Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Средства расчленения музыкального произведения.




МЕЛОДИКО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ.

 

    Средства расчленения. Каждое музыкальное произведение представляет собой нечто целое и в то же время делится на части. Момент раздела между частями называется цезурой. Цезуры могут быть более или менее глубокими, более или менее заметными. Часть произведения, отграниченная цезурами, называется построением.

   Средств расчленения существует много: пауза, ритмическая остановка, смена регистра, фактуры, тональности, завершение мелодической волны и др. Но они не всегда служат достоверными признаками цезуры. Более важными средствами являются: 1) повторение только что изложенного материала (а –а или а – а1);

             2) появление нового материала (а – в);

             3) повторение старого материала после нового (а – в – а).

   Самыми же главными средствами расчленения являются:

             1) мелодико-ритмическая переодичность, т. е. повторение, точное или видоизмененное, два или более раз одного и того же мелодико-ритмического оборота;

             2) гармонический каданс.

   Мелодико-тематические структуры. В основу классификации мелодико-тематических структур положена мотивная повторность и неповторность, сходство и несходство. Буквальная повторность встречается редко, большую роль играет варьированная, видоизменения повторность.

    Варьирование можно разделить на два вида:

             1) вариационность;

             2) вариантность.

    Вариационность – это фигурационная расцветка мелодии, она не меняет длительности построения. Вариантность – более существенное изменение мелодии, она допускает смещение акцентов, расширение или сужение построения.

    Существуют следующие мелодико-тематические структуры:

              1) структура суммирования, при которой за двумя мелодически сходными построениями следует третье, приблизительно равное по масштабам первым двум, но внутренне слитное, неделящееся (1 + 1 + 2; 2 + 2 + 4);

              2 ) структура дробления, при которой за цельной и неделимой фразой следуют короткие мотивы, обычно выделенные из этой фразы (2 + 1 + 1; 4 + 2 + 2);

              3) структура дробления с замыканием, она объединяет первые две. Сначала дается дробление, а затем суммирующее построение (2 + 1 + 1 + 2; 4 + 2 + 2 + 4).

    Встречаются такие понятия как структура двойного суммирования (1 + 1 + 2 + 4) и структура прогрессирующего дробления (4 + 2 + 2 + 1 + 1).

 

     Д/З: - Бетховен, соната №1, ч. I, гл. п.;

               - Чайковский, «Времена года», «Баркарола»;

               - Дунаевский, Песенка о капитане из к-ма «Дети капитана Гранта».

ПЕРИОД

      Период – это форма, как правило, наименьшая законченного изложения музыкальной темы.

      Тема – это музыкальное построение, достаточно оформленное, законченное, индивидуализированное, музыкально выразительное и обычно лежащее в основе развития. Темы отличаются различными характерами, жанровой основой, стилистическими чертами. Темы бывают гомофонные и полифонические. Полифонические темы – одноголосные, небольшие по продолжительности: от нескольких звуков до нескольких тактов. Гомофонные темы – с аккомпанементом, их продолжительность от нескольких тактов до нескольких десятков тактов. Именно в гомофонной музыке возникла классическая форма периода.

       Периоды бывают простые и сложные. Простые, в свою очередь, делятся на три типа: 1) период повторного строения (повторный период);

            2) период неповторного строения (неповторный период);

            3) смешанный период.

        Повторный период имеет основной вид и разновидности. Основной вид представляет сочетание двух мелодически сходных построений, квадратных (по 4, 8, 16 тактов), оканчивающихся разными каденциями. Наибольшие части, на который делится период, называются предложениями. Предложения делятся на фразы, а фразы на мотивы.

         Разновидности простого повторного периода:

              1) период, состоящий из трех мелодически сходных предложений;

              2) период неквадратного строения. Неквадратность возникает за счет:

         а) неквадратного строения обоих предложений (5 + 5; 7 + 7);

         б) расширения или реже сокращения второго предложения, расширение возникает в результате повторений, прерванного каданса, органического развития мелодии и др. (4 + 6);

         в) неквадратного количества предложений (3 предложения по 4 такта).

                3) период, предложения которого оканчиваются одинаковыми каденциями.

         Неповторный период – период, состоящий из 2-х или 3-х мелодически не сходных предложений, а также из одного.

         Смешанный период – период, состоящий из 3-х предложений, два из которых повторны, а третье – неповторно.

         Периоды часто имеют законченную каденцию (замкнутый период), но могут не иметь законченной каденции, а сразу переходить в другое построение (разомкнутый или незамкнутый период).

         Период можно рассматривать как форму целого (все произведение написано в форме периода) или как форму частного (только какая-то часть написана в форме париода).

 

          Д/З: любые произведения гомофонного склада, как инструментальные, так и вокальные.

СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД

  Это период, который состоит из двух мелодически сходных построений, каждое из которых является простым периодом (А – А1, А – А2 или А – В, А – В1). Признаками сложного периода являются: наличие четырех предложений, мелодическое сходство первого и третьего предложений, разные каденции во втором и четвертом предложениях.

    Д/З: - Чайковский, Синтементальный вальс;

             - Чайковский, Ноктюрн до-диез минор.

 

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА

   Простой двухчастной называется форма, первая часть которой представляет простой период, а вторая не сложнее.

   Вторые части могут выполнять различные функции:

   1) функцию развития;

   2) функцию контраста;

   3) функцию подитоживания, резюмирования.

Часто все функции совмещаются.

   Существуют несколько типов простой двухчастной формы:

   Простейший тип. Он представляет сочетание двух периодов повторной структуры (А –А1, В – В1). Только в этом случае вторая часть имеет форму простого периода, в других типах вторая часть формы не имеет. В отличие от сложного периода вторая часть (второй период) содержит новый тематический материал.

    Репризная двухчастная форма. Способность второй части выполнять различные функции нередко приводит к ее внутренней дифференциации: начало носит развивающий характер, а конец завершающий. А т. к. самым мощным средством завершения является реприза, то в конце второй части воспроизводится одно из предложений первой части. В результате возникает второй тип - репризная двухчастная форма (А – А1, В – А1).

      Безрепризная двухчастная форма. Завершение в конце второй части может быть основано и на совершенно новом музыкальном материале. Т. о. появляется третий тип – безрепризная двухчастная форма (А – А1, В – С).

     Безрепризная двухчастная форма с отдельными элементами репризности. Встречаются такие вторые части, которые почти целиком носят развивающий характер, и только в самом конце воспроизводятся отдельные обороты из первой части. Такие двухчастные формы принято называть безрепризными с отдельными элементами репризности. Буквенного выражения они не имеют.

 

         Д/З: - Чайковский, «Детский альбом» - «Старинная французская песенка», «Вальс», «Итальянская песенка»;

              - Шопен, прелюдия до минор;

              - Скрябин, прелюдии ор.11 – ля минор, до-диез минор.

              - Рахманинов, «Здесь хорошо», «Сирень».

ПРОСТАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА

 

    Простой трехчастной называется форма, первая часть которой представляет простой период, а вторая и третья – не сложнее.

    Простая трехчастная форма всегда репризная (А – В – А).

    Достоверным признаком простой трехчастной формы является повторение начального периода целиком независимо от размеров середины. Но количество тактов в середине должно быть достаточным для того, чтобы считать ее самостоятельной частью. Повторение может быть точным или видоизмененным.

     Существуют два типа простой трехчастной формы в зависимости от характера середины:

     1) с развивающей серединой;

     2) с контрастирующей серединой.

     Развивающая середина формы не имеет. Признаками ее являются тональная неустойчивость, доминантность.

     Контрастирующая середина, как правило, излагается в форме простого периода. В ней обычно меняются тональность, лад, мелодические, гармонические обороты. Но поскольку форма является простой, то иногда во всех частях присутствует один тип фактуры.

     Встречаются середины, которые носят частично развивающий, частично контрастирующий характер.

     Реприза простой трехчастной формы может быть: буквальной, варьированной, динамизированной, синтетической. Варьированная реприза связана с незначительными изменениями. Динамизированная реприза предполагает более серьезные изменения: мелодические, гармонические, фактурные, структурные и др. Синтетическая реприза вбирает элементы из среднего раздела.

     Трех-пятичастная форма. Эта форма производна от трехчастной. Если повторяются все три части, то сохраняется простая трехчастная форма, если повторяются только две части (обычно – вторая и третья), то возникает трех-пятичастная форма (А – В – А – В – А).

     Двух-трехчастная форма. Существуют такие формы, в которых середина по масштабам приблизительно равна первой части, а реприза сокращена, воспроизводит только одно предложение их первой части (8 + 8 + 4). Такую форму нельзя считать трехчастной из-за неполной репризы, ее также нельзя считать двухчастной из-за развитой середины. В тоже время в ней есть признаки и духчастной формы (неполная реприза) и трехчастной формы (развитая середина). Поэтому такая форма получила смешанное название – двух-трехчастная.

    Д/З: - Чайковский, «Детский альбом» - «Похороны куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Мазурка», «Сладкая греза»;

                 - Калинников, «Грустная песенка»;

                 - Бетховен, соната №15, ч. II;

                 - Шуман, «Любовь поэта», «Я несержусь»;

                 - Глинка, «Ночной зефир»;

                 - Шуман, «Карнавал», «Киарина».

СЛОЖНАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА

    Сложной 3-х частной называется форма, первая часть которой изложена в простой 2-х частной или простой 3-х частной форме, а остальные не сложнее.

    Сложная 3-х частная форма откристаллизовалась к концу 17 века – началу 18 века в связи со стремлением к отображению контрастов в крупных произведениях. Прототипом сложной 3-х частной формы служит сопоставление танцев в старинной сюите (Гавот I – II – I, Менуэт I – II – I). Тональность при этом сохранялась, меняться мог только лад.

      В процессе развития сложной 3-х частной формы контраст между крайними частями и средней частью усиливался: менялись тональность, тематизм, иногда метр и темп.

      Характер произведения определяют первая и третья части, т. к. они начинают данное произведение и завершают его.

       Существуют три типа сложной 3-х частной формы, в зависимости от средней части:

       1 тип – сложная 3-х частная форма с развивающей средней частью;

       2 тип – сложная 3-х частная форма с эпизодом;

       3 тип – сложная 3-х частная форма с трио.

      Все средние части можно расположить в порядке возрастания их самостоятельности:

       1) развивающая средняя часть – не имеет ни самостоятельной темы, ни самостоятельной формы;

       2) эпизод – имеет самостоятельную тему, но не имеет самостоятельной формы;

      3) трио – имеет самостоятельную тему и самостоятельную форму.

      В основе сложной 3-х частной формы лежит однократное сопоставление контрастных музыкальных образов. Сопоставляемые образы, хотя и связаны определенным единством, все-таки не вытекают один из другого, не взаимодействуют между собой, а внешне сопоставляются, поэтому средние части пишутся в тональности субдоминанты.

     Средние части обычно начинаются сразу после окончания первой части, связующий раздел между ними, как правило, отсутствует, благодаря этому, контраст выявляется очень ярко. При возвращении от средней части к репризе резкое сопоставление иногда избегается, переход совершается более плавно за счет: 1) введения связующего построения, модулирующего в главную тональность; 2) таким окончанием средней части, которое тонально и тематически подготавливает репризу.

       Сложная 3-х частная форма может иметь вступление и коду.

       Реприза сложной 3-х частной формы может быть такой же, как в простой 3-х частной форме, но в отличие от простой 3-х частной формы она может быть неполной, сокращенной.

       Промежуточные формы – формы, крайние части которых написаны в форме периода, средняя часть – в простой 2-х частной или простой 3-х частной форме.

РОНДО

          

      Рондо – форма, в основе которой лежит чередование неоднократно возвращающейся главной темы с различными эпизодами. Отсюда вытекает, что количество частей должно быть не менее пяти: А В А С А…

       Главная тема называется рефреном, остальные разделы – эпизодами.

       Само слово рондо означает круг, рефрен – припев.

       Рондо – старинная форма, которая произошла от народных хороводных песен и танцев. Это обусловило характер произведений, написанных в этой форме. Музыка рондо – жизнерадостная, в ней преобладают юмор, шутка, веселье. Для рондо не характерны глубокая лирика и драматизм. Темп – умеренный или быстрый.

       Исторически сложились несколько типов рондо.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1969 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2556 - | 2401 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.