Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экономическое поведение, одобренное Исламом




Решающим условием экономического прогресса признаётся свобода предпринимательской деятельности. Догмат о равенстве людей перед Аллахом понимается и как равенство экономических возможностей, и как свобода конкуренции. Предприниматель, владеющий капиталом, и наёмный рабочий выступают как равноправные участники рыночных отношений. Человек имеет полную свободу вести бизнес и выбирать любую деятельность в рамках, определённых Шариатом.

Согласно требованиям Ислама, все участники рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого обмена. Он предполагает свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров. Такой подход означает запрет на спекуляцию, демпинг и монополию и, естественно, на все виды экономических преступлений, которые одинаково трактуются в законодательствах разных стран. Соблюдение этих норм становится возможным лишь при участии на рынке свободных, равноправных, информированных и ответственных лиц.

Коран запрещает любое незаконное вмешательство в права владения чужой собственностью. Мусульманину не позволено использовать какую-либо вещь, принадлежащую другому, если на то не дано разрешение её владельца. Пророк (мир ему и благословение) в последней проповеди ещё раз провозгласил неприкосновенность имущества, возведя его на один уровень с неприкосновенностью жизни и чести: «В этот день, в этот месяц, на этом месте Всевышний сделал священной и неприкосновенной жизнь, имущество и честь мусульманина до тех пор, пока вы не встретите Своего Господа».

Особое место в Коране уделяется торговле: «...а Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (Сура Аль-Бакара, аят 275). Подробное рассмотрение правил ведения торговли говорит не только о разрешённости, но и об одобрении честных и взаимовыгодных торговых отношений. Открытая и равноправная конкуренция должна быть основана на естественном установлении равновесия спроса и предложения. Правило свободной конкуренции, однако, не отменяет предписанные нормы достойного поведения в бизнесе. Человек должен строго следовать этическому руководству, независимо от поведения и вероисповедания партнёров или конкурентов. Запрещается наносить ущерб конкурентам приёмами, выходящими за рамки конкурентной борьбы.

Во всех сделках должна присутствовать взаимная договорённость и согласие обеих сторон. Полное согласие на сделку является условием признания её действительности: «...если это только не торговля по взаимному согласию между вами...» (Сура Ан-Ниса, аят 29). Причём взаимное согласие не должно ущемлять права одной из сторон, например, извлечением выгоды одной стороной за счёт убытков и потерь другой. Ростовщичество, азартные игры, лотереи запрещены, так как здесь налицо обогащение группы лиц без усилий и труда. Сделка должна носить честный и открытый характер.

Другими словами, законными могут быть признаны только сделки, лишённые двусмысленности и несправедливости, но не те, которые могут стать причиной использования доверия в своих интересах, например, мошенничество или умышленный обман. Это подтверждается следующими положениями Корана: «Горе обманщикам, которые, когда берут меру /причитающуюся им/ от людей, то берут её полностью, а когда измеряют или взвешивают им /людям/, то уменьшают!» (Сура Аль-Мутаффифин, аят 13).

Для того чтобы пресечь все возможные пути обмана и возникновения споров, Коран оговаривает условия заключения контрактов, которые должны быть письменно зафиксированы и, по возможности, при наличии свидетелей. Такая предосторожность оправдана и становится необходимой особенно в настоящее время, когда экономические преступления и нечестное поведение деловых людей стали частым явлением в бизнесе. В случае заключения трудового договора характер, период работы, уровень оклада должны быть чётко оговорены без каких-либо угроз и ультиматума со стороны работодателя либо наёмного работника.

Коран предостерегает от ложных обвинений, фальсификаций и подделки документов. Правдивость и праведность, которыми отличались все пророки, признаются важной добродетелью не только в деловой активности, но и во всех остальных областях деятельности человека.

Справедливость

Справедливость является стержнем божественных предписаний, а также одной из причин ниспослания коранических откровений с целью установления истины и равенства на земле. Исламу чужды формальные различия между людьми по социальному или этническому признакам, имущественному положению. Предпочтение отдаётся только тем, кто более привержен вере: «Ведь самый благородный из вас перед Богом – самый благочестивый» (Сура Аль-Худжурат, аят 13).

Требование справедливости в деловой активности проявляется в следующих принципах:

– выполнении данных обещаний и условий договора;

– точности количественных и качественных характеристик товара при продаже;

– добросовестной работе и справедливой оплате труда;

– честности и искренности отношений;

– компетентности и эффективности в работе;

– проверке коммерческой информации на достоверность.

В Коране при описании деловых отношений особое место уделяется соблюдению условий договора и данных обещаний. Не допускается нарушать обещания и заключённые договоры, даже если есть повод думать, что вторая сторона намеревается нарушить этот договор. Если такая ситуация возникает, то в данном случае необходимо уведомить партнёра о своём решении относительно расторжения контракта: «А если ты боишься от людей измены, то отбрось договор с ними согласно со справедливостью: поистине Аллах не любит изменников!» (Сура Аль-Анфаль, аят 58).

Это божественное указание призывает к справедливости в деловых контактах даже в ситуации расторжения договора. Излишне говорить о той роли, которую играет доверие клиента в бизнесе любого предпринимателя. Каждый бизнесмен стремится создать хорошую репутацию, вкладывая огромные средства в создание своего брэнда и постоянно следя за поддержанием имиджа. С этой точки зрения мусульманин должен стремиться к тому, чтобы его имя было создано не одной рекламной кампанией, а стало отражением результатов его честной работы.

Этика Ислама, так же, как и общепринятая этика в сфере трудовых отношений, требует, чтобы уровень оплаты, должностные функции и условия работы были оговорены в момент подписания трудового соглашения между работником и работодателем. Заработная плата должна быть выплачена в полной мере и без задержки: «И не удерживайте от людей того, что им принадлежит по праву...» (Сура Аш-Шуара, аят 183).

В Коране также сообщается, что в зависимости от качества и объёма работы различно вознаграждение для разных категорий работников. Таким образом, дифференцированная система оплаты труда должна стимулировать работника к увеличению производительности и предотвратить злоупотребление рабочим временем. Сам работник должен стремиться стать компетентным специалистом в своей области и эффективно выполнять работу. При отборе кандидатов на вакантную должность Ислам предписывает руководствоваться профессионализмом и заслугами кандидата, а не личными или родственными связями или, что ещё хуже, взятками. Необходимо обеспечить равноправное собеседование всем кандидатам с целью выявления наиболее компетентного работника. В процессе принятия решений Ислам рекомендует проверять достоверность любого утверждения или информации: «Не следуй тому, в чем ты не сведущ…» (Сура Аль-Исра, аят 36), а перед покупкой товара проверять его качество, дабы избежать обмана и дальнейших споров.

Законность бизнеса

Законность бизнеса с точки зрения Шариата является основным критерием выбора того или иного вида деятельности предпринимателем.

В Коране в категоричной форме запрещается как взимать, так и платить проценты с долга (риба), но в противовес данному запрету сразу же оговаривается законность торговли: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (Сура Аль-Бакара, аят 275). Ограничения в торговле касаются только некоторых видов товаров и услуг, запрещённых Шариатом, а именно:

– свинина и различные продукты, имеющие в составе свинину;

– мясо домашних животных, забитых не по правилам Шариата;

– алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики;

– проституция и порнографическая продукция;

– всё то, что приносит вред религии и обществу.

Коммерческая деятельность может включать и бартерные сделки. Предпочтение отдаётся денежному обращению, так как это позволяет избежать возможного неравноценного обмена, что в свою очередь станет причиной риба, то есть незаконного прироста дохода. Пророк (мир ему и благословение) приказал своему сподвижнику Билялу, когда тот хотел обменять две меры плохих фиников на одну меру хороших, сначала продать плохие, а потом на вырученные деньги купить хорошие. Продажа в кредит и отсрочка платежа не должны влиять на цену, установленную в контракте, её повышение или понижение.

Этичное поведение управляющих и подчинённых

Мягкость и тактичность является основой хороших и прочных взаимоотношений и служит созданию здоровой рабочей атмосферы. Большое значение хорошим манерам придавал сам Пророк (мир ему и благословение). Он сказал: «Пусть Всевышний ниспошлёт благословение человеку, который отличается добрым нравом, когда он покупает, когда продаёт и когда выполняет свои обязанности». Коран предписывает быть внимательным и любезным при обращении к другим, оставаться вежливым даже в споре.

Руководителю не позволяется необоснованно удлинять рабочий день, возлагать дополнительные обязанности на подчинённых, не оговорённые изначально. Он, наоборот, должен стремиться помочь в каком-либо затруднении и сложном вопросе, создать команду в решении проблемы. Важно, чтобы руководитель умел регулировать конфликты и споры, возникающие в коллективе. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Мусульмане имеют право урегулировать конфликт при обоюдном согласии сторон, если при этом они не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено. Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено» (ат-Тирмизи).

Прощение обид и понимание чужих ошибок считается лучшим, чем хорошее деяние, после которого последует сожаление и обида: «Доброе слово и прощение лучше подаяния, за которым следует обидный попрек…» (Сура аль-Бакара, аят 263). Если человек не поддаётся соблазну и не опускается до грубости и оскорбления другого в ситуации делового конфликта, а, наоборот, всеми путями старается избежать его и разрешить наилучшим образом, то, возможно, он приобретёт друга в лице недавнего врага: «Не равны добро и зло. Откинь [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий друг и сторонник». (Сура Фуссылят, аят 34).

Мусульманин должен быть мягким в общении снуждающимися, даже если он не в состоянии помочь им материально, его моральная поддержка и доброе слово или совет являются долгом. Обеспечение социальной защиты и гарантии прав подчинённых является обязанностью работодателя, включая материальную помощь при несчастных случаях, болезни и так далее. Ислам поощряет бизнес, который удовлетворяет социально значимые потребности общества, а также развитие культуры и образования

Благотворительность и милосердие

Благотворительность является одной из основных характеристик мусульманской экономической этики. В Коране подчёркивается: «...что бы вы ни потратили из добра, то для самих себя, и вы тратите из стремления к лику Аллаха. И что бы вы ни потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены» (Сура Аль-Бакара, аят 272). На вопрос, какое пожертвование является наилучшим, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Пожертвование для того, кто испытывает материальные затруднения. Но начинай с тех, кто находится на твоём иждивении».

Богоугодность милостыни обосновывается ссылкой на Коран (Сура Аль-Бакара, аят 261): «Те, кто расходует свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе – сто зёрен; Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине Аллах Объемлющ, Знающ». Мусульманин жертвует, раздаёт милостыню нуждающимся исходя из своих возможностей и по собственной инициативе. В хадисе говорится: «Лучшей милостыней является то, что подаётся от достатка». Одинаково высоким достоинством отличается благородный человек, расходующий свои средства, и бедняк, проявляющий терпение в надежде на награду Аллаха.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что следование исламским этическим нормам позволит сократить риск в коммерческих отношениях и создаст благоприятные условия для развития эффективного и стабильного бизнеса.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 414 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2210 - | 2142 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.