Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Конспекты занятий по Катехизису




 

Урок 1

 

а) ПОЗНАНИЕ БОГА.

 

б) Ин.1:14; 7:37-38; 14:6-11; Евр.11 и 12.

 

в) Цель человеческой жизни. Цель Богопознания. Каким образом совершается Богопознание - верой, при соединении знания ума и стремления сердца и действия, по Божией благодати.

Степень нашего возможного знания Бога - "как зерцалом в гадании".

Бог познаваем настолько, насколько Он благоволит нам Себя открыть, и непостижим по Своему Существу.

Естественное откровение - познавая сотворенный Им мир, мы через это познаем благость Творца. Все великие ученые - верующие люди (Менделеев, Ломоносов, Пирогов, Пастер и многие другие). Малое знание уводит от Бога, большое - приводит к Нему.

Совесть - естественное познание нами закона и повелений Бога. (Совесть, совместное знание о Боге).

Откровение Богом Себя через пророков.

Высшая ступень Богопознания - познание Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, и через Него и в Нем - познание Отца.

Чистые сердцем Бога узрят.

Не терпит тайна испытания. Необходимость благоговения перед святыней Бога.

 

г) Занятие лучше всего построить как беседу, в ходе которой учащиеся припомнят уже имеющиеся у них знания, а учитель поможет не только привести их в систему, но и - главное - увидеть их необходимость для нашей жизни. На этом занятии должен со всей ясностью прозвучать вывод: Православие - не образ мыслей, не знания, не философия, а ОБРАЗ ЖИЗНИ.

 

д) СОВЕСТЬ (со-весть, однокоренные слова: извещение, завет, весть, ветии)

НЕПОСТИЖИМОСТЬ БОГА

БОГОПОЗНАНИЕ

ВЕРА

Урок 2

 

а) ОТКРОВЕНИЕ БОГА О САМОМ СЕБЕ.

 

б)Исх.З:14;Откр.1:8,17; Иерем.10:10-16; Ин.4:19-26; 2 Кор.З:16- 17; 1 Ин.1:1-5;4:8,16; Евр. 12:29.

 

в) Мы познаем не Бога в Его сущности, а Его свойства. В Боге одно свойство есть сторона другого: праведен, значит, благ и блажен, и т.д.

Простота и несложность Бога. ("Святая Троица, Препростое Су­щество" - из богослужебных текстов).

Как Бог открывал Себя людям в Священном Писании.

Откровение, даваемое Богом через пророков. Пророк - это не пред­сказатель будущего, а тот, через кого Бог сообщает людям Свою волю. Мои­сей говорит нам о Боге, рассказывая о прошлом.

Как Он открыл Себя в воплощении Сына. Завершение Божествен­ного откровения в сошествии Святого Духа - явлении центрального дог­мата христианства.

Цель откровения Богом Себя - не знания людей о Боге, а наше спасение и жизнь в Боге.

 

г) Занятие может быть построено таким образом, чтобы каждый учащийся дома нашел какое-то свидетельство о Боге из текста Священ­ного Писания (это может быть домашним заданием, данным на предыду­щем уроке). Каждый ребенок сообщает найденное им свидетельство, учи­тель помогает детям систематизировать и осознать эти знания.

 

д) ОТКРОВЕНИЕ (однокоренные: кров, крыша, скрытный, и - кровь, то, что скрыто внутри нашего тела)

ПРОРОК (речь, прореки. Одна из непостижимых, но частых ошибок учащихся - воспринимать это слово как однокоренное со словом "рок", судьба)

Урок 3

 

а) БОГ - ТРОИЦА.

 

б) Быт.1:26, 11:7; Втор.6:4; Пс.32:6; 138:7-12; Мф.28:19; Ин.16:13-16; Ефес.4:6; 1 Ин.5:7.

 

в) Бог един по существу. Свидетельства Ветхого Завета. Свидетельства Нового Завета.

Бог троичен в лицах, или ипостасях. Свидетельства троичности Бога в Ветхом Завете. Совет Святой Троицы о сотворении человека. Совет о смешении языков в Вавилоне. Явление Бога Троицы Аврааму.

Свидетельства в Новом Завете. Почему Крещение Господне мы называем Богоявлением. В каких еще новозаветных событиях Бог Троица являет Себя людям.

Второе Лицо Святой Троицы - Сын Божий, или Слово. Именование Бога Слова в Ветхом Завете (например, в псалмах.

Дух Святый - третья ипостась Святой Троицы.

Участие трех Лиц Святой Троицы в творении мира ("Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - все воинство их" - Пс.32:6).

Различное действование трех Лиц Святой Троицы в промысле о мире и человеке: исповедуем Бога Отца, Творца видимого и невидимого мира, "вся создавшего сыном, содействием Святаго Духа", Бога Духа Святого, Утешителя, "от Отца исходящаго и в Сыне почивающего" (стихира 8 гласа на Великой вечерне).

 

г) Начиная это занятие, мы можем предложить детям вспомнить, как святой Кирилл, просветитель славян, объяснил неверным Бога Троицу, пример солнца (диск, лучи, теплота). Дальнейший разговор может быть построен не как объяснение преподавателя, а как совместное с детьми чтение Священного Писания, уточняющего их представления о Боге Троице.

На этом занятии необходимы иконы: Троица Андрея Рублева, икона Крещения Господня. Возможно, детям будет интересно и полезно узнать, что среди русских святых есть подвижник, которому Бог также явил Себя в образе трех мужей - это преподобный Александр Свирский.

Подводя итоги занятия, можно вернуться к образному объяснению Бога, данному святым Кириллом, и перейти от него к другому образу, предложенному святыми отцами: мысль, рождаемая в уме, становится словом посредством дыхания.

 

д) ТРОИЦА ЕДИНОСУЩНАЯ И НЕРАЗДЕЛЬНАЯ

ИПОСТАСЬ

Урок 4

 

а) СПОРЫ О ВЕРЕ. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ. СИМВОЛ ВЕРЫ.

 

б) Деян.1:15-26; 6:1-5; гл.15.

 

в) Почему возникли споры и разногласия о вере. Соборы - способ утверждения истины. Признаки истинного собора: 1) водительство Святого Духа ("изволися Духу Святому и нам"), 2) единодушное (а не "большинством"!) принятие определений, 3) обязательность определений для Церкви.

Вселенские соборы, их деяния (кратко). Никео-Цареградский Символ веры.

 

г) Это занятие можно начать с воспоминания евангельского рассказа о слепом. Его простая, нерассуждающая вера подкреплялась непосредственным видением Сына Божия; но христиане 2-3 веков уже нуждались в четком словесном выражении своей веры, для того, чтобы исповедовать Господа "единеми усты". Нужно, чтобы дети почувствовали затруднение христиан, не имеющих еще Символа веры, поняли, что не каждый из нас в отдельности, а только Церковь в ее полноте может правильно - православно - исповедать веру.

Вторая часть занятия - очень краткий рассказ о деяниях Соборов.

Хорошо заключить это занятие прочтением Символа веры полностью и договориться с детьми, что домашними заданиями на последующих уроках будет заучивание Символа веры наизусть, по мере знакомства с его членами.

Не следует пользоваться переводом Символа веры на русский язык, но преподаватель должен постоянно убеждаться, что все слова Символа веры и текст в целом понятны детям.

 

д) СОБОР (брать, избирать, собираться)

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

СИМВОЛ ВЕРЫ

Урок 5

 

а) ПЕРВЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ.

 

б) Быт.1:27; Иак.1:17; Откр.1:18; 4:8.

 

в) Вера в Единого Бога.

Бог Отец как Отец Единородного Сына.

Бог Вседержитель. Как можно раскрыть это понятие - через понятия Творца и Промыслителя.

 

г) Занятие может быть построено на основе чтения и разбора Евангелия: что Господь Иисус Христос сообщает нам о Боге Отце и как Он являет нам Отца через Себя.

 

  Урок 6

 

а) ПЕРВЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ.

 

б) Мф.19:4; Ин.17:1-3; Рим.1:4; Еф.4:6; Быт.гл.1.

 

в) Бог - Творец невидимого и затем видимого мира.

Что мы знаем о невидимом мире. Мир ангельский и мир падших духов. Творение видимого мира (вспомним Шестоднев). Седьмой день творения, продолжающийся доныне. Человек - соработник Бога Творца.

 

г) Дети должны понять, что наше сотворчество Богу состоит в изменении самих себя, а не внешнего мира: то, что мы считаем злом (болезни, скорби) - для Бога не зло, а средство для нашего исправления.

 

д) ТВОРЕЦ

ПРОМЫСЛИТЕЛЬ, ПРОМЫСЛ БОЖИЙ

Урок 7

 

а) ВТОРОЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ.

 

б) Мф.11:27; Ин.1:3; 3:16; 8:12 и 25; 10:30; 17:1 и 5.

 

в) Единородный Сын - единственный. Что значит "прежде всех век". Отличие рождения от сотворения. Участие Бога Сына в творении мира.

 

г) Второй член Символа веры говорит нам о Боге в Самом Себе, поэтому, начиная занятие, можно предупредить детей о том, что эти знания даны самим Богом в той мере, в которой Он благоволит, и излишняя пытливость, стремление "понять" (что в этом возрасте совпадает со "зрительно представить") неуместны. Можно напомнить о святых, которые стремились не "понять" Бога, а угодить Ему и именно поэтому получили Боговедение.

 

д) ЕДИНОСУЩНЫЙ ОТЦУ

Урок 8

 

а) ТРЕТИЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ. О БОГОВОПЛОЩЕНИИ.

 

б) Мф.1:20-23; Лк.1:30-33; Ин.3:13; 4:51; 16:28.

 

в) Бог - Спаситель мира. Пророчества о Боговоплощении. Приготовление человечества к Боговоплощению. Две природы, две воли и одна ипостась во Иисусе Христе.

О поклонении Иисусу Христу.

 

г) Если учащиеся достаточно подготовлены, хорошо провести это занятие как рассмотрение сбывшихся пророчеств и прообразований Ветхого Завета. На предыдущем занятии можно было дать детям задание вспомнить как можно больше пророчеств и прообразований Ветхого Завета. На предыдущем занятии можно было дать детям задание вспомнить как можно больше пророчеств о Рождестве Христа (преподаватель, соответственно, готовит дома карточки с выписанными отрывками), и, перечисляя их, прочитывать те евангельские отрывки, в которых показано их сбытие. Завершается эта работа сопоставлением евангельских отрывков и слов Символа веры.

Урок 9

 

а) ТРЕТИЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ. О ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ.

 

б) Иез.44:1-3; Ис.7:14; 9:6; Мф.1:18-25; Лк.1:26-38; 41-55; Ин.2:3-5; Откр.12:1; Пс.44:10-16.

 

в) Обетование Бога первым людям о рождении Спасителя. Пророчества и прообразования о Преблагословенной в Ветхом Завете. Дева Мария - истинная Богородица, а не "Христородица". Исповедание святой Елисаветы. Пророчество Богоматери о Себе.

 

г) Постараемся вспомнить все пророчества и прообразования о Божией Матери. Если дети достаточно подготовлены, хорошо использовать богослужебные тексты.

 

д) БОГОРОДИЦА

ПРИСНОДЕВА

 

Урок 10

 

а) ТРЕТИЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ. ЕРЕТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ.

 

в) Еретические суждения о Господе Иисусе Христе можно разделить на две группы: отрицающие Его Божество и отрицающие Его человечество.

Евиониты - отрицали полностью Божество Иисуса Христа, считая Его "просто хорошим человеком".

Ариане - считали его Сыном Божиим, но сотворенным, первым из сотворенных существ.

Несториане - считали Иисуса "носителем Божества".

Докеты - считали материю злым началом, отрицали Боговоплощение.

Монофизиты ("одноприродники") - считали тело Господа только видимостью.

Монофелиты (утверждавшие наличие только одной воли, и именно Божественной, у Христа).

 

г) Занятие может быть построено как "прения о вере". Для проведения такого "прения" преподаватель должен заранее выписать на карточки высказывания из Священного Писания, свидетельствующие против тех ересей, которые предполагается разобрать на уроке. Карточки раздаются учащимся, и дается несколько минут на ознакомление с ними. Затем учитель рассказывает о возникновении и сущности ересей, а ребята находят среди своих карточек те, на которых записано разоблачение ереси.

Хорошо, если в конце занятия будет поставлен вопрос об источнике ересей - не просто "заблуждений ума", но порождений злой воли, не приемлющей покаяния.

 

д) ЕРЕСЬ (отступление, отпадение от веры Церкви. Часто это отпадение совершалось путем произвольного выбора одних мест Священного Писания и отрицания других, поэтому по-гречески это слово произведено от глагола "избираю")

СЕКТА (еретики, отпадшие от Церкви, часто создавали свои группы, объединения, которые стали называть сектами - от латинского глагола "отсекаю")

 

  Урок 11

 

а) ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ.

 

б) Мф.12:40; 16 и 17 гл.; Мк. 14 и 15 гл.; Лк. 22 и 23 гл.; Ин. 18 и 19 гл.; 1Петр.3:18-19; Евр.10:8-10.

 

в) Прообразования Ветхого Завета о Кресте и Искупительной Жертве. Крест - всемирный жертвенник, орудие нашего примирения с Богом. Почему за грешных жертвой становится Единый Безгрешный. Почему в Символе веры есть уточнение "при Понтийстем Пилате". "И страдавша, и погребенна" - антиеретические определения.

 

г) Почему, при несомненном знании о евангельских событиях, мы веруем в них как в догмат? - Мы веруем в страдания и смерть Сына Божия, а не просто "человека Иисуса".

Уроки 12 и 13

 

а) ПЯТЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ.

 

б) Мф.28 гл.; Мр.16 гл.; Лк. 24 гл.; Ин. 20 гл.; 1 Кор.15:1-23; Откр.1:17-18.

 

в) Воскресение Христово - предмет знания Церкви и предмет веры. Веруем в Воскресение Христа - тем самым и в Воскресение всех. "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин.20:29). Почему в Символе веры добавлено "по Писанием" (Сын Божий исполняет не букву Писания, а Совет Пресвятой Троицы).

 

г) Этому члену Символа веры посвящено два занятия; на первом мы должны увидеть, уже в полном объеме, исполнение домостроительства Спасения от Адама до Христа (по типу это повторительный урок), на втором - продолжение дела Спасения в Церкви, в святых Божия в Церкви, в святых.

Урок 14

 

а) ШЕСТОЙ И СЕДЬМОЙ ЧЛЕНЫ СИМВОЛА ВЕРЫ.

 

б) Мф.24:27; 25:31-32; 46; Лк.17:24; 22:69; Ин.5:28-29; 16:28; Деян.10:42-43; Евр.8:1; Еф.4:10; 2 Кор.5:10; 1 Петр.1:17; 3:18; Гал.6:5-7; Рим.2:5-6; 4:7-8; 14:12.

 

в) Вознесение Господне - евангельское событие и восшествие на небеса - догмат Церкви. Что означает седение одесную Отца (десница - правая рука и "делание правды").

"Паки грядущего" - не только "вновь", но и "с наибольшей полнотой". Второе пришествие и Страшный суд - центральное событие человеческой истории: Господь явит полноту Своей славы.

 

г) Разбираем догматы по Катехизису святителя Филарета, останавливаясь на каждом слове, и сопоставляем со Священным Писанием.

 

д) ДЕСНИЦА, ОДЕСНУЮ

ПАКИ, НАИПАЧЕ

Уроки 15 и 16

 

а) ВОСЬМОЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ.

 

б) Ин.4:6-26; 15:26; 14:16-17; Мф.12:31-32; Деян.5:3-4.

 

г) Целесообразно на первом занятии прочитать и разобрать каждое положение догмата по Катехизису святителя Филарета, а на дом дать задание самостоятельно найти в Священном Писании подтверждения. Второе занятие посвятить сообщениям детей, ответам на их вопросы.

Восприятие Святого Духа как Лица Пресвятой Троицы затруднительно не только для детей, но и для богословски подготовленных взрослых; для облегчения восприятия на занятии обязательно должны быть иконы. Иконы должны быть строго каноничные. Например, недопустима "Новозаветная Троица".

Урок 17

 

а) ДЕВЯТЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ. ЦЕРКОВЬ - ТЕЛО ХРИСТОВО. ТАИНСТВА.

 

б) Церковь - от Бога установленное общество... Мф.16:18; 28:20.

...общество людей, соединенных Православной верой... Еф.4:3-6; Гал.3:9.

...законом... 2 Сол.2:15.

...священноначалием... Деян.20:28; Еф.2:19-20; 5:11-12.

...и таинствами... 1 Петр.1:2; 1 Кор.12:21.

 

в) Вечность Церкви. Ветхозаветная Церковь - приготовление человечества к пришествию Иисуса Христа. Новозаветная Церковь. Ее свойства: святость, единство и единственность, соборность, апостольство. Почему мы веруем в Церковь. Церковь - тело Христово.

Таинства: определение; сущность; значение для нас.

 

г) Если группа достаточно подготовлена, можно, заготовив большой плакат с записью девятого члена Символа веры, предложить детям, прочитывая его, самим вспоминать или находить в Священном Писании подтверждающие отрывки. Другое возможное построение урока: разобрать с детьми определение Церкви (по православному катехизису), затем прочитать с ними член Символа веры и попросить их дома найти подтверждение каждому его положению, по образцу работы, выполненной на занятии (см. пункт (б) плана урока). На занятии обязательно нужна икона Пятидесятницы.

 

д) ЦЕРКОВЬ

ТАИНСТВА

Урок 18

 

а) ДЕСЯТЫЙ ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ. КРЕЩЕНИЕ. МИРОПОМАЗАНИЕ.

 

б) Мф.28:16-20, Мк.16:16, Ин.3:5; Евр.12:22-23, 2 Петр.1:11, 1 Петр.3:21, Рим.6:3-11, Еф.1:13, 4:22-24, Деян.2:38; 10:38, Гал.3:27.

 

в) Как мы входим в тело Христово - Церковь. Смысл слова "крещение". Определение таинства крещения. Краткий разбор чинопоследования таинства крещения: оглашение, наречение имени, заклинательные молитвы, отречение от сатаны, сочетание со Христом, помазание освященным елеем, крещение. Миропомазание: смысл таинства, краткий разбор чинопоследования.

 

г) Подготовка к этому занятию должна начаться на предыдущем занятии: поговорив о таинствах Церкви, необходимо предложить детям вопрос о том, в каких таинствах они участвовали. Изложение темы можно построить как рассказ о последовании крещения и комментарии из Нового Завета о смысле совершающихся действий. Если группа детей достаточно подготовлена, можно упомянуть о плаче младенцев во время таинства и помочь детям увидеть связь этих слез с сущностью таинства - мы умираем для мира и воскресаем для Христа. Возможно, дети сами смогут сделать сравнение того, что происходит в крещальной купели, с тем, что происходило на Голгофском Кресте (можно напомнить им слова Христа, обращенные к Апостолам Иакову и Иоанну). Если группа состоит из детей постарше, можно прочитать некоторые отрывки из Священного Писания по-церковнославянски. Особенно желательно прочитать по-церковнославянски отрывок из 1 Петр.3:21, так как при переводе смысл изменился на противоположный: по-русски "обещание Богу доброй совести", по-церковнославянски же "совести благи вопрошение у Бога, воскресением Иисус Христовым".

 

д) МИРО

ЕЛЕЙ (милость: Елеонская гора - и Масличная, и Гора Милости)

Урок 19

 

а) ЕВХАРИСТИЯ.

 

б) Мф.26:26-28; Мк.14:22-24; Лк.22:19-20,47; 23:40-42; Ин.6:53-54,58; 2Петр.1:4; 1Кор.11:22-34; Евр.9:13-14; 26-28.

 

в) Восстановление падшего Адама - телесное, как и духовное действие. Евхаристия - даруемое нам Господом благо пребывания с Ним.

Божественная Литургия: Пресуществление даров и причащение верных. Христос присутствует в Святых Тайная не Телом только, но всецело, и в каждой частице - всецело. Необходимость и спасительность причащения Святых Таин.

 

д) ЕВХАРИСТИЯ (благодарение; и: Ев-ангелие)

ПРИЧАЩЕНИЕ (сделавшись ЧАСТЬЮ Церкви, мы не принадлежим себе, но Христу!)

Урок 20

 

а) ПОКАЯНИЕ.

 

б) Мф.11:12; 16:19; 18:18; 12:31; 22:32; Лк.23:41-43; Рим.14:8; 2 Кор.2:6-8, 7:10; 1 Кор.5:1-5; Гал.5:24; Иак.4:4; 1 Ин.2:15-17.

 

в) Сокрушение о грехах, обличение себя (переживание стыда - самораспятие, "распятие себя греху") и решимость оставить грех - человеческое действие; подаяние прощения и сил для борьбы с грехом - Божие действие. Покаяние называется таинством не потому, что кающийся говорит со священником наедине (бывает публичное покаяние). Покаяние освобождает нас от власти греха, но не повторять его - наше свободное действие. Епитимия - помощь кающемуся, а не кара.

 

г) Преподаватель может, с помощью нескольких учащихся, рассказывать о таинстве, а остальные дети - припоминать свой собственный опыт и рассказывать, как проходит это таинство в Церкви.

 

д) ПОКАЯНИЕ (обращение; по-греч. - metanoya, изменение ума)

ЕПИТИМИЯ

Урок 21

 

а) СВЯЩЕНСТВО. ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ. МОНАШЕСТВО.

 

б) Мф.28:20; Евр.7:21-27; Мф.10:41-42; 1 Кор.7:7; Мф.19:10-12; Деян.14:23; 1 Тим.4:14; Еф.4:11.

 

в) Богоучрежденность священства. Установление ветхозаветного священства. Мелхиседек - иерей Бога. Иисус Христос - Великий Архиерей. Установление новозаветного священства Господом. Апостолы и их преемники. Таинство священства, или хиротония.

Монашество - особый путь служения Богу. Ветхозаветные прообразы монашества. Апостол Павел о монашеской жизни. Монашеский постриг. Монашеские обеты.

 

д) СВЯТОЙ (выделенный из мира для Бога)

СВЯЩЕННЫЙ (освященный Богом на особое служение)

СВЯЩЕННИК, ИЕРЕЙ, ПРЕСВИТЕР

АРХИЕРЕЙ

ЕПИСКОП, АРХИЕПИСКОП, МИТРОПОЛИТ, ПАТРИАРХ

МОНАХ (monos - один)

ИНОК (иной)

ИЕРАРХИЯ (священновластие)

Урок 22

 

а) БРАК. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ.

 

б) Быт.2:24; Мф.19:3-6; 1 Тим.4:1-5; 1 Кор.7:10;39; Еф.5:22-25; 31-32; Иак.5:14‑1.

 

в) Брак - союз во образ Христа и Церкви: свободный и добровольный; нерасторжимый, вечный; основанный на верности; освящаемый благодатью; который должен принести плоды телесные и духовные.

Елеосвящение - таинство, в котором подается благодать для исцеления. Исцеляя недужных, Христос пользовался веществом, подготовляя нас к пониманию таинств - невидимая благодать подается в видимом действии или веществе.

Урок 23

 

а) ОДИННАДЦАТЫЙ И ДВЕНАДЦАТЫЙ ЧЛЕНЫ СИМВОЛА ВЕРЫ.

 

б) Мф.27:52; Лк.20:34-38; Ин.5:25; 6:54; 1 Кор.15:12-14; 19-20; 15:47-49; 1 Кол.1:18-23; Иез.36:26.

 

в) Воскресение мертвых: восстание тел, вместе с душами; в славу или в суд; тела преобразятся; преобразится весь мир; наступит бессмертное и прославленное пребывание с Богом. Жизнь будущего века - это жизнь в Боге. Для святых она уже наступила.

Урок 24

 

а) ВЕРА - ОСНОВНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ.

 

б) Пс.111:1; Евр.1:1-2; Рим.10:10; 1 Кор.11:2; 2 Сол.2:15.

 

г) В первой части занятия дети могут припомнить известные им примеры веры в Бога и с помощью преподавателя уточнить признаки правильной веры, увидеть различие между тем, чтобы "верить в Бога" и тем, чтобы "верить Богу".

Во второй части занятия путем чтения и объяснения отрывков из Посланий Апостолов создается полное и последовательное понимание сущности Православной веры. Если дети достаточно подготовлены, хорошо самые важные отрывки прочитать по-церковнославянски и затем сравнить с русским переводом, так как церковнославянский текст глубже и выразительнее: Евр.11:1 "обличение невидимых" - "уверенность в невидимом".

 

д) ВЕРА, УВЕРЕННОСТЬ, ВЕРНОСТЬ

Урок 25

 

а) ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА. МОЛИТВА.

 

б) Пс.21:2; 3:6.

 

в) Молитва - соединение души с Богом.

Молитва-прошение. Примеры исполнения молитв. Почему наши молитвы не исполняются (по корыстности прошения, по зложеланию, фарисейская, то есть без смирения, молитва, высказанная по неразумию, греховная молитва). Почему молитвы святых исполняются Богом (пребывая в Боге, святые желают правильно, желают того, что совпадает с волей Божьей). Молитва словами святых, словами Церкви явлена нам Господом: Его молитвы - это стихи псалмов Давида.

Урок 26

 

а) МОЛИТВА ГОСПОДНЯ.

 

б) Мф.3:2; 6:7-13; 33; 7:21; 11:12; 13:31-32; Лк.1:46-55; 2:13-14; 17:21; 1 Петр.1:16; Рим.14:17; Лк.22:42; Ин.15:8.

 

в) Важность правильной молитвы. Бог научает нас такой молитве. Молитвы, данные нам через Ангелов ("Слава в вышних Богу...", "Трисвятое", "Достойно есть..."). Молитва Богородицы ("Величит душа Моя Господа...").

Просьба учеников Господа научить их молиться. Данная им молитва.

Важность особо благоговейного отношения к ней.

Состав молитвы Господней: призывание, семь прошений, славословие.

Призывание. В каком смысле Бог - наш Отец. Почему Иисус Христос всегда отделяет Свое Богосыновство ("Восхожу к Богу Моему и Богу вашему..."). Отец наш небесный: Ангелы, люди и вся природа должны составлять одну семью, имеющую единого Отца.

В каком смысле Бог "на небесех".

Первое прошение. Мы просим, чтобы Бог, святой Сам по Себе, святился в нас, в нашей праведной жизни. Бог, по Своему милосердию, даровал нам сыновнее отношение к Нему.

Второе прошение. Мы просим Бога воцариться в наших душах. Необходимость наших собственных усилий для этого.

Третье прошение. Мы просим Бога даровать нам силы и мудрость исполнять волю Божию так, как ее исполняют Ангелы на небесах. Примеры исполнения воли Божией Ангелами и апостолами.

Урок 27

 

а) МОЛИТВА ГОСПОДНЯ.

 

б) Мф.6:11-16; 4:4; Пс.103:15; Лк.11:28; Ин.6:33; Иак.1:2; 1 Кор.10:13; 1 Петр.5:8; Еф.6:12.

 

в) Четвертое прошение молитвы Господней. Чего мы просим у Бога словами "хлеб наш насущный..."? Во-первых, мы просим насущного хлеба для нашей души, хлеба Святого Причастия. Во-вторых, мы просим подать нам необходимое для нашей жизни. О Святом хлебе сказано еще у Псалмопевца: "И хлеб сердце человека укрепит..." (Пс.103:15), но ведь обычный хлеб укрепляет не сердце, а тело человека, под сердцем же понимается наш внутренний мир, наша духовная жизнь. Бог Слово - хлеб, питающий нашу душу.

Пятое прошение молитвы Господней. Необходимость прощать обидчиков и врагов, иметь мир со всеми как условие получения прощения от Бога.

Шестое прошение. Что значит искушение. Как надлежит воспринимать приходящие искушения. Пример Иисуса Христа, победившего искушения. Для чего нам необходимы искушения.

Седьмое прошение. Кто такой лукавый. Почему мы не должны пытаться победить его своими силами. Примеры помощи Божией в нападениях бесов из житий святых.

Окончание молитвы Господней. Прославление Бога - обязательная составная часть наших молитв. Почему в молитвослове опущены слова прославления (всякая наша молитва - это вхождение в единую молитву Церкви, в которой заключительные слова являются возгласом священника).

 

д) ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ (необходимый для существования, по-гречески - epiousios, над-сущный)

ИСКУШЕНИЕ (испытание; укус, кусок, но и: искусный)

Урок 28

 

а) ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА.

 

б) Мф.5:1-12; 7:21; 16:26; 19:21; Лк.6:46; Пс.16:15; 26:13; Рим.3:22-25; 2Кор.7:10.

 

в) Заповеди, данные чрез Моисея, и наказание за неисполнение их. Заповеди, данные Господом и ублажение исполняющих их.

Первая заповедь блаженства. Что означает быть нищим духом. Как соотносятся нищета духовная с нищетой житейской, как показал это Господь.

Вторая заповедь. Как она связана с первой. Пределы плача (не должно доходить до отчаяния. Учение святых подвижников о "радостотворном плаче").

Третья заповедь. Что значит быть кротким. Кротость - не безволие. В каком смысле кроткие наследуют землю (эта заповедь уже исполнилась буквально: кроткие христиане, преследуемые и мучимые язычниками, наследовали вселенную и создали христианские государства. Но в будущем веке кроткие наследуют "землю живых" - Пс.26:13).

Четвертая заповедь. Алкание и жажда правды в себе. Ошибка многих - подменять жажду правды Божией мирской "борьбой за справедливость". Каким образом насытятся алчущие.

 

г) Разбирая заповеди блаженства, необходимо показать внутреннюю их связь. Блаженны нищие духом, потому что, сознавая свою греховность, они плачут, сокрушаются, плачущий же кроток и смирен, он жаждет и алчет правды, кроткий милостив с людьми, осознавший себя греховным миролюбив и потому чист сердцем. Можно провести аналогию (или подвести детей к ней) с тем, как свойства Святой Троицы взаимосвязаны и едины, немыслимы одно без другого. Человек, сотворенный по образу Божию, должен и уподобиться Ему возрастанием в добродетелях, в совершении полноты их.

 

д) БЛАЖЕНСТВО (от слова "благо", то есть состояние благого пребывания с Богом)

КРОТОСТЬ

Урок 29

 

а) ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА.

 

б) Мф.5:7-12.

 

в) Пятая заповедь. Милостивые - отнюдь не попустители зла. Милостыня телесная и духовная. Каких милостей мы ожидаем от Бога и при каком условии можем их получить. Господь Иисус Христос - образец милосердия.

Шестая заповедь. Чистота сердца. Отличие от правдивости и искренности. Почему необходимо трудиться над очищением сердца. Учение святых отцев об очищении сердца. Как эта заповедь сбывалась на святых подвижниках. Какое средство для очищения сердца Господь дает нам в Своей Церкви.

Седьмая заповедь. Миротворцы и "борцы за мир". Господь как пример миротворца. Учение преподобного Серафима Саровского о стяжании мирного духа.

Восьмая и девятая заповеди. Почему христиане гонимы в этом мире. Всякие ли гонимые блаженны. Твердость и постоянство, готовность претерпеть мученичество - обязательное качество христианина.

Земная жизнь Господа - образец исполнения всех заповедей.

Урок 30

 

а) О ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ.

 

б) Рим.8:35-39; Мф.24:12; Ин.14:21-23; Гал.5:6; 1Ин.3:14 и 18; 4:11-21; 5:3; Иак.2:14 и 26; Еф.2:8-9; 1Кор. гл.13.

 

в) Любовь к Богу - наибольшая из двух заповедь. Любовь к ближнему правильна только тогда, когда она - ради Бога и в Боге. Исполнение закона - дело любви к Богу и ближним. Жертвенная любовь Христа - образец для христианина. Проявления любви - забота о теле и забота о душе. "Гимн любви" святого Апостола Павла.

 

Урок 31

 

а) ДЕСЯТОСЛОВИЕ.

 

б) Исх.20:1-17; Мф.5:34-36; 6:5-7; 10:37-38; 22:37-40; Евр.6:16-17; Гал.1:10.

 

в) Заповеди, данные чрез Моисея. Разделение заповедей на две скрижали. Заповеди об отношении к Богу (первая скрижаль). Обязанность Богопознания и Богопочитания. Запрет поклонения идолам. Почему это не имеет отношения к иконопочитанию. Что значит произнесение имени Божия всуе. День субботний. Ветхозаветная Суббота и воскресный день у христиан. Церковные праздники. О смысле запрета "делать свои дела" в праздники.

 

г) Учащиеся должны понять, почему в курсе основ катехизиса мы рассматриваем ветхозаветное Десятословие после новозаветных заповедей блаженства: исполнение его расценивается как дело любви, то есть главной добродетели, венчающей христианский подвиг. "Любовь есть исполнение закона" (Рим.13:10). Именно так описал их Господь, сведя к двум: возлюби Бога и возлюби ближнего (Мф.22:36-40). В курсе православного катехизиса мы смотрим на ветхозаветные заповеди уже глазами христиан, расширительно понимая их.

 

д) ЗАПОВЕДЬ (не запрет и не предписание: Бог ожидает от нас добровольного и сознательного творения Его воли)

 

Урок 32

 

а) ДЕСЯТОСЛОВИЕ.

 

б) Исх.21:16; 1Ин.4:20; Мф.5:17-48; 19:21; Лк.2:51; Ин.19:26-27; Рим.13:1-2; Евр. 1Тим.5:1-5; Еф.4:25-29; 5:25; 6:1-9; 1Кор.6:15-19; 1Петр.3:10; Иак.1:26.

 

в) Заповеди второй скрижали.

Пятая заповедь. Отношение к родителям, старшим, начальникам и наставникам. Господь как пример исполнения этой заповеди. Отношение к Отечеству.

Шестая заповедь. Об убийстве на войне или по приговору. Об убийстве животных. О самоубийстве.

Седьмая заповедь. Семья - малая Церковь, грехи против семьи - грехи против Церкви.

Восьмая заповедь. Полная нестяжательность - условие христианского совершенства.

Девятая заповедь. Запрет любой лжи. Запрет судить ближнего еще и потому, что наш суд заведомо неправеден.

Десятая заповедь. Запрет зависти. Зараженный завистью сатаны пал Адам. Чистота сердца и благодарность Богу за Его промысел о нас - условие исполнения этой заповеди.

 

г) Это занятие очень трудно из-за большого объема материала. Целесообразно подготовить детей к нему, попросив их дома вспомнить уже известное им о заповедях второй скрижали. Обсуждение каждой заповеди должно идти от запрета к положительной части, тому, что предписывается этой заповедью, и утверждать детей в понимании единства любви к Богу и любви к ближнему.

При обсуждении седьмой заповеди можно вспомнить Содом и Гоморру и другие случаи наказания Божия за нарушение ее, но основное внимание должно быть направлено на положительное содержание заповеди - супружескую любовь во образ Христа и Его Церкви.

 

д) БЛУД (заблуждаться, заблудиться, заблуждение: первоначально - в отношении к Богу, затем - в отношении людей)

НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТЬ (тянуть к себе = значит отнимать у другого, нарушение любви. Имение = тяжесть для души)

 

  Уроки 33 и 34

 

а) ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА.

 

в) Духовная жизнь христианина начинается с покаяния (Мф.4:17). Благодать Божия дается нам как семя или закваска (Мф.13:1-33). Человек должен пересоздаться по всему своему естеству (1 Фес.5:23). Благодать Божия таинственно действует в нас (Мк.4:26-27). Духовная жизнь невозможна без рождения свыше (Ин.3:5-7). Духовная жизнь - бесконечное приближение к Богу, восхождение от славы в славу (2Кор.3:18).

 

г) Первое занятие может быть построено как чтение Евангелия, второе - как чтение святых отцев и уяснение глубокого единства Писания и Предания Церкви.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон Божий для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской. Изд.4-е, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

2. Закон Божий. ИМКА-Пресс. Париж. В 5 книгах. Переиздано в Москве издательством "Терра".

3. Закон Божий. Основы Православной веры в изложении для детей. Сост. С. Куломзина. "Паломник", Москва.

4. А.П. Лопухин. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986.

5. Полное собрание сочинений протоиерея о. Иоанна Ильича Сергеева. СПб.1905. Переиздано в 1990-х годах.

6. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. том 1. Беседы на Шестоднев. М., 1845-репринт М., 1991.

7. Протоиерей Стефан Ляшевский. Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований. Пер. с сербского. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.

8. Священник Евгений Сосунцов. Первая книга преподавателя Священной истории. Репринт. Сатисъ, СПб, 1994.

9. Опыты православной педагогики. Сост. А. Стрижев и С. Фомин. Лит.учеба, 5-6, 1993.

10. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М., 1994.

11. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. М., "Даниловский благовестник", 1992.

13. Просветитель. Вестник духовного просвещения. Журнал Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. N1, 2-3.

14. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва "Паломник", 1994.

15. Преподобный Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм. Пер. с сербского.

16. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания детей в свете христианской антропологии. Изд. Свято-Владимирского Братства. М., 1993.

17. Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб. М., 1992.

18. Сестра Магдалина. Мысли о детях в Православной Церкви сегодня. Изд. Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. М., 1992.

19. Путь Православия. Журнал Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. N1-5

20. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. Изд. 2-е, М., 1994.

21. Творение иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. М., 1992.

22. Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. В двух томах. СПб., 1905 - репринт М., 1990.

23. Игумен Филарет. Конспект по нравственному богословию. М., 1990.

24. Прот. Александр Дернов. Методика Закона Божия. В 3-х томах. СПб, 1913. Переиздано. Значительная часть опубликована в газете "Воскресная школа" за 1998 год.

25. Атлас Библейской истории. Издание Российского Библейского общества. 1995.

26. Толковая Библия в трех томах, под ред. А.П. Лопухина. Второе изд. Института перевода Библии, Стокгольм, 1987.

27. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. В 4 томах. Сатисъ, СПб, 1995, 1996.

28. Прот. Евгений Попов. Общенародные чтения по православно-нравственному богословию. Репринт. СПб, 1901.

29. Избранные жития святых в изложении для детей. Народная библиотека, М., 1994.

30. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих миней святителя Димитрия Ростовского. Репринт. "Златоуст", М., 1994.

31. Сердце чисто созижди во мне, Боже... И дух прав обнови во утробе моей. Сборник святоотеческих изречений и поучений в двух частях. 1991.

32. Протоиерей Михаил Дронов. Трудный путь к богосыновству. - Православная беседа, № 3, 1996.

33. Священник Александр Ельчанинов. Записи. М., 1992.

34. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. 10-20 вв. М., 1992.

35. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих миней святителя Димитрия Ростовского. Репринт. Изд. Свято Введенской Оптиной пустыни, 1993.

36. Рассказы о святых. Сост. С.С. Куломзиной. "Паломник", М., 1994.

37. Поучения в честь и славу Пресвятыя Богородицы Епископа Иустина. Изд. Свято-Данилова монастыря. М., 1991.

38. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. Изд. Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, М., 1904. Репринт.

39. Православный катехизис Святителя Филарета, Митрополита Московского. "Православная Русь", СПб, 1995.

40. Опыт построения исповеди. Пастырские беседы в дни Великого поста архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993.

41. Архим. Лазарь. О тайных недугах души. М., 1995.

42. Архимандрит Борис (Холчев). Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. Изд. Московского Патриархата, 1991.

43. Диакон Андрей Кураев. Миссионеры на школьном пороге. М., 1995.

44. Закон и заповеди Божии. Сборник учебных программ. Изд. Отдела религиозного образования и катехизации. М., 1992.

45. Избранные жития русских святых 10-15 веков. М., 1992.

46. Законоучитель. Сборник материалов в помощь преподавателю. Вып. 1-3. Изд. "Златоуст", М., 1994.

47. Е. Поселянин. Русская Церковь и русские подвижники 18 века. СПб, 1905.

48. М.В. Толстой. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.

49. Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие в сжатом изложении. Новосибирск. Рига, 1993.

50. Диакон Андрей Кураев. Библия в школьной хрестоматии. М., 1995.

51. Догматические послания православных иерархов 17-19 веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

52. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

53. А.Трофимов. Святые жены Руси. М., 1993.

54. С. Нилус. Великое в малом. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.

55. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904.

56. Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995.

57. Мюллер Л. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. М., 1994.

58. Житие преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. - Православный церковный календарь на 1994 год. Изд. Московской Патриархии.

59. Митрополит Иоанн. Быть русским! - Пастырь добрый. Венок на могилу митрополита Иоанна. СПб., 1996.

60. Хитров М. Святой благоверный Великий Князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание. Репринт, М., 1991.

61. Избранные жития святых. 3-9 вв. М., 1992.

62. Канонизация святых. Троице-Сергиева Лавра, 6-9 июня 1988 года.

63. К канонизации новомучеников Российских. Комиссия Св. Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. М., 1991.

64. Житие святителя Тихона. - Православный церковный календарь на 1992 год. Изд. Московской Патриархии.

65. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского. Житие преподобного Силуана Афонского. - Православный церковный календарь на 1993 год. Изд. Московской Патриархии.

 


ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ

Программы по Закону Божию для детей младшего и среднего школьного возраста на пять лет обучения, подготовленные в Православной Гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского Академгородка Новосибирска по благословению Преосвященнейшего Сергия, Епископа Новосибирского и Бердского.

 

Объяснительная записка

 

"ЗАКОН БОЖИЙ" — это традиционное для Русской Православной Церкви наименование цикла учебных предметов, составляющих основу церковного образования и воспитания в России.

Если слово "Закон" относить только к Ветхозаветным временам ["Закон дан через Моисея" (Ин. 1, 17), а мы, христиане, живем по явлении Благодати], то наименование "Закон Божий" может показаться устаревшим или неточным. Тогда более подходящим может стать наименование "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ". Если же вспомнить святые псалмы ["Но в Законе Господни воля его и в Законе Его поучится день и нощь" (Пс. 1, 2); "Светильник ногама моима Закон Твой, и свет стезям моим" (Пс. 118, 105)], которые не потеряли своей актуальности, то наименование "Закон Божий" не покажется случайным или неудачным. Лучше согласиться, что оба названия говорят об одном — о начальном образовании в духе православной церковности.

В дореволюционной школе курс "Закона Божия" включал в себя следующие учебные дисциплины: "Обучение молитвам", "Священная история Ветхого и Нового Завета", "Учение о Богослужении Православной Церкви", "Катехизис" и "Церковная история". Иногда в качестве самостоятельных дисциплин изучались церковно-славянский язык и церковное пение. Насколько подробно и тщательно были разработаны все эти дисциплины показывают материалы библиографического справочника "Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия" (Новосибирск, 1996).

В настоящее время преподавание Закона Божия только возрождается. Всего около десяти лет прошло с тех пор, как в России вновь открылись первые воскресные школы, а православным гимназиям и того меньше лет. И сразу же встал вопрос об учебно-методическом обеспечении этих школ. Параллельно возник вопрос о программах для факультативного преподавания Закона Божия или Основ Православия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

С 1990 года работа над программами и учебно-методическими пособиями для воскресных школ, православных гимназий и факультативов по Закону Божию ведется в приходе церкви Всех Святых в земле Российской просиявших Академгородка Новосибирска. Учрежденная приходом Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, разрабатывая программу непрерывного религиозного образования, уже подготовила ряд программ и учебно-методических пособий, которые проходят апробацию в разных городах и школах. В настоящем выпуске предлагается программа по Основам Православия (Закону Божию) для детей младшего и среднего школьного возраста, рассчитанная на пять лет (или пять циклов) обучения.

                                    * * *

Преподавание Закона Божия в православной традиции всегда преследовало религиозно-познавательные и духовно-нравственные цели. Но если в дореволюционной школе через преподавание Закона Божия оформлялись и закреплялись церковные знания и навыки, полученные в семье и храме, то в современной воскресной школе, православной гимназии и на факультативах по Закону Божию закладываются только основы религиозно-церковных знаний, и прививаются лишь первоначальные навыки церковной жизни. Учитывая это обстоятельство и то, что на преподавание Закона Божия в Синодальный период (до 1917 года) наложил значительный отпечаток схоластический метод преподавания церковных дисциплин, присущий духовным академиям и семинариям того времени, составители настоящих программ с самого начала своей церковно-педагогической работы стали искать новые подходы к преподаванию Закона Божия. Эти поиски постепенно привели к тому, что был найден стержень, на котором теперь строится весь новый курс Закона Божия.

Таким стержнем стало Пасхальное Благовестие. Весь библейский, литургический, святоотеческий и церковно-исторический богословский материал свидетельствует о ВЕРЕ ЦЕРКВИ в то, что наше спасение — наша Пасха — пострадавший за нас и Воскресший в третий день Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. "Пасха наша — Христос заклан за нас" (1 Кор. 5, 7).

Мы желаем спастись! И потому принимаем Святое Крещение во образ смерти и Воскресения Христова, за каждой Литургией прославляем Воскресшего Христа Бога нашего, причащаемся Святых Христовых Таин, принимая их как залог нашего воскресения, стараемся жить по заповедям Христовым, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века с Воскресшим Христом. Поэтому, каких бы вопросов мы ни касались при изучении Закона Божия — наше спасение благодатию Воскресшего Спасителя нашего остается главной темой и основой всей учебно-воспитательной методики.

Настоящая программа рассчитана на пять лет и построена по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная идея, или тема, являющаяся стержнем всего пятилетнего курса, раскрывается каждый год в новом аспекте. Эта тема — спасение человечества и каждого из нас через искупительную жертву и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Каждый год имеет свою тематику, но она обязательно связана с этой заглавной темой.

 

Пятилетний курс Закона Божия:

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 367 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2430 - | 2229 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.