На уроке посвященном истории стран Латинской Америки в XIX — начале XX в. школьники не только знакомятся с новым историческим материалом, но и готовятся к итоговому обобщению по теме «Две Америки». Задача учителя заключается еще и в том, чтобы восьмиклассники, знакомясь с историей Латинской Америки, проводили сравнительный анализ североамериканского и латиноамериканского обществ.
Урок начинается с повторения ранее изученного (см. учебник), затем учитель знакомит класс с темой и планом урока, познавательными задачами и напоминает, что после изучения истории стран Латинской Америки им предстоит подвести итоги изучения темы «Две Америки», объяснить, почему развитие государств в Северной и Южной Америке пошло столь разными путями.
Вспомнив в ходе беседы о причинах, которые привели к подъему освободительного движения в испанских и португальских колониях в Латинской Америке, учитель переходит к рассказу об их борьбе за независимость (см. учебник).
Во время изучения этого вопроса вполне уместно провести небольшую лабораторную работу, в результате которой школьники смогут убедиться в том, какое влияние на освободительное движение латиноамериканцев оказали идеи Просвещения и Великой французской революции.
Симон Боливар. Речь на открытии
Конгресса Венесуэлы (1819)
(Извлечение)
...Бессменное пребывание у власти одного и того же лица знаменовало конец Демократических Правлений. Регулярно осуществляемые выборы являются основой народных режимов, ибо ничто не таит в себе столько опасностей, как длительное пользование властью одним и тем же Гражданином. Народ привыкает ему повиноваться, а он привыкает повелевать, что порождает узурпацию и тиранию...
...Будучи рьяной поборницей всего самого полезного, самого справедливого... Венесуэла, отделившись от Испании, завоевала свою Независимость, свою Свободу, свое Равенство, свой национальный Суверенитет. Утвердившись в качестве Демократической Республики, она покончила с монархией, социальными различиями... привилегиями, провозгласила права Человека, Свободу действия, мысли, устного и письменного слова...
...Природа награждает людей неодинаково, если иметь в виду ум, темперамент, силу и характер. Законы исправляют это различие, предоставляя индивидууму место в обществе, чтобы образование, ремесло, искусство, служба и умение дали бы ему подлинное равенство, называемое политическим и социальным.
Вопросы к документу: идеи каких мыслителей и какие документы повлияли на формирование мировоззрения Симона Боливара? Сформулируйте его политические идеалы.
Рассмотрев итоги и значение освободительных войн, учитель указывает, что достижение национальной независимости не решало всех проблем.
После завоевания независимости страны Латинской Америки еще долго оставались на обочине мировой истории. В то время как в США в середине XIX в. бурно шел процесс промышленного переворота, развивался «свободный капитализм», государства Латинской Америки только вступали на этот путь. Что же мешало им встать на путь модернизации?
После окончания войн за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Наступил период политической нестабильности, выражавшийся в бесконечных государственных переворотах, сменах правительств, войнах, диктаторских режимах.
После войны за независимость прежние колонии дробились на многие территории, процесс создания единых национальных государств шел мучительно долго. Ростки демократии с трудом пробивались через толщу господствовавших традиционных отношений. Даже принятие конституций и создание парламентов не означало каких-либо гарантий прав для латиноамериканцев.
Развитие стран тормозилось господством крупных земельных собственников, сосредоточивших в своих руках экономическое и политическое могущество. Почти до конца XIX в. в таких странах, как Бразилия и Куба, сохранялось рабство, ставшее со второй половины века экономически невыгодным.
Развитию внутреннего рынка государств мешала крайняя бедность большинства населения. Их нищета и бесправие постоянно порождали политическую нестабильность: восстания крестьян, выступления рабочих, революции.
Медленно и болезненно преодолевались эти препятствия. Огромные усилия пришлось приложить латиноамериканцам, чтобы покончить с изоляцией континента.
С конца XIX в. страны Латинской Америки стали испытывать сильное давление со стороны своего северного соседа — США, проявлявшееся в экономическом, политическом и военном вмешательстве в их внутренние дела.
Последующие вопросы раскрываются в пределах учебника. Рассказ о развитии хозяйственной жизни можно дополнить сообщением о производстве каучука в Бразилии.
Производство каучука давало огромные прибыли владельцам плантаций. Работники надрезали кору деревьев и собирали в чаши выступавший сок. Затем брали стержень и вращали его над костром, поливая этим соком, пока не получался каучуковый шар весом в 30—40 кг. Шары эти сдавали хозяину, который расплачивался не столько деньгами, сколько товарами, нужными сборщику для работы в лесу в следующем сезоне. Как правило, сборщик каучука еще оставался в долгу у хозяина и не мог погасить его в течение всей жизни. Свидетельством «каучукового бума» стал расцвет г. Манауса. На рубеже XIX—XX вв. Манаус был красивым современным городом с великолепным зданием оперного театра, мощеными улицами, по которым ходили трамваи, с громадным зданием таможни, построенным по образцу шотландской таможни (камни, из которых построили здание, тоже были привезены из Шотландии).
При наличии времени можно рассказать о движении протеста в Латинской Америке. Определенный интерес представляет для учащихся движение вакейро (пастухов) в Бразилии.
Одним из наиболее ожесточенных выступлений против бесправия, безземелья, нищеты и кабальных условий труда стало выступление вакейро в Бразилии в 90‑е гг. XIX в.
Еще в период империи в провинции Баия среди простого люда стал популярен некто Антониу, объявивший себя посланцем Бога. Издалека приходили к нему угнетенные и обиженные за утешением. Его и прозвали в народе «Конселейру», что значит утешитель, советчик. В проповедях Антониу объяснял собравшимся, что мир погряз в грехах, что государственные законы несправедливы, католическая церковь превратилась в орудие сатаны, а частная собственность противоестественна. Учение Конселейру напоминает другие примеры крестьянских ересей.
Центром движения стало небольшое селение Канудос, где жил проповедник и куда к нему стали стекаться его последователи. В короткое время оно превратилось в оживленный город. Его жители строили для себя дома, возводили укрепления, а на центральной площади выстроили церковь. Так возникла община, строившая свою жизнь на принципах общности земли, совместного труда, обязанности работать, равенства всех членов коллектива. Каждый получал часть того, что создавалось общим трудом. Вступавший в общину отдавал все, что имел. Существование такой общины вызвало испуг у помещиков провинции, и они обратились за помощью к властям. Так в 1896 г. началась настоящая война сторонников Конселейру с государством. Первые попытки правительственных войск овладеть Канудосом завершились поражением. В селении не хватало еды, оружия, патронов, находилось много женщин и детей, но военные действия его защитники вели с неослабевающим упорством, проявляя чудеса храбрости. Сам Конселейру умер от ран, но его ученики еще долго защищали Канудос. Только осенью 1897 г., когда пали последние защитники, селение было захвачено.
«Итак, на каком же языке говорят латиноамериканцы?» — спрашивает учитель. И подводит итог: «На рубеже XIX—XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн кв. км проживало 60 млн человек (в 1820 г. — 20 млн). Здесь существовало 20 независимых государств. Последняя испанская колония — Куба — добилась независимости в 1898 г. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии — на португальском, в Гаити — на французском».
Последний вопрос плана рассматривается в рамках учебника. Учащиеся предлагают свои варианты решения познавательных заданий, в том числе и ответ на вопрос, чем объясняются различия в развитии США и государств Латинской Америки.
Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.:
НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА (4 ч)
В этой главе речь пойдет о странах Востока: Японии, Китае, Индии и Африке. Школьникам следует напомнить, что понятие «Восток» применяется условно. Оно подразумевает почти весь неевропейский мир, исключая те страны и регионы, которые были заселены выходцами из Европы (США, Канада, Южная Америка, Австралия).
Изучая историю Средневековья и раннего Нового времени, школьники познакомились с некоторыми специфическими чертами восточных обществ. Изучение истории XIX в. — истории колониальных захватов промышленного капитализма — позволяет актуализировать межкурсовые связи, углубить понимание особенностей развития Востока, понять, почему Восток оказался неподготовленным к натиску индустриальных стран Запада.
Тема дает возможность увидеть влияние религии на формирование ментальности людей и развитие общества.
Науку давно интересовали вопросы, почему в обществах, где ранее всего возникли очаги мировой цивилизации, не удалось самостоятельно, без вмешательства европейцев, разрушить старые докапиталистические общественные и экономические структуры. Немецкий философ Гегель противопоставлял динамизму Европы «консервативную стабильность» Востока. Восток менялся крайне медленно, жизнь там протекала в замкнутых и разрозненных сельских общинах, подчинявшихся администрации централизованного государства.
Особенностью исторического развития Востока являлось то, что политическая власть и государственность возникли там раньше, чем частная собственность. Государственная власть осуществляла централизованный контроль над обществом. Функции такого государства сводились к централизованному учету совокупного общественного продукта, прежде всего избыточного продукта, за счет которого и существовал аппарат власти: чиновники, воины, а также обслуживавшие их ремесленники, слуги. Таким образом, власть была первична, а частная собственность вторична. Когда частная собственность на Востоке возникла (в урезанном и юридически бесправном виде), верховная власть стала владеть большей частью этой собственности.
Развитие товарно-денежных отношений привело к разложению прежних патриархальных связей и появлению богатых и бедных. Бедные лишались имущества (в последнюю очередь земли, так как долгое время земельные участки по общинной традиции не подлежали отчуждению), шли в батраки, наемники, а то и продавались в рабство. Безземельные брали землю в аренду у разбогатевших. Удачливые торговцы превращались в богатых купцов, а разбогатевшие мастеровые становились владельцами богатых мастерских. Так появился класс частных собственников, однако государство смотрело на представителей этого класса как на социальных паразитов и делало все возможное, чтобы мешать его деятельности.
В результате противостояния государства и частной собственности в странах Востока сложилась следующая ситуация: политическая власть смирилась с частнособственническим сектором, взяла его под свой строгий контроль и пользовалась плодами его деятельности.
Частнособственнический сектор, не имея законов, его защищавших, был заинтересован в сильной власти центра, так как только она одна могла защищать его от произвола местных властей и социальных потрясений.
Главную роль в этом союзе играла политическая власть, и она держала под контролем весь частный сектор и подавляющую долю экономической деятельности в стране. Государству принадлежали казенные земли, оно выступало в роли господствующего класса по отношению к работавшим на них крестьянам.
Конечно, в разных странах Востока ситуация была неодинаковая. Но в отношениях между властью-собственником и массой безликих подданных ученый-востоковед Л. С. Васильев выделяет следующие особенности: «Первая — невычлененность индивида из коллектива. Эта недифференцированность имела свои плюсы и минусы. С одной стороны, именно она препятствовала полному произволу властей, вводя его в определенные рамки, соответствующие установившимся нормам обычного права, тем самым традициям, которые санкционировались и освящались религией. С другой стороны, она вела к тому, что вычленившийся из коллектива индивид, прежде всего богатый собственник, хотя и не только он, не имел... зафиксированных в законодательстве прав, свобод, юридических гарантий для своей деятельности и просто своего существования. Это вело к тому, что собственники стремились окружить себя большим количеством родственников, земляков, прислужников и прихлебателей (клиентов), которые являли собой социальную силу, противостоявшую властям... И хотя связи и престиж нередко играли свою роль, в целом борьба собственника с представителем власти никогда не была борьбой равных.
...Отсюда вторая важная особенность социальной структуры на Востоке: слабость отдельных собственников, чье богатство не давало покоя представителям власти и чей статус не опирался ни на какие формально санкционированные нормы. Восточные собственники, особенно торговцы, порой обладали сказочными богатствами, но они предпочитали либо вкладывать их в землю (сдаваемую в аренду), либо проживать. Условий для превращения этих богатств в капитал... не было. Неудивительно поэтому, что капитализм возник не на богатом Востоке, а в полунищей Европе, обогатившейся за счет морских походов и ограбления других народов и умело вложившей полученное богатство в дело, т. е. превратившей его в капитал.
Третьей из важных особенностей социальной структуры на Востоке (тесно связанной с первыми двумя) была корпоративность. Речь идет о многочисленных вертикальных гранях и перегородках, о множестве корпораций типа кланов, каст, сект, землячеств, общин, цехо-гильдий и прочих объединений, которые включали в себя, как правило, бедных и богатых, простолюдинов и высокопоставленных, власть имущих и стоящих вне общества слуг и рабов. Эта система вертикальных связей и замкнутых корпораций всегда играла во всех странах Востока заметную роль. Ее социальная функция заключалась в объединении индивидов в рамки коллектива и противопоставления этого коллектива (корпорации) всесилию государственного деспотизма. Нормы обычного права и сакрализованные традиции давали этим корпорациям необходимую защиту от произвола. В то же время корпоративность облегчала власти систему администрации: чиновнику или суду легче было иметь дело с корпорацией и спрашивать с ее главы, предоставляя тому право автономно распоряжаться в рамках той или иной подведомственной ему корпорации.
Стабильная, сохранившаяся веками и сознательно культировавшаяся корпоративность сыграла свою решающую роль в оформлении специфики социальной структуры на Востоке. В частности — и это можно считать еще одной, четвертой важной особенностью ее, — речь идет о слабой классовой дифференцированности, о второстепенной, даже ничтожной роли классовых антагонизмов, а то и вовсе об их отсутствии. Даже в тех редких случаях, когда в той или иной стране Востока частный сектор достигал немалых успехов и создавались объективные условия для заметной роли классовых антагонизмов... система корпораций играла свою сглаживающую, приглушающую антагонизмы роль. В рамках касты и богатый, и работавший на него бедняк всегда прежде всего ощущали свою принадлежность к одной и той же касте и свою отчужденность по отношению ко всем другим кастам. В большом клане работавшие на главу-землевладельца бедные члены клана, отдаленные его родственники, никогда не считали главу клана эксплуататором. Он был старшим родственником, руководителем клана, считался благодетелем (именно потому, что позволял другим выжить, обрабатывая его землю на правах арендатора либо батрака). Примерно такой же патерналистский характер имели отношения в рамках крестьянской общины, цехо-гильдий.
Выработанные веками корпоративные и патронажно-клиентские связи были закреплены традициями и освящены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причем консервативность ее вполне соответствовала интересам политической власти восточного государства. Именно такая взаимосвязь и взаимозависимость государства и социальной структуры в странах Востока создавали условия для неизменности, стабильности, даже застойности. Государства могли разрушаться, гибнуть, появляться заново; династии... с легкостью сменяли друг друга на престоле, у руля правления, в системе администрации, но структура общества, опиравшаяся на его микроструктуру, т. е. на незыблемые корпорации, сохранялась при этом почти без изменений. Более того, все вновь возникавшие государственные образования охотно брали эту стабильную структуру под свою защиту и заботливо предохраняли ее от перемен. Тем самым все политические и даже социальные кризисы обычно не вели к внутреннему структурному обновлению, к выходу за пределы докапиталистической формации» (Васильев Л. С. История религий Востока. — Ростов-на-Дону, 1999. — С. 26—28).
Конфуцианство, играя роль основной религии Китая, было и официальной идеологией, и регулятором экономических и социальных процессов, т. е. основой всего китайского образа жизни. Конфуцианство формировало черты национального характера: общественную дисциплину в сочетании с умением в случае нужды довольствоваться малым и не роптать; трудолюбие и любовь к знаниям, к постижению нового и умение использовать это новое для упрочнения устоявшихся традиций; постоянное стремление к самоусовершенствованию и к тому, чтобы занять в обществе более высокое место; прочность социально-семейных связей и т. д.
Вторжение Запада, европейского капитала и колониальные захваты явились толчком, который положил начало разложению старого общества и созданию нового. Однако процесс этот был очень болезненным для не подготовленных к нему восточных обществ.
УРОК 28. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника» 1. Насильственное «открытие» Японии. 2. Начало эры «просвещенного правления». 3. Реформы Мэйдзи 4. Новые черты и особенности экономического развития. 5. Изменения в образе жизни общества. 6. Агрессивная внешняя политика. Возможная личностно значимая проблема: сочетание преданности национальным традициям с умением заимствовать у других стран все имеющее ценность для своей страны делает возможным достижение высокого уровня экономического развития при сохранении национальной культуры |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся узнают, что столкновение с Западом угрожало потерей Японией независимости и в этих условиях молодое государство, использовав традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушавших традиционное общество; реформы позволили Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства; развитие монополистического капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения, роста националистических настроений — это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные задания: 1. Подумайте, почему Япония стала почти единственной страной Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада. 2. Согласны ли вы с тем, что успех модернизации Японии объясняется наличием в стране динамичной традиции, обогащаемой за счет Запада? Прокомментируйте эту точку зрения и приведите факты, ее подтверждающие. 3. Оцените роль религии синто в развитии японского государства и общества. 4. Выскажите ваше мнение по вопросу: почему японское государство проводило политику активного вмешательства в дело индустриализации страны? Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии. Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ («Насильственное «открытие» Японии»), образное повествование («Начало эры «просвещенного правления»; «Реформы Мэйдзи»; «Новые черты и особенности экономического развития»; «Агрессивная внешняя политика»), картинное описание («Изменения в образе жизни общества»), эвристическая беседа (особенности развития Японии) |
Развитие умений учащихся | Используют межкурсовые и внутрикурсовые связи; делают оценочные суждения; определяют знания, необходимые для решения проблемных и познавательных заданий; вскрывают причинно-следственные связи; ведут диалог и участвуют в дискуссии |
Основные понятия и термины | «Закрытие» страны, «открытие» страны, экстерриториальность, сёгун, Ямато, Мэйдзи |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 27. Рабочая тетрадь. Карты: «Национально-освободительная борьба народов зарубежной Азии в конце XIX — начале XX вв.», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Ч. Данн. Повседневная жизнь в старой Японии. — М.: Издательский дом «Муравей», 1997; Р.‑Э. Дюпюи, Т.‑Н. Дюпюи. Всемирная история войн. — СПб.; М.: 1998. — Книга третья. — С. 599—649 |