Практическое занятие № 5 (2 часа)
Деловая игра «Педагог-новатор»
Время проведения игры: игра проходит после изучения курса «Инновационные процессы в образовании».
Участниками игры: магистранты 1 года обучения.
Цели игры: обобщение и закрепление материала по курсу «Инновационные процессы в образовании»; совершенствование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности.
Задачи игры:
-углубление знаний по теме игры, обогащение практического опыта будущего педагога;
-совершенствование профессиональных умений в области экспериментальной деятельности педагогов;
-развитие рефлексии по отношению к своему профессиональному ресурсу;
-создание в коллективе благоприятной психологической атмосферы;
-развитие навыков профессиональной коммуникации;
-создание условий для творческого развития личности педагога.
Для эффективной организации взаимодействия участников тактика ведущего строилась в соответствии с определенными этапами деловой игры:
1.Этап подготовки – начинался с разработки сценария. В содержание сценария входит цель игрового занятия, описание проблемы, обоснование задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации.
2.Этап введения в игру – начинается с определения режима работы, формулировки главной цели. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил. Собирается дополнительная информация, при необходимости участники обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от выполнения правил, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
3.Этап проведения – с началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее ход и изменять ее. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отходят от главной цели игры.
Этап проведения включает в себя:
а) разминку;
б) собственно игру.
4.Этап анализа – обсуждение и оценка игрового события предполагает обмен мнениями, защиту участниками своих мнений, выводов.
5.Заключительный этап – ведущий констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует итог занятия в соответствии с поставленной целью.
Игру проводит один ведущий, который осуществляет наблюдение, организационные действия и экспертизу действий групп.
Форма проведения игры: работа в творческих группах.
В ходе игры участники размещаются по группам за «круглые» столы для коллективной работы по представленной проблеме.
Участники распределяются на примерно равные группы произвольно или с помощью процедуры случайного выбора (с применением разноцветных карточек и т.п.).
Ход игры
1. Игра начинается с обсуждения в группах вопроса: Какие ассоциации у вас возникают при упоминании понятия «инновационная педагогическая деятельность»?
Варианты ответов каждой группы оформляются на листах, каждой группе выдано 5 листов (по одной ассоциации на лист). Листы вывешиваются на доску и определяются характеристики, представленные группами. Как итог задания делается вывод о многогранности понятия «инновационная педагогическая деятельность».
Кроме основной цели задания (дать определение понятию) мы наблюдаем у участников уровень активности самовыражения, скорость актуализации информации и выработки решения.
Обмен опытом среди педагогов школы.
Группам предлагается привести примеры из опыта работы по применению инновационных технологий.
Представители от групп должны сообщить название инновационной технологии; плюсы и минусы этой технологии, в чём перспектива использования данной технологии в работе со школьниками.
Демонстрация видеофрагмента.
Группам необходимо проанализировать деятельность учителя на уроке с позиции метапредметного подхода.
Творческое задание.
Предложите свою инновационную технологи и докажите важность идеи, которую можно реализовать в педагогической деятельности школы.