1. Философия позитивного права
2. Марксистская философия права
3. Философия естественного права
1.Философия позитивного права
Подходов к определению права как явления и как сущности существует очень много. Среди них можно выделить так называемые «социальные» в широком смысле этого слова, которые раскрывают обусловленность права рядом социальных и природных явлений. Установлением связи между правом от климата, почвы и величины территории занимался, например, еще в античную эпоху Аристотель.
Однако наибольшее распространение имеют классические подходы к пониманию права, базирующихся на одном из принципов: норме поведения установленной суверенной властью, реальных отношениях, влекущих юридические последствия, неотчуждаемых правах личности или абстрактной формуле свободы.
Особое значение имеет определение социальной природы права, обусловленности его интересами различных групп, слоев и классов. Учитывая историю нашей страны в XX веке, особый интерес представляет марксистское понимание права, а также специфическая разновидность юридического позитивизма, форму которой она приобрела в советский период.
Исходя из вышесказанного, можно обозначить необходимость анализа основные (классические) подходы к обоснованию права, которые либо придают ему вполне реальное содержание норм, либо выводят право из разума и природы человека, а человеку приписывают врожденные и неотъемлемые права, существующие независимо от государства и предшествующие ему.
Право, согласно позитивистскому подходу - это произвольный продукт государства, его приказ, акт, норма.
Для юридического позитивизма (легизма) в целом характерна недооценка значимости прав человека, а также апология власти и ее нормотворческих возможностей. С точки зрения сторонников естественноправовых концепций права, легизм выступает в определенном смысле как нормативное выражение авторитаритаризма.
Можно сказать, что первым в истории сторонником позитивистской теории права был индийский мыслитель Каутилья.
По индийской традиции, философия стала ассоциироваться с заботой об освобождении личной души из цикла реинкарнаций и последующем слиянии этой души с душой абсолютной.
Каутилья полагал, что монархия имеет самые главные преимущества по сравнению с другими формами правления. Он идентифицировал благосостояние народа с благосостоянием монарха.
Также представляет интерес китайский легизм. Китайская политика
IV и III вв. до н.э. была отмечена тенденцией к консолидации центральной власти путем присоединения мелких государств к более крупным, сокращения власти помещиков над крестьянами, осуществления власти непосредственно представителями центрального правительства и централизации налоговых сборов. Такая политическая практика породила теорию легизма.
Легизм олицетворял собой позитивистский взгляд на право, уделял больше внимания государственной власти, чем благосостоянию народа. В этом случае сторонников легизма интересовало не столько право, сколько системное усиление власти правительства во внутренней политике и в межгосударственных отношениях.
Сторонники учения Конфуция подчеркивали, что законы должны осуществляться людьми. Легисты возражали, что единообразное собрание законов должно применяться ко всему населению.
Наибольшее философско-теоретическое обоснование юридического позитивизма распространилось в Европе, но только после бурного развития идей естественного права.
К основным идеям и положениям юридического позитивизма относится трактовка права как творения власти. Властная принудительность считается единственной отличительной особенностью права, методология же преследует цель «очистить» учение о праве от разного рода рассуждений о природе и ценностях права.
В философии позитивного права есть один существенный изъян: отличие права от произвола лишается объективного и содержательного смысла. Явный произвол, если он надлежащим образом оформлен (например, в виде указа или постановления) признается правом. (Тут, конечно, необходимо сделать оговорку, что на данный изъян указывают сторонники естественного права и либерально - юридических концепций).
Чем же практически занимается легистская юриспруденция?
Так как она ориентирована сугубо прагматически, то она занята рассмотрением двух основных фактов:
1) выявлением, классификацией и систематизацией форм приказов (то есть обязательных установлений) официальной власти, - формальных источников позитивного права;
2) выяснением мнения законодателя, то есть регулятивного содержания соответствующих приказаний государственной власти.
Значительный вклад в разработку теории позитивного права внес в конце XVI начале XVII века Френсис Бэкон. Он трактует понятие «всеобщая справедливость» в плоскости права позитивного. Бэкон питал явное недоверие к судебному правотворчеству, то есть судебным прецедентам, говоря, что «якорями государства» являются только законы.
Фактически, Т. Гоббс окончательно сформулировал концепцию европейского юридического позитивизма: позитивное право - это приказ, обязательное предписание к действию суверенной власти.
Позитивное право по своей структуре состоит из первичных норм и вторичных норм. Первичные нормы - это правила обвязывания. Они возлагают обвязывания на лиц, без учета их воли и связаны с угрозой санкций. Вторичные нормы не требуют от людей вести себя определенным образом, а предоставляют при определенных условиях создавать право и обязанности с помощью договоров, завещаний, правосудия, управления и т.д.
Таким образом, можно сказать, что термином «аналитическая юриспруденция» обозначают те теоретико-правовые учения, которые ставят в центре своего внимания структурную теорию права, то есть изучают все проблемы правовой теории прежде всего в формальном смысле и в аппарате структурных схем видят для своих изысканий необходимый инструментарий.
2.Марксистская философия права
Можно вполне справедливо утверждать, что марксистская концепция права относится, к наиболее интересным концепциям, однако, принципиальное отличие учения Маркса и его последователей от тех концепций которые были названы выше, заключается в том, что приоритетное начало в анализе социальных и политико-правовых вопросов отдается экономике, развитию производственных сил и производственных отношений, а также классовому делению общества, определяющее значение среди социальных факторов формирования права.
Среди субъективных, т.е. идейных и психологических, факторов формирования позитивного права подчёркивалось значение правового сознания личности, а также формирование воли классов, стоящих у власти либо стремящихся к овладению властью. Советские юристы-теоретики права, наряду с этим основополагающими, базисными факторами правообразования различали значение других объективных факторов, к которым относили условия жизни общества, интересы господствующего класса или всего народа; идеологические, социально - психологические представления и волевые стремления классов, т. е. общественное сознание, выражающее интересы различных классов и слоёв населения.
Кроме того, особо выделялось формирование государственной воли господствующего класса или всего народа, выступающее как бы завершающей и решающей ступенью социального процесса формирования права, создания государством правовых юридических норм, т. е. собственно юридически оформленным процессом правотворчества.
В основе познания реальности в марксизме лежит диалектикоматериалистический метод. При диалектическом методе, отмечал Ф. Энгельс, мы исходим из первого и наиболее простого экономического отношения, которое мы находим. Это отношение мы анализируем. Уже сам факт, что это есть отношение, означает, что в нем есть две стороны. Каждую из этих сторон мы рассматривает отдельно. При этом обнаруживаются противоречия, которые требуют разрешения на практике. Мы проследим, каким образом они разрешились и найдем, что это было достигнуто установлением нового отношения.
Маркс делал акцент на освоении человеком «своей родовой жизни» - то есть идеала свободы, тождественной творению субъектом самого себя, его мало интересует вопрос о том, как будет организован труд и распределение материальных благ при коммунизме. Его интересует вопрос, как человек вернется к самому себе как человеку общественному, то есть снова станет человеком. Это значит, что человек увидит в обществе не внешнюю необходимость, он увидит самого себя и станет свободным.
Право при социализме остается в качестве регулятора распределения продуктов и труда между членами общества, то есть, право сохраняется в плоскости своих принудительных функций в сфере потребления. В сфере же производства права уже нет.
В новых исторических условиях критика марксизма стала одним важнейших направлений идеологии официальных властей. Произошел отказ от диалектико-материалистического метода как метода познания.
3.Философия естественного права
Для всех концепций естественноправового (или можно употреблять термин «юснатуралистского») типа правопонимания характерно системное различие права естественного и права позитивного.
«Естественное право» может быть заменено и другими терминами, например: «право в собственном смысле», «подлинное право», «идея права», «право по природе» и т.д. «Позитивное право» также может фигурировать под фразами: «искусственное», «человеческое», «волеустановленное», «условное» и т.п. право.
Сторонники юснатуралистского подхода, какой бы точки зрения они не придерживались, с какой бы позиции: светской или религиозной не выступали - считают, что естественное право дано самой природой, корениться в самой природе вещей.
Концепция естественного права стоит на признании цивилизации, которые имеют приоритетное значение. Идеи справедливости, добра, прав и свобод человека являются теми ценностями, которые должны быть положены в основу существования общества и государства.
Естественное право выводится из свободы воли человека его разумной природы, из, цивилизованного способа существования в определенном сообществе. Причем человеку не даруются властью права и свободы они есть у него с рождения и никто из остальных людей по своей воле не может на них покусится. Поэтому господство в праве общих абстрактных принципов (свободы, справедливости, общего блага и т.д.) отличают естественный подход от всех других походов к праву.
Естественноправовой принцип в силу своей абсолютной ценностной сущности воплощает собой всеобщую абстракцию ценности, но не сводится к какой-то одной определенной ценности либо к какой-то конкретно определенной их совокупности. Абстракция безусловной и абсолютной ценности естественного права вообще, т.е. абстрактной идеи естественного права, остается здесь (на уровне универсального принципа, понятия и модели естественного права) совершенно не конкретизированной в виде определенных правообразующих ценностей, хотя вместе с тем ни одна из возможных таких ценностей и не отрицается.
То, что сторонники естественного права понимают под объективной сущностью права - это не сущность государственно установленного права, а версии права естественного, которому приписываются свойства фактически действующего правового явления.
В качестве некого вывода стоит отметить, что понятие о естественном праве, его условность возрастает с течением времени.






