Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие и система методов обучения

Методы обучения представляют собой систему операций и действий педагога и руководимых им участников, осуществляющих в соответствии с учебными темой и задачей с помощью учебных средств преобразование учебного материала, направленное на расширение и углубление знаний и опыта, формирование и развитие познавательных способностей и ценностей участников. В этом определении выделены следующие признаки: система операций и Дейст­вий педагога и учеников; учебные тема и задача; учебный материал, преобразуемый в соответствии с ними; учебные средства деятельно-1 ста, обеспечивающие преобразование учебного материала, направленность операций и действий на расширение и углубление знаний; и опыта, формирование и развитие познавательных способностей и ценностей участников. В понятие методов обучения включено и представление о связи обучения с воспитанием и развитием участников В учебно-художественном процессе методы обучения, как правило, не применяются отдельно, а переплетаются и переходят один в другой. Каждый метод обучения предполагает активную познава­тельную деятельность участников.      

Охарактеризуем в общем виде каждый метод обучения.

И л л ю с т р а т и в н о - о б ъ я с н и т е л ь н ы й м е т о д можно определить так: в соответствии с учебными темой и задачей педагог-художник излагает учебный материал участникам, которые его пони­мают, воспринимают и усваивают. Этот метод по сравнению с другими создает наилучшие возможности педагогу в относительно сжатые сроки изложить большое количество сведений, а участни­кам — их усвоить. Этот метод — наиболее экономный путь получения знаний, формирования умений и навыков. Он имеет ряд вариантов в зависимости от источников, из которых участники черпают  информацию.

Когда педагог излагает сведения о творческом пути художника (композитора, драматурга-писателя, поэта и т. п.), об историчегекой эпохе и культурной жизни, участники воспринимают и усваивают этот материал, не опираясь ни на какие_наглядные объекты. Это называется словесным изложением материала. В другой учебной ситуации основным источником приобретения учебной информации является наглядно-образное представление произведения. Этот вариант используется в самых различных по видам и жан­рам коллективах художественной самодеятельности. Педагог, на­пример, театрального коллектива демонстрирует сценическое поведение персонажа, хореографического — танцевальные движения, оркестрового и хорового — своеобразие мелодийки т. д. При нагляд­ном изложении можно различить взаимосвязанные уровни.

Первый уровень -это изложение наглядной информации в ходе предварительного показа. Например, руководитель хореограф вначале показывает композицию танца в целом, с тем чтобы участники получили на этом этапе лишь самое общее наглядно-образное представление о ней. Второй уровень — это собственно показ художественного произведения, при котором педагог выделяет какие-либо определенные признаки и сосредоточивает на них внимание.                               Третий уровень представляет собой аналитико-синтетическую деятельность, когда участники последовательно наблюдают вычленение педагогом в произведений признаков и их объединение.

Четвертый уровень характеризует деятельность, при которой участники воспринимают осуществляемый педагогом художественный анализ произведения. В реальном процессе обучения эти варианты метода обучения взаимосвязаны между собой.

Репродуктивный метод предполагает такую учебно-познавательную деятельность, при которой участники воспроизводят известный им по прежнему опыту учебный Материал. Репродуцирование его позволяет направить мысли и чувства в нужное — с точки зрения учебных задач — русло. Этот метод позволяет выявить глубину понимания и усвоения материала. Сведения, известные по прежнему опыту, знания, умения и навыки, приобретенные на предыдущих занятиях, соотносятся с новым материалом. Происходит процесс конкретизации ранее усвоенного и включения его в новые связи и отношения. В одних случаях воспроизводится конкретный образ, его свойства и признаки, чтобы по аналогии понять и воспринять другой образ (движение от конкретного к конкретному), в других — происходит обобщение, чтобы на его фоне рассмотреть новое явление, событие,' процесс (движение от обобщенного к конкретному); в-третьих, углубляется трактовка нового материала (движение от одного обобщенного материала к другому различной степени глубины).

Между иллюстративно-объяснительным и репродуктивным ме­тодами прослеживается определенное взаимодействие: репродуктивный метод помогает осознать содержательность своих знаний, умений и навыков. Воспроизведение учебного материала ценно тем, что оно способствует преодолению новых трудностей в постижении художественного произведения, пробуждая и поддерживая интерес к содержанию учебно-познавательной деятельности.

Как показывает анализ учебно-художественного процесса, во многих коллективах, преобладают эти два метода обучения. Одна­ко есть„и другие методы, рассчитанные на активизацию самодея­тельности.

Проблемный метод выражается в том, что в соответствий с учебной задачей руководитель демонстрирует участникам развитие проблемы, сопровождая обоснованными рассуждениями, а участники являются свидетелями этого процесса. Проблемный метод имеет сходные черты с иллюстративно-объяснительным (здесь также участники получают сведения в «готовом» виде), но он рассчитана от познания и характером проблемного постижения идейно-художе­ственного замысла произведения.,

Пр об л е м н о - р е п р о д у к т и в н ы й метод предполагает такую систему действий, при которой участники воспроизводят образцы решения проблемы и систему аргументов и доказательств. Внешне он сходен с репродуктивным методом обучения, ибо в этой ситуации повторяется известный учебно-художественный метод, но специфика его выражается в том, что здесь отражается процесс решения проблемы. Этот метод ориентирован на то, чтобы участники овладели образцами решения различных художественно-познавательных, проблем, умея их воспроизводить в «готовом» виде. Только на основе усвоения этого можно позднее научиться и самостоятельному поиску и решению новых для себя учебно-художественных проблем.    

Ч а с т и ч н о – п о и с к о в ы й метод состоит в том, что участники под руководством педагога сами ведут поиск и выделяют в содер­жании художественного произведения отдельные признаки, связи и отношения, не образующие целостной системы решения учебной проблемы. Подобная самостоятельная деятельность представляет собой - частичный поиск, который опирается на усвоенный ранее материал и сложившийся опыт решения учебных задач и проблем.

И с с л е д о в а т е л ь с к и й  м е т о д обучения можно определить таким образом: под руководством педагогов участники сами ведут поиск, приобретают знания и на этой основе решают проблему, фор­мулируют выводы и обобщения. Этот метод имеет сходные черты с проблемным и «проблемно»-
репродуктивным методами обучения. Отличие заключено в повышении степени самостоятельности, при котором участники сами ве­дут поиск решения проблемы и сами его осуществляют. В отличие же от частично-поискового метода они овладевают средствами решёния проблемы в целом. Исследовательский метод создает наиболее благоприятные условия для художественно-творческой инициативы и самостоятельности, порождая чувство удовлетворения от своей деятельности. Он наиболее действенно помогает формированию - развитию художествённо-познавательных способностей участников. Этот метод также имеет различные варианты.

 

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание в коллективе осуществляется с помощью методов, представляющих собою систему действий руководителя с участни­ками. Под руководством педагога они разбирают произведение пытаясь постичь его идейно-художественный замысел, работают над художественным образом. В ходе этих процессов и происходит изменение самих участников — формируются их взгляды, убежде­ния, ценности, взаимоотношения и деятельность.

Таким образом, методы воспитания — это система целенаправленных действий педагога и руководимых им участников по преоб­разованию материала, общественно значи­мых видов деятельности и взаимоотношений.

Средства воспитания – всё то, что с помощью чего осуществляется воздействие: слово, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и т.д.

Рассмотрим методы воспитания.

 

Среди них назовем метод внушения — систему действий и операций, с помощью которых педагог стремится передать участ­никам отношение к художественному произведению, явлениям и процессам жизни, фактам.

В. М. Бехтерев отмечал: «Внушение есть один из способов влия­ния одних лиц на других,...которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его сознании» '. Далее он подчеркивал: «Внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, т. е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике»2. Для ме­тода внушения специфично: воздействие на эмоционально-чувствен­ную и эстетическую сферу учащихся; осуществление воздействия без привлечения аргументов и доказательств.

У педагога имеются впечатления о произведении, которые, он стремится живо и образно передать участникам. Педагог стремится путем внушения пробудить участников к актив­ному переживанию, при котором их воображение дополняется, как бы корректируется им, передает свое отношение к идейно-художе­ственному замыслу сильными и слабыми ударениями и паузами, интонацией, внутренним темпоритмом, контрастными сопоставле­ниями, метафорами, сравнениями и другими средствами. Главное для него не буквально воспроизвести свое видение произведения, а дать почувствовать его смысловой строй, идейно-художественный' заряд. И так организовать весь процесс, чтобы участники его собственными усилиями сформировали свое внутреннее эстетически-ценностное отношение к произведению.

Особенно сильно действует метод внушения при работе над про­изведением, требующим использования различных выразительных средств, психофизических и словесных действий, музыкального и танцевального исполнения, которые комплексно влияют на зритель­ные, слуховые, моторно-двигательные ощущения. Эмоциональное заражение друг друга поднимает общий уровень эстетического переживания произведения.

Особую роль в использовании метода внушения играет личность
руководителя, его идейно-художественная, профессионально-педагогическая авторитетность.

Широко применяется и метод убеждения. Его отличие от метода внушения в том, что педагог воздействует на сознание и мышление участников, адресуется к их разуму и системой аргумен­тов обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе следует исполнять художественное произведение, вос­принимать художественное произведение, интерпрети­ровать и оценивать его. Аргументы должны быть настолько доказа­тельны, чтобы участники поняли и почувствовали их убедитель­ность.

«Главнейшая дорога человеческого воспитания, — говорил К. Д. Ушинский, — есть убеждение, а на убеждение можно действо­вать только убеждением». Метод убеждения занимает централь­ное место в воспитательной работе.

Метод убеждения наиболее эффективен, когда участники ставятся в проб­лемно-поисковые ситуации. Тогда им приходится доказывать свою точку зрения, обосновывать системой аргументов, отстаивать их справедливость. Важное значение, в процессе формирования убеж­дений имеет личный опыт педагога, система его нравственных и эс­тетических ценностей, а также сложившийся опыт внутриколлективной жизни, традиций.

Метод убеждения взаимодействует с методом побуждения. Для метода побуждения характерно то, что сознательно сфор­мированные ценности и идеалы помогают занять жизненную пози­цию, являются руководством к практической деятельности внутри и вне коллектива. Метод побуждения — это призыв к действию: отстаиванию взглядов, преобразованию окружающей действительности по законам нравственности.

В коллективе широко исполь­зуются методы, закрепляющие накопленный положительный опыт поощрения и наказания.

Метод поощрения направлен на то, чтобы выделить и за­крепить положительные действия участников. Он используется в различных вариантах: в форме одобрения («правильно», «хорошо» и т. п.); похвалы — когда высказывается более развернутое отно­шение к поступку («я доволен вашими успехами», «я рад за вас»).

Метод наказания направлен на сдерживание негативных поступков во внутри- и внеколлективной деятельности и взаимоот­ношениях. Он может иметь форму осуждения, недовольст­ва, замечания, предупреждения, наказания.

Эти методы эффективны только в том случае, если несут воспи­тательную направленность и применяются объективно и справед­ливо.

Желательно, чтобы и поощрения и наказания как бы исходили от самих участников, его актива, а не только от руководителя.

Формированию общественно ценных качеств личности способст­вуют различные воспитательные ситуации: коллективный разбор произведения, совершенного поступка, требующая ответственности и само­стоятельности, оказание шефской помощи начинающему коллекти­ву и т. п. В таких ситуациях методы воспитания используются в раз­личных сочетаниях. Особенность же выбора тех или иных ситуаций зависит от конкретных воспитательных целей и задач, которые ре­шает коллектив на определенной стадии своего развития.

 

Лекция 8. Развитие творческой личности

В общем виде современные методы развития твор­ческой личности в области искусства могут быть пред­ставлены как органический синтез многих научных пси­хологических школ и направлений, дающих возможность активно вести человека по пути личностного роста.

Система воспитательных воздействий (теоретиче­ская модель) предполагает процесс развития от более простых творческих проявлений личности к более сложным.

Для того чтобы развитие личности происходило гармонично, необходима соответствующая подпитка всех органов движения и чувств через включение растущего человека в различные виды деятельности. Лучше всего для этого подходят разнообразные виды художественной деятельности — хореография, музы­ка, литература, изобразительное искусство. Эти виды деятельности способны интенсивно развивать позна­вательные психические процессы и одновременно с этим выводить развивающуюся личность за пределы организмического существования, придавая ей транс­цендентный характер, необходимость которого утверж­дает современная гуманистическая психология.

Застой в развитии личности и следующий за этим невроз развивается как нарушение интеграции между мыслями, чувствами и поступками. Цель эстетическо­го воспитания — гармонизация деятельности всех сфер жизнедеятельности, личностный рост учащегося через формирование у него способности не изменять себе, быть адекватным своим глубинным потребностям и чувствам и при этом уметь соответствовать требовани­ям внешней ситуации

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Осуществление учебно-художественного процесса | Модель развития творческой личности в процессе художественного воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 334 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2460 - | 2200 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.