Лекции.Орг


Поиск:




Недоумение, смута, бунт и кончина Вдовствующей Императрицы.




Летия со дня события посвящается.

 

Священное Таинство Венчания на Царство Русское

Государя Императора Николая I Павловича.

 

По внезапной кончине в г. Таганрог на 48-м году от рождения Государя Императора (1825-1855) Александра I Павловича «Благословенного» (1777-1825), свершившейся 19 ноября (2 декабря) 1825 года и возникшего после столь печального события затруднения в вопросе о престолонаследии, 27 ноября (10 декабря) 1825 года состоялось принятие государственными служащими и военными присяги наследнику Цесаревичу и Великому Князю Константину Павловичу (1779-1831).

 

Отречение Наследника и Цесаревича,

Великого Князя Константина Павловича.

 

Однако еще 14 (27) января 1822 года Наследник и Цесаревич Константин Павлович, будучи с 20 марта (2 апреля) 1820 года разведенным и вступившем 12 (25) мая 1820 года в морганатическом брак с католичкой Иоанной Антоновной Грудзинской (1795-1831), Княгиней Лович, написал письмо к старшему Августейшему брату и Императору Александру I Павловичу «Благословенному» с прошением об отречении от престола Всероссийского.

Император по канонам церковным и Закону о престолонаследии принял отречение младшего Августейшего брата своего и 16 (29) августа 1823 года подписал Высочайший Манифест, в котором, принимая отречение Великого Князя Константина Павловича, назначил Наследником Всероссийского престола следующего за ним Августейшего младшего брата своего, Великого Князя Николая Павловича (1796-1855).

Дабы не вызывать в русском обществе прежде времени волнения, Государь запечатал Манифест в специальный конверт и сдал его на хранение Архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) (1783-1867), будущему Митрополиту Московскому и Андреевскому кавалеру, с Высочайшим указанием немедленно вскрыть его после кончины Императора, когда на то будет воля Божия. Запечатанные копии Высочайшего Манифеста хранились в Государственном Совете, Сенате и Синоде. 

 

Недоумение, смута, бунт и кончина Вдовствующей Императрицы.

 

По кончине Императора Александра I Павловича «Благословенного» возник краткий период междуцарствия, поскольку Наследник и Цесаревич Николай Павлович дважды просил Великого Князя Константина Павловича прибыть в Санкт-Петербург и подтвердить свое отречение. Возникшим недоразумением воспользовались извечные враги Церкви Христовой и Самодержавной Монархии масоны, которые в лице части дворянства и офицерства, подвигли на государственное преступление своих подчиненных солдат и те 14 (27) декабря 1825 года выступили против Бога, Царя и Отечества известным бунтом на Сенатской площади, вызвавшем кровопролитие.

29 декабря 1825 года (11 января 1826 года) восстал Черниговский полк, вскоре принужденный ответными решительными действиями Императора к повиновению.

10 (23) июня 1826 года Государь издает Новый устав о цензуре.

Третьего (16) июля 1826 года Государь Высочайше учреждает III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

13 (26) июля 1826 года свершается заслуженная казнь главных заговорщиков, прозванных в истории «декабристами», которые под вымышленными благими намерениями открыто выступили организаторами кровавого бунта против Церкви, Царя и Отечества. Бесчестной смертью через повешение завершили свой земной путь, упав в бездну ада П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский и К. Ф. Рылеев.

Помимо этого, 68 человек были лишены чинов, званий и состояний и сосланы были на каторгу в Сибирь, 19 человек отправлены в Сибирь на поселение, 9 офицеров разжалованы в солдаты и около 200 солдат подвергнуты были телесным наказаниям. 

Все вышеназванные обстоятельства стали причиною отсрочки Священного Таинства Венчания на Царство Русское и Коронование Императора Николая I Павловича более чем на три месяца, после полугодового траура по почившему Императору Александру I Павловичу «Благословенному». А потому вместо 20 мая (2 июня) 1826 года, торжественное, радостное и долгожданное событие состоялось только 22 августа (4 сентября) 1826 года, в светлый День почитания чудотворной «Грузинской» иконы Божией Матери. 

Новым скорбным поводом для отложения Торжества Венчания на Царство стала преждевременная кончина четвертого (17) мая 1826 года на 48-м году от рождения в г. Белеве Тульской губернии Вдовствующей Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны (1779-1826), Венценосной супруги почившего Императора Александра I Павловича «Благословенного». В Российской Империи тотчас объявлен был трехмесячный траур по почившей Государыне, что также стало причиной отложения торжества Венчания на Царство. 

 

Долгожданное торжество.

 

Государь Император Николай I Павлович вместе с двумя Императрицами: Венценосной матушкой своей, Вдовствующей Государыней Марией I Феодоровной (1759-1828) и с Венценосной супругою своею Государыней Императрицей Александрой I Феодоровной (1798-1860), прибыл 21-го июля (3 августа) в Москву и остановился в Петровском Дворце, где встречен был придворным духовенством в облачении с Крестом и Святою водою.

25-го июля (7 августа) происходил торжественный въезд Государя и двух Императриц в Москву.

При вступлении Государя в Успенский собор Московского Кремля произведено было 85 выстрелов. Эта минута вышла, по словам одного из очевидцев, чрезвычайно торжественною. Необозримые волны народной толпы колыхались и запружали все площади и улицы Кремля. На высоких амфитеатрах, выстроенных против Грановитой палаты и Успенского собора, пестрели разнообразные и изящные туалеты дам, русские и иностранные военные и гражданские мундиры и народные костюмы. Радостные крики ура слились в один оглушительный гул с пушечными выстрелами, колокольным звоном со всех кремлевских соборов и церквей, грохотом барабанов и звуками нескольких хоров военной музыки.

Коронация совершилась 22-го августа по обыкновенному и известному уже церковному чину.

В Священослужении первенствовал Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим (Глаголевский) (1763-1843), вторым по нем состоял Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) (1763-1837). Оба – Андреевские кавалеры. Как проповедник, говоривший речь при Короновании, по предварительному назначению Самого Государя, выделялся Филарет (Дроздов), тогда еще молодой Архиепископ Московский.

22-го августа (4 сентября) 1826 года Николай I короновался на Царство с Августейшей супругой своей Императрицей Александрой I Феодоровной. В Успенском соборе Московского Кремля Император восседал на алмазном троне Царя Алексия I Михайловича (1629-1676), Императрица же на золотом троне Царя Михаила I Феодоровича (1596-1645). Священное Миропомазание совершалось из крабийцы Римского Цезаря Августа, и Государь целовал Крест, бывшем на первом Императоре Всероссийском Петре I Алексеевиче (1672-1725) во время знаменитой Полтавской битвы 1709 года и, по уверениям очевидцев, защитивший его от шведской пули. При Священной Коронации присутствовал также старший Августейший брат Императора Николая I Павловича, Великий Князь Константин Павлович, отрекшийся от престола Всероссийского в пользу Венчавшегося на Царство Государя. Когда Великий Князь Константин, поздравляя Царя, хотел поцеловать у Него руку, то Император со слезами на глазах обнял Августейшего брата и троекратно облобызал его.

В Священном чине Коронования Императора Николая I Павловича можно отметить разве самые незначительные особенности. Так, например, при возложении Императором Короны на Императрицу Он поцеловал свою Венчанную супругу. Присутствовавшая при обряде Вдовствующая Императрица, непосредственно после Коронования, подошла к своему Коронованному Августейшему сыну, обняла и поцеловала Его.

Следует упомянуть как об особенности Коронования Императора Николая I Павловича о том, что Он при своем Короновании читал известную умилительную молитву не по книге, где напечатан весь чин Коронования; для Него молитва предварительно напечатана была крупнейшим шрифтом на толстом листе бумаги, который потом переплетен был в виде книжки и обложен в светло-зеленый бархат. Едва ли не единственный, бывший в употреблении при Коронации, экземпляр этой особо изданной Императорской молитвы хранится в Санкт-Петербурге, в Императорской публичной библиотеке.

По рассказам очевидцев, Император Николай I Павлович возбудил особенный восторг народа следующим своим, в сущности обыкновенным поступком.

Император, после Своего Коронования, проследовал, под великолепным балдахином и облеченный во все Императорские регалии, из Успенского собора в Благовещенский собор Кремля, а отсюда к Красному крыльцу. Взошедши на верхнюю ступень крыльца, Государь обратился лицом к необозримой массе народа, наполнявшей весь Московский Кремль, и троекратным наклонением головы приветствовал своих верноподданных. Восторг народа в эту минуту положительно не знал границ; громкие неумолкаемые крики огласили воздух; толпа шумно волновалась; незнакомые между собою люди обнимались и многие плакали от избытка радости! 

Вечером в Светлый День Коронации вся Москва была великолепно освещена, в особенности величественный Московский Кремль. Все оригинальные башни его горели ярким пламенем; зубцы стен были обвиты огненными полосами, а по оградам его широкие узорчатые каймы сверкали замечательным блеском. Колокольня Ивана Великого, освещенная разноцветными огнями снизу до верха и осененная Короной и Крестом, возвышалась к небу гигантским пламенным столбом. Иллюминация повторена была и в следующие два дня после Коронации.

 

Коронационные торжества.

 

Вечером 27-го августа (9 сентября) 1826 год а дан был бал в Грановитой палате Московского Кремля, на котором присутствовали первые чины Двора и иностранные послы.

Первого (14) сентября 1826 года в Большом театре устроен был придворный маскарад.

Третьего (16) сентября Московское купечество давало бал Государю. Точно также в честь Императора даны были роскошные балы французским и английским послами.

Наконец, 16 (29) сентября 1826 года дан был народный праздник.

Местом для народного угощения и увеселений было избрано обширное Девичье поле, окаймленное живописными Воробьевыми горами и возведен круглый, роскошно убранный, павильон для Императорской Фамилии со стеклами и камином. В некотором расстоянии от него были устроены: четыре галлереи с колоннами для особ первых трех классов и дипломатического корпуса; три галлереи для военных штаб и обер-офицеров, четыре частные галлереи для пяти тысяч человек, манеж, два большие фонтана с вином, две катальные горы, балаган для акробатов, балаган для гимнастических игр, несколько павильонов для хоров музыкантов, карусель, разные качели, эстрада для пускания трех воздушных шаров и, наконец, 240 столов, длинною в десять саженей каждый, покрытых скатертями и красиво убранных, унизанных яблоками, березками и разноцветными корзинками с калачами. На каждый стол поставлены были окорока, жаренные птицы, студни, кондитерское пирожное в виде горшков с розами, целые жаренные бараны с золоченными рогами, уложенные на блюдах, покрытых красною камкой; ведра с пивом и водкой; дубчики со сливами, грушами и яблоками.

Император сам открыл народный праздник, прибыв на Девичье поле в первом часу. Здесь Он пробыл около полутора часа. Как только Государь с обеими Императрицами вышел в павильон, взвился белый флаг и праздник начался. По рассказам очевидцев, народ, подобно морским волнам, гонимым ветром, хлынул к столам, на которых в одно мгновение не осталось ничего из поставленных на них яств. От столов народные толпы бросились к фонтанам, бившим белою и красною влагою. Фонтаны скоро скрылись под облепившим их народом и один за другим разрушались. Упавши в развалины, вытесняя один другого, иные черпали вино шляпами. Весельчаки гуляли по полю, таща с собою кто курицу, кто ногу барана, а кто ножку стола.

По отъезде Императора, подгулявший народ набросился на ложи зрителей и начал обдирать красный холст. Число участвовавшего народа простиралось до двухсот тысяч человек. Вообще, народный праздник на Девичьем поле, при прекрасной обстановке самого места и особенно при прекрасной погоде удался вполне и представлял собою единственное в своем роде зрелище.

Ряд балов, данных в Москве по случаю Коронации, заключился балом, устроенным Графинею Анной Алексеевной Орловой-Чесменскою (1758-1848), который своим великолепием и грандиозностью превзошел все прочие балы.

23-го сентября (6 октября) 1826 года блестящие празднества, почти беспрерывно следовавшие за Коронацией, заключились великолепным фейерверком.

 

Милости Государя.

 

День Своего Коронования Император Николай I Павлович, по примеру Своих Августейших предшественников, ознаменовал многими милостями.

Кроме того, что в этот День последовали разные повышения в чинах и назначениях, имеющие более или менее частный, ограниченный известным незначительным кругом людей, характер, в это время дарованы были разные льготы и для массы народа.

В день своей коронации Николай I Павлович в Своих милостях коснулся всех сословий и слоев российского общества. Двумя Своими Указами Император несколько смягчил наказания государственным преступникам, осужденным приговорами Верховного уголовного суда в каторжную работу и к ссылке на поселение, или сосланным по приговору того же самого суда в крепостную работу и в отдаленные гарнизоны.

Благодаря этим Высочайшим Манифестам, многие из «декабристов» получили смягчение в наложенных на них наказаниях.

В День Своего Коронования Император Николай I Павлович издал Высочайший Манифест о порядке наследия Всероссийского престола, на случай Своей кончины до законного совершеннолетия Августейшего наследника, Цесаревича и Великого Князя Александра Николаевича (1818-1881), которому в ту пору шел девятый год от рождения.

Тогда же Государь Император Высочайше учредил особое Министерство Двора и уделов, первым Министром которого назначен был Князь и Андреевский кавалер Петр Михайлович Волконский (1776-1852), ставший также заведующим Императорским кабинетом. Эти должности с 1834 года Светлейший Князь Волконский занимал до самой своей кончины.  

 

С незначительными сокращениями печатается по журналу «Русская старина», Санкт-Петербург, 1883, Т. 37, N3 (март). 

Очерк составил В. И. Жмакин.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 272 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

749 - | 708 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.