Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Категория «психологизм» в теоретической и исторической поэтике

Ярославль

2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
  ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ «ПСИХОЛОГИЗМ» В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКЕ ………………………………………..….. 9
  § 1. Понятие «психологизм» в литературоведении: подходы к определению термина и проблемы………………………………..………. 9
  § 2. Формы, приемы и способы создания психологизма………..………..... 27
  ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. ЛИХАНОВА…... 45
  § 1. Художественная деталь как средство изображения внутреннего мира героев произведений А. А. Лиханова……………………………….............. 45
  § 2. Имя и безымянность героя как средство психологической характеристики героев А. А. Лиханова………………………………..……. 59
  § 3. Авторская позиция как средство изображения психологизма в произведениях А. А. Лиханова…………………………………………….. 78
  § 4. Стилевые особенности, раскрывающие мир героев А. А. Лиханова… 92
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…. 108
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 115
  ПРИЛОЖЕНИЕ………..……………………………………………………....  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема художественного психологизма, его истории и сущности, является одной из важнейших и интереснейших проблем в литературе XX в.

На современном этапе отечественной науки теория психологического анализа активно разрабатывается литературоведами, насчитывает десятки исследований, включает ряд концепций, но имеет незавершенный характер. Этим объясняются различия в определении термина и, соответственно, расхождения при выявлении и классификации форм, приемов и способов в конкретной практике текстуального анализа.

Данным вопросам посвящена первая глава настоящей работы.

Изучение категории психологизм невозможно без анализа существующей литературы по этой проблематике.

Особо следует отметить труды известных ученых: А. Б. Есина, А. А. Потебни, М. Б. Храпченко, В. В. Компанеец, Д. Н. Овсянико-Куликовского, Л. С. Выготского, Г. Н. Поспелова, И. В. Страхова, Л. Я. Гинзбурга, В. Е. Хализева, О. Н. Осмоловского и др.

Материалом для данной работы является роман Альберта Анатольевича Лиханова «Никто», а также повести «Обман», «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно». Данная работа посвящена анализу психологизма в указанных произведениях.

Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку творчество Лиханова в современном литературном процессе занимает особое и весьма заметное место. Писатель отличается тем, что не боится новаторских литературных приемов, разрабатывает новые темы, обращается к самым острым, животрепещущим проблемам. Что касается психологизма, то он играет важнейшую роль в творчестве Лиханова. Через психологизм автор раскрывает характеры своих героев – всегда яркие, уникальные, но вместе с тем, являющиеся отображением эпохи.

Степень разработанности проблемы. Творчество Лиханова лишь недавно стало предметом литературоведческого исследования. Произведения писателя неоднократно обсуждались в периодике 1970–80-х гг. Статьи о социально-нравственной проблематике рассказов и повестей Лиханова, а также очерки А. Андрианова, В. Свинникова, И. Стрелковой, представлявшие собой краткий обзор его творчества, как и научные статьи Т. Прохоровой, Т. Дмитрук, 3. Кривоусовой, Б. Ахундовой, Е. Посашковой, Л. Колесовой, Е. Островской, Т. Дмитрук выявляли лишь отдельные черты своеобразия его беллетристики.

В частности, это статья Т. Прохоровой «Притчевое начало в идейно-художественной структуре повести Лиханова «Голгофа» [51] отличается глубиной анализа и пониманием художественных особенностей творческой манеры Лиханова, которая названа автором самобытной, уникальной.

Статья Т. Дмитрук «Мотив бегства в произведениях А. Лиханова» [11] посвящена оригинальности воплощения писателем достаточно традиционного мотива и жанра детской литературы.

З. Кривоусова в своей статье «Повести А. Лиханова о военном детстве» [24] говорит о наличии циклообразующих признаков в повестях Лиханова.

Б. Ахундова полагает, что Лиханов показал удивительное авторское видение проблемы отношений «отцов» и «детей» в повестях «Обман», «Голгофа», «Благие намерения» и «Высшая мера» [2].

Е. Посашкова обратилась к такому вопросу, как жанрово-стилевая структура повестей Лиханова [45].

Л. Колесова полагает, что А. Лиханов является подлинным мастером художественной детали, что особенно ярко проявилось в повестях цикла «Русские мальчики» [22].

И. Мотяшову принадлежит книга «Альберт Лиханов: Очерк творчества», вышедшая в издательстве «Детская литература» в 1981 г. [36]. Критик рассматривает произведения прозаика в контексте детской литературы I960–80-х гг., акцентируя внимание на гражданской, нравственно-этической позиции автора в них.

В. Свинников в своей книге «"Из реки по имени Факт..." Критические заметки о документалистике» [54] охарактеризовал публицистику Лиханова в отдельной главе «Поэзия и проза документа», в которой он поддержал творческое отношение писателя к документу, позволяющее читателю ощутить дух эпохи, постичь характеры людей того или иного исторического времени.

В десяти кратких статьях сборника «Литературно-педагогические Лихановские чтения» [28] анализируется речевая организация художественных текстов Лиханова, предлагается методика развития интереса к чтению на примере его произведений.

Сборник «Поле жизни» [44] включает эмоциональный, публицистически заостренный рассказ писателя Вл. Бахревского о жизни и деятельности Лиханова и статьи педагогической направленности об отдельных произведениях «спасателя детства».

Биографический словарь «Писатели нашего детства» (2000 г.) [43] содержит небольшиую статью  И. Линковой, посвященную Лиханову.

Отдельная глава в учебном пособии «Русская литература для детей» под редакцией Т.Д. Полозовой (1998 г.) [53] посвящена творчеству писателя.  

Наконец, следует выделить диссертационное исследование Е. Федотовой «Герой и время в повестях А. Лиханова» [60]. В нем достаточно подробно рассказывается о творческом пути Лиханова, раскрываются многие важнейшие художественные особенности его творчества, проблематика.

Однако почти все исследования охватывают лишь какой-то один аспект или период творчества писателя, а рассматриваемые в данной работе произведения до сих пор не был подвергнут всестороннему анализу с точки зрения исследуемого в настоящей работе психологизма. Этим обусловлена актуальность настоящего исследования.

Гипотеза исследования: психологизму в романе Лиханова «Никто» и повестях «Обман», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой все равно» как единой системе средств и приемов художественной выразительности, писателем приданы уникальные черты, при помощи которых писатель добивается удивительно точного раскрытия образов каждого героя и проблематики произведения, его главной идеи.

Цель настоящего исследования: проанализировать особенности психологизма в рассматриваемых произведениях Лиханова. Этому посвящена вторая глава настоящей работы.

Данная цель реализуется выполнением следующих задач: 1) Изучить и систематизировать различные трактовки термина психологизм в литературоведении, выявить основные формы, приемы и способы создания психологизма; 2) Подобрать эпизоды из произведений Лиханова, в которых использованы приемы создания психологизма; 3) проанализировать особенности психологизма в произведениях Лиханова.

Объектом исследования является психологизм в романе Лиханова «Никто» и повестях «Обман», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой все равно». Предметом – своеобразие форм, приемов и способов его введения в данные произведения.

Методологическую базу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания: формально-логический, системно-структурный, сравнительный, метод сплошной выборки, классификации, описательный и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. В ходе исследования выявлены подходы к понятию психологизм, существующие в настоящее время в литературоведении, систематизированы формы, средства и приемы создания психологизма.

2. В ходе исследования выдвинута гипотеза: психологизму в романе Лиханова «Никто» и повестях «Обман», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой все равно» как единой системе средств и приемов художественной выразительности, писателем приданы уникальные черты, при помощи которых писатель добивается удивительно точного раскрытия образов каждого героя и проблематики произведения, его главной идеи.

3. Гипотеза была доказана посредством проведения выборочного анализа эпизодов в романе Лиханова «Никто» и повестях «Обман», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой все равно».

Было установлено, что:

– наиболее частой деталью психологического портрета персонажей Лиханова являются глаза, выражение которых передает контраст внешности и внутреннего состояния героя;

– Лиханов использует в своих произведениях прием психологического параллелизма. Обращает на себя внимание использование Лихановым для создания психологизма состояния природы в такое время суток как сумерки. Оно подчеркивает пограничное состояние психики героев, борьбу добра и зла в их душах, предчувствие серьезных изменений в судьбе;

– произведения Лиханова отмечены своеобразием отношений «имя-персонаж»: имя/прозвище/безымянность изменяется с течением времени в результате поступков героя, его нравственного выбора или при переходе из одной системы координат в другую. Автор, изменяя имя героя, манифестирует его одиночество, чувство непринадлежности обществу, в котором он вынужденно существует, ведь имя закрепляет в пространстве; посредством своеобразного «обезличивания» формируется образ персонажа-изгоя, покинувшего пределы «своего» пространства и оказавшегося неспособным адаптироваться к новой среде, «отколотого» от социума и ненужного ему, подчеркивается маргинальность героя; 

 

– основа авторской позиции при раскрытии внутреннего мира персонажей – это идея о мере ответственности взрослых за судьбу детей и свое поведение и праве детей судить о жизни и поступках родителей;

– Лиханов при раскрытии внутреннего мира героев использует в своих произведениях многочисленные сравнения, наиболее частотными из которых – зооморфные, поскольку для ребенка, чутко ощущающего свою связь с живой природой, окружающий мир населен различными существами, а сравнения с животными, птицами, насекомыми наиболее понятны;

– речевые особенности героев характеризуют их внутренний мир по принципу контраста: речь героев противопоставляется их внутреннему состоянию.

Научная значимость работы состоит в необходимости исследования психологизма в произведениях Лиханова.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее положения и вывода могут быть использованы при подготовке лекций, спецкурсов и проведении семинарских занятий по новейшей русской прозе, по детской литературе.

Структура исследования обусловлена целью и задачами.    

     Исследование включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список, а также методическое приложение. Во введении дается общая характеристика исследования, формулируются его цель, задачи, актуальность и т. д. Первая глава исследования посвящена анализу подходов к определению понятия «психологизм», его формах, приемах и способах его создания. Во второй главе проводится анализ особенностей психологизма в произведениях А. Лиханова «Никто», «Обман», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой все равно». В заключении изложены выводы по исследованию.


 

ГЛАВА 1

КАТЕГОРИЯ «ПСИХОЛОГИЗМ» В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКЕ



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рецидивная – болезнь Бриля-Цинссера | Понятие «психологизм» в литературоведении: подходы к определению термина и проблемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 430 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2068 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.