Искусство без образа, без идеи и без содержания
или проблема невозможного (будущего)
План
1. Модернизм в эпоху создания предпосылок крушения второго мира. Поиски выхода из кризиса социума на путях внутренней и внешней экспансии страха.
· а) модерн и вызовы глобализации;
· в) теория и практика модернистского искусства в старых центрах;
· с) теория и практика модернизма против и за традиционализм в развивающихся странах;
2.Модерн в изобразительном искусстве и музыке
· а) модернистские течения конца века (элитарный кинематограф, масс-медиа, мультимедийные техники, информационный бум);
· в) исчерпание парадигмы в науке и культуре.
· с) новая музыка (стиль техно и деградация содержания, неомодерн как временная остановка).
3.Модернизм в романе, на сцене и в поэзии
· а) авангард постмодерна в романе и кино конца века (Эко, Гринуэй, Аллен, Спилберг, Содерберг, Коппола);
· в) Карнавальное начало массовых мероприятий и подтекст массовых шоу, новые фигуры на сцене;
· с) Модельное искусство жить: от сэконд-хэнда к новому дизайну мероприятий..
Основные понятия:
Масс – медиа, мультикультурализм, кризис парадигмы модерна, модерн, модернизация, флеш-моб, сэконд-хэнд, промоутеры, дилеры, диск-жокеи, дистрибьютеры, сканирование. трикстеры, новая информационная культура, информационное общество, халтура, китч. шоумен, стиль техно, новая музыка, время конца композиторов, ретро, фундаментализм, традиционализм
Рефераты
· Переходные и смешанные жанры нового информационного искусства
· Одна из биографий поздних модернистов (Фуко, Барт, Ларс фон Триер, Воннегут, Андрей Вознесенский или кто-либо другой)
· Феномен электронной музыки.
Литература
Адорно Т. Социология музыки. - М., 1999. - С. 156-167.
Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М., 1996. - С. 5-15.
Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М., 1989. - С. 190-230.
Ильин И.Л. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. - М., 1998. - С. 7-76.
Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993. - С. 7-27.
Тульчинский Г.П. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999, № 10
Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб. 1998. - С. 5-25.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М, 1992. - С. 14-19
Янсон Х. Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996. - С. 415-427.
Тема 19:
Культура эпохи постмодерна.
Образ конца света и проблема нового начала
План
1. Предпосылки формирования культуры постмодерна.
· а) кризис и крушение "второго мира";
· в) обретение поздним капитализмом "второго дыхания";
· с) авангардистское искусство в поисках антигероя.
2. Постмодернизм в литературе и эстетике. Образ конца света и понятие нового начала
· а) вклад структуралистов и Франкфуртской школы в понимание ситуации постмодерна (Бодрияр, Эко, Хоркхаймер, Адорно, Хабермас);
· в) писательство лауреатов (Бродский, Шамборская, Грасс, Найпол, Сарамаго, Павич);
· с) постмодернизм и почвенники (на примере духовного поединка русофилов и западников: Солженицын, Померанц, Чичибабин, Аксёнов, Битов, Толстая);
3. Пластические искусства и кино эпохи постмодерна
· а/ постановки пьес и балетов (Брук, Штайн, Бежар);
· в) скульпторы-авангардисты (Неизвестный, Манцу);
· с) новый кинематограф (Гринуэй, Вендерс, Скола, Михалков).
Рефераты:
Структуралисты и их наследники о постмодерне
Умберто Эко как теоретик и практик постмодерна
«Кысь» Толстой как образец русского постмодерна
Постмодерн и модерн: общее и различия
Основные понятия:
постмодерн, сверхрациональность, феноменология, электронная музыка, психоанализ, ревю, ангажированное искусство, абсурдизм, деидеологизация, смешение стилей, видеокультура, триллер, электронные средства массовой информации, серийное искусство, синестезия, панэстетизм, жанр катастроф, свободный монтаж, визуализация, конкретная музыка, массовая культура, элитарное искусство, атанальная музыка, саморазрушение искусств, инновация в культуре, критическая рефлексия, моноплюрализм, Великий отказ, панорамное видение, новый варварский стиль, художественный синтез, социальная критика.
Рефераты
Ø Критика постмодерна с позиций реализма (почвенничества или модернизма).
Ø Художник - постмодернист и его шедевр (любая область искусства).
Ø Постмодернизм и необарокко. Что придет после?
Литература
Ø Адорно Т. Социология музыки. - М., 1999. - С. 156-167.
Ø Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М., 1996. - С. 5-15.
Ø Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М., 1989. - С. 190-230.
Ø Ильин И.Л. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. - М., 1998. - С. 7-76.
Ø Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993. - С. 7-27.
Ø Тульчинский Г.П. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999, № 10
Ø Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб. 1998. - С. 5-25.
Ø Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М, 1992. - С. 14-19
Ø Янсон Х. Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996. - С. 415-427.
Ø Ивбулис В. Я. Модернизм и постмодернизм. - М., 1989. - С. 16-89.