Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Слово на День Коронации Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича.




 

 

Блажен язык, ему же есть Господь Бог Его, люди же избра в наследие себе.

(Исаия. 32. 12.).

 

Назначение человека есть блаженство. Благословив в лице первых человеков раститися, множитися и наполняти землю, Творец в сем же благословении положил и средства к достижению оного. Соединяя племена человеков в разные общества. Он хочет, чтобы общие всех и каждого силы, способности и дарования, проистекая от одного источника, и стремясь к одной цели, достигали того блага, которое премудрость Его, веселящаяся о сынах человеческих, предуставила им. Для сего Господь взаимный союз их утверждает взаимными нуждами, необходимыми друг к другу отношениями; открывает им волю Свою, судьбы и оправдания, дабы каждый сообразовал сними свои чувствования, свою жизнь и действия; — поставляет им царей и владык, которых возвышает величием и властью; приемлет сердца их в руце Свои, так что аможе хощет, управляет хотением их, научая таким образом, что Его есть земля, вселенная и вси живущии на ней; что Ими царие царствуют и сильные пишут правду.

Если во времени может достигаться блаженство: то оно должно достигаться не иначе, как сообразным во всех отношениях с законами вечной правды Божией действованием.

Посему-то и говорит порфироносный Пророк: блажени людие, им же Господь-Бог их; блажен язык, ему же есть Господь-Бог, избравший его в наследие себе. То есть, блажен истинно только тот народ, который и частное и общее благоденствие свое основывает на истинном благочестии, на испол­нении обязанностей своих к Богу и Отечеству.

В ознаменование великого дня сего, в который мы торжествуем Помазание на Царство Благочестивейшего Великого Государя нашего и единодушно прославляем начало и продолжение отеческих его попечений о нашем благоденствии, разсмотрим истину сию несколько подробнее, и обратим ее в назидание наше.

Известно, что каждый предмет имеет особенную какую-либо пользу; — и всякая добродетель в мире нравственном и политическом имеет отличительную какую-либо цену и достоинство, насколько она содействует благу человека и возвышает его. Но благочестие, как говорит Апостол Павел, на все полезно есть. Посему, оно есть такое основание, на котором полагается, зиждется, и утверждается и частное благостояние каждого порознь человека, как члена общества и Церкви Христовой, и общее целого народа, которому Владеющий царством человеческим, как наследию своему, дает свет свой и истину свою, благоденствие и временное, так как любящим токмо Бога вся споспешествует во благое, и вечное, так как Господь благоволит только к боящимся Его и уповающим на милость Его. Посему-то Апостол и говорит, что благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешнего и грядущего; — на все, т.е., содействует как временному, так и вечному блаженству человека.

Но что, может быть, кто спросит, что есть благочестие, имеющее обетования благ жизни нынешней и грядущей? Оно, ответствует Апостол, есть образ верного словеси, непорочнаго жития, нелицемерной любви к Богу и ближнему, образ духа истины, непоколебимой веры и чистоты побуждений во всех действиях и начинаниях; и посему оно состоит в сообразности наших чувствований, мыслей и действий со внушениями откровенной Господом Иисусом истины, с требованиями закона, с Святостию воли и совершенств Божиих. Таким образом, когда живое и действенное слово Божие являет благодатное свое над человеком могущество, a сие бывает тогда, когда сердце его в Священной преданности предает себя всецело в волю Божию и в ней одной ищет своего утешения, — способности его и все силы приходят в порядок и согласие. Плоть, в которой Дух Божий не хотел пребывать, в которой все желания и мысли были не к жизни, а к разрушению, снова приемлет дыхание жизни, обновляется, как юность орля, ощущает в себе новые и до того неизвестные силы действовать для Бога и для своего блаженства. Озаренный высшим светом, разум видит тогда ясно те заблуждения, в которые влечет его кичливый ум и растлен­ное естество, познает живо те истины, которые сосредоточи­ваются в таинствах премудрости, сокровенной в Боге и открываемой боящимся Его; видит ту бездну гибели, к которой приближает человека воюющие во удех его страсти, и то богатство дарований небесных, которое любовь Божия предуготовила ему в заслугах и ради заслуг Искупителя. — Таким образом, по мере того, как свет спасительного познания озаряет умственные способности, он же сам в сердце благочестивого обращается в Священный пламень, который его согревает, сообщает ему новую деятельность, очищает его чувствования, которые, отделив от тления и праха, возносит к Богу, — туда, где соблюдается истинное его сокровище, и где, по слову Апостола, истинная жизнь его и блаженство сокровени суть. — Проникнутый сим пламенем, человек ежечасно возносит очи свои и сердце горе — к Богу и с воздыханием взывает с Пророком: что ми есть на небеси, и от тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое, и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя в век.

Итак первый предмет благочестия есть познание воли Божией; первое и единственное украшение — исполнение воли Божией. Первое открывает разуму человека все богатство благости Божией, долготерпения Его и премудрости; последнее от подвигов веры и преданности простирает его к подвигам упования и терпения; упованием и терпением — к подвигам любви и милосердия; любовию и милосердием к подвигам правды и мужества; правдою и мужеством, — к той славе и величию, которыми человек, как замечает порфироносный Пророк, малым чим умален от ангел. Тогда - то вся кости в нем рекут: Господи! Господи, кто подобен Тебе? Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь! Блажен, слушающий, истинно блажен такой человек!

Но если благочестие располагает человека к такой пре­данности Богу и закону Его, или, лучше сказать, если оно есть самая сия преданность, из которой проистекает и вся Святость побуждений, и вся непорочность сердца, и вся рев­ность в исполнении закона правды и любви: то кольми паче оно располагает, его к преданности и целому обществу, в лице коего он, должен проходить подвит служения своего Богу и Отечеству, — подвиг того служения, которое основано на безкорыстной любви, носящей, по выражению Апостола, не- мощи немощных, и не себе угождающей, но ближнему.

Свойство сей любви к Отечеству таково, что люди, про­никнутые ею, не только радуются благосостоянию оного, но и способствуют всеми силами распространению и возвышению благосостояния, удаляют все к тому препятствия, преодолевают все опасности, и, будучи крепки, яко смерть, не стра­шатся и самой смерти.

Известно, что в обществе частное благо и частное зло неразлучно соединено с общим. Посему, где есть тесный союз между членами общества, союз, основанный на любви и преданности общему благу; где один другому столько же, как и самому себе, доброжелательствует, где каждый опасность ближнего почитает как бы собственною опасностью: там каждый готов не только способностями своими, но и самим собою жертвовать общему благу; там каждый общее благо ставит выше своего, ибо знает, что в общем заключается и его собственное.

При таком расположении духа, которое чуждо всякого самолюбия, и которое, по выражению Апостола, не ищет своихси, но яже ближняго, все в обществе споспешествует общественному благосостоянию. Звания общественные и дол­жности и возлагаются тогда с доверенностию, и приемлются с преданностью, по тому побуждению, что никто же сам себе приемлет честь, но токмо званный от Бога; отправляются с ревностию и безкорыстием, ибо они суть служение ближним, а вместе с тем и Самому Богу. — Подчиненные вполне преданы предуставленным властям, ибо твердо уверены, что повиноваться должно не токмо за страх, но и за совесть и что несть власть аще не от Бога; предуставленные же власти с родительскою любовию пекутся о подчиненных, потому что знают, что предмета их власти есть спокойствиe подчиненных, их благо и безопасность, что воздаяниe их есть благословение Господа, признательность Оте­чества и благословение потомства. Блажен, слушающий язык, блажени, по истине, такие люди!

К тебе, Боже щедрот и всякия милости, обращаем  сердца и мысли наши. Ты благоволил Царю нашему Благочестивейшему Государю Императору, Николаю Павловичу да­ровать благословение Свое в век веки; Ты возвеселил его радостью и положил в нем завет всеблагих Твоих о нас хотений. Сохрани и соблюди его в нерушимом; здравии в долготу дней, ко славе имени Твоего Святого и для счастия достояния Его — России. Нам же и всем под сению скипе­тра его благопоспеши достойно проходити звание свое, да в сердце Августейшего Монарха выну процветает радость не только о его благих для Отечества подвигах, но и о делах всех сынов Отечества. Аминь.

 

                        Архиепископ Олонский и Петрозаводский Венедикт (Григорович) (1784-1850).

 

Печатается по духовному учено-литературному журналу «Странник», издаваемому протоиереем Василием Гречулевичем. 1871. Т. 3. Санкт-Петербург.

Митрополит Киевский и Галицкий Платон (Городецкий)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2145 - | 2033 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.