Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Город и ремесло. Развитие товарно-денежных отношений

Городов как крупных населенных центров в Индии было очень много. Самыми многолюдными являлись города, представлявшие собою ставки феодальных правителей. Основным населением такого города-ставки были обслуживающие феодала лица: его военные контингенты, свита, управители, слуги, ремесленники. Когда феодал со своей армией уезжал в другое место, город сразу терял своё значение и быстро приходил в упадок. Таким непрочным городомставкой оказался, например, созданный Акбаром город Фатхпур-Сикри, опустевший еще при жизни Акбара, когда тот переехал в Агру.


Мавзолей Шер-хана в Сасараме. 1540 г.

Несколько иной облик имел город, возникший в месте паломничества, обычно тесно связанный с торговлей и ремеслом. Там часто процветало производство предметов культа, а также торговля предметами первой необходимости для масс паломников, стекавшихся туда в дни религиозных празднеств. Занимавшиеся нищенством члены духовных орденов, как индусских, так и мусульманских (факиры и дервиши), торговцы и паломники наводняли его улицы. Такого рода городом был, например, Бенарес.


Ворота форта Дели. Первая половина XVII в.

Основное население портового города составляли купцы и моряки. Почти в каждом приморском городе процветала какая-нибудь специальная отрасль ремесла. Одним из знаменитых портов Могольской империи был, например, Сурат.

Некоторые города были настоящими торговыми центрами с обширными ремесленными предместьями. Однако даже торгово-ремесленные центры возникали, как правило, вокруг жилища феодала, светского или духовного, и зависели от него. Поэтому ремесленные предместья и улицы города обычно носили имя феодала, на которого работал ремесленный люд.

Ремесленники были совершенно бесправными. Они были организованы не в цехи, а в касты. В отличие от цеха ремесленная каста была организацией, не дававшей почти никакой защиты ремесленнику от произвола феодала. В касте не было деления на мастеров, подмастерьев и учеников, не было приёма в ученичество. Никто из посторонних не мог заниматься данным ремеслом. Способы и примитивные орудия труда были освящены вековыми традициями и не могли быть изменены. Феодальные власти назначали главу каждой городской ремесленной касты, а также и того, кто ведал в ней торговыми сделками, и вмешивались тем самым в вопросы производства и сбыта ремесленной продукции.

Объединение большей части Индии державой Великих Моголов, некоторая централизация государственного управления и меры, принятые падишахской властью для упорядочения сбора ренты-налога, создали условия для некоторого экономического подъёма страны. В сельском хозяйстве произошло увеличение посевов более трудоёмких культур, рассчитанных на продажу, — индиго и сахарного тростника. В этом же направлении развивались домашние промыслы крестьянства и в первую очередь производство хлопчатобумажных тканей, которыми издавна славилась Индия. Ростовщики ссужали крестьян деньгами, что приводило нередко к долговой кабале крестьян. Все эти явления говорили о проникновении товарно-денежных отношений в индийскую деревню. Однако этот процесс происходил очень медленно.(По вопросу об уровне экономического развития Индии в XVI—XVII вв. среди советских ученых существуют разные точки зрения. Одна из них отражена в данной главе. По мнению других историков, развитие товарно-денежных отношений в Индии в описываемое время происходило как в городе, так и в деревне, подрывая вековечную замкнутость и изолированность индийской общины, увеличивая имущественное неравенство среди общинников, стимулируя превращение общинных верхов в фактических собственников общинных земель, общинников-крестьян — в фактических батраков, а общинных ремесленников — в мелких товаропроизводителей, работавших не только на общину, но и на рынок (Ред.).)


Воин на слоне. Индийская миниатюра. XVI в.

Экономические связи между разными областями Индии укреплялись. Об этом свидетельствовали массовые перевозки товаров по реке Ганг, являвшейся в те времена основной транспортной артерией, связывавшей Бенгалию с северо-западными областями индийского полуконтинента. Из Бенгалии вверх по реке везли рис, пшеницу, сахар, хлопчатобумажные и шёлковые ткани дорогих сортов, а также голубую краску индиго, вниз — в Бенгалию отправляли соль, добытую в Раджпутане, знаменитые кашмирские шали из тончайшей шерсти, афганских и среднеазиатских лошадей, ценившихся особенно высоко в Бенгалии и на юге Индии, оружие, кольчуги и щигы, изготовленные искусными ремесленниками Лахора и Дели. Если дорогие ткани, оружие и доставленные издалека породистые кони были явно рассчитаны на удовлетворение потребностей феодалов, то пшеница, рис, сахар находили сбыт среди рядовых горожан североиндийских городов, а индиго являлось одним из видов сырья в производстве хлопчатобумажных тканей. Гуджарат, обладавший относительно более развитыми городами, — что, может быть, объясняется его исключительно выгодным положением на скрещении путей морской и сухопутной торговли, — поддерживал экономические сношения с соседними областями Индии, он привозил пшеницу и рис из Махараштры, Мальвы и Раджпутаны, вывозя туда в обмен свои ремесленные изделия.

Хотя общеиндийский рынок в XVI — XVII вв. еще не складывался, но для этого периода совершенно очевиден процесс образования местных, областных рынков, о чем, в частности, свидетельствовало то, что разрыв цен на пшеницу в различных областях Северной Индии был невелик.

Рост мелкотоварного производства, увеличение числа городов как торгово-ремесленных центров, складывание областных рынков и развитие экономических связей между различными частями Могольской империи — все это было показателем дальнейшего развития феодальных отношений в Индии. Эти процессы не привели тогда к крупным изменениям строя жизни крестьян и ремесленников или к заметному развитию техники. Сельская община фактически прикрепляла крестьянина к его земле, а кастовость ремесла мешала свободному выбору профессии или изменениям традиционных навыков и орудий труда.

Народные движения

Создав большое и сильное государство, Акбар смог подавить крестьянские восстания. В дальнейшем своей земельноподатной и религиозной политикой он сумел на некоторое время ослабить массовую антифеодальную борьбу крестьян. Известны все же три крупных народных движения XVI в.4 движения бхакти, махдиетов и роушанитов. Все эти движения имели религиозную оболочку, но по существу отражали антифеодальные устремления масс. Они длились ряд десятилетий, охватывая значительные слои населения и постепенно перерастая из проповеди сектантства в вооруженную борьбу с Могольским государством за весьма смутно представлявшиеся идеалы «справедливости». Эти движения были в значительной мере локальными и разрозненными. В движении роушанитов участвовали афганские племена севера Индии, боровшиеся против проникновения феодальных отношений в их родо-племенное устройство и против могольского правительства, поддерживавшего афганских феодалов: движения же бхакти и махдистов хотя и были однородны по своему классовому составу и содержанию, но движением бхакти были в основном охвачены индусы, а движением махдистов—исключительно мусульманские слои.

Сектантские вероучения, объединенные общим названием «бхакти» («преданность богу»), проповедовались в течение нескольких веков и получили значительное распространение. Они выражали антифеодальный протест городских слоев населения. Все течения бхакти независимо от различий между ними провозглашали четыре основных принципа: религиозное объединение всех индийцев (т. е. индусов и мусульман), равенство их перед богом, борьбу против кастового неравенства и принцип личной, а не сословно-кастовой оценки человека, при которой в отличие от официальных принципов индуизма праведный человек низшей касты мог быть признан лучше и выше неправедного брахмана (т. е. члена высшей касты).


Страница из рукописи Абд-ул Хакка Дехлеви 'Жизнеописания индийских шейхов', написанной в 1590 г. Список начала XVII в.

Идеологи этого движения в своем большинстве были индусами и вышли из ремесленной и торговой среды. Так, Кабир был ткачом, Нанак, руководитель сикхов,(Сикхи — последователи религиозного учения в Пенджабе, отражавшего антифеодальную идеологию народных масс.)— сыном торговца. Из его преемников один был неграмотным деревенским прядильщиком, второй — лоточником-коробейником. Даду, руководитель движения бхакти в Раджпутане, был прядильщиком хлопка. Последователи учения бхакти во времена Акбара принадлежали к индусским городским слоям — купцам, мелким и крупным, и ремесленникам (ткачам, корзинщикам, водовозам, часто к представителям низших, презираемых ремесленных каст). В XVII в. в движение бхакти вовлекается крестьянство и оно становится подлинно массовым. В Пенджабе бхакти в форме сикхизма превратилось в вооруженную борьбу народных масс против их притеснителей — феодалов и Могольского государства.

Движение бхакти было прогрессивным, поскольку оно ставило своей целью, ликвидацию сословно-кастовых перегородок. Касты более, чем что-либо другое, раздробляли всё индийское население, как индусов, так и мусульман, на множество мелких замкнутых групп. По существу учение бхакти было проповедью мирного переустройства общества. Лишь у сикхов и отчасти у маратхов, когда в движение бхакти в XVII в. включились крестьянские массы, это движение приобрело характер вооружённой борьбы против Могольского государства и феодалов.

Проповедники этого учения вербовали себе последователей, странствуя и излагая своё учение в доходчивых песнях-гимнах.

В начале XVI в. в центре Делийского султаната, в городе Биана, началось движение махдистов. В отличие от движения бхакти, затронувшего не только индусов, но отчасти и мусульман, руководители махдистов обращались исключительно к мусульманам. Во главе махдистов стоял шейх Алаи, имевший много приверженцев в торговых кругах Бианы, и Абдулла Наязи, пользовавшийся влиянием среди окрестных «дровосеков и водоносов», а также среди поселившегося в окрестностях Агры афганского племени наязи. Вооружённые махдисты ввели свои порядки в городе Биана и его округе, устраняя, по словам хрониста, беззакония, если можно,то уговорами, «а если им не подчинялись, то силой». Они имели общую кассу, куда сдавали 1/10 всех своих доходов, и распространяли своё учение, завербовав много сторонников даже в Раджпутане. В основе их учения лежала вера в «праведного правителя» — махди, т. е. мессию, с воцарением которого будет установлен справедливый порядок.

Феодальные власти жестоко подавили движение, казнив шейха Алаи и избив палками до полусмерти Абдуллу Наязи. Вспыхивавшие время от времени в Пенджабе и других районах в течение всего XVI — начала XVII в. местные локальные народные волнения зачастую проходили под флагом махдизма.

Весьма опасный для Могольской империи характер приняло выступление роушанитов. Укрепившись в Тирахе, роушаниты завладели выгодной стратегической позицией и грозили ещё более ослабить политическое подчинение Кабула падишаху Индостана и прервать караванные торговые связи Индии со Средней Азией и Ираном. Падишах Акбар, а затем его преемник Джахангир посылали крупные карательные экспедиции против роушанитов. Борьба шла с переменным успехом, но в конце концов Джахангиру удалось разгромить афганцев-роушанитов.

Основы политики Акбара

Когда Акбар вступил на престол, его владения состояли из районов Дели и Агры и части Пенджаба, но и эти земли ещё приходилось отстаивать в боях. В вассальной зависимости от Акбара считался Кабул, т. е. основная часть нынешнего Афганистана. Однако зависимость кабульской территории была почти номинальной. Большинство внутренних вопросов наместник Кабула фактически решал самостоятельно.

Военной опорой Акбара были сравнительно немногочисленные отряды пришедших с Бабуром и Хумаюном завоевателей-мусульман, чуждых по религии и языку основной массе индийского населения. Акбару удалось тем не менее значительно расширить опору своей власти. Он привлёк на свою сторону весь класс феодалов Индии — как мусульман, так и индусов, а также торгово-ростовщические элементы из индусов, сикхов и джайнов. Могольская империя ограждала эксплуататорские интересы класса феодалов, обеспечивая его вооружённой силой для подавления крестьянства. На усмирение крестьянских волнений посылались не только карательные отряды феодалов, но и правительственные войска Моголов — конница и пехота.

С помощью своей армии и отличавшейся высокими боевыми качествами раджпутской конницы Акбар раздвинул пределы своей державы от границ Тибета на севере до реки Годавари на юге, от Гуджарата на западе до Бенгальского залива на востоке. Только юг полуострова, где правили султаны Ахмеднагара, Биджапура, Бидара, Голконды и ряд мелких индусских князей, остался за пределами Могольского государства. Большое значение имело завоевание в 1573 г. богатой провинции Гуджарат с её портами.

С объединением всей этой обширной территории в пределах одного государства господствующий класс Могольской державы получил в своё распоряжение огромный земельный фонд. Доходы феодалов чрезвычайно возросли. Вместе с тем относительная безопасность торговых путей и низкие внутренние пошлины дали некоторый толчок развитию торговли и товарно-денежных отношений.

Реформы Акбара

В 1574 г., после присоединения Гуджарата, Акбар отказался на некоторое время от дальнейншх крупных завоевательных походов и приступили освоению уже покорённых территорий. Он провёл ряд внутренних реформ, целью которых были: централизация государственной власти, укрепление феодального строя и развитие торговли.

Серьёзную реформу государственного аппарата Акбару не удалось провести. Он пытался ликвидировать систему джагиров, предполагая оплачивать своих военачальников деньгами, а сбор земельного налога в казну поручить правительственным чиновникам при условии внесения ими крупного денежного залога. Однако Акбар и поддерживавшие его круги натолкнулись на решительное сопротивление феодалов-землевладельцев, вовсе не собиравшихся поступаться своими землями и доходами. С другой стороны, новые откупщики из чиновников так начали грабить крестьян, не считаясь ни с законом, ни с обычаями, что в короткое время довели многие округа до полного разорения. Крестьяне в этих местностях разбегались, а поля были заброшены. По истечении трёх лет Акбару пришлось вернуться к системе джагиров.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпосылки создания объединённого государства Северной Индии | Индия в первой половине XVII в.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 214 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2281 - | 1988 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.