После характеристики новой главы учитель знакомит школьников с темой и планом урока, предлагает выбрать для индивидуальной работы одно из предложенных познавательных заданий.
Можно предложить учащимся вспомнить проявления основных черт традиционного общества в Японии XVI—XVIII вв. Как правило, восьмиклассники называют такие черты, как наличие сословного строя, существование деревенской общины, огромная роль политической власти (государства) в обществе, личное бесправие подданных (отсутствие правовых норм), огромное влияние религии и древних традиций, обожествляющих верховную власть, регламентирующих жизнь человека и диктующих стиль жизни.
Учитель предлагает учащимся поразмышлять над вопросом: чем было вызвано «закрытие» Японии в 30‑е гг. XVII в.? При обсуждении этого сюжета следует обратить внимание на то, что изоляция Японии от внешнего мира была предпринята прежде всего для сохранения древних традиций, эту же цель преследовало и запрещение христианства.
Начиная рассказ о насильственном «открытии» Японии, учитель может предложить учащимся подумать, какие причины лежали в основе этого процесса. В ответах школьников должно прозвучать понимание важности стратегического положения Японии. Страна представляла интерес для США как перевалочная база для американских судов, плавающих в северных водах Тихого океана, как удобный плацдарм для укрепления американских позиций на Дальнем Востоке, и прежде всего в Китае, где экономически господствовала Великобритания. А Китай с его 300‑миллионным населением волновал американских и европейских предпринимателей как рынок с неограниченными возможностями для производимой на Западе продукции.
Следующие вопросы раскрываются в пределах учебника, но, давая оценку аграрной реформе, внесшей огромный вклад в развитие японского капитализма, учитель подчеркивает, что она обеспечила, хотя бы частично, необходимый для индустриализации страны капитал. Реформы открыли широкий простор для частнопредпринимательской деятельности, юридически защищенной и поддерживаемой властями.
Реформы 70-х гг. привели к изменениям в обществе. Частные предприниматели города и деревни, купцы, банкиры — все сторонники новых методов ведения хозяйства — требовали для улучшения условий своей деятельности новых преобразований, теперь уже в политической жизни. В 80‑е гг. в стране развернулось широкое движение за конституцию (его участники названы выше). Правительство пообещало в 1890 г. ввести конституцию, для чего в Европу и США была послана специальная миссия, которой следовало ознакомиться с соответствующими законодательными нормами и государственными учреждениями за рубежом и выбрать наиболее подходящие из них для Японии. Миссия остановила свой выбор на прусском варианте Бисмарка, так как Германия конца XIX в. по многим параметрам была сопоставима с Японией.
В избрании нижней палаты парламента принял участие только 1% населения страны, но это можно считать нормой для общества, еще не подготовленного к активной политической жизни.
Следует объяснить восьмиклассникам, что наибольшую выгоду от некоторой демократизации общества получила молодая японская буржуазия. Крайне быстрые темпы модернизации традиционного общества в социальной, экономической и политической сферах оплачивались страданиями простых людей — крестьян, лишавшихся земли и уходивших на заработки в город, рабочих, попавших в полную зависимость от предпринимателей. Рабочий день продолжался 12—14 часов, применяли и физические наказания. Такова была цена модернизации. Но Япония быстро прошла путь «дикого» капитализма, и этому способствовали не только создавшиеся профсоюзы, но и старые патерналистские традиции, идущие от конфуцианства. Патернализм — опека старшего по отношению к младшим, подопечным. Японские предприниматели стремились налаживать контакты со своими рабочими на началах сотрудничества труда и капитала.
Вопрос о внешней политике рассматривается в пределах учебника. Однако есть смысл уделить внимание проблеме развития в японском обществе националистической идеологии, что было характерно для многих государств конца XIX — начала XX в. В 1903 г. японский общественный деятель Сакаи Косэн писал: «Если японцы страдают от расовых предрассудков белых, то для восстановления справедливости им в первую очередь следует отбросить свои собственные предрассудки и внедрить на своей японской земле чистые идеи подлинного расового братства. Однако нынешние японцы, с одной стороны, возмущаются пренебрежением к ним европейцев и американцев, а с другой — способны насмехаться над китайцами и унижать корейцев».
Подводя итоги беседе, в которой школьники предлагают свои варианты решения познавательных задач, учитель говорит:
«Япония — единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX в. достиг уровня ведущих европейских держав. В чем же заключается разгадка этого исключительного явления? Во-первых, даже в период «закрытия» страны власть не отторгала все иноземное. Напротив, привыкнув перенимать все полезное для собственного развития, государство продолжало следовать этой традиции. Воспитанная веками склонность к полезным заимствованиям извне привела к тому, что в Японии еще после «первого закрытия» (в XVII в.) продолжались контакты с голландцами. От них в страну поступали достижения западной науки и техники.
Во-вторых, островное положение Японии придавало особую роль торговле и мореплаванию. И хотя купцы принадлежали к самому низшему сословию, в их услугах нуждались могущественные князья, которые предоставляли своим городам и торговому люду льготы. Торговля и мореплавание были частным предпринимательством (государство этим не занималось). Именно через торговцев осуществлялись связи с внешним миром. Это поддерживали князья. Таким образом, японские торговцы и покровительствующие им князья способствовали развитию частнопредпринимательской деятельности.
В-третьих, в Японии власть находилась в руках военных (система сёгуната). Функции чиновников в стране выполняли самураи, верные рыцарскому кодексу чести (бусидо). В Японии не сложилось государство со всеобъемлющим контролем над населением. В результате после революции Мэйдзи молодое государство не было обременено непосильным грузом традиций и бюрократизма со свойственными последнему косностью и коррупцией. Это открывало путь для полезных заимствований, включая и европейскую модель конституционной монархии.
В-четвертых, Япония в силу скудных природных ресурсов была менее привлекательна для колонизаторов, чем Китай или Индия. Позиции европейских государств в экономике Японии были менее сильны, чем в указанных странах. Поэтому преобразования в стране, ломка традиционной структуры осуществлялись не колонизаторами, а молодым государством, взявшим за образец европейские страны. При этом не следует забывать, что молодое государство не опиралось на старые традиции, так как в прошлом им управляли сегуны. Вернувшийся к власти император (не случайно эти события еще называются «реставрация Мэйдзи») был ориентирован на разрыв со старой государственностью, на заимствования с Запада. Главными функциями японского государства стали функции политические, т. е. осуществление той политики, в которой были заинтересованы господствующие классы и социальные слои новой Японии.
В-пятых, агрессивная внешняя политика Японии требовала активной модернизации экономики и общества. В дальнейшем Япония демонстрировала не только свои экономические успехи, но и старую, чуть ли не средневековую по жестокости воинскую традицию, нормы которой предусматривали безжалостное уничтожение не только побежденных воинов, но и гражданского населения в завоеванных странах».
Заключительная часть урока может оказаться сложной для части школьников, поэтому обобщение учителя рекомендуем сопровождать записью на классной доске или в тетрадях по истории. На следующем уроке учащиеся будут сравнивать Японию и Китай в конце XIX в.
УРОК 29. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Китай: сопротивление реформам 1. «Открытие» Китая. Опиумные войны и их последствия. 2. Движение тайпинов. 3. Курс на политику самоусиления. 4. Раздираемый на части Китай. 5. «100 дней» реформ и их последствия. 6. Восстание ихэтуаней и «новая политика» Цыси. Возможная личностно значимая проблема: преданность национальным традициям, гордость за достижения в области национальной культуры и философских учений не должны исключать возможности использования достижений в области науки и техники других стран. Убеждение в собственной исключительности и основанное на этом презрение к другим народам и их культуре становится в конечном счете источником научной и технической отсталости, рождает неспособность к проведению необходимых преобразований, ослабляет государство |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся узнают, что во второй половине XIX в. европейские страны делят Китай на сферы влияния; опасность превращения в колонию заставляет прогрессивные круги Китая искать пути к модернизации страны, но основная масса населения была не готова порвать с традиционным укладом жизни и встать на путь реформ; китайское общество, в основе которого лежало конфуцианство, не воспринимало то, что не соответствовало древним традициям; государство не смогло поставить страну на рельсы модернизации, и Китай превратился в полуколонию западных индустриальных держав |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные задания: 1. Ученые считают, что первая опиумная война и «открытие» Китая для расширения сфер европейского влияния означали вступление огромной империи в новый этап ее существования. Как вы думаете, чем вызвана такая точка зрения? 2. Подумайте, какими причинами было вызвано движение тайпинов, и укажите те цели этого движения, которые являлись традиционными для всех крестьянских восстаний в Китае. 3. Как вы считаете, почему курс на политику самоусиления в Китае, проводимый в то же время, что и реформы Мэйдзи, не привел к таким же результатам, которых достигла Япония? 4. Согласны ли вы с тем, что цели восстаний ихэтуаней и тайпинов существенно различались? Как вы думаете, почему стал возможен временный союз ихэтуаней с властями и почему он не привел к победе? 5. Объясните, почему в отличие от Японии Китай не смог встать на рельсы модернизации? Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии. Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ («Открытие» Китая. Опиумные войны и их последствия; Движение тайпинов; Восстание ихэтуаней); образное повествование (Курс на политику самоусиления), аналитическое описание (Раздираемый на части Китай; «100 дней» реформ и их последствия; «Новая политика» Цыси) |
Развитие умений учащихся | Учатся использовать межкурсовые и внутрикурсовые связи; делать сравнительный анализ; излагать свои идеи и приводить убедительные доказательства; делать сообщения; вести диалог и участвовать в дискуссии; предъявлять результаты решения познавательных заданий и обсуждать различные варианты возможных личностно значимых проблем |
Основные понятия и термины | Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 28. Рабочая тетрадь. Карты: «Национально-освободительная борьба народов зарубежной Азии в конце XIX — начале XX в.», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 585—590; В. И. Семашев. Из жизни императрицы Цыси. — М., 1979; Синь Лу. Подлинная история А Кью. — М., 1959 |