. Но анафора – необязательное условие параллельнойсвязи. Такая связь может достигаться параллелизмом синтаксической структуры предложений: Маленькие ветви пригнуло к земле. Желтые листья унесло далеко в сторону. (Безличные предложения.) Параллельные связи используются в текстах с экспрессивной окраской, в текстах художественного и публицистического стиля.
Итак, в любом тексте наблюдается сцепление, связь предложений. Как предложения строятся по определенным синтаксическим моделям, точно так же и предложения соединяются по определенным синтаксическим правилам. Язык диктует нам не только правила образования слов, словосочетаний и предложений, но и правила соединения самостоятельных предложений. Эти знания важны для владения связной речью, т.е. умения строить собственное высказывание. Нарушение связи расценивается как нарушение нормированности построения текста.
Выше было показано, как объединяются самостоятельные предложения. Теперь необходимо узнать, во что объединяются самостоятельные предложения. Звуки объединяются в слова, слова в словосочетания, а предложения в абзацы.
Группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих относительно законченную мысль, называется в лингвистике сложным синтаксическим целым, сверхфразовым единством, компонентом, абзацем, прозаической строфой.
Мы будем придерживаться термина абзац (отступ в начале строки, красная строка). Ставя абзац, мы отмечаем, что в тексте начинается новая мысль. Это своеобразная разбивка текста, которая позволяет нам сконцентрировать внимание на той или иной мысли автора. Правильное абзацное членение важно еще и потому, что человеку вообще свойственно членить информацию, воспринимать ее частями.
Другими словами, с помощью абзаца мы членим текст на строфы – наименьшие, относительно законченные, смысловые, структурные части целого речевого произведения.
Абзац как единица текста имеет свою композицию: зачин, содержащий начало мысли, микротему; затем следует средняя часть – развитие мысли темы, а далее идет завершение – концовка, которая, как правило, выделяется специально, так как требуется подчеркнуть, что развитие мысли абзаца заканчивается. Организующие абзац компоненты выполняют неодинаковую роль.
Наибольшей свободой построения характеризуется обычно первое предложение абзаца, или зачин, где используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала мысли. Зачин может быть представлен в виде:
– постановки проблемы,
– вопроса,
– примера,
– замечания о важности темы,
– цитаты.
Другие предложения менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении. Только первое предложение можно считать построенным свободно. Структура второго предложения и последующих в значительной степени определена и обусловлена отношением к первому. Предложения средней части особыми средствами не оформляются: они присоединяются к зачину посредством цепной или параллельной связи.
Существуют и другие виды связи предложений в абзаце, например, присоединительные, отличающиеся большей свободой в их организации и содержании, большей независимостью в составе целого. Они характерны для художественных текстов, которые не являются предметом нашего анализа.
По типу связи предложений различаются цепные и параллельные абзацы. Цепные играют большую роль в связной речи. Абзацы с цепными связями составляют основную массу (80-85%) словесной ткани текста во всех стилях речи.
Нижняя граница абзаца – концовка – выделяется, как правило, особо, специально. Наиболее распространенными являются следующие типы концовок:
– выводы, в которых содержатся все положения, рассмотренные в тексте;
– концовка-повтор, которая делает речь подчеркнуто завершенной;
– цитата.
Некоторые абзацы получили название кольцевых, так как зачин и концовка их полностью или частично совпадают. Они чаще используются в жанрах публицистического стиля, чем научного, потому что отличаются эмоциональной окрашенностью.
Например: Я пересек Сибирь от… и до…. Побывал …. Увидел…. Узнал…. Я пересек всю Сибирь и понял….
Итак, мы выяснили, что абзац является основной единицей текста. Мы поняли, что каждый шаг вперед от слова к тексту ведет к укрупнению единицы нашего анализа. В словосочетании такой единицей является слово, в предложении – член предложения, в абзаце – предложение, в тексте – абзацы.
Средства связности текста:
1. Лексические средства:
– лексический повтор – повтор слова или словоформы, однокоренных слов для связи предложений (Не напрасно дули ветры, // Не напрасно шла гроза);
– синонимическая замена (Осень необыкновенно хороша в сентябре.Солнце в эту пору еще пригревает землю…);
– слова одной тематической группы (Карамазовых в нашей жизни много, но все же не они определяют курс корабля).
2. Грамматические средства:
– единство видо-временных форм глагола, то есть в одном тексте, как правило, глаголы употребляются в форме одного вида и одного времени. Если вы начинаете рассказ в прошедшем времени, то и продолжать его вы будете также;
– местоименная замена (Когда-то здесь был город Брест.Его перенесли в сторону…);
– союзы, частицы, вводные слова, модальные слова довольно часто выступают средством связности, они позволяют поддерживать логику текста (На снимке Брестская крепость.Вернее, только ее малая, центральная часть);
– наречия и слова с пространственным и временным значением (сегодня, впереди, неподалеку и т.д.): Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До сорок первого года оно было сплошным…;
– предложения-скрепы, которые не несут никакой смысловой нагрузки, предназначены именно для связи предложений. К таковым относится, например, предложение Об этом будет сказано ниже.
3. Стилистические средства:
– слова, словоформы, которые подчеркивают либо эмоциональную окраску всего текста, либо однородность слов для данного текста (например, термины в научном тексте)
– тропы и стилистические фигуры.
4. Интонационные средства (паузы, ритм речи, интонация).
5. Графические средства (знаки препинания, красная строка, шрифты, выделения).
Расчленённость текста.
– предложения,
– абзацы,
– параграфы,
– разделы,
– главы,
– подглавы,
– страницы и др.
Итак, виды связи в тексте разнообразны. Структура текста включает в себя ряд компонентов: предложения, абзацы, параграфы и т.д.