Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Управленческой деятельности




 

В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.

1. Сущность социально-технологических отношений.

2. Технологизация процесса социального управления.

3. Технологизация социальной деятельности.

 

 

1. В отечественной социально-философской литературе со­держание термина "технология" претерпело определенную эво­люцию. Первоначально под технологией подразумевалась обще­техническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда и сырья, материалов. Интересы ее сосредоточивались главным образом в сфере производства. Общетехническое зна­чение технологии состояло в том, что она раскрывала наиболее рациональные пути построения и организации производственно­го процесса.

Более широкая трактовка понятия "технология" предложена болгарским философом Н. Стефановым: "Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его про­цессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там в принципе возможна технология"[13].

Технология как важнейший фактор формирования и развития личности, определенная форма общественной практики, по мне­нию Н. Тарасенко, является своеобразным предметным способом самоутверждения человека в мире природы на основе труда и познания и одновременно разворачивания в данном процессе человеческих способностей и творческих дарований[14].

Представляется, что, поскольку технология является произ­водительной силой, ее объективным социальным аналогом вы­ступают коллективная деятельность и совокупный опыт многих поколений. В технологии воплощаются не просто труд, знание, навыки или умения отдельных индивидов, но и интегральная способность воспроизводства социальности, производительная способность коллективного труда в частности. Данная способ­ность носит общественный характер и возникает вследствие разделения и интеграции различных видов и форм деятельности. Следовательно, создается дополнительная производительная сила, которая, овеществляясь в технологии, образует своего рода приращение общественной способности преобразования челове­ком природной и социальной действительности.

Итак, технология воплощает в себе социальную форму прак­тики, способы регулирования, контроля и управления взаимо­действием между предметом труда и орудием труда, его техно­логическим содержанием. Причем если объективной природной предпосылкой технологии являются природные процессы, кото­рые обусловливают ее "вещественный каркас", то соответствую­щим социальным аналогом технологии выступает коллективная общественная практика, где материально-вещественные компо­ненты проявляют свою технологическую силу и раскрывают свое социальное значение. Общественная практика объединяет их в определенное целое, которое образует технологический способ освоения социального пространства.

Создание высокотехнологичных орудий на основе, трудовой деятельности становится возможным на достаточно высоком уровне развития общественной практики, науки и техники. Это относится прежде всего к индустриально-промышленному про­изводству.

В ходе развертывания научно-технической, менеджеральной и информационной революций появляется возможность распро­странить технологический подход на все стороны общественной жизни: социальное управление, образование, воспитание, поли­тику, торговлю и др. Причем в каждой из них разработка техно­логии основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники.

Технология позволяет лучше уяснить механизмы взаимосвя­зей в системе природа — материальное производство — общест­во — человек — наука и другие стороны общественной жизни.

Появляются новые моменты в анализе взаимоотношения об­щества и природы (угроза экологического кризиса), внутри самого общества, которые свидетельствуют о том, что сознатель­но формулируемые обществом новые целевые установки, порож­даемые, потребностями данного технологического способа произ­водства, обязывают науку к разработке новых, экономных, рациональных (в смысле использования природных, трудовых, финансовых и иных ресурсов) технологий для средств практи­ческого достижения поставленных целей. Отсюда, на наш взгляд, технологию в широком смысле правомерно определить как сферу целенаправленной деятельности человека, организо­ванной на новейших достижениях совокупности технических и социальных наук. И тогда с полным основанием можно говорить не только о технологии производства конкретных видов матери­альной продукции, но и о технологии государственного управ­ления, образования, управления отдельными сторонами общест­венной жизни или всего общества в целом, т.е. о социально-тех­нологических отношениях и соответствующих им видах деятель­ности.

В реальной жизни имеет место диалектическое взаимодейст­вие социальной и технологической систем. На развитие техники оказывают влияние не только непосредственно экономические отношения и системы управления хозяйством, но и многие факторы политического и социального порядка. Значение пос­ледних все более возрастает.

Научно-технический прогресс порождает множество техноло­гических нововведений, основная значимость которых в том, что "они предлагают также возможность новых решений обществен­ных, философских и даже личностных проблем. Они изменяют весь духовный мир человека, его способ мышления и взгляды на окружающее" (О. Тоффлер).

При этом важно обратить внимание на анализ развития ремесленного производства капиталистической кооперации, ма­нуфактуры, машинного производства. Проведенный К. Марксом анализ показал, что наряду с социально-экономической детерми­нацией все в большей мере возрастает роль технологических изменений в орудиях труда, в производственных навыках работ­ников. Изменения в разделении труда, в технологических способах и методах производства порождают новые объективные требова­ния к совершенствованию общественных отношений. К. Марк­сом сформулирован закон обязательного соответствия техноло­гических и социальных факторов тем условиям, при которых возможна реализация научных открытий. Им выделена также ведущая роль технологии в революции производительных сил, исследован ее социально-исторический характер, выявлены ос­новные направления технологизации: производство полезных человечеству вещей и характер их использования.

Итак, технология и как способ производства материальных ценностей, и как способ их использования взаимосвязаны и определяют характер ответов на два очень важных вопроса: как человек производит и как использует производимое? Поэтому технологические, отношения во многом определяют гуманисти­ческую направленность производства на благо человека, на удовлетворение его потребностей и интересов.

К. Маркс в данной связи анализирует организационно-техно­логический аспект материального производства применительно к формированию общественных отношений.

В данном контексте он исходит из следующих двух моментов. Во-первых, традиционное понятие технологии как процесса раз­ложения деятельности на операции, этапы, требующие опреде­ленных трудовых навыков, приемов, средств, знаний и т.д. Во-вторых, активное отношение человека к природе, непосред­ственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духов­ных представлений[15].

Итак, речь идет о том, что технологические процессы необ­ходимы не только при превращении природного в социальное в исследовании отношения "человек — труд", где также необходим анализ процесса труда в двух аспектах: не только в технологи­ческом, но и социально-экономическом аспекте.

Таким образом, одной из важнейших форм технологического уровня социальной детерминации является сам уровень развития производительных сил. Другой формой выступает организаци­онно-технологическая сторона человеческой деятельности и, ес­тественно, третьей формой технологической детерминации — технологически-управленческие отношения.

Эти исследования актуальны и сегодня потому, что техноло­гические изменения происходят во всех важнейших сферах деятельности человека, превращая их в единый сплав науки, техники, самого производства, что в свою очередь требует от общества решения целого комплекса разнообразных задач с учетом сложных и многообразных зависимостей между всеми сферами общественной жизни.

В "Капитале" К. Маркс, анализируя сущность технологии, раскрывает причины ее ускоренного развития в условиях капи­тализма, определяет направления дальнейшей технологизации производства и социальных процессов. Отмечая, что до XVIII в. отдельные ремесла назывались mysteries (тайнами), в глубину которых мог проникнуть только опытный и профессионально подготовленный человек, К. Маркс раскрывает роль крупной промышленности в снятии таинственного покрова с обществен­ного процесса производства. "Принцип крупной промышленнос­ти — разлагать всякий процесс производства, взятый сам по себе и прежде всего безотносительно к руке человека, на его состав­ные элементы создал вполне современную науку технологии. Пестрые, внешне лишенные внутренней связи и окостеневшие виды общественного процесса производства разложились на сознательно планомерные, систематически расчлененные, в за­висимости от желаемого полезного эффекта, области примене­ния естествознания"[16].

К. Маркс связывает технологию с разложением производст­венного процесса на соответствующие операции и элементы. Важно и то, что расчленение производственного процесса про­исходит в зависимости от желаемого полезного эффекта. Как видно, технология ни в коей мере не ограничивается только сферой техники, материального производства. "Дарвин, — пишет К. Маркс, — интересовался историей естественной тех­нологии, т.е. образованием растительных и животных органов, которые играют роль орудий производства в жизни растений и животных. Не заслуживает ли такого же внимания история образования производительных органов общественного челове­ка, история этого материального базиса, каждой особой общест­венной организации?"[17].

Таким образом, Маркс в определенной степени разграничи­вал естественную и социальную технологию, относя к последней соответствующие процессы. Под технологией он понимал не науку о технике или средствах и орудиях труда, а сам объектив­ный процесс формирования явлений.

Большой вклад в разработку данной проблемы внесли бол­гарские философы Н. Стефанов и М. Марков. Рассматривая социальную технологию многоаспектно, Н. Стефанов приходит к следующему выводу: "В самом общем виде можно принять: социальная технология — это деятельность, в результате кото­рой достигается поставленная цель и изменяется объект деятель­ности... Социальная технология — это предварительно опреде­ленный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи", "чтобы деятельность получила право назы­ваться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в опреде­ленной последовательности". Автор предлагает выделить в про­цессах социальной технологии несколько процедур: "1. Опреде­ление цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии; 2. Построение системы крите­риев для выбора возможных вариантов; 3. Обозначение круга возможных вариантов; 4. Выбор оптимального варианта; 5. Внед­рение избранного варианта".

Бесспорно, вопрос о вариантах, которому так много внимания уделяется в социальной технологии Н. Стефановым, заслужива­ет самого пристального внимания, ибо специфика технологии определяется собственной структурой общественных отношений, законами их развития, а последние проявляются как вид средней статистической всех действующих в данный момент сил, что предполагает возможность различных вариантов их развития.

М. Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организа­ции действительности, связанную с выполнением этапов, опера­ций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятель­ности, которая выражается в трудовых действиях людей, соот­ветствующих требованиям конкретных, специфических социаль­ных структур[18].

В.Г. Афанасьев, отмечая, что социальная технология высту­пает специфическим посредником между объективно протекаю­щими процессами и субъективной действительностью людей, органически связывает ее с социальным управлением, в котором ей принадлежит "свое место", т.е. обеспечение действия всего механизма социального управления. Иначе говоря, в социальной технологии реализуется "перевод объективных законов в меха­низм социального управления, т.е. "перевод" абстрактного языка науки, отражающей объективные законы развития обще­ства, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей на достижения по­ставленных целей"[19].

2. Итак, в литературе справедливо отмечается, что наряду с понятием "социальное управление" все большее признание в общественных науках получает понятие "социальные техноло­гии". Возникает потребность технологизации самого процесса социального управления, где субъективное воздействие перево­дится в объективное содержание, в изменение качества объекта.

Таким образом, научное познание и научное управление достигают таких высот, когда возможно не только понимание общих закономерностей и тенденций общественного развития, но и их подробное описание, вплоть до каждой практической операции, отдельного этапа, формы, средства и метода практи­ческой деятельности людей. Становится возможным не только прогнозирование, но и реализация прогнозных данных через поэтапное решение ряда социальных задач. А.Н. Леонтьев, рассматривая понятие операции как способа действия, при по­мощи которого осуществляются практические или познаватель­ные цели, подчеркивал, что "действие как элемент деятельности соотносится с целью, операция же соотносится с условиями действия, с орудиями труда; она — форма действия"[20]. Цель действия, таким образом, обусловлена не только наличием усло­вий, но и самой деятельностью, определяемой в свою очередь способами, приемами поэтапного ее формирования.

Научная организация всех видов деятельности получает свои "жизненные права" как возможность. Однако, чтобы превратить возможность в действительность, необходима инновационная технология социальной деятельности, которая предполагает: 1) создание научно обоснованной социально-технологической модели, отражающей процесс целенаправленного преобразова­ния определенного общественного явления или его формирова­ния с учетом требований стратегического решения, специфических и необходимых свойств, связей, отношений этого явления с другими, поэтапное его формирование, выработку основных средств, методов, приемов, форм; 2) выделение промежуточных целей, жестко взаимоувязанных; рассмотрение пространствен­ной и временной расположенности операций; техническую и материальную оснащенность и др. Таким образом, социально-технологическая теоретическая модель воплощает в себе сплав обществознания, естествознания и технического знания. Послед­ние преломляются в социально-технологическом знании в спе­цифической форме — посредством использования кибернетики, математической логики, теории игр, теории решений, социаль­ной информатики и др.

Однако речь идет не о механическом перенесении производ­ственных технологий на общественную жизнь, а о проектирова­нии и внедрении в организацию человеческой деятельности специфических технологий, соотносимых с закономерностями общественного развития.

Обществу далеко не безразлично, какова управленческая ориентация технологии социальной деятельности: гуманистичес­кая или ригористическая (инструментальная).

Только "гуманизация" норм, средств, приемов ориентирует работника на сознательное, творческое выполнение задания, формируя тем самым стремление к конечному результату — сделать качественнее, больше, быстрее.

"Инструментализация" нормы, ориентируя на подчинение лишь волевому давлению, может "затушевать" главную цель. Поэтому очень важным является сочетание управленческих, социально-технологических решений с углублением демократии, расширением самоуправления, вследствие чего и возможна само­реализация творческого потенциала личности. Социально-техно­логический подход в управлении ни в коей мере не устраняет инициативы управленческой деятельности и творчества людей. Его задача — придать организации всей деятельности осознан­ный, научно обоснованный характер.

Итак, можно констатировать, что социальные технологии — это своеобразный механизм соединения знаний с условиями их _ реализации в управлении.

Следует указать на различие понятий "реализация знаний" и "технологизация знаний". Реализация знаний — это родовое понятие технологизации, процесс материализации, объектива­ции любых знаний. Технологизация знаний связана с реализацией не любых знаний, а только тех, которые объективируются в организационно-технологической стороне человеческой дея­тельности, прежде всего в управлении. Наряду с понятием "технологизация знаний" мы используем понятие "интеллектуа­лизация социальной деятельности и процесса управления", под­черкивая тем самым развитие всех общественных отношений на научной основе, исключение бюрократического администрирова­ния, волюнтаризма и субъективизма, использование АСУ, ин­формационно-логической техники, повышающей надежность от­ношений управления, ограничивающих влияние нежелательных дестабилизирующих факторов.

Вместе с тем было бы неверно полагать, что, опираясь только на социальные технологии, можно сразу решить все экономичес­кие, социальные, политические и духовно-нравственные пробле­мы. Для разработки и реализации социальных технологий преж­де всего требуются соответствующие объективные условия (в том числе материально-технические средства) и достаточно зрелый субъективный фактор (не только в плане возможностей позна­ния механизма действия законов общественного развития). Речь идет о высоком уровне экономического, нравственного и поли­тического сознания людей; трудовой и исполнительской актив­ности населения, дисциплине, настойчивости и инициативе, творческом подходе к делу, воле, стремлении изменить ситуацию к лучшему, осознании пагубности разрушительных технологий и необходимости перехода к технологиям созидания. Особое значение приобретает наукоемкость технологии, связанная с интеллектуализацией труда, ростом интеллектуальной собствен­ности.

Поэтому, рассматривая происходящие в современном обще­стве изменения, многие ученые (Э.А. Араб-Оглы, Г.Н. Волков, В.П. Марахов и др.) большое внимание уделяют анализу про­цесса превращения науки в один из ведущих факторов измене­ния трудовых функций человека, в непосредственную, произво­дительную силу общества. И действительно, наука выступает как самостоятельный тип труда, приобретающий все более массовый характер. В самой общей форме эту тенденцию можно охарак­теризовать как растущую технологизацию знаний и интеллекту­ализацию общественного труда. Производство и применение постоянно обновляющихся знаний становятся важнейшим фак­тором устойчивого развития всех сфер общественной жизни.

Необходимы новые производственно-экономические, соци­ально-политические условия для обеспечения гармонического развития технологических отношений. Поэтому неизбежно уси­ление роли человека как субъекта выработки научно обоснован­ных технологий социальной деятельности.

3. Следовательно, вопрос технологизации управленческой деятельности не менее актуален, чем проблема проектирования и внедрения новых технологий в материальное производство. Как невозможна высокая производительность труда без совре­менных технологий, так и немыслима успешная реализация концепции устойчивого развития без социально-технологическо­го обеспечения. Технология социальной деятельности должна проектироваться и внедряться на основе применения научных методов на базе социального творчества людей.

Значение технологии заключается прежде всего в том, что она делает человеческую деятельность более рациональной, включая в нее только те процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Первым признаком технологизации является разграничение, разделение, расчленение данного процесса, деятельности на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требо­ваний, предъявленных к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной (или близкой к опти­мальной) меры развития процесса. Чем точнее степень соответ­ствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности. В силу этого жизнеспособными становятся те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на этой основе ориентируют социальный субъект на целесообразные действия, на оптимальные решения с учетом достижений науки, сочетания традиционного и инновационного опыта.

Задача технологизации — не только полнее влиять на при­родные и социальные процессы, но и способствовать их преоб­разованию в соответствии с целями общества, класса, организа­ции и т.д.

Второй признак любой технологии — поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последова­тельность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако реализация указанного признака технологии отнюдь не означает, что субъект будет "скован" установленной последовательностью. У него всегда остается возможность "вме­шаться" в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств

Некоторые современные технологии (например, в производ­стве кристаллов) позволяют в течение нескольких дней или часов получить материалы, которые природа создавала годами и столетиями. Аналогичными возможностями в неменьшей сте­пени обладают социальные технологии, которые позволяют "сжать" социальное время. Появление технологии — наглядный пример умения личности диалектически сочетать объективное и субъективное в достижении могущества человека, овладевшего законами природы и общественного развития.

И наконец, третий, довольно существенный признак. Каждая технология предусматривает однозначность выполнения вклю­ченных в нее процедур и операций. Это решающее, непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответ­ствующий ожидаемому. Для технологии социальной деятельнос­ти возможен гораздо больший диапазон отклонений, чем для технологий производственных, но и в первом, и во втором случаях отклонения возможны только до определенных границ, за которыми вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности управления.

 

 

Глава 3

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 207 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.