Контактная информация
Вход в музей с Литейного пр., под арку дома 53
Музей открыт с 10.30 до 18.30. По средам с 12.00 до 20.00. Касса закрывается на час раньше. Выходной день — понедельник.
Телефоны: 272-22-11 (касса), 579-72-39 (научно-просветительский отдел), akhmatova-museum@mail.ru,
Запись на занятие по телефону (812) 579-72-39
Музейный куратор – Марина Александровна Елпашева
e-mail: marina-elpasheva@yandex.ru
Стоимость: 2 900 рублей (группа до 15 человек)
Описание музейного занятия
по поэме Анны Ахматовой «Реквием»
Больше 20 лет не решалась Анна Ахматова записать поэму «Реквием». Опасаясь за судьбу сына, она у себя дома даже шепотом не произносила «запрещенные» стихи. Все эти годы поэма хранилась в памяти самых надежных друзей Анны Ахматовой.
Стены Фонтанного Дома и вещи, сопровождавшие жизнь Ахматовой, «помнят» о событиях страшных лет и о молчаливом сопротивлении поэта. Будем читать «Реквием» там, где Ахматова его писала, где сжигала его, где друзья заучивали строки поэмы наизусть. Музейные предметы - свидетели трагедии ХХ века - станут ориентирами в музейном пространстве и помогут каждому участнику выбрать место, где, по его мнению, особенно выразительно прозвучат те или иные строки «Реквиема». А затем представим себя на месте тех, чьей памяти Ахматова доверяла поэму, и попытаемся, стоя рядом с пепельницей, где горели её листы, заучить наизусть несколько строк.
Занятие по поэме Анны Ахматовой «Реквием» начинается в Шереметевском саду, у двери, из которой выводили арестованных сына и мужа и из которой отправлялась она к Крестам с передачей. Рядом с этой дверью на стене висят таблички «Последний адрес». Тут же - памятник погибшему в пересыльном лагере Осипу Мандельштаму, здесь в День памяти жертв политических репрессий мы вместе с жителями города читаем имена людей, расстрелянных в Ленинграде в 1938 году.
Краткая экскурсия по квартире, где арестовывали сына и мужа, где писала Ахматова поэму и где сжигала ее, опасаясь за судьбу сына, длится 15-20'.
В мемориальной столовой подростки знакомятся еще с некоторыми документами (фотографиями, отрывками из воспоминаний) и выбирают стихи из поэмы «Реквием» для чтения. Далее их ждет самостоятельное путешествие по квартире наедине с поэтическим текстом (5'). Музейные предметы – свидетели трагедии ХХ века – станут ориентирами в музейном пространстве и помогут каждому участнику выбрать место, где, по его мнению, особенно выразительно прозвучат те или иные строки «Реквиема».
Выбор ребят может основываться на ассоциациях, на знании подробностей судьбы Анны Ахматовой, на знании историко-культурного контекста. Неправильного выбора быть не может, дети становятся участниками творческого процесса.
После этого собираемся вместе и снова идем по квартире, только теперь нас ведут дети и стихи. После прочтения стихов ребята объясняют свой выбор.
Вот несколько примеров
Марусе, читающей строки «Как трехсотая, с передачею, / Под Крестами будешь стоять», кирпичная стена представляется стеной тюрьмы, а слегка отведенные назад плечи напоминают распятие и без поднятых, как на фотографии Ахматовой, рук.
Дарья читает перед зеркалом: "Нет, это не я, это кто-то другой страдает..." и комментирует: «Вглядываясь в серебряную мглу зеркала, в тёмные контуры лиц, чувствуешь, как мурашки бегут по спине от необъяснимого чувства сближения с судьбой, с этими строками…»
Строки «Семнадцать месяцев кричу,/ Зову тебя домой, / Кидалась в ноги палачу» прочитанные у письма Сталину говорят об униженном положении человека в тоталитарном государстве. (См. также первый видеофрагмент).
Следующий этап – за столом прочитываем поэму с начала до конца, друг за другом по кругу, уже в той последовательности, в какой ее записала Ахматова в 1962 году. Это чтение еще больше объединяет участников. (См. второй видеофрагмент).
В завершение представим себя на месте тех, чьей памяти Ахматова доверяла поэму, и попытаемся, стоя рядом с пепельницей, где горели ее листы, заучить наизусть несколько строк. (См. третий видеофрагмент).
Иногда одни и те же строки выбирают несколько участников. Значит, сегодня они прозвучали особенно актуально.
Экспонаты: Бывшая китайская курильница, где Ахматова сжигала поэму. Тюремная фотография Н. Гумилева. Письмо Н. Гумилева из Дома предварительного заключения. Автограф стихотворения 1921 года, в котором предсказана смерть Н. Гумилева «Не бывать тебе в живых…». Илиада» Гомера, подаренная Ахматовой в память о Н.С. Гумилеве. Фото Льва Гумилева. Крест церковный. «Орден» кабаре «Бродячая собака». Рисунок Николая Лансере «Задержан» («Большой дом» в строительных лесах). Письмо Ахматовой Сталину с просьбой о спасении сына. Бусы «зубы врагов». И многие другие предметы.
На занятии подросток неоднократно получает возможность свободного выбора и свободного высказывания.
- Возможность свободного высказывания, диалога на занятии приносит радость взаимного общения, дает опыт чтения, не только как способа уединения, но и единения, дружеского общения.
- На этом занятии учащиеся не просто получают готовую информацию, они перерабатывают ее в творческом процессе, создают знание.
- На таком занятии, предполагающем активное познание, ребенок не просто узнает о страшных страницах истории, но он испытывает чувство причастности именно к искуплению трагедии.
Ссылки
на статью Галины Артеменко в газете MR7: http://mr7.ru/articles/188154/
на группу ВКонтакте: https://vk.com/lit.bagaz
на методические папки: https://vk.com/docs-12701496
Варианты работы по проекту:
Кроме музейного занятия по желанию проектной группы проект может включать следующие мероприятия:
Занятию может предшествовать самостоятельное прочтение поэмы Анны Ахматовой «Реквием» (по желанию).
Как сопутствующее чтение к теме репрессий можно рекомендовать книги:
«Хлеб для собаки» Владимира Тендрякова, «Дети ворона» Юлии Яковлевой, «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, «Девочка перед дверью» Марьяны Козыревой, для 10-11 класса «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, повесть «Софья Петровна» Лидии Чуковской и др.
Рекомендуемая литература:
Л. К. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Время, 2013
Анна Ахматова. Первый бег времени. Реконструкция замысла. – СПб.: Издательская группа «Лениздат», 2013, Комментарии Н. Крайневой.
Н. И. Попова, О. Е. Рубинчик. Анна Ахматова и Фонтанный Дом. – СПб. Невский диалект, 2012
Сайт: WWW.SAND.MAPOFMEMORI.ORG
Мемориальное кладбище «Сандормох». История. Памятники. Имена
Художественные фильмы: «Завтра была война», по повести Бориса Васильева, режиссер Юрий Кара, 1987 г., «Защитник Седов», по повести Ильи Зверева, режиссер Евгений Цымбал, 1988 г., «Софья Петровна», по повести Лидии Чуковской, режиссер Аркадий Сиренко, 1989 г.
Также занятию может предшествовать самостоятельное путешествие по экспозиции с маршрутным листом «Со временем» (маршрутный лист нужно будет получить в научно-просветительском отделе, по окончании возможно обсуждение).
Знакомство с сайтом проекта «Последний адрес»: https://www.poslednyadres.ru/, чтобы увидеть списки погибших («хотелось бы всех поименно назвать, / Да отняли список, и негде узнать»), прочитать несколько имен, найти в городе таблички «Последнего адреса», узнать историю своего дома (если это не новостройка), узнать, какая работа ведется по сохранению памяти о трагедии и как мала она, по сравнению с масштабом трагедии.
Работа по истории собственной семьи.
Работа с диском «Реквием», созданным в музее. В нем можно увидеть некоторые фотографии и документы ленинградцев.
Пешеходная (или виртуальная) экскурсия к памятнику Ахматовой перед Крестами. Можно с маршрутным листом, в разработке которого могут принимать участие дети (как вариант).
Посещение филиала «Музей-квартира Льва Гумилева».
Идеи для «Литературного багажа»
(музейные предложения о коллекции)
Чемоданчик (у Ахматовой – «мой Магедан», с которым ездила в ссылку к Мандельштаму, а потом хранила в нем рукописи); детский «самиздат» - переписанный самими участниками проекта «Реквием».
Бювар с «вырванными страницами» истории, листками из дневника, «неотправленными» письмами, фотографиями и историями людей, пострадавших от репрессий (Гумилева, Пильняка, Мандельштама, Ахматовой, Мейерхольда, Цветаевой, Булгакова), или историями своих семей, пострадавших каким-либо образом во время репрессий, историями людей, чьи имена в городе можно прочесть на табличках «Последний адрес».
Посылка в лагерь репрессированному: мешок с сухарями (Ахматова шила мешок и сушила Леве в лагерь сухари), письмо, «зашифрованные» стихи, книги, иконки, «стихи из будущего» - написанные позже, любимый Львом Шолоховский «Тихий Дон», «Во глубине сибирских руд» А. С. Пушкина («каторжные норы» в Посвящении – из этого стихотворения), картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Надо помнить, что некоторые предметы помещаются туда условно, т.к. не могли бы быть пропущены лагерным начальством.
Макет памятника жертвам политических репрессий, исписанный строками поэмы и именами жертв террора.
Результатом исследования может стать также и выступление на конференции в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (апрель) в рамках реализуемого музеем в течение нескольких лет конкурса «Музей открывает фонды» (лучшие работы могут быть опубликованы).
Пример оформления
Пояснительной записки к собранной вами коллекции.
Большая просьба – написать имена участников в той же последовательности: имя фамилия.
Багаж странника
Литературный багаж по поэме Анны Ахматовой «Реквием»
Состав проектной команды
ученицы 10-а класса ГБОУ лицей № 214 Центрального района Санкт-Петербурга
Светлана Васильева
Елизавета Маслова
Руководитель проектного коллектива: учитель русского языка и литературы Мария Вадимовна Бигельдиева
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - то же!
- утверждала Марина Цветаева в послании Анне Ахматовой.
А Николай Недоброво писал: «Стоит благодарить Ахматову, восстанавливающую теперь достоинство человека».
Она сумела сохранить не только своё человеческое достоинство, но и навсегда в стихах сохранить память об «осатанелых» годах России, отправившись в лихолетье в странствие по дороге боли. Этому странствию посвящен наш «Багаж странника». Он представляет собой котомку. Этот предмет имеет как прямое значение (дорожный мешок), так и символическое - женская сила хранения и места защиты. Судьба Ахматовой представляется нам судьбой человека без дома, скитающегося по чужим углам с этой котомкой, не имея домашнего скарба, накапливая впечатления жизни – своей и «стомильонного народа». Поэтому в котомке – предметы символы: звонок как символ бесконечного страха и ожидания арестов (звонили и стучали в дверь) и как символ пронзительной боли, резкой, как звук этого звонка; символом материнской боли стал для нас камень, ведь сама Ахматова говорила о том, что выжить можно, только если «душа окаменеет». И «окаменение», и боль, и безумие можно пережить и выжить, если только у человека есть незыблемая опора. Такой опорой для поэта стала вера. Ахматова была христианским поэтом и не скрывала этого, поэтому в котомке есть икона и церковная свеча. Значение последней для нас символично: это и поминальная свеча, потому что «Реквием» - это памятник всем жертвам репрессий, и символ человеческой жизни, и символ крестного пути, который прошла и сама Ахматова, и её близкие, и весь народ. В котомке есть хлеб - как символ «хлеба насущного», который передавали в тюрьму, и «хлеба духовного», того, который стал символом духовной силы и духовной свободы поэта. Об этом же говорит и изображение открытой клетки с птицей внутри: мы помним, что выбор поэта - «быть с своим народом там, где её народ, к несчастью, был». Также в котомке есть фото памятников поэта, наложенных на изображение тюремной стены, как символ духовного завещания Ахматовой, которая в своей поэме говорила о том, что памятник ей должен стоять там, где она «стояла … триста часов и где для неё не открыли засов».