Лекции.Орг


Поиск:




Подходы к изучению всемирной истории.




Рассматривая научные подходы к специфике и закономерностям исторического процесса, надо отметить формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход рассматривает исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций, при которой каждую из формаций сменяет более прогрессивная: первобытно-общинная – рабовладельческая – феодальная – капиталистическая – коммунистическая. Основоположниками такого подхода считают Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Согласно их периодизации, в капиталистической формации, тогда как следующая, коммунистическая формация, ими лишь прогнозировалась. Характерными чертами каждой формации являются способ производства, производственные отношения, классы. В каждой общественно-экономической формации имеется «надстройка» и «базис». Способ производства, производительные силы и производственные отношения составляют «базис» общества, всё остальное – политическая система, общественное сознание и прочее – его «надстройка». «Базис» является более важным элементом формации, поскольку он определяет тип «надстройки», хотя и она оказывает влияние на «базис». Движущей силой исторического развития, то есть, процесса смены формаций, является «классовая борьба», обусловленная наличием противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Основные классы каждой формации: рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и рабочие.  Согласно марксистскому учению, классовыми были не все формации. Классов ещё не было в первобытно-общинной формации, и их уже не будет (по прогнозам марксистов) в коммунистической формации.

Основателем цивилизационного подхода принято считать немецкого историка и философа Освальда Шпенглера (1880-1936), а также английского историка, социолога и философа Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975). Шпенглер создал теорию локальных культур, в соответствии с которой, культура каждого народа (или страны) уникальна, и имеет свои цели и законы развития, а также свою жизнь и свою смерть. В течение своей жизни каждая культура проходит ряд этапов – младенчество, детство, юность, зрелость и старость. Поскольку каждая из культур уникальна, то любая из них обладает самоценностью и не может быть лучше или хуже других. Каждая локальная культура является «замкнутым организмом», она имеет свою «душу», которая выражает «коллективную душу народа» и понятна только представителям данной конкретной цивилизации.Логическим завершением развития культуры является её гибель и переход в «цивилизацию». Таким образом, термины «культура» и «цивилизация» - это взаимоисключающие понятия. Культура существует до тех пор, пока в обществе присутствует творческий потенциал, пока наряду с материальными потребностями имеются духовные. Если же стремление к наслаждениям и комфорту становится всепоглощающим, возникает общество массового потребления, а культура гибнет и начинается цивилизация. Отсюда и название основной работы Шпенглера – «Закат Европы» (издана в 1918, переведена на русский язык в 1923 году). Похожими были взгляды на ход мировой истории у Тойнби. Как и Шпенглер, отрицая эволюционизм и детерминизм, присущие марксизму, он создал теорию круговорота локальных цивилизаций, которые последовательно сменяют одна другую. Таким образом, в отличие от Шпенглера, Тойнби не противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация», а использовал их как синонимы. По мнению Тойнби, мировая история знает 26 цивилизаций, из которых 13 достигли и ещё 13 не достигли уровня «развитых». Среди развитых цивилизаций исчезли 8 – египетская, шумеро-аккадская, эгейская, античная, харапская, сирийская доисламская, майя и ацтеков, инков. По мнению Тойнби, каждая из цивилизаций проходит стадии возникновения, роста, надлома и распада, а движущей силой развития является «творческая элита», увлекающая за собой «пассивное большинство».

Вообще, было бы вполне справедливо считать основателем цивилизационного подхода не Тойнби и не Шпенглера, а отечественного социолога и публициста, представителя поздней волны славянофильства и приверженца панславизма, Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885). Основные свои взгляды он изложил в сочинении «Россия и Европа» (1869). Говоря о локальных культурах, он использовал термин «культурно-исторические типы». Как и упомянутые выше авторы, Данилевский полагал, что каждая локальная культура имеет свою жизнь и смерть. Сравнивая культурно-исторические типы с живыми биологическими организмами, он выделял различные этапы их жизни – от рождения до старости. Исторический процесс представлялся Данилевскому в виде последовательной смены культурно-исторических типов, которые сосуществуют или борются друг с другом, поглощая один другого, или существуя параллельно.

Литература: 6, 9, 11, 29.

ТЕМА  2. Предцивилизационная стадия истории человечества.

Оставив за рамками дискуссии о происхождении человека и этапах его эволюции к «человеку разумному» (homo sapiens), следует поместить на передний план общество «людей разумных» и специфику его развития. Существует мнение что «человек разумный» сформировался около 40 тысяч лет назад, пройдя определённую ступень эволюции от неандертальца к кроманьонцу. Не так давно появилась и другая точка зрения. В соответствии с ней, и неандертальцы, и кроманьонцы существовали одновременно, ведя друг с другом борьбу, победу в которой одержали кроманьонцы, которые по своим физиологическим и антропологическим данным были полностью аналогичны современным людям. Первоначально люди придерживались присваивающего типа хозяйства; не производя ничего самостоятельно, они добывали лишь то, что давала им природа. Основными видами деятельности при таком типе хозяйства были: собирательство съедобных плодов растений, охота на диких зверей, чуть позже – рыболовство. Основное отличие первобытного человеческого общества от стада животных заключалось, прежде всего, не только в членораздельной речи, но и в его осмысленной, целенаправленной деятельности, в производстве орудий труда и оружия. Примерно 10 тысячелетий назад началось глобальное потепление. В ходе отступления зоны оледенения и таяния ледников образовалось множество водоёмов, расширилась территория обитания человека, произошли изменения в фауне и флоре. Наряду с коллективной охотой получает широкое распространение охота индивидуальная, основным оружием охотника становится лук со стрелами. Кроме гарпуна, орудием рыболова становятся сети. Широкое получение получают микролиты – миниатюрные каменные пластинки, служившие наконечниками стрел или вкладными лезвиями в костяных или роговых орудиях (ножей бритв, пил и т.п.) эпохи мезолита (X-V тысячелетия до нашей эры). В период мезолита, ставшего высшей стадией развития присваивающего хозяйства, были приручены практически все виды домашних животных, включая домашний скот: сначала собаки, затем – овцы, козы, крупный рогатый скот и свиньи. Около 5 тысяч лет до нашей эры произошла так называемая неолитическая революция, положившая начало присваивающему типу хозяйства. Данный тип, по понятным причинам, первоначально распространялся лишь на сферу, называемую ныне «сельским хозяйством», в котором изначально выделились два направления – земледелие и животноводство. Вопрос о том, какое из этих направлений было первичным, а какое – вторичным, относится к разряду дискуссионных. Но понятно, что развитие этих отраслей, на протяжении всей истории их совместного существования, происходило параллельно. Процесс выращивания и окультуривания пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса и других культур происходил одновременно с процессом одомашнивания животных и их использованием в интересах человека. При этом, если одни племена изначально научились сочетать земледелие и скотоводство, то другие в своей деятельности придерживались какого-то одного рода занятий. Так, например, появились кочевые племена. Кстати, образ кочевника, как прирождённого наездника, не совсем точен. Лошади были приручены сравнительно поздно – только во II тысячелетии до нашей эры, до этого кочевники перемещались пешим образом. Надо заметить, что кавалерия, как род войск, появилась ещё гораздо позже, причём верховой езде предшествовало использование повозок и колесниц. В период неолита, кроме звериных шкур, начинают использовать одежды из тканей, поскольку появляются ткачество и прядение. Важным достижением неолита становится открытие секрета обжига глины, повлекшее изготовление глиняной посуды и других керамических изделий. Не менее 5 тысяч лет назад появляется гончарный круг, вращаемый руками. В эту эпоху орудия из камня начинают, по необходимости, сверлить и шлифовать. Селения людей перестают быть временными и становятся постоянными, для их защиты оборудуются укреплённые сооружения. Учащаются конфликты между племенами, целью которых становится захват добычи, включая пленников. Кроме того, что являлось минимально необходимым для жизни общества, появляются излишки, в процессе перераспределения которых возникает социальное неравенство, послужившее в дальнейшем основой для формирования классового общества и государственного устройства. Однако развитие производящего хозяйства в разных регионах земли шло различными темпами. Подобная неравномерность была обусловлена, прежде всего, природными условиями – климатом, качеством почв, флорой и фауной региона и т.п. После знакомства с металлообработкой важным фактором также становится наличие ископаемых руд. Первым металлом, с которым познакомился человек, стала медь, залежи которой нередко встречались в чистом виде, а потому, придать нужный вид изделию из меди можно было посредством механического воздействия, без использования печей. Примерно за 5 тысячелетий до нашей эры медь уже использовалась племенами, проживавшими на территории Передней Азии, Закавказья и юга Балканского полуострова. Более редким металлом, чем медь, было олово. Научившись получать его сплав с медью, человек получил бронзу, которая, благодаря устойчивости к коррозии и деформациям, полностью вытеснила камень из сферы производства орудий труда и оружия, чего не могла сделать медь. Появление бронзы (конец IV тысячелетия до нашей эры) совпало по времени с образованием в низовьях Нила и в Месопотамии первых в истории государств – Древнего Шумера и Древнего Египта.        

Литература: 6,9-13, 29, 33.

ТЕМА 3. Цивилизации Древнего мира.

1. Древний Восток:Египет, Передняя Азия, Иран, Китай, Индия.

2. Древняя Греция, Древний Рим.

1. Древний Восток:Египет. До периода Раннего царства в верхнем течении Нила сложилась одна из древнейших земледельческих цивилизаций. Вся хозяйственная жизнь местного населения была связана с Нилом, называемым древними египтянами «Хапи». Необходимость ирригационных работ, обусловленных его разливами, привела к необходимости формирования крупных общин, на базе которых возникли несколько десятков ранних государственных объединений. К концу IV тысячелетия до нашей эры они оказались включёнными в состав двух более крупных государственных объединений, получивших название Верхнего Египта и Нижнего Египта. В период Раннего царства появилась иероглифическая письменность. К периоду Древнего царства относится строительство «Великих пирамид» в Гизе (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина). В эпоху Среднего царства могущество фараонов возрастает, однако в конце XVIII века до нашей эры Египет подвергается опустошительному нашествию кочевников «гиксосов», пришедших из Азии. Гиксосский период продолжался около полутора столетий, после чего гиксосы были изгнаны египтянами под руководством Яхмоса I, основавшего очередную династию египетских фараонов и положившего начало следующему периоду истории Древнего Египта.

Эпоха Нового царства стало временем наивысшего расцвета египетской культуры. В этот период окончательно сложился древнеегипетский канон в изобразительном искусстве. Отход от этого канона имел место в годы правления Аменхотепа IV, более известного под именем Эхнатона (1368-1351 гг. до нашей эры). Этот фараон попытался провести религиозную реформу, осуществив переход от политеизма к монотеизму. Упразднив все существовавшие в Египте культы, он учредил культ единого бога Атона, изображаемого в виде солнечного диска с расходящимися от него в разные стороны лучами, каждый из которых оканчивался человеческой ладонью. В военно-политическом отношении эпоха Нового царства стала временем наивысшего могущества, прежде всего XVI-XV века до нашей эры: были подчинены Палестина и Сирия, велись войны с хеттами (жившими в Малой Азии) и митанийцами (жившими на западе Иранского нагорья). С 525 по 334 годы до нашей эры Египет находится под властью Персии (Ирана), с 334 по 30 годы до нашей эры – в составе империи Александра Македонского, после распада которой, оказывается под властью македонской династии Птолемеев. В 30 году до нашей эры Египет был завоёван Римом и до 395 года нашей эры находится в составе Римской империи.

Вместо термина «Передняя Азия» также используется термин «Юго-Западная Азия», подразумевающий территорию Малой Азии, Иранского и Армянского нагорий, Палестину, бассейн Тигра и Евфрата, Аравийский полуостров, а также прилегающие к этой территории острова. В древности на этих землях в разные времена располагались различные государства – Шумер, Аккад, Финикия, Вавилон, Ассирия, Митанни, Элам, Мидия, Лидия и другие.

Междуречье Тигра и Евфрата принято называть греческим словом «Месопотамия». Первые шумерские города-государства существовали здесь уже во 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры. В разные периоды наибольшее влияние имели города Урук, Ур, Лагаш, Умма. В XXIV веке до нашей эры шумерские города были покорены аккадским царём Саргоном (в истории его именуют «Саргоном Древним»), объединившим Шумер и Аккад в единое государство.

Цивилизации Вавилона и Ассирии можно считать продолжением шумерской и аккадской цивилизаций Месопотамии. Жрецы при храмах Вавилона и Ассирии были довольно искушёнными в вопросах, связанных с астрологией. Крупными культовыми постройками были зиккураты, имевшие вид многоступенчатых башен, квадратных в плане. Каждая из ступеней зиккурата имела определённый цвет, символизирующий то или иное небесное тело. Наиболее крупными размерами отличался зиккурат Мардука в Вавилоне. Именно он и стал прообразом в библейской истории о «вавилонском столпотворении». В годы правления царя Хаммурапи (1792 – 1750 годы до нашей эры) под властью Вавилона оказывается Сирия и почти вся Месопотамия. Ассирия в XIII веке до н. э. стала сильнейшим государством Передней Азии. Ассирийский царь Тиглатпаласар I завоевал часть Сирии и Финикии. Ещё большего могущества Ассирия добивается при царе Тиглатпаласаре III, при котором в 729 году до нашей эры Вавилон в очередной раз потерял независимость, оказавшись под властью Ассирии. С середины VIII по середину VII века до нашей эры под власть Ассирии попала вся Месопотамия, а также большая часть Мидии и Восточного Средиземноморья. Однако 2-я половина VII века до нашей эры ознаменовала завершение истории Ассирии как державы.

В 558 году до нашей эры персидский царь Кир II Великий основал династию Ахеменидов и столицу своего государства – город Пасаргады. К 539 году до нашей эры Кир II завоёвывал все соседние государства Передней Азии. Его сын Камбиз покоряет Египет. Создавая огромную империю, тогдашние правители преследовали не только лишь «грабительские», но и «благородные» цели; создание империи означало воцарение мира на огромной территории, ранее раздираемой войнами между малыми соседями. Дарий I (522 – 486 годы до нашей эры) в начале своего царствования проводит ряд важных реформ (административную, денежную, налоговую и другие), после чего ведёт войны против греческих городов-государств. Период его царствования считается временем наивысшего могущества Ахеменидов.

Индия. Период, хронологические рамки которого можно условно определить 2300-1700 годами до нашей эры, вошёл в историю под названием Харапской цивилизации, поскольку сведения о данной цивилизации были получены благодаря археологическим раскопкам в Пенджабе (Пакистан) близ руин двух древних городов, называемых местными жителями Хараппа и Мохенджо-Даро. Эти раскопки свидетельствуют о высоком уровне культуры данной цивилизации. Люди той эпохи пользовались кирпичным водопроводом, жили в кварталах с правильной прямоугольной планировкой. Встречались двух- и трёхэтажные дома, имелась развитая ирригационная система, найдено много керамических изделий, печатей и т.д. Примерно в 1700 году до нашей эры данная цивилизация пришла в упадок и погибла. Племена индо-ариев в период гибели хараппской цивилизации находились на более низкой, по сравнению с ней, ступени культурного развития. Их заселение Индии происходило постепенно, затянувшись на многие столетия. К середине I тысячелетия до нашей эры в долинах Инда и Ганга располагалось несколько десятков государств. В VI веке до нашей эры в долине Ганга образуется империя, возглавляемая династией Нандов. В 327 году до нашей эры северо-западная часть Индии попадает под власть Александра Македонского, но уже через 10 лет освобождается от македонской зависимости. Тогда же на северо-востоке Индии Чандрагупта (или Маурья) свергает династию Нандов, захватив престол в городе Магадхе и положив начало правлению династии Маурьев. Империя Маурьев достигла расцвета при царе Ашоке, внуке Чандрагупты, правившем в 268 – 232 годах до нашей эры.

Китай. Согласно данным археологии, в III тысячелетии до нашей эры в бассейне реки Хуанхэ сложилась земледельческая цивилизация, зародилось имущественное и социальное неравенство. В 1-й половине II тысячелетия до нашей эры возникла древняя иероглифическая письменность. На территории Великой китайской равнины к VII веку до нашей эры существовало несколько самостоятельных государств. Среди них наиболее крупным и влиятельным государством являлось Цзынь в центральной части равнины. В IV веке до нашей эры формируются основные философские школы Китая - конфуцианство (основатель – Конфуций, или Кун-фу-цзы) и даосизм (основатели – Лао-цзы и др.). В последней четверти III века до нашей эры правитель царства Цинь (с 246 года до нашей эры) Ин-Чжэн объединяет под своей властью весь Китай, после чего принимает титул Цинь-Шихуанди (221-210 годы до нашей эры). В течение своего недолгого правления империей он пытается провести унификацию денежной системы, системы мер, письма, административной и военной систем, и даже создать общегосударственную архивную службу. При нём же, в целях защиты северных рубежей Китая от кочевых племён было начато строительство Великой китайской стены. Сразу же после смерти Цинь-Шихуанди вспыхнуло восстание, спустя 3 года после начала которого была свергнута династия Цинь и Китайская империя распалась на 2 части, правда, ненадолго. Вскоре один из лидеров восстания, Лю Бан, представитель династии Хань, объединяет Китай и создаёт Империю Хань. С 184 по 204 годы Китай был охвачен восстанием жёлтых повязок, в котором приняло участие около 2 миллионов человек. Жёлтый цвет был символом «жёлтого неба», «страны благоденствия». Идеологической доктриной восставших был даосизм, противопоставляемый официальному конфуцианству. В ходе восстания государство существенно ослабевает и вскоре после его подавления Империя Хань распадается. Раздробленность Китая сохранялась и позже, только в конце VI века его государственное единство было восстановлено под властью династии Суй.

2. Древняя Греция. Историю и культуру Древней Греции обычно делят на следующие этапы:

1.Крито-микенский (эгейский, минойский) период (III-II тыс. до нашей эры)

2.Гомеровский период (XII-IX века до нашей эры)

3.Архаический период, архаика (VIII-VI века до нашей эры)

4.Классический период (V век до нашей эры – 30-е гг. IV века до нашей эры)

5.Эллинистический период (30-е гг. IV века – середина II века до нашей эры)

6.Римский период (середина II века до нашей эры – конец IV века нашей эры)

       Крито-микенский период называют также «эгейским», поскольку цивилизация этой эпохи сложилась на островах и на побережье Эгейского моря. Вплоть до последней четверти XIX века об этом периоде не было известно практически ничего, если не считать древних мифов о царе Миносе, о лабиринте и т.п. Увлекшись подобными преданиями, немецкий археолог-любитель, Генрих Шлиман (1822-1890), провёл ряд раскопок в Микенах и в Малой Азии. Исследование эгейской культуры продолжил английский археолог Артур Джон Эванс (1851-1941), в 1900-1930 годах руководивший раскопками на Крите. Во II тысячелетии до нашей эры ахейцами (греческими племенами) был создан ряд государств на территории центральной и южной Греции. Наиболее крупными из них были Микены, Тиринф, Пилос. В ходе раскопок там были обнаружены дворцы-крепости XVI-XIII веков до нашей эры. «Гомеровский» период был назван так потому, что события троянской войны, описанной Гомером в его «Илиаде», происходили приблизительно в XII веке до нашей эры.

В период архаики серьёзное развитие получает архитектура, скульптура, поэзия и другие виды искусства. В социально-политическом отношении период архаики характеризуется завершением оформления полисной системы. Полис – это город-государство в Древней Греции, включавший территорию города с прилегающими к нему землями, имеющий тот или иной тип организации власти. В зависимости от типа полиса, власть в нём могла быть демократической, олигархической или тиранической. В наиболее развитых в экономическом отношении полисах (Афины, Коринф и др.) получает широкое распространение рабство, тогда как в Лаконике (Спарта, Аргос и др.) долго сохраняются пережитки родоплеменного строя.

       Классический период  - время наивысшего расцвета античных полисов и полисной демократии. В военно-политическом отношении данный период начался с отражением нашествия персов в ходе греко-персидских войн занявших всю первую половину V века до нашей эры (500-449 годы до нашей эры). Первую крупную победу греки одержали в ходе Марафонского сражения (в 40 км от Афин) 13 сентября 490 года до нашей эры. У острова Саламин, близ Афин 27 сентября 480 года до нашей эры разыгралось морское сражение, в ходе которого греческий флот одержал блестящую победу над флотом персов, пытавшихся высадиться на берег и захватить Афины. После разгрома персов при Платеях (26 сентября 479 года до нашей эры) вся Греция, включая греческие города в Малой Азии, была освобождена. Периодом наивысшего расцвета Афин считается время правления Перикла (443-429 годы до нашей эры). При Перикле было развёрнуто широкое строительство: возведены Парфенон, Пропилеи, Одеон. Возвышение Афин после греко-персидских войн вызвало недовольство ряда их соседей, прежде всего, Спарты, также претендовавшей на гегемонию в греческом мире. Ситуацию усугубил конфликт между Афинами и Коринфом из-за торговых путей. Всё это привело к Пелопоннесской войне между Спартой и Афинами, расколовшими греческий мир на две части. Война закончилась капитуляцией Афин. В середине IV века до нашей эры на севере Греции возвышается Македония. В 359 году до нашей эры македонский царь Филипп II завершил объединение своей страны, а в течение последующих 20 лет захватил часть Греции. После битвы при Херонее (338 год до нашей эры) в зависимость от Македонии попала вся Греция. При Александре Македонском Греция является частью его империи, но после её распада вновь обретает самостоятельность.

 Древний Рим. История Древнего Рима обычно подразделяется на три периода:

1.Царский период (VIII-VI века до нашей эры)

2.Республиканский период (VI-I века до нашей эры)

3.Имперский период (I век до нашей эры V век нашей эры)

       На рубеже II-I тысячелетий до нашей эры на территории Апеннин проживал ряд различных племён – латины, умбры, самниты, сабины и др. Наиболее развитым в культурном и политическом отношении было племя этрусков. В течение V-III веков до нашей эры города этрусков были покорены Римской республикой, ядро которой составило племя латинов. Культура этрусков была древнее и богаче культуры латинов, а потому оказала на последнюю заметное влияние. В частности, ношение тоги, организация гладиаторских боёв, древняя техника гаданий и прочее было заимствовано римлянами именно у этрусков.

Датой основания Рима принято считать 754 (или 753) год до нашей эры, а его основателями и первыми царями – братьев Ромула и Рема. С этого времени начался царский период истории Рима, продолжавшийся около 2,5 веков и закончившийся в 510 (или в 509) году до нашей эры изгнанием последнего царя Тарквиния Гордого (пришедшего к власти в 534 или 533 году до нашей эры. В республиканский период верховная власть в Риме принадлежала двум консулам и сенату. Первоначально большую роль в управлении государством играло и народное собрание. С V века до нашей эры из числа римских граждан незнатного происхождения (плебса, плебеев) избирались народные трибуны, обязанные защищать интересы плебса и имевшие право накладывать вето на решения сената. К 272 году до нашей эры большая часть Италии оказалась под властью Рима. Превратившись в крупнейшее государство древности, Рим претендует на гегемонию во всём Средиземноморье. Главным его конкурентом на этом пути становится Карфаген, крупное морское государство с одноимённой столицей на побережье Северной Африки. Поскольку карфагенян римляне называли «пунами», три войны Рима с Карфагеном вошли в историю под названием «пунических войн». Во II веке до нашей эры Рим завершает разгром Карфагена и подчиняет себе греко-македонские государства на Балканах. I век до нашей эры в истории Рима известен также в качестве «эпохи гражданских войн», начало которым положила борьба полководцев Мария и Суллы. В 74-71 годы до нашей эры вспыхнуло восстание Спартака. Восстание было подавлено полководцем Марком Крассом, а сам Спартак убит в бою. После смерти Суллы борьба за власть разгорается между Цезарем и Помпеем. Приняв титул диктатора, Цезарь сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В 44 году до н. э. Цезарь был убит в результате заговора сенаторов. Октавиан Август положил конец эпохе гражданских войн, установив единоличную власть в 27 г. до н.э. Формально Рим оставался республикой, сохраняя некоторые традиционные республиканские учреждения (сенат, народные трибуны и т.д.). Крупные завоевания римлян имели место в правление императора Траяна (98-117 годы). При Траяне были присоединены Дакия, Армения, Месопотамия и часть Аравии, а территория империи достигла максимальных размеров. Однако уже при Адриане (117-138 годы) многие из завоеваний Траяна были утеряны, хотя на границах империи при нём была возведена мощная система пограничных укреплений (вал Адриана).

Император Константин I Великий (306-337 годы) в 324 году перенёс столицу империи в город Византий, ставший Константинополем. После смерти императора Феодосия I (379-395 годы) империя распалась на западную и восточную части. При Феодосии I было уничтожено много античных храмов, библиотека в Александрии, а Олимпийские игры были запрещены, как элементы языческой культуры. Невзирая на ревностную защиту христианства, сохранить единство империи Феодосию не удалось. К этому времени кардинально меняется римская армия, значительную часть солдат и командиров которой составляли наёмники из числа варваров. Всё чаще территория империи стала подвергаться нашествиям различных варварских племён и разграблению её богатств. Языческие вожди, поступавшие на службу римским императорам, легко нарушали присягу, если это сулило им выгоду. В 476 году вождь германского племени скиров Одоакр захватил Рим и сверг с престола малолетнего императора Ромула Августула. Падение Западной Римской империи считается завершением истории древнего мира и началом истории средних веков.

Литература: 6,9-13, 29, 33.

ТЕМА 4. Цивилизации Средневековья

1. Общая характеристика Средневековья.

2. Европейские государства в эпоху раннего средневековья (V - XI века.

3. Азиатские государства в эпоху раннего средневековья.

4.Европейские государства в эпоху высокого средневековья (XII - XV века).

1. Общая характеристика Средневековья. На смену древнему миру пришли средние века, отличительной чертой которых стало господство феодализма. Сущность феодализма оставалась, в целом, неизменной на протяжении всего средневековья. Земля находилась в собственности феодалов, а зависимые от них крестьяне несли те или иные повинности за пользование землёй. Отношения внутри самого класса феодалов складываются в виде феодальной лестницы, когда устанавливается определённая иерархия по типу вассалитета. При такой системе отношений устанавливалась личная зависимость одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров). В свою очередь, сеньор мог сам являться вассалом верховного сеньора (сюзерена). Вассал обычно получал от сеньора землю с живущими на ней крестьянами (феод), за что брал обязательство нести те или иные повинности в пользу сеньора, прежде всего, военную службу.

В истории средневековья важную роль играла церковь. Средневековье стало временем расцвета христианства и христианской культуры. В V веке на базе римского епископатаучреждается религиозно-монархический центр католицизма – папство. В VIII веке на его основе создаётся теократическое государство – Папская область, положившая начало светской власти пап. Католические короли считались легитимными правителями лишь, если их коронация осуществлялась под руководством папы римского. Тем самым, де-факто признавалась верховная власть папы над всем католическим миром. Важным атрибутом средневекового христианства были ереси (религиозные течения, отклонившиеся от официально принятой церковной догматики и культа): арианство, несторианство, монофизиты, монофелиты, движение павликан и богомилов, иконоборчество. Они имели хождение, как в Западной Европе, так и в Византии.

2. Европейские государства в эпоху раннего средневековья (V - XI века). Начало эпохи раннего средневековья пришлось на самый разгар Великого переселения народов, происходившего в течение IV-VII веков. В этом переселении участвовали германские, славянские и другие племена, которых греки и римляне именовали варварами. В Европе в V- VI вв. германские племена основали: Тулузское королевство,   Королевство вестготов, Королевство остготов, Королевство лангобардов. Франкские племена проживали в низовье Рейна. Сведения об их королях не сохранились, известно лишь имя одного из полулегендарных правителей, которого, по преданию, звали Меровеем. В V веке франки вторглись в Галлию, покорив которую, в 486 году создали на её территории Королевство франков. Первым его королём стал Хлодвиг I, считавшийся потомком Меровея, а, следовательно, основателем династии Меровингов, правившей до 751 года. Племя вандалов в 429-439 годах завоевало часть Северной Африки, основав там Королевство вандалов. Британия, формально считавшаяся римской провинцией, издавна была заселена кельтскими племенами – бриттами, скоттами. К середине V века большая часть Британии была завоёвана германскими племенами англов, саксов и ютов, вторгшимися туда из континентальной Европы. Так на территории Британии возник ряд королевств, число которых периодически изменялось. В эпоху раннего средневековья культурным центром всей Европы считалась Византия. Именно в Византии в правление императора Юстиниана (527-565) был составлен полный свод римского права и построен знаменитый Софийский собор в Константинополе. Правление Юстиниана было высшей точкой могущества Византии. С середины VI века нападения славян на византийские владения приняли угрожающий характер. В VII веке арабами был завоёван Ближний Восток и Северная Африка, а сразу после неё и Испания.

       В середине VI века королевство франков распадается на несколько частей вследствие распрей между разными ветвями потомков Хлодвига. Постепенно Меровинги теряют прежнюю власть, передавая всё больше и больше государственных полномочий своим управляющим хозяйством (майордомам). В 715 году майордомом стал Карл Мартелл, ставший фактическим правителем Франкского государства. Под его командованием была одержана победа в битве при Пуатье (732), остановившая продвижение в Европу арабов, уже захвативших Пиренеи. Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий основал династию Каролингов( в честь Карла Мартелла или в честь Карла Великого). Карл Великий правил в 768-814 годах. С 772 по 804 годы он одержал решающие победы над лангобардами и саксами, включив их земли в состав Франкского государства, и создав тем самым обширную империю в Западной и Центральной Европе. Поскольку саксы были язычниками, Карл Великий прилагал серьёзные усилия для их христианизации. Именно это стало главной причиной особого расположения римского папства, пожаловавшего ему в 800 году титул императора. Кроме того, что Карл возглавил 27 военных походов, он также провёл ряд крупных реформ (военную, судебную и др.). Эпоха Карла великого положила начало культурному подъёму, получившему в исторической литературе название «Каролингского Возрождения». Оно проявилось в развитии образования, литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Даже после распада империи в 843 году, Каролингское Возрождение продолжилось и в новых государствах. Распад Империи Каролингов произошёл в соответствии с Верденским договором, заключённом в Вердене (северо-восток современной Франции) между внуками Карла Великого – Лотарем, Карлом Лысым и Людовиком. Карл и Людовик стали главами Западно-франкского и Восточно-франкского королевств соответственно, которые в X веке стали именоваться Францией и Германией. Лотарь получил среднюю часть франкской империи, а также Италию. Короли Франции перестали именоваться императорами ещё в 924 году. В Германии дело обстояло иначе. Её король Оттон I, завоевав Северную и Среднюю Италию, в 962 году становится императором «Священной Римской империи», как стало именоваться его государство. Империя с таким названием просуществовала до 1806 года, хотя, к тому времени её единство давно уже было лишь формальностью.

       Период IX-X веков в Европе иногда называют «эпохой викингов», как называли себя скандинавские воины, участвовавшие в завоевательных или просто грабительских морских походах. В Европе их называли норманнами («северными людьми»). В IX-X вв.  морские набеги викингов становятся регулярными для жителей всей Европы. «Драккары» викингов на тот период были лучшими морскими судами. Это позволило им открыть и заселить ряд островов в Северной Атлантике – Фарерские острова, Исландию, Гренландию и др. В 911 году викинги захватили северную провинцию Франции, ставшую Герцогством норманнским (Нормандией). В 1066 году нормандский герцог Вильгельм Завоеватель совершает поход в Англию. Разбив войска короля англосаксонской династии Гарольда II в битве при Гастингсе, стал первым королём Англии из Нормандской династии. Это очередное завоевание Британии пришельцами с континента способствовало ускорению в развитии там феодальных отношений.  

3. Азиатские государства в эпоху раннего средневековья

В середине VII века на территории, завоёванной арабами, образуется государство под названием «Арабский халифат», поскольку и светская, и духовная власть в нём принадлежала халифу. Превращение арабов из разрозненной племенной общности в создателей крупнейшей мировой цивилизации связано с именем Мухаммеда (родился около 570 года), объединившего всех арабов и основавшего ислам, одну из ведущих мировых религий. В 622 году, узнав о заговоре, готовящемся противниками перехода к единобожию, он бежал из Мекки вгород Ясриб, названный позже Мединой. Ясриб был вторым по значимости городом Аравии, ослабление Мекки было на руку его жителям и правителям, принявшим Мухаммеда и оказавшим ему поддержку. Мухаммед, опираясь на широкие массы сторонников, захватил Мекку, сохранив её статус религиозной и политической столицы арабского мира. К 630 году сторонниками Мухаммеда была покорена вся территория Аравии. Через два года пророк умер, после чего разгорелась борьба за его наследие. Преемники его получили название халифов,первым из которых стал сподвижник Мухаммеда Абу-Бекр (632-634). Второй халиф – Омар (634-644), также был приближённым пророка. Третий халиф – Осман (644-656 гг.), был зятем Мухаммеда и принадлежал к роду Омейядов, и во внутренней политике покровительствовал выходцам из своего рода. При нём имело место существенное расширение границ халифата, но в ходе восстания в Мекке против омейядской знати, он был убит. Четвёртый халиф (Али), также зять Мухаммеда, был противником омейядов. Его сторонники, а позже – сторонники его потомков, приняли название шиитов. Арабский халифат в VIII в. размещался на огромных пространствах – от Хорезма на востоке до Испании на западе. В годы правления Омейядов (661-750) столицей халифата был Дамаск. Сменившие их Аббасиды (названные так в честь Аббаса, дяди Мухаммеда) основали в 762 году новую столицу – Багдад. Уже в конце VIII века от Арабского халифата Аббасидов начали отпадать отдельные его области. Хорезм становится самостоятельным государством. На территории Испании в 756 году Омейяд Абдаррахман I основал Кордовский эмират. В 909 году арабами в Тунисе основывается Государство Фатимидов, под властью которого к середине того же века оказывается вся Северная Африка и даже Сицилия, в 969 году – Египет, а к началу XI века – Сирия. Очагом борьбы против арабского господства (Реконкисты) стали королевства Арагон и Кастилия на севере Испании, где сохранилось христианство. Эти два королевства в ходе династической унии 1476 года (вследствие брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского) образовали единое Испанское королевство. Оба супруга отличались религиозным фанатизмом, который, впрочем, пошёл на пользу в деле Реконкисты, завершившейся в 1492 году.

4. Европейские государства в эпоху высокого средневековья (XII - XV века)

       В данный период на смену крупным раннефеодальным государствам приходит эпоха феодальной раздробленности, имеющая как политические, так и экономические корни. С одной стороны, феодалы, получив от своих сюзеренов иммунитет – право осуществлять в своих владениях (феодах) государственные функции без вмешательства сюзерена (суд, сбор налогов и т.п.), чувствуют себя полноправными хозяевами и всячески укрепляют данные им в пользование земли. Достигнув определённой силы, феодал (герцог, граф и т.п.) не хочет связывать себя какими бы то ни было обязанностями перед своим сюзереном (королём и т.п.), например, обязанностью, в случае необходимости, нести военную службу в его пользу. Переход от крупных раннефеодальных держав к относительно небольшим монархиям (герцогствам, графствам, княжествам, курфюршествам и т.п.), по сути, означал переход к зрелому феодализму. С другой стороны, феодальное хозяйство было замкнутым, то есть, имело натуральный характер – всё необходимое для жизни феодально зависимые крестьяне изготавливали себе сами. Конечно же, торговля присутствовала, но продавались на рынках, в основном, дорогостоящие товары (дорогие одежды и ткани, меха, дорогое оружие, пряности и пр.), которые были рассчитаны на состоятельного покупателя (светских и церковных феодалов, зажиточных горожан и т.п.). Крестьянство оставалось в стороне от товарного рынка. При таком ведении хозяйства сравнительно небольшое феодальное государство было вполне самодостаточным в экономическом отношении. Поэтому всё упиралось лишь в способность феодала самостоятельно защитить свой феод. Эпоха феодальной раздробленности характеризуется тотальными войнами между феодалами.

       Важная черта развитого средневековья – рост городов. Подавляющее большинство населения городов было представлено ремесленниками и купцами, объединёнными в ремесленные цеха и купеческие гильдии. Рост городов способствовал расширению сферы товарно-денежных отношений и постепенному размыванию основ феодализма. Переходу к капитализму, согласно законам экономики, должно предшествовать время первоначального накопления. В разных странах этот процесс шёл по-разному. Например, в Англии со 2-й половины XV века получили распространение так называемые огораживания – насильственный сгон крестьян с земельных угодий, на которых, после их огораживания, разводили овец, поскольку получение шерсти и производство сукна приносили большие доходы, чем феодальные повинности крестьян. В Германии первоначальное накопление капитала велось, преимущественно, в торгово-ростовщической сфере.

Временем формирования в Европе централизованных государств стал XV век. Прежде всего, речь идёт о Франции и Англии, ставшими к концу средневековья ведущими державами Европы. Меняется и характер войн. Уже в начале XIV века появляется огнестрельное оружие. Ввиду ряда неудобств в обращении и длительности при перезарядке, оно поначалу не составляет серьёзной конкуренции традиционным видам оружия, но постепенно его значение возрастает.

Средневековая культура Европы, в значительной степени, была подчинена религии. Музыкальные, литературные жанры, в основе своей, имели религиозное начало. Наука и философия также должны были соответствовать религиозным канонам и представлениям, на которые следовало опираться и из которых следовало исходить. Схоластика – западноевропейская философия развитого средневековья, ставившая в качестве своей главной задачи доказательство существования Бога рациональными методами. Богословские дисциплины также составляли основу образовательных школьных программ. «Семь свободных искусств» - система обязательных учебных предметов средневековой школы. Данная система предусматривала два цикла - тривиум и квадриум. Тривиум включал в себя грамматику, риторику, диалектику. Квадриум включал арифметику, геометрию, астрономию, музыку. В области архитектуры высокое средневековье ознаменовано отходом от романского стиля к готическому стилю. Романский стиль, получивший распространение в раннем средневековье (до XII века), названный так из-за сходства с ранними памятниками архитектуры Древнего Рима. Например, соборы в Пуатье и в Муассаке (XII век, Франция). Готический стиль был распространён в XII-XV веках, тяготел к лёгкости и декоративности, имея целью создать ощущение единства Земли и Неба, полёта к Небу, а также подчеркнуть желание жителей показать красоту и богатство родного города. Классические примеры готического собора – это соборы в Шартре (Франция) и Наумбурге (Германия), это и знаменитый Собор Парижской Богоматери.

Конец XI – 2-я половина XIII века были временем крестовых походов. Римский папа Урбан II (1088-1099) на соборе в Клермоне (1095) призвал единоверцев к походу в Палестину для освобождения Святой земли от мусульман. Первым эшелоном туда отправились представители низших слоёв общества во главе с обедневшим рыцарем Вальтером Голяком и монахом-отшельником Петром Пустынником. Не дойдя до Палестины, все они были перебиты турками на территории Малой Азии. Вторым эшелонам двинулись отряды рыцарей, сумевшие захватить Палестину и создать на её территории ряд рыцарских государств (княжество Антиохийское, графство Триполи, графство Эдесское и королевство Иерусалимское). Формально три первых государства были вассалами королевства Иерусалимского. Этот поход был самый успешный, все остальные, как правило, заканчивались бесславно. Второй крестовый поход (1147-1149) возглавил французский король Людовик (Луи) VII (1137-1180). Во 2-й половине XII века натиск мусульман усилился и защитники Иерусалима (в основном, иоанниты и тамплиеры) не смогли его отстоять. В 1187 году город был взят войсками египетского султана Салах-ад-дина (1171-1193). В ходе третьего крестового похода (1189-1192) под руководством английского короля Ричарда I Львиное сердце (1189-1199) крестоносцами были взяты Кипр и крепость Акра в Палестине. Последние крестовые походы, 7-й и 8-й (1248 и 1270), были уже непопулярны в народе и не могли принести никакого успеха. Оба эти похода возглавлял французский король Людовик IX Святой (1226-1270). В ходе походов под руководством католической церкви создавались духовно-рыцарские ордена (иоанниты, тевтонцы и другие). Иоанниты («Орден святого Иоанна Иерусалимского») был основан в Палестине в начале XII века. Второе название («Орден госпитальеров») он получил в честь «госпиталя» (иерусалимского дома для паломников). После падения в 1291 году крепости Акры – последнего оплота крестоносцев в Палестине, иоанниты, вместе с другими европейскими рыцарями, покинули «Святую землю». Позже (в XVI веке) орден обосновался на Мальте, получив название «Мальтийского». Тевтонский орден, основанный в Палестине в конце XII века, вскоре был переведён в Прибалтику для распространения католицизма среди местного языческого населения. Спустя два века он был разгромлен польско-литовско-русскими войсками в ходе Грюнвальдской битвы 1410 года. Более всего окутана тайнами история тамплиеров – рыцарского ордена, основанного в Палестине в начале XII века и названного в честь иерусалимского храма (le Temple). Поначалу объединив в своих рядах лишь 2-3 десятка человек, этот орден быстро разросся, распространившись практически во всех странах католической Европы. Орден тамплиеров обладал крупным богатством, вывезенным из Палестины, и, кроме того, занимался в Европе торговлей и ростовщичеством (хотя последнее для христиан считалось грехом). Богатство ордена у многих вызывало зависть. Французский король Филипп IV Красивый (1285-1314), пытавшийся получить доступ к этому богатству, просил принять его в члены ордена, получил отказ. Тогда под давлением короля против тамплиеров был начат инквизиционный процесс по обвинению их в ереси. Несколько десятков тамплиеров было казнено, остальные подверглись другим жестоким наказаниям. «Освобождение Гроба Господня» было не единственной задачей рыцарских орденов; стремление к обогащению также играло не последнюю роль. Об этом может наглядно свидетельствовать 4-й крестовый поход (1202-1204), организованный папой Иннокентием III. Вступив в конфликт с византийской властью, крестоносцы, отказавшись от похода в «Святую землю» (Иерусалим уже был отобран мусульманами), захватили Константинополь, уничтожив Византийское государство и пытаясь учредить на его месте католическую «Латинскую империю». Данная империя просуществовала примерно полвека, борьбу за освобождение Византии возглавил правитель Никеи, окончательно изгнавший крестоносцев в 1261 году и ставший императором Михаилом VIII из династии Палеологов.

По причине англо-французских противоречий разразилась Столетняя война (1337-1453). Конечно же, данная война не могла вестись непрерывно в течение 116 лет, она сопровождалась многими перемириями с последующим возобновлением военных кампаний. Непосредственным поводом к войне послужили претензии английского короля Эдуарда III, внука короля Франции Филиппа Красивого на французский престол, когда там, после смерти короля началась династическая неразбериха. В итоге Эдуарду было отказано в правах на французский престол, где в итоге закрепилась династия Валуа, правившая вплоть до конца XVI века(1328-1589). Поначалу успех в войне сопутствовал Англии, одержавшей победы в битвах при Слейсе (1340), при Креси (1346), при Пуатье (1356). Ситуацию усугубило крупнейшее восстание крестьян «Жакерия», вызванное усилением их эксплуатации в связи с военными расходами, а также экономической разрухой. Кроме того, Франция, в большей степени, чем Англия, пострадала от «чёрной смерти» - эпидемии чумы 1357-1353 годов, унесшей, по примерным подсчётам, около 25 миллионов человек, что составляло более трети населения Европы. Однако, в течение 1370-х годов англичане были изгнаны из Франции почти полностью. Переломным моментом войны стало участие в ней Жанны д’Арк, под руководством которой в 1429 году был освобождён от осады Орлеан. Королём Франции стал дофин Карл VII (1429-1461), коронованный в Реймсе при содействии Жанны д’Арк. Война закончилась капитуляцией английских войск при Бордо (1453). Победа в войне положила начало политического объединения всей страны под властью короля. Сын Карла, Людовик XI завершил процесс централизации французского королевства.

Для Англии поражение в войне обернулось политическим кризисом, итогом которого стала война Алой и Белой роз (1455-1485). Это была борьба за власть между двумя ветвями династии Плантагенетов – Ланкастерами и Йорками, в гербах которых имелись, соответственно, алая и белая розы. В итоге на престоле оказался Генрих VII (1485-1509), первый король из династии Тюдоров, одержавший победу при Босворте и заложивший основы абсолютизма.

Становление централизованных государств в других странах Европы имело свои специфические особенности. По мере того, как в Англии и во Франции шло усиление центральной власти, в Германии (Священной Римской империи) эта власть, напротив, ослабевала. При этом борьба между представителями высшей немецкой знати велась как за земельные владения, так и за германскую корону или императорский престол. Яркий пример – борьба между Вельфами и Штауфенами.

В Италии периодически образовывались лишь временные союзы городов. Поэтому, как в Германии, так и в Италии, по-настоящему централизованные государства возникли только во 2-й половине XIX века.

Византия в период высокого средневековья всё более и более погружалась в кризис. Во 2-й половине XI века она подверглась нашествию турков-сельджуков, названных так в честь Сельджука, легендарного предка турецких правителей, жившего в X – начале XI века. В 1071 году, в ходе сражения при Манцикерте византийцы потерпели разгром от турок, в плен попал сам император Византии Роман IV Диоген. Тогда у правителей Византии не осталось выбора, кроме как просить королей Европы и папу об оказании помощи. Император Алексей I Комнин (1081-1118) смог отразить натиск норманнов, печенегов и сельджуков. Используя помощь крестоносцев (1-й крестовый поход) вернул под власть Византии часть Малой Азии. Однако к концу XII века Византия ослабевает. 4-й крестовый поход (1202-1204) закончился разграблением богатств Константинополя и созданием Латинской империи. Хотя никейскому императору Михаилу Палеологу и удаётся изгнать крестоносцев во главе с «латинским императором» и католическим «патриархом», Византии уже не удастся восстановить статус великой империи, а Константинополю – статус «нового Рима». Тем временем турки устанавливают власть на Балканах. Несмотря на то, что в 1439 году византийский патриарх согласился принять условия Флорентийской унии, по которой он и вся его паства подпадали под церковную власть папы римского, западные державы не оказали помощи Византии в борьбе с турками. Два месяца велась осада Константинополя, в ходе которой город был взят, а последний император Византии Константин XI убит в бою (29 мая 1453). Падение Византии (формально – Римской империи) совпало по времени с окончанием Столетней войны. Эти вехи, по мнению многих историков, знаменуют собой завершение средневековья и переход к Новому времени.

Литература: 6,9-13, 29, 33.

ТЕМА 5. Новое время: эпоха модернизации

1. XVI - XVII века.

2. Европа и Америка в XVI - XVII веках.

В церковной жизни XVI век характеризуется началом кровавой борьбы и долгого противостояния между католиками и протестантами. Широкое религиозно-общественное движение в странах Западной и Центральной Европы в XVI веке, принявшее форму борьбы с католической церковью, получило название реформация. Её основные идеи были довольно просты и понятны народным массам:

-Церковная организация и религиозные ритуалы нуждаются в упрощении, богослужение должно быть простым и дешёвым

-Богослужение должно вестись на доступном всем прихожанам их родном языке, а не на непонятной им латыни

-Главную роль играет внутренняя вера человека, а не её внешнее выражение посредством сложных религиозных обрядов.

Главными идеологами Реформации стали: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли, с именами некоторых из них связаны названия направлений в протестантизме, главные из которых – кальвинизм, лютеранство, англиканство – наряду со сходствами имеют и существенные различия в вероучении и обрядах. Кальвинизм – радикальное направление, основанное в Швейцарии Жаном Кальвином. Оно отрицало не только церковную иерархию, монастыри и прочее, но и необходимость специальных культовых зданий, христианскую символику и т.п. Отсутствует и символ веры, единственным источником вероучения признаётся Библия. Причастие и крещение рассматриваются лишь как традиционные действия, но не как таинства, имеется тезис о предопределении, согласно которому успех в мирских делах рассматривается как «божественная избранность» человека. Приверженцы кальвинизма в разных странах в разное время называли себя также гугенотами, пресвитерианами и т.д. Пуританство – английская форма кальвинизма, ставшая знаменем английской буржуазной революции, в ходе которой оно распалось на два течения – умеренное (пресвитериане) и радикальное (индепенденты). Позже пуритане испытывали притеснения от англиканской церкви и поддерживавшей её официальной власти, в связи с чем многие из них уже во 2-й половине XVII века эмигрировали в Америку. Англиканство – направление в протестантизме, возникшее в XVI веке по инициативе английского короля Генриха VIII, ставшего главой англиканской церкви. Лютеранство – направление в протестантизме. Основанное в XVI веке Мартином Лютером, оно получило распространение в Северной Европе (Скандинавские страны, Северные земли Германии). 

В плане культурного развития Западной Европы переход от средних веков к новому времени называют «Эпохой Возрождения». Возрождение (по-французски – Ренессанс, по-итальянски – Ринашименто) – это период в истории европейской культуры, связанный с воссозданием античных идеалов и утверждением философии гуманизма. Данный термин (Возрождение) был введён итальянским художником, архитектором и историком искусства (автором книги «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих») Джорджо Вазари (1511-1574) в середине XVI века. В этико-философском аспекте Ренессанс означал переход к антропоцентризму (принципу, в соответствии с которым высшей целью мироздания является человек) от теоцентризма (философско-мировоззренческого принципа, в соответствии с которым центром мироздания является Бог, единственно обладающий реальным бытием). Началом Итальянского Возрождения считают XIV век и именуют его ранним Возрождением. Это время связывают, прежде всего, с творчеством поэтов Данте Алигьери и Франческо Петрарки, живописца Джотто ди Бондоне и других, кто, порвав со средневековыми канонами искусства, внёс в него своё новое, живое начало. Возрождение вне Италии (к северу от Альп – в Германии, Нидерландах и др.) получило название Северное Возрождение. Титанами Возрождения принято условно именовать наиболее великих деятелей культуры эпохи Высокого и Позднего итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буаноротти).

Культуру Возрождения к XVII веку сменяет культура нового времени, характерной чертой которой становится рационализм - принцип, провозгласивший разум основой познания мира и поведения людей. В области искусства и культуры на смену культуре средневековья и Возрождения приходит культура барокко, зародившаяся в середине XVI века в Италии и вскоре получившая распространение и в других странах Европы. Этот художественный стиль проявился, прежде всего, в архитектуре, скульптуре и живописи, позже – в музыке и театральном искусстве. В архитектуре он тяготел к пышности, насыщенности элементами декора, некоторой «причудливости», необычности и динамичности форм. Но уже в XVII веке барокко начинает вытеснять классицизм (художественный стиль, тяготевший к эталонам античности, гармонии, рациональности, строгости и теоретической обоснованности), хотя нередко оба направления продолжают развиваться параллельно. Кроме распространённых ранее видов театрального искусства появляется опера, возникшая в XVI веке в Италии (во Флоренции), но получившая распространение в Европе лишь в XVIII веке. Опера сочетала в себе музыку, пение и театральное действо с декорациями.

Развитию как культуры, так и науки, способствовал тот факт, что в середине XV века в Майнце был издан первый печатный экземпляр Библии, отпечатанный на станке, изобретённом Иоганном Гуттенбергом. Создание более совершенных судов (каравелл) позволило совершать более дальние плавания, чем прежде, используя при этом силу не только попутного, но и встречного ветра. Вкупе с изобретением новых навигационных приборов, это предопределило будущие Великие географические открытия. В XV-XVI веках первенство в этой области принадлежало Испании и Португалии. В 1488 году Бартоломеу Диаш ди Новаиш, португальский мореплаватель, в поисках пути в Индию обогнул Африку, открыв мыс Доброй Надежды. Десятилетием позже (1499), другой его земляк, Васко да Гама сумел тем же путём добраться из Лиссабона до Индии и вернуться обратно. Позже он ещё дважды плавал в Индию (1502, 1524). Ещё большего успеха добился мореплаватель из Генуи, возглавивший португальскую экспедицию для поиска западного пути в Индию, Христофор Колумб. После пересечения Атлантики он достиг 12 октября 1492 года крупного острова, названного позже Сан-Сальвадор. Эту дату и принято считать датой открытия Америки, хотя само побережье материка было открыто им позже. В ту экспедицию Колумб открыл Кубу, Гаити, Багамские острова, но до самого материка так и не добрался. В ходе экспедиций 1493-1496, 1498-1500, 1502-1504 годов Колумбом были открыты Малые Антильские острова и побережье Америки. В 1494 году, во избежание военного конфликта из-за земель в Новом Свете, между испанской и португальской сторонами был заключён Тордесильясский договор, действовавший около трёхсот лет. В нём речь шла о разделе сфер влияния в Западном полушарии.На карте с юга на север была проведена черта, западнее которой предусматривалась испанская, а южнее – португальская колонизация. Правда, в 1580 году Португалия была завоёвана Испанией, в составе которой находилась до 1640 года. Но на рубеже XV-XVI веков параллельно с плаваньями Колумба проходили и другие морские экспедиции. Мореплаватель из Флоренции Америго Веспуччи, активный участник ряда испанских и португальских экспедиций 1499-1504 годов, первым высказал предположение, что все земли, открытые в «Новом Свете», это не просто набор больших и малых островов, неизвестных ранее, а новая часть света. Это и стало причиной, по которой лотарингский картографназвал эти земли Америкой. Первым мореплавателем, обогнувшим Землю, считается португалец Фернан Магеллан (Магальяэш по-португальски, Магалланес по-испански). Правильнее было бы сказать, что планету обогнула его экспедиция (1519-1521), поскольку сам Магеллан был убит на Филиппинах во время столкновения с аборигенами, а экспедицию завершил его спутник Х.Элькано. С именами Эрнана Кортеса, Франсиско Писарро и других конкистадоров связана история колонизация Америки, отнюдь не всегда происходившая мирным путём. Уже в начале XVI века зародилась практика завоза в Америку африканских рабов, продолжавшаяся вплоть до середины XIX века. Во 2-й половине XVI века интерес к заморским колониям начинает проявлять Англия, а позже – Голландия и Франция. Френсис Дрейк, первоначально бывший английским пиратом, совершил ряд плаваний в Вест-Индию, где подверг разграблениям ряд испанских владений, чем заслужил поощрение английских властей. В 1577-1580 годах он совершил второе кругосветное путешествие, также сопровождавшееся грабежом испанских владений. Когда, в ходе подготовки к вторжению в Англию с целью её завоевания, к её берегам был отправлен крупный военный флот испанцев, названный ими «Непобедимой армадой», Дрейк был назначен командующим английским флотом. Под руководством бывшего пирата англичане сумели одержать победу в проливе Ла-Манш. Немалую помощь им в этом оказал и разыгравшийся шторм. Потеряв половину судов, испанцы вынуждены были вернуться. Имиджу Испании, как ведущей морской державе, был нанесён сильный урон. Дрейк же получил чин вице-адмирала.

Следствием реформации были события 1522-1526 годов в Германии, по сути, ставшие гражданской войной. Первый этап этих событий – рыцарское восстание 1522-1523 годов, направленное на поддержку лютеранства. Последовавшее за этим восстание крестьян и социальных низов (1524-1525). Программным документом восставших стали «12 статей», где содержались основные требования повстанцев, имевшие как социально-экономический, так и религиозный характер. Вождём и идеологом радикального крыла восстания был Томас Мюнцер, проповедовавший в религиозной форме идеи силового устранения социальной несправедливости и построения общества без частной собственности и эксплуатации. В мае 1525 года он попал в плен и был вскоре казнён. Но вооружённая борьба между протестантами (лютеранами) и католиками продолжалась в Германии ещё 30 лет. Компромисс между сторонниками и противниками лютеранства был найден в 1555 году в результате аугсбургского мира, заключённого между князьями-протестантами и императором Священной римской империи Карлом V, представлявшим сторону католиков. Идя на уступки, император был вынужден признать лютеранство законной религией, имеющей право на существование, а не просто ересью, как считалось прежде. Князьям давалось право использовать простой принцип – «чья власть, того и вера». Иными словами, протестантские и католические князья имели право требовать от своих подданных исповедования той же веры, которой придерживаются они сами. Последствия такого компромисса ощущаются и сегодня, когда число лютеран и католиков среди немцев примерно одинаково.

Религиозные войны во Франции активно велись в 1562-1598 годах. Вождём гугенотовбыл Антуан Бурбон, армию гугенотов возглавил Луи Конде I Бурбон. Армию католиков возглавлял Франсуа Гиз, после смерти которого главой католической лиги стал его сын Генрих Гиз. Апогеем противостояния стала массовая резня гугенотов, вошедшая в историю как Варфоломеевская ночь (с 23 на 24 августа 1572 года, в день святого Варфоломея) главными организаторами которой стали Гизы и вдовствующая королева-мать Екатерина Медичи. Генрих Наваррский, сын Антуана Бурбона, стал в 1589 году первым королём из династии Бурбонов (Генрих IV). Несмотря на то, что прежде был главой гугенотов, в 1593 году перешёл в католичество, за что ему приписывают высказывание «Париж стоит мессы (католического богослужения)». Лишь после этого Париж признал его королём. В 1598 году им был издан Нантский эдикт, по которому католичество объявлялось государственной религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания в определённых регионах страны, где их позиции были наиболее сильны. Эдикт, положивший конец религиозным войнам, действовал около ста лет, до его отмены Людовиком XIV. Сам же Генрих IV был убит в 1610 году католиком-фанатиком, после чего престол занял его сын – Людовик XIII (1610-1643). Не обладая ни хитростью, ни энергией своего отца, он допустил некоторое ослабление королевской власти, которая, в значительной степени, оказалась сосредоточенной в





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 299 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

829 - | 690 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.