Сравнение содержания этапов традиционного урока и мастерской
М.Г. Сухомлина
Этапы | Традиционный урок | Мастерская |
1 | Организационный момент и опрос по учебному материалу, который был задан на дом | Выполнение задания, связанного с актуализацией знаний учащихся. Обогащение знаний с помощью задания, выполненного соседом. Корректировка и развитие знаний в процессе общения в четверках |
2 | Объяснение учителем нового материала | Выполнение индивидуального задания на обнаружение и фиксацию учащимися их знаний и субъектного опыта в связи с названием новой темы и (или) ее ключевыми словами (в объеме всей новой темы или ее отдельного фрагмента). Выполнение индивидуальных заданий по сопоставлению проявленных знаний и опыта с тем, что представлено в учебниках и других источниках информации. Обсуждение учащимися в четверках результатов этого сопоставления. При этом все члены группы поочередно представляют товарищам свои результаты и используют такие клише: «Я полагал, что…, но на самом деле…», «Мои представления о… пришлось несколько уточнить, так как…», «С тем, что написано в учебнике, нельзя согласиться, поскольку…», «То, что написано по поводу…, совпадает с моими представлениями, но…» и др. В беседах происходит уточнение тех или иных моментов содержания темы. Затем результаты работы каждая группа каким-либо образом предъявляет всему классу |
3 | Закрепление: обычно фронтальный опрос или решение задачи | Выполнение заданий на понимание сущности нового материала и (или) на его применение. Каждый ученик в четверках получает индивидуальное задание, которое, возможно, является частью общей работы по новой теме. Он его выполняет и затем объясняет суть и свои действия в четверке, причем так, чтобы готов был ответить по этому заданию каждый из учеников четверки. Затем группа каким-либо образом афиширует свою работу. Возможно, свою «афишу» вывешивает и учитель. Все ходят, обсуждают, выясняют, корректируют свои работы. Групповая или фронтальная рефлексия. Возможно выполнение контрольных заданий |
4 | Домашнее задание, обычно безальтернативное: параграфы и задачи | Предлагается много вариантов домашнего задания, учащиеся выбирают то, что соответствует степени усвоения ими новой темы, интересам и желаниям |
Технологическая карта
И.А. Мухина (6)
Технологические этап | Действия учителя | Действия учащихся |
Индукция – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения | – Нарисуйте познавательный объект. – Запишите вопросы (ассоциации и т.п.) | – Рисуют в тетрадях познавательный объект. – Составляют вопросы. |
Самоконструкция | – Запишите, все, что вы знаете об этом объекте (или определите признаки и т.п.) | Записывают все, что знают об этом объекте. |
Социоконструкция | Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием | Работают в парах по заданию |
Социализация | Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами. Предлагает дополнительные задания. | Работают в группах. Выполняют задания. |
Афиширование | Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления. | Представляют результаты. Задают друг другу вопросы. |
Разрыв | Фиксирует внимание на возникших познавательных противоречиях. Организует работу в группах с источником информации, позволяющим разрешить возникшие противоречия. | Осознают возникшие противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют знания. |
Рефлексия | Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности | Осуществляют рефлексию |
Из опыта работы
Мастерские построения знаний и творческого письма:
сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»
Мастерская Е.В. Долговой
Участники: учащиеся 5, 6 классов.
Цели мастерской:
- совершенствование у школьников умений и навыков построения текста-рассуждения;
- подготовка учащихся к самостоятельному рассуждению на заданную тему;
- развитие речи учащихся;
- формирование у детей культуры здорового образа жизни.
Оборудование, оформление: рабочие материалы, музыкальная композиция «Одинокий пастух» Э. Морриконе.
Ход занятия.
I. Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи»
Мастер: - Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь, можете присесть…
1. «Индукция»/ «наведение». Мастер: - В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение.
- И сегодня мы побываем в двух мастерских. Прочитаем вместе тему «Сочинение-рассуждение как тип речи».
- Как вы понимаете тему мастерской?
Учащиеся вспоминают структуру сочинения-рассуждения, фразы при построении тезиса, аргументов, вывода.
Мастер: - Действительно, мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение.
2. «Самоконструкция»
Мастер: - На какой вопрос отвечает тип речи рассуждение? Почему?
- Вспомните, как строится сочинение-рассуждение? (тезис, аргументы, вывод).
- Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое тезис, аргументы, вывод?
Выступление консультанта-языковеда из числа заранее подготовленных учащихся (Приложение 1).
3. «Социоконструкция»
Мастер:- Послушайте запись сочинения-рассуждения и обсудите в парах:
- В чём убеждён автор?
- Какие аргументы приводит автор? Насколько они убедительны?
- Как автор делает вывод?
4. «Социализация»
Мастер: - Объединитесь в четверки и составьте общую характеристику прослушанного текста.
5. «Афиширование»
Мастер: - Огласите результаты вашей групповой работы, используя следующий план:
- Какая фраза используется при построении тезиса?
- Какие вводные слова используются при построении аргументов?
- Какой переход использует автор, чтобы сделать вывод?
- Чем по содержанию отличается тезис от вывода?
Ученики высказывают свое мнение о средствах, используемых при написании текста-рассуждения.
6. «Разрыв»
Мастер: - Вспомним слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Вам поможет таблица «Средства частей рассуждения».
Ученики записывают новую информацию о средствах частей рассуждения в тетради.
7. «Рефлексия»
Мастер: - Первая мастерская завершена. Выскажите свои впечатления от нашей работы, начиная свое высказывание со слов: я вспомнил…; я понял…; я буду писать…; мне понравилось…
Учащиеся высказывают свои впечатления. Далее следует музыкальная пауза под классическую музыку.
II. Мастерская творческого письма «Проба пера»
Мастер: - И мы перемещаемся в мастерскую творческого письма «Проба пера».
1. «Индукция»/ «наведение»
Мастер: - Как вы думаете, что мы будем делать в мастерской «Проба пера»?
Ученики высказывают свои мнения, отталкиваясь в своих ответах от значения слов «перо», «доказательство», «точка зрения».
Мастер: - Я с вами полностью согласна, венцом мастерской должно стать созданное вами сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?»
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с темой сочинения?
- О каких двух главных понятиях идёт речь?
Ученики отвечают на вопросы.
2. «Самоконструкция»
Мастер: - Подберите и запишите в своих тетрадях эпитеты к словам: образ жизни; здоровье; спорт; бассейн; гимнастика; досуг.
- Но прежде обратимся к консультанту-языковеду: Что такое эпитет?
3. «Социоконструкция»
Мастер: - Обратимся к печатным материалам (Приложение 2). Прочитайте в парах и ответьте на вопросы:
- Какова тема текста?
- Какой тип речи?
- Как вы это поняли?
Ученики работают с текстом и ищут ответ на вопросы.
4. «Социализация»
Мастер: - А теперь попытаемся все вместе создать текст на тему «Нужно ли заниматься спортом?», используя средства связи частей, материалы вашей индивидуальной и парной работы. Каждая группа сочиняет свою часть общего текста: первая группа построит тезис (прямой ответ на вопрос); вторая группа обсудит и подберет аргументы в пользу спорта (три-четыре разных доказательства); третья группа построит вывод (не забудьте, чем он отличается от тезиса).
Ученики в группах составляют свои части текста-рассуждения.
5. «Афиширование»
Мастер: - А теперь по очереди прочитайте, что у вас получилось.
Ученики зачитывают результаты групповой работы.
6. «Разрыв»
Мастер: - Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».
- Но послушайте рекомендации языковедов в шуточном стихотворении и ответьте на вопрос: О чем они нам напоминают?
«Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет в небе голубом.
Еще люблю, когда холодные морозы
Покроют льдом, заледенят карниз,
Снежинки с неба падают, как слёзы,
На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами всё плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит» (3)
Учащиеся вспоминают, что не следует допускать тавтологии.
Мастер: - Обратимся за комментарием к консультанту-языковеду (Приложение 1).
7. «Самоконструкция»
Мастер: А теперь приступаем к собственному творческому письму. Запишите вид работы и тему сочинения-рассуждения.
Учащиеся пишут свой текст-рассуждение (включается музыкальное сопровождение).
8. «Афиширование»
Мастер: - Работа окончена. Заслушаем несколько работ.
Ученики из числа желающих зачитывают свои тексты.
Рефлексия
Мастер: - Выскажите свои впечатления от проделанной работы.
- Я надеюсь, что в скором будущем спорт для вас станет самовыражением.
- Домашнее задание: рассказ о любом виде спорта.
Список литературы:
1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. – М.: Первое сентября, 2009.
2. Музиянова Л.А. Творческие мастерские. – М.: Русский язык в школе, 2003.
3. Школьная риторика. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», ООО «С-инфо», 2006.
Приложение 1
Памятка «Комментарии консультанта-языковеда»
Тезис – это мысль, выказанная на определенную тему.
Аргументы – доказательства в подтверждение тезиса.
Вывод – вытекающие мысли из сочинения, понятие шире, чем тезис.
Эпитет (от греческого «приложение») – это слово, в основном прилагательное, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности.
Тавтология – повтор одного и того же слова в ближайших предложениях, использование похожих слов, которые ничего не прибавляют к сказанному, только портят впечатление от речи.
Приложение 2
СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВО
Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.
Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.
Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт это развлечение, равного которому нет.
Я думаю, что без спорта нельзя.
Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то жизнь была бы скучной.
Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать здоровым, сильным, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.
ПУТЬ К УСПЕХУ
Мастерская Н. В. Булдаковой.
(1, с. 127 – 131)
Многие из нас ждут, что вот-вот произойдет чудо: счастье возьмет да и нагрянет. А в руках у счастья будут волшебные помощники — молодильные яблоки, и мы переродимся, станем энергичней, веселее, бодрее, жизнерадостнее. Мы ждем, что пролетит мимо Синяя птица, одарит своим пером, и озарится наша жизнь новым светом, и расцветут сразу наши таланты, засверкают новыми гранями наши способности... Неплохо было бы, если бы птица подбросила сапоги-скороходы, чтоб стремительно несли они нас по жизни, чтоб смогли мы успеть сделать все, что задумали, для чего родились. И как было бы здорово держать в домашнем аквариуме золотую рыбку... Добрые помощники, как нам кажется, живут где-то далеко, вне нас, в особом сказочном мире.
Данная мастерская – очередная попытка осмысления того, что жизненный успех – не отдаленная, призрачная цель, не внезапное счастливое стечение обстоятельств, а результат позитивного программирования своей жизни, еженедельный, кропотливый труд, умение использовать свой творческий потенциал.
1. Нарисуйте «успех».
Каким вы его себе представляете? Напишите под рисунком слово, которое ассоциируется у вас с понятием «успех». Покажите свои рисунки друг другу. Сделайте общий групповой рисунок.
После этого происходит афиширование рисунков в группах.
2. Вспомните самый удачный, самый счастливый день в своей жизни.
День, когда вам здорово везло, когда состоялось событие, которого вы долго ждали. Разделите выданные вам листочки на две половинки. В левой части напишите:
– какие чувства вы испытывали в тот день;
– как относились к себе, к людям, миру;
– на что готовы были в тот день;
– каким одним словом вы назвали бы себя тогда.
3. К сожалению, в жизни бывают и другие дни, дни горьких поражений, разочарований, обид, когда рушатся планы, когда появляются, казалось бы, неразрешимые проблемы. В правой части листка напишите:
– ваши мысли, чувства того дня;
– кого винили вы в своих бедах;
– какой краской нарисовали бы тот день;
– от чего или кого остался на душе горький осадок;
– каким словом вы назвали бы себя в тот день. Поделитесь своими мыслями, размышлениями с ребятами в группе. Представьте общегрупповой «счастливый» и «неудачный» день.
Нам часто кажется, что кто-то или что-то мешает нам быть счастливыми «здесь и сейчас», что на пути к нашему жизненному успеху лежат непреодолимые препятствия, что путь к Успеху труден и тернист.
4. Нарисуйте «полосу препятствий».
Что возникает на пути человека к Успеху, мешает ему двигаться легко и свободно, цепляет, ловит, заставляет возвращаться к исходной точке вновь и вновь? Изобразите «врагов» жизненного Успеха.
На доске постепенно появляются листы участников мастерской, изображающие «успех» и «полосы препятствий».
Нас всегда бросает из крайности в крайность. То нам везет, то не везет. То день ослепительно ярок, то так мрачен, что кажется, лучше бы и вообще не родиться. То белая полоса в жизни, то черная. А можно ли сделать так, чтоб была только белая, чтоб пролился какой-нибудь дождь небесной благодати и сделал бы тебя счастливым, перерожденным, чтоб волшебный дождь пролился и на окружающих людей и стали они удачливыми, счастливыми, и кончились бы тогда все беды и напасти?
5. Как вы думаете, можно ли человека научить быть счастливым?
Если бы в нашем городе открылась новая школа, «Школа жизненного успеха», то
– какие были бы предметы в расписании (чему учили бы?);
– какие учителя работали бы в этой школе (кто учил бы?);
– какие бы у них были имена, фамилии;
– в каком уголке города была бы построена такая школа;
– какие были бы в ней кабинеты;
– каким цветом были бы окрашены стены, потолки, парты;
– каким был бы выпускник этой школы?
6. Создайте образ выпускника «Школы жизненного успеха».
Покажите жест, взгляд и позу успеха. Как вы думаете, каким должно быть любимое выражение выпускника, каков должен быть его жизненный девиз?
7. А теперь от образа успешного, счастливого человека перейдем к образу неудачника.
Ярким примером такого типа людей является, наверное, герой
А.С. Пушкина – старик из «Сказки о рыбаке и рыбке». Считается, что сказка эта – притча о жадности. Но есть в этой сказке и другой мотив. Счастье в образе рыбки плыло человеку в руки несколько раз. Но человек не смог воспользоваться услугами доброго помощника, в результате он остался у разбитого корыта. Почему?
Вспомните, что просил старик у золотой рыбки? Может, ему следовало бы просить рыбку о чем-то другом? Какова, на ваш взгляд, мораль этой сказки?
В группах идет обсуждение.
8. Как всегда, самое важное мы заносим в опорный конспект.
Сегодня он в виде бабочки «Формула успеха». Как вы думаете, почему именно бабочки?
Это изящное, красивое, свободное, легкое на подъем существо. Оно живет недолго, но украшает собою мир. Как легко и бережно бабочка прикасается ко всему, что встречается на ее пути! Бабочка – украшение в мире природы, ее необходимый элемент, как и каждый из нас в бесконечной цепи человеческих судеб.
У каждого человека должны быть крылья Успеха, несущие его по жизни и помогающие преодолевать препятствия.
Как вы думаете, из чего должны быть сотканы эти крылья?
Из качеств характера, душевных свойств человека, характеристик его внутреннего мира.
Заполните конспект, подписав на крыльях бабочки качества, которые помогут, с вашей точки зрения, добиться жизненного успеха.
Оптимизм, желание добиться успеха, трудолюбие, терпение, вера в свои силы...
9. Звучит музыкальный фрагмент:
Счастье вдруг в тишине постучалось в двери. Неужель, ты ко мне?! Верю и не верю. Падал снег, плыл рассвет, осень моросила. Столько лет, столько лет где тебя носило?!
Вспомните волшебные сказки и перечислите известных вам волшебных «помощников счастья». Поделитесь своими мыслями с другими (перечисляются молодильные яблоки, сапоги-скороходы, конек-горбунок и т. п.).
Это все внешние добрые помощники.
Но, если подумать, они живут внутри нас. Напишите, что внутри нас соответствует следующим «помощникам счастья»:
Яблоки –... Жар-птица –... Сапоги-скороходы –... Золотая рыбка –...
Поделитесь своими находками. Учитель может закончить предложения, исходя из своего представления об этом:
Яблоки – наша внутренняя способность к возрождению.
Жар-птица – полет наших мыслей, фантазии, разнообразие наших чувств, эмоций.
Сапоги-скороходы – наше стремление пройти свой путь.
Золотая рыбка – желание чувствовать себя в окружающем мире как рыба в воде.
Представьте, что на ваших столах стоят шкатулки.
В этих шкатулках лежат сокровища: россыпи чужих мыслей, раздумий по поводу обретения внутренней силы, способной привести человека к жизненному успеху.
Прочитайте высказывания различных людей о счастье, удаче, успехе (подбираются учителем в большом количестве для обеспечения свободного выбора).
Выберите 2-3, которые, как вам кажется, являются самыми точными в определении этих понятий.
Напишите понравившиеся высказывания или фрагменты из них о 2-3 «добрых помощниках».
Возьмите их себе на память.
Врачи утверждают, что все мы, живущие в XXI веке, чуть-чуть больны: стрессы, перегрузки. К сожалению, не придумано еще чудодейственное средство, которое мгновенно излечило бы душу, вмиг сделало бы человека счастливым. Давайте напишем друг другу добрые пожелания-лекарства, пусть в трудную минуту они помогут нам, вновь вернут веру, надежду, любовь.
В завершение мастерской все ее участники читают написанные советы и дарят их друг другу.
10. Рефлексия. Что оказалось для вас в сегодняшнем занятии самым ценным?
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В какой стране была впервые использована технология «Педагогические мастерские»:
А. США
Б. Россия
В. Франция
2. Идеи какого психолога были использованы при разработке технологии «Педагогические мастерские»:
А. З. Фрейд
Б. Ж. Пиаже
В. Л. Колберг
3. К какой группе педагогических технологий относится технология «Педагогические мастерские»:
А. Продуктивные технологии
Б. Личностно-ориентированные технологии
В. Технологии открытого образования
4. С какого времени технология «Педагогические мастерские» используется в России:
А. С начала 90-х годов 20 века
Б. С конца 90-х годов 20 века
В. С середины 80-х годов 20 века
5. Сколько этапов включает алгоритм технологии «Педагогические мастерские»:
А. 6 этапов
Б. 7 этапов
В. 5 этапов
6. Какую позицию должен занимать учитель на занятии, построенном по технологии «Педагогические мастерские»:
А. Обеспечивает передачу новой информации
Б. Консультирует учащихся при выполнении практических заданий
В. Обеспечивает педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности ученика
7. На каком этапе мастерской предполагается официальное оценивание результатов работы учащихся:
А. На этапе афиширования
Б. На этапе социализации
В. Официальное оценивание в мастерской не проводится ни на одном этапе
8. На каком этапе мастерской предполагается получение учениками новой информации по исследуемой проблеме:
А. На этапе социализации
Б. На этапе разрыва
В. На этапе рефлексии
9. Выберите правильную логическую последовательность сочетания видов деятельности учащихся в мастерской:
А. Работа в микрогруппе – работа в паре – работа индивидуально
Б. Работа в паре – работа индивидуально – работа в микрогруппе
В. Работа индивидуально – работа в паре – работа в микрогруппе
10. Выберите верное утверждение:
А. В технологии «Педагогические мастерские» проблему для исследования и творческой разработки определяет для учеников мастер с учетом их индивидуальных и личностных особенностей
Б. В технологии «Педагогические мастерские» общую проблему для исследования определяют совместно мастер и ученики, проявляя свои индивидуальные и личностные особенности
В. В технологии «Педагогические мастерские» проблему для исследования определяет для себя каждый ученик, с учетом индивидуальных и личностных особенностей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Базовый уровень:
1. Напишите эссе на тему «Отличия занятия, построенного по технологии «Педагогические мастерские», от традиционного урока», используя в качестве примеров материалы для практических заданий и из опыта работы.
Повышенный уровень:
1. Используя материалы для практических заданий и из опыта работы, заполните таблицу «Технологические приемы, используемые в мастерской»:
Название этапа мастерской | Используемые на этапе приемы | Примеры реализации приемов на занятиях |
2. Используя материалы для практических заданий 2, разработайте мастерскую определенного типа по выбранной самостоятельно теме.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Галицких, Е.О. От сердца к сердцу [Текст]. – СПб., 2003. – 157 с.
2. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст]. – Мурманск, 1997. – 221 с.
3. Мысли о новом образовании [Текст] / М. Дюком, П. Колен,
А. Дюни и др. // Педагогические мастерские. Франция – Россия. – М.: Новая школа, 1997. – С. 21-24.
4. Окунев, А.А. Как учить не уча [Текст]. – СПб., 1996. – 445 с.
5. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта [Текст] / под ред. Беловой Н.И., Заряновой В.Ф. – Выпуск 1. – СПб., 1995. – 136 с.
6. Педагогические мастерские по литературе [Текст] / под ред.
А.Н. Сиваковой. – СПб., 2000. – 352 с.
7. Педагогические мастерские: теория и практика [Текст] / сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. – СПб., 1998. – 312 с.
8. Педагогические мастерские: «Франция – Россия» / под ред. к.ф.н. Э.С. Соколовой. – М., 1997. – 129 с.
9. Харисова, И.Г. Педагогическая мастерская как средство развития творческих способностей школьников [Текст] //Новые педагогические технологии в современной школе. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. – С. 8 – 16.
10. Харисова, И.Г. Технология «Педагогические мастерские [Текст] // Л.В. Байбородова, А.Б. Соколов, М.С. Корнеева. Изучение истории средней школе: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. С. 138 – 148.
Глава 12. Технология «Образ и мысль»
12.1. Идеи технологии «Образ и мысль»
Технология «Образ и мысль» разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов г. Санкт-Петербурга в начале 90-х годов XX века. Данная технология является российским вариантом американской п рограммы «Стратегия визуального мышления», основанной на теории стадий эстетического развития американского психолога Абигаль Хаузен. Упомянутая программа зародилась в нью-йоркском Музее современного искусства. На основе наблюдения за посетителями музея и бесед с ними А. Хаузен, используя метод эстетического интервьюирования, выделила пять стадий эстетического развития: первая стадия – стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, восприятие предельно эгоцентрично, картина оценивается на уровне «нравится – не нравится»); вторая стадия – «конструктивная» (зритель требует от картины фотографической точности, копирования); третья стадия – «классифицирование» (качество картины определяется именем автора или принадлежностью к определенному стилю или направлению в искусстве); четвертая стадия – «интерпретативная» (интуитивное восприятие зрителя, его субъективное мнение); пятая стадия – «рекреативная» (предполагает анализ картины с различных точек зрения, нахождение в ней множества разноречивых смыслов). По мнению А. Хаузен, выделяемые стадии не носят иерархический характер, а дети находятся на первой или второй стадии эстетического развития.
Кроме упомянутой теории, разработчики технологии «Образ и мысль» Л.М. Ванюшкина, А.А. Соколова, Л.Ю. Копылов использовали идеи, высказанные в психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. В первую очередь технология предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель технологии: формирование и развитие личности ребенка в процессе организации его рефлексивной деятельности по выявлению индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства и памятников культуры.
Результат технологии: на основе реализации образовательного эффекта процесса общения с произведениями искусства у ребенка развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы личности, формируется творческое и логическое мышление, проявляются воображение и фантазия, а также чувство толерантности, терпимости к мнению других людей, совершенствуются коммуникативные компетенции.
В основе технологии заложены следующие идеи:
1. Процесс общения с искусством рассматривается как универсальная образовательная технология, воздействующая на личность ребенка и побуждающая ее к изменениям.
2. Использование личностно-ориентированных методик (группового взаимодействия, арт-терапии, развития креативного мышления), создание для каждого ребенка наиболее благоприятных условий развития.
3. Развивающая на занятии ситуация должна носить проблемный характер.
4. Инициирование творческой активности (на первом плане - попытка ребёнка сформировать индивидуальный взгляд на обсуждаемые проблемы).
5. Исключение оценивания в любой форме содержания высказанных на занятии мнений.
6. На занятии не предлагаются готовые знания, они добываются ребенком самостоятельно в процессе диалога со своими сверстниками и педагогом.
7. Обеспечение единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства ребенка.
8. Интерактивный характер занятий, проводимых с использованием технологии «Образ и мысль».
9. Фасилитированный (направленный) характер обсуждения, предполагающий наличие следующих компонентов: группа, ведущий (лидер), стимул (тема), стратегия (порядок работы), результат.
10. Основу технологии «Образ и мысль» составляет система вопросов открытого типа для организации группового обсуждения.
11. Стратегия вопросов:
1. Кто, что? Объект.
2. Когда? Время.
3. Где? Пространство.
4. Как? Образ действия.
5. Зачем? Установление причинно-следственных связей.
12. Технология может быть использована в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.
Принципы технологии
При построении занятия на основе технологии «Образ и мысль» следует учитывать следующие принципы:
1. Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции.
2. Содержание материала должно быть интересным педагогу и детям.
3. Педагог не высказывает напрямую своего мнения по поводу рассматриваемых вопросов.
4. Обсуждение касается не только того, что фактически изображено на картине, но и того, что на ней происходит и почему.
5. Внимание к эмоциям, которые вызывает изображенное на картине.
6. Основные формы взаимодействия на занятии – диалог и полилог.
7. Оптимальный состав группы, с которой проводится занятие – от 6 до 12 человек.
8. После каждого завершенного ответа педагог делает перифраз, излагая содержание ответов детей в грамматически правильной форме, точно отражающей смысл сказанного, с указанием авторства высказывания.
9. В рамках одного занятия рассматривается не более двух произведений.
10. Сюжеты обсуждаемых картин не должны касаться религиозной и военной тематики.
11. В начале занятия педагогом и детьми совместно определяются правила обсуждения: выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его; вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами; помогать, если возникнут проблемы.
12. Рассматриваемые на занятии произведения искусства не должны быть ранее известны детям.
13. На занятии детям не дается информация искусствоведческого характера, не объявляется точное название картины и фамилия художника.
14. Педагог выступает в роли фасилитатора, тьютора, не дает информации, не навязывает своего мнения, не высказывает оценок.
15. В процессе обсуждения педагог называет каждого ребенка по имени и повторяет ответ каждого ребенка («Маша считает, что … Кто выскажется еще?»).
16. Обеспечение возможности для каждого ребенка свободно высказать свое мнение.