ПРОРОЧЕСТВА О ПРИРОДЕ МЕССИИ
13. ВЕЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ МЕССИИ ЕЩЕ ДО ЕГО ЗЕМНОГО РОЖДЕНИЯ
Пророчество: "И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты меж тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2).
Исполнение: "И Он есть прежде всего (т.е. существовал до всего остального), и всё Им стоит" (Кол. 1:17; ср. Иоан. 1:2,8:58. 17:5, 24; Отк. 1:17; 2:8; 22:13).
В древнееврейском "Таргуме Исаии" читаем: "И сказал пророк дому Давидову: родился у нас младенец, дарован нам сын: и Он возложил на Себя закон, чтобы соблюсти его, и имя Его призвано из вечности, и будет Он дивным наставником. Великим Господом Вечным, умащённым благовониями Мессией, в чьи дни снизойдёт на нас мир" (Ис. 9:6). Там же находим: "Так говорит Господь, Царь Израиля и искупитель его. Господь ангелов; Я есть Он, Я есть Тот, что грядёт издревле; так, все вечные времена принадлежат Мне, и нет Бога, кроме Меня" (Ис. 44:6).
В пророчестве Михея 5:2 "провозглашается вечное существование Мессии до Его временного рождения в Вифлееме, а также говорится о Его вечности по сравнению с земным временем".
14. ЕГО БУДУТ НАЗЫВАТЬ ГОСПОДОМ
Пророчество: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109:1, ср. Иер. 23:6).
Исполнение: "Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лук. 2:11).
"Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему" (Матф. 22:43-45).
В древнееврейском комментарии к Псалмам "Мидраш Техиллим" читаем следующее пояснение к Псалму 21:1: "Бог называет Царя Мессию Его собственным именем. Но что это за имя? Ответ: Иегова есть воин" (Исх. 15:3).
В другом древнееврейском источнике того же периода (200-500 г. по Р.Х.), "Эча Раббати", находим следующий комментарий к Плач. 1:16: "каково имя Мессии? Раввин Абба бен Кахана (200-300 г.) сказал: Иегова имя Его, и сие доказывается словами Иеремии "вот - имя Его" (Иер. 23:6).
Господь сказал Господу моему. "Иегова сказал Адонаю", или "Господу моему", т.е. Господу Давида, причём Давид здесь - не личность, но представитель Израиля, буквальный и духовный. Именно потому, что он обращается к Нему как к Господу Израиля и церкви, Иисус в трёх Евангелиях цитирует его. Давид называет Его Господом, а не "своим Господом".
15. МЕССИЯ БУДЕТ НАЗЫВАЕТСЯ "ЕММАНУИЛ" (С НАМИ БОГ)
Пророчество: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил" (Ис. 7:14).
Исполнение: "А все сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорил: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами БОН) (Матф. 1:22, 23; Лук. 7:16).
В древнееврейском "Таргуме Исаии" содержится следующий вариант стиха Ис. 7:14: "Потому Сам Господь даст вам знамение: се, у девы появится дитя, и родится сын, и будет Его имя: Еммануил".
"В этом имени Мессии, - комментирует Делицш стих Ис. 9:6, - единственным возможным прочтением суффикса "Ил" является Емману-Ил, вообще у Исаии "Ил" неизменно употребляется как одно из имён Бога, и этот пророк остро ощущал противопоставление "Эль" и Адама, как ясно показывает 31:3 (Ос. 11:9)".
16. МЕССИЯ БУДЕТ ПРОРОКОМ
Пророчество: "Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему" (Втор. 18:18).
Исполнение: "Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского"(Матф. 21:11, ср. Лук. 7:16; Иоан. 4:19, 6:14, 7:40).
Еврейский учёный Маймонид в послании жителям Йемена обличал ложных мессий, когда подчёркивал, что "Мессия будет величайшим пророком, более великим, чем все остальные пророки, за исключением только Моисея, учителя нашего... По своему призванию будет Он выше, чем остальные пророки, и заслужит больше чести, чем все они, кроме Моисея... Создатель, да будет Он благословен, наградит его теми же дарами, что некогда дал он Моисею, ибо сказано о нём: "И страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих будет вершить дела" (Ис. 11:3). Сравним Иисуса Христа с Моисеем:
1. Моисей также спасся от гибели в раннем детстве. 2. Моисей стремился искупить грехи своего народа (Исх. 3:10). 3. И Моисей, и Христос были посредниками между Яхве и Израилем (Исх. 19:16, 20:18). 4. Они заступались за грешников (Исх. 32:7-14, 33; Чис. 14:11-20).
"Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк" (Иоан. 4:19). "Использование евреями во времена Христа слова "пророк", - отмечает Клигерман, - показывает не только то, что они, согласно Второзаконию, гл. 18, ожидали, что Мессия будет пророком, но и то, что Иисус, совершавший свои чудеса, и был для них тем самым Обетованным Пророком".
"Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Иоан. 1:17).
17. СВЯЩЕНСТВО МЕССИИ
Пророчество: "Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека" (Пс. 109:4).
Исполнение: "Итак, братья святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа" (Евр. 3:1). "Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека" (Евр. 5:5-6).
Решительная победа народа Мессии над миром и сатаной стала... неизбежной. Господь не приносил клятв в связи со священством Аарона, как Он это делает по поводу нашего "священника по чину Мелхиседека", который призван "не по законам плотских заповедей, но по силе жизни бесконечной". "По подобию Мелхиседека встаёт священник иной" (Евр. 7:15), объясняет Господь служение Христа. Посылая в мир Своего Сына, Отец даёт ему полномочия утешить народ Мессии. Наказание, которое понёс Озия за присвоение роли священника, показывает, что Давид не может быть Царём-Священником, описанным здесь (2 Пар. 26:16-21). Эта исключительная клятва Господа показывает, что Царство и Священство, о которых Он говорит, не имеют себе равных. Давид умер, но этот Священник по чину Мелхиседека живёт вечно. Аналогичным образом Мессия описан у Захарии 6:9-15, особенно в 6:13: "Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет владычествовать на престоле Своём, будет и священником на престоле Своём".
18. МЕССИЯ БУДЕТ СУДИЕЙ
Пророчество: "Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш. Господь - царь наш: Он спасёт нас" (Ис. 33:22).
Исполнение: "Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца" (Иоан. 5:30, ср. 2 Тим. 4:1).
В древнееврейском "Таргуме Исаии" читаем следующее толкование Ис. 33:22: "Ибо Господь наш судия. Который мощью вывел нас из Египта; Господь - наш учитель. Который послал нам Свой закон с горы Синайской; Господь - Царь наш, ибо спасёт нас, и пошлёт справедливое мщение за нас на армии Гога".
"...Судья... законник... Царь - совершенный идеал Царства Божия, которое может осуществиться лишь при Мессии, лично воплощающем в Себе и юридическую, и законодательную, и административную роли(Ис. 11:4; 32:1; Иак. 4:12)".
19. ЦАРЬ
Пророчество: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею" (Пс. 2:6; ср. Зах. 9:9; Иер. 23:5).
Исполнение: "И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: "Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Матф. 27:37; ср. Матф. 21:5; Иоан. 18:33-38).
20. ПОМАЗАНИЕ ДУХА СВЯТОГО
Пророчество: "И почиет на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится" (Ис. 11:2,3; ср. Пс. 45:7, Ис. 42:1, 61:1,2).
Исполнение: "И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Матф. 3:16, 17; ср. Матф. 12:17-21; Мар. 1:10, 11; Лук. 4:15-21, 43; Иоан. 1:32).
Древнееврейский источник "Таргум Исаии" так излагает содержание Ис. 11:1-4: "И грядёт царь из сынов Иессея, и возрастёт Помазанник (т.е. Мессия) из сыновей его сына. И будет на нём дух от престола Господня, дух мудрости и понимания, дух силы и совета, дух знания и богобоязненности - Бог поселит в нём страх Господень; и будет Он судить не по взгляду Своих глаз, не по слуху Своих ушей, но будет истинно судить бедных, и нуждающихся в Своём народе".
Раввин Александр, которого цитирует другой древнееврейский источник, "Вавилонский талмуд", говорил, что Мессия "наполнен подвигами и страданиями, как мельница зерном".
21. УСЕРДИЕ В СЛУЖЕНИИ ГОСПОДУ
Пророчество: "Ибо ревность по доме Твоём снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня" (Пс. 68:10).
Исполнение: "И сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех... и сказал продавальщикам голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли" (Иоан. 2:15-17).
"Ревность моя снедает меня", - повторяет Давид в Пс. 118:139, т.е. "Усердие в службе Господу пожирает меня, как огонь. Так Давид славит Тебя" (118:7); ср. пример усердия Мессии в сохранении чести дома Господня (Иоан. 2:17). Пс. 68:19 указывает, что из-за "ревности" пророка-Мессии Он примет "злословия" врагов Господа", - отмечает А.Р.Фоссет.
ПРОРОЧЕСТВА О ЕГО СЛУЖЕНИИ
22. О ПРИХОДЕ МЕССИИ ВОЗВЕСТИТ ОСОБЫЙ ПРЕДТЕЧА
Пророчество: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис. 40:3, ср. Мал. 3:1).
Исполнение: "В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное: (Матф. 3:1, 2; ср. Матф. 3:3, 11:10; Иоан. 1:23; Лук. 1:17).
В древнееврейском "Таргуме Исаии" стих Ис. 40:3 пересказан следующим образом: "Голос кричащего: приготовьте дорогу в пустыне перед народом Господним, проложите пути в пустыне перед паствой нашего Бога".
23. НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ В ГАЛИЛЕЕ
Пророчество: "Но не всегда будет мрак там, где теперь он огустел. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Нефалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за Иорданскую страну, Галилею языческую" (Ис. 8:22; 9:1).
Исполнение: "Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею. И, оставив Назарет, пришёл и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых... С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф. 4:12. 13, 17).
24. СОВЕРШЕНИЕ ЧУДЕС
Пророчество: "Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь..." (Ис. 35:5, 6; ср. Ис. 32:3-4).
Исполнение: "И ходил Иисус по всем города и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях" (Матф. 9:35; см. также 9:32, 33; 11:4-6; Мар. 7:33-35; Иоан. 5:5-9; 9:6-11; 11:43, 44,47).
25. МЕССИЯ БУДЕТ УЧИТЬ ПРИТЧАМИ
Пророчество: "Открою уста мои в притче, и принесу гадания из древности" (Пс. 77:2).
Исполнение: "Все сие говорил Иисус народу притчами, и без притчи не говорил им" (Матф. 13:34).
26. МЕССИЯ ДОЛЖЕН ВОЙТИ В ХРАМ
Пророчество: "...И внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете" (Мал. 3:1).
Исполнение: "И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих в храме" (Матф. 21:12).
27. ВЪЕЗД В ИЕРУСАЛИМ НА ОСЛЕ
Пророчество: "Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се. Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9:9).
Исполнение: "И привели его к Иисусу: и накинувши одежды свои на ослёнка, посадили на него Иисуса. И когда Он ехал. постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало... славить Бога" (Лук. 19:35-37; ср. Матф. 21:6-11).
28. "КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ" ДЛЯ ЕВРЕЕВ
Пророчество: "Камень, который отвергли строители, сделался главою угла" (Пс. 117:22; ср. Ис. 8:14, 28:16).
Исполнение: "Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна" (I Пет. 2:7).
Древний "Таргум Исаии" даёт следующий вариант Ис. 8:13-15: "Господа паствы своей назовёте вы святым, и да будет Он вам страхом и силой. И если вы не услышите Его, то Мемра Его придет к вам ради отмщения, за камнем, чтобы поразить вас, за скалой, что уязвит два дома князей Иэраилевых, дабы разбить их и стать им камнем преткновения. Ибо дом Израиля отделился от дома Иудина, поселившегося в Иерусалиме. И многие споткнутся о них, и упадут, и будут разбиты, пойманы в западню и захвачены.
29. "СВЕТ" ДЛЯ ЯЗЫЧНИКОВ
Пророчество: "И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобой сиянию" (Ис. 60:3; см. также Ис. 49:6).
Исполнение: "Ибо так заповедал нам Господь: "Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли". Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне..." (Деян. 13:47, 48; Деян. 26:23, 28:28).
ПРОРОЧЕСТВА О СОБЫТИЯХ ПОСЛЕ ПОГРЕБЕНИЯ ХРИСТА
30. ВОСКРЕСЕНИЕ
Пророчество: "Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому твоему увидеть тление" (Пс. 16:10; ср. Пс. 29:3, 40:10, 117:17; Ос. 6:2).
Исполнение: "...Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления" (Деян. 2:31, ср. Деян. 13:33; Лук. 24:46; Мар. 16:6; Матф. 28:6).
Как подчёркивает Фридлендер, знаменитый талмудист ибн Эзра "нередко пользуется случаем, чтобы упомянуть о своей твёрдой вере в воскресение мёртвых".
В "Вавилонском талмуде" читаем: "У всего Израиля есть место в грядущем мире, ибо написано: "Народ твой весь праведен, и навечно унаследует землю, ветвь сада Моего, работа рук Моих, чтобы восславить меня". Лишь те не войдут в грядущий мир, кто считает воскресение противным Писаниям, и кто оспаривает богодухновенность Торы".
31. ВОЗНЕСЕНИЕ
Пророчество: "Ты восшёл на высоту..." (Пс. 67:19).
Исполнение: "...Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их"(Деян. 1:9).
32. ВОССЯДЕТ ПО ПРАВУЮ РУКУ ГОСПОДА
Пророчество: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс.109:1).
Исполнение: "Сей,.. совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия, на высоте" (Евр. 1:3; ср. Мар. 16:19; Деян. 2:34-35).
ПРОРОЧЕСТВА, ИСПОЛНИВШИЕСЯ В ОДИН ДЕНЬ
Нижеследующие 29 пророчеств из Ветхого Завета, в которых предсказывается предательство, суд, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа, произнесены в разные времена разными голосами на протяжении пяти столетий от 1000 до 500 г. до Р.Х. Тем не менее, все они буквально исполнились в Иисусе в течение одних суток.
33. ПРЕДАТЕЛЬСТВО ДРУГА
Пророчество: "Даже человек мирный со мною, на которого я полагался/ который ел хлеб мой, поднял на меня пяту" (Пс. 40:10; Пс. 54:12-14).
Исполнение: "...Иуда Искариот, который и предал Его" (Матф. 10:4; 26:49-50; Иоан. 13:21).
Выражение из Псалма 40:10 буквально переводится как "человек мира моего", тот, который приветствовал меня поцелуем мира, как Иуда Искариот (Матф. 26:49; ср. Иер. 20:10).
34. ПРОДАН ЗА ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕНИКОВ
Пророчество: "И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников" (Зах. 11:12).
Исполнение: "И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников" (Матф. 26:15; ср. 27:3).
35. ДЕНЬГИ БУДУТ БРОШЕНЫ В ЦЕРКОВНОЕ ХРАНИЛИЩЕ
Пророчество: "...И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника" (Зах. 11:136).
Исполнение: "И бросив сребреники в храме, он пошёл и удавился" (Матф. 27:5).
36. НА ЭТИ ДЕНЬГИ БУДЕТ КУПЛЕНО ПОЛЕ ГОРШЕЧНИКА
Пророчество: "...И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника" (Зах. 11:136).
Исполнение: "Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников" (Матф. 27:7).
В предыдущих четырёх пророчествах мы обнаруживаем семь сбывшихся предсказаний: 1) о предательстве; 2) о предательстве другом; 3) за 30 монет, причём 4) серебряных, а не, скажем, золотых; 5) о деньгах, брошенных - не положенных! - на пол; 6) в доме Господнем, и, наконец, 7) о покупке на них земли горшечника.
37. БЕГСТВО УЧЕНИКОВ
Пророчество: "...порази пастыря, и рассеются овцы!" (Зах. 13:7).
Исполнение: "Тогда, оставивши Его, все бежали" (Мар. 14:50; ср. Матф. 26:31; Мар. 14:27).
Как указывает Лаэтч, слова Захарии 13:7 - это ясное пророчество о страхе, поразившем учеников, когда Христос был схвачен. Так толкует эти слова Сам Иисус (Матф. 26:31; Мар. 14:27). Их исполнение описано у Матфея 26:56 и Марка 14:50. И всё же Господь не оставил Своих овец. Сам
Господь, действуя через Своего Сына (Иоан. 5:19-30), возложит Свои руки на малых сих, придёт на помощь Своим отчаявшимся, устрашённым ученикам (Лук. 24:4, 11, 17; Иоан. 20:2, 11, 19, 16). Эти слабые духом дезертиры превратились в отважных, неуязвимых вестников Царства Мессии.
38. ОБВИНЕНИЯ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЕЙ
Пророчество: "Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня" (Пс. 34:11).
Исполнение: "Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля..." (Матф. 26:59-60).
39. МОЛЧАНИЕ ПЕРЕД ОБВИНИТЕЛЯМИ
Пророчество: "Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих..." (Ис. 53:7).
Исполнение: "И когда обвинили Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал" (Матф. 27:12).
40. РАНЫ И КРОВОПОДТЁКИ
Пророчество: "Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5; см. Зах. 13:6).
Исполнение: "Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие" (Матф. 27:26).
Речь идёт о телесной ране, а не просто о скорби; слово "мехолал" происходит от "халал", буквально "пронизывать" - всё это в мельчайших подробностях приложимо к Мессии, чьи руки, ноги и рёбра были пронзены (Пс. 22:16).
"...Но от Его головы, увенчанной терновым венцом, до ступней, прибитых к кресту, не было видно ничего, кроме ран и кровоподтёков" (Г. Маттью).
41. МЕССИЯ БУДЕТ ИЗБИТ И ОПЛЁВАН
Пророчество: "Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и оплевания" (Ис. 50:6; Мих. 5:1).
Исполнение: "Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам" (Матф. 26:67).
В древнееврейском "Таргуме Исаии" содержится следующий вариант Ис. 50:6: "Я не прятал своей спины от истязателей и своих щёк от тех, что выдирали Мне волосы, Я не прятал лица Своего от поруганий и оплевания".
"В Своём смирении, - отмечает Хенри, - он предал Себя на, бичевание, побои, оплевание... и на всё это Христос пошёл ради нас добровольно, чтобы убедить нас в Его готовности спасти человечество".
42. ОСМЕЯНИЕ ИИСУСА
Пророчество: "Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: "Он уповал на Господа, - пусть избавит его: пусть спасёт, если он угоден Ему"(Пс. 21:8-9).
Исполнение: "И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие" (Матф. 27:31).
43. ПАДЕНИЕ ПОД ТЯЖЕСТЬЮ КРЕСТА
Пророчество: "Колена мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука. Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами" (Пс. 108:24-25).
Исполнение: "И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа..." (Иоан. 19:16-17). "И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом" (Лук. 23:26: ср. Матф. 27:31-32).
Очевидно, что Иисус ослабел настолько, что под тяжестью массивного креста у Него подгибались колени, так что пришлось заставить другого нести крест.
44. ЕГО РУКИ И НОГИ БУДУТ ПРОНЗЕНЫ
Пророчество: "...пронзили руки мои и ноги мои..." (Пс. 21:17: ср. Зах. 12:10).
Исполнение: "И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его..." (Лук. 23:33; Иоан. 20:25).
Иисус был распят, как обычно делали в Риме: Его руки и ноги был! прибиты к кресту толстыми гвоздями, удерживавшими тело.
45. ОН БУДЕТ РАСПЯТ С РАЗБОЙНИКАМИ
Пророчество: "...За то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был..." (Ис. 53:12).
Исполнение: "Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую" (Матф. 27:38; Мар. 15:27-28).
"Распятие было неизвестно еврейскому уголовному праву", отмечает Блинцер. - Повешение на древе, которое закон Моисеев предусматривал для идолопоклонников и богохульников, побитых камнями, было не смертным приговором, но дополнительным наказанием после смерти, призванным подчеркнуть, что казнённый проклят Богом, в согласии с Втор. 21:33: "Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве". Евреи применяли эти слова также и к распятым. Если даже в глазах языческого мира распятие было наиболее позорной и унизительной казнью, то евреи вдобавок считали всех распятых проклятыми Богом".
"История распятия как вида смертной казни за преступления должна изучаться как составная часть римской юридической системы, - пишет "Американская Энциклопедия". - Евреи, например, начали применять его лишь под давлением римлян. Перед захватом Палестины Римом смертной казнью там служило побивание камнями".
"...В 63 г. до Р.Х. легионы Помпея ворвались в столицу Иудеи, и Палестина стала римской провинцией, хотя и сохранила марионеточное еврейское правление".
Таким образом, казнь, описанная в Ис. 52 и Пс. 21, начала применяться лишь через несколько сот лет после этих пророчеств.
46. МЕССИЯ БУДЕТ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЗА СВОИХ ПАЛАЧЕЙ
Пророчество: "Тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем" (Ис. 53:12).
Исполнение: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лук. 23:34).
Это служение начал Он на кресте (Лук. 23:34) и ныне продолжает в небесах (Евр. 9:24; 1 Иоан. 2:1).
47. МЕССИЯ БУДЕТ ОТВЕРЖЕН СОБСТВЕННЫМ НАРОДОМ
Пророчество: "Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё: Он был презираем, и мы ни во что ставили Его" (Ис. 53:5; ср. Пс. 68:8, 117:22).
Исполнение: "Ибо и братья Его не веровали в Него... Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев" (Иоан. 7:5, 48; ср. Иоан. 1:11: Матф. 21:42-43).
"Всё это сбылось в Христе, братья Которого не верили в Него (Иоан. 7:5), Которого не приняли собственные родные (Иоан. 1:11), Которого бросили Его ученики, близкие Ему, как братья".
48. ЕГО БУДУТ НЕНАВИДЕТЬ БЕЗ ПРИЧИНЫ
Пророчество: "Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей..." (Пс. 68:4; ср. Ис. 49:7).
Исполнение: "Но да сбудется слово, написанное в законе их; "возненавидели Меня напрасно" (Иоан. 15:25).
49. ДРУЗЬЯ БУДУТ СТОЯТЬ В ОТДАЛЕНИИ
Пророчество: "Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали" (Пс. 37:12).
Исполнение: "Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это" (Лук. 23:49; Мар. 15:40; Матф. 27:55-56).
В то самое время, когда мои страдания должны были бы заставить их приблизиться ко мне и быть особенно верными, они страшатся опасности, которой себя подвергнут, если проявят ко мне участие. Когда враги близко, друзья далеко. Именно так произошло с Мессией. (Матф. 26:56, 27:55; Лук. 23:49; Иоан. 16:32).
50. НАРОД БУДЕТ КИВАТЬ ГОЛОВАМИ
Пророчество: "Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами" (Пс. 108:25; см. также Пс. 21:7).
Исполнение: "Проходящие же злословили Его, кивая головами своими" (Матф. 27:39).
"Этот жест означает, что зрители издеваются над страдальцем, считая его положение безнадёжным (Иов 16:4; Пс. 43:14).
И всё для меня было как бы кончено, и сам я, и дело моё безвозвратно погибли" (Пс. 22:7; Матф. 27:39).
51. ВОКРУГ КАЗНИМОГО СОБЕРУТСЯ ЗЕВАКИ
Пророчество: "Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище" (Пс. 22:18).
Исполнение: "И стоял народ и смотрел" (Лук. 23:35).
52. ЕГО ОДЕЖДУ РАЗДЕЛЯТ И БРОСЯТ О НЕЙ ЖЕРЕБИЙ
Пророчество: "Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жеребий" (Пс. 21:19).
Исполнение: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жеребий, чей будет..." (Иоан. 19:23, 24).
Пророчество Ветхого Завета может показаться противоречивым, покуда мы не сравним его с реальной сценой, описанной в Евангелии. Одежды Иисуса действительно разделили между собой солдаты, но хитон достался - после жеребьевки - только одному из них.
53. СТРАДАНИЯ ОТ ЖАЖДЫ
Пророчество: "И в жажде моей напоили меня уксусом..." (Пс. 68:22; Пс. 21:16).
Исполнение: "После этого Иисус, зная, что всё уже совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду" (Иоан. 19:28).
54. ЕГО НАПОИЛИ УКСУСОМ И ЖЕЛЬЧЬЮ
Пророчество: "И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс. 68:22).
Исполнение: "Дали Ему уксуса, смешанного с желчью; и отведав, не хотел пить" (Матф. 27:34; ср. Иоан. 19:28, 29).
"Его жестокие страдания должны были бы смягчить сердца даже Его врагов, - пишет А.Р.Фоссет, - тех, которые причинили Ему эти муки. Однако вместо соучастия они предложили Ему уксуса и желчи. Спасителя поили уксусом дважды: вначале смешанным с желчью (Матф. 27:34), и с мирром (Мар. 15:23). Однако, попробовав этого питья, Он не захотел его, ибо не хотел, чтобы Его страдания облегчались наркотическим действием мирра. Когда его давали преступникам, это было милосердие; когда его дали Спасителю - оскорбление. Затем он воскликнул: "Жажду!", и, во исполнение Писаний, Ему предложили уксуса вторично. (Иоан. 19:28; Матф. 27:48)".
55. КРИК ОТЧАЯНИЯ ОТ СВОЕГО ОДИНОЧЕСТВА
Пророчество: "Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?" (Пс. 21:1а).
Исполнение: "А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Матф. 27:46).
В Псалме 21 выразительное повторение восклицания "Боже Мой" подразумевает, что Страдалец твердо держался этой истины, что Бог оставался Его Богом, несмотря на всю видимость обратного. Бог был его противоядием от отчаяния, и Он утверждал, что Господь ещё придёт к Нему на помощь и спасёт Его.
Крик Иисуса заставил народ вспомнить о Псалме 21. Христос цитировал первый стих псалма, который является ясным пророчеством о распятии.
56. МЕССИЯ ОТДАЛ СЕБЯ В РУКИ ГОСПОДУ
Пророчество: "В Твою руку предаю дух мой" (Пс. 30:6).
Исполнение: "Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки твои предаю дух Мой" (Лук. 23:46).
57. КОСТИ ЕГО НЕ СОКРУШАТСЯ
Пророчество: "Он хранит кости его; ни одна из них не со крушится" (Пс. 33:21).
Исполнение: "Но пришедши к Иисусу, как нашли Его уже мёртвым, не перебили у Него голений" (Иоан. 19:33).
Есть ещё два пророчества, касающиеся Его костей, чьё исполнение не описано в Новом Завете. Однако сомневаться в нём не приходится.
1. "Все кости мои рассыпались", в буквальном переводе "все кости мои вывихнуты", Пс. 21:15. Вывих суставов у повешенного на кресте за руки и за ноги - явление весьма вероятное, особенно если вспомнить, что Иисусу прибили к кресту, когда тот ещё лежал на земле.
2. "Можно было бы перечесть все кости мои" (Пс. 21:18). Все Его кости были легко видны, когда Его оставили висеть на кресте. Растяжение тела заставило их выступать больше обычного.
58. СЕРДЦЕ ЕГО БУДЕТ ПОРАЖЕНО
Пророчество: "Сердце моё сделалось как воск. растаяло посреди внутренности моей" (Пс. 21:15).
Исполнение: "...Но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода" (Иоан. 19:34).
Кровь и вода, которые истекли из тела Иисуса, показывают, что сердце Его буквально разорвалось.
59. ПРОНЗЕННЫЕ РЁБРА СПАСИТЕЛЯ
Пророчество: "И они воззрят на Него, Которого пронзили..."(Зах. 12:10).
Исполнение: "Но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра..." (Иоан. 19:34).
Как отмечает Теодор Лаэтч, "здесь Господь Иегова говорит о Самом Себе - о том, как Его пронзят те самые люди, которые затем будут смотреть на Него и скорбеть о Нём.
Слово "пронзать" - т.е. прокалывать насквозь - используется в Писании девять раз (Чис. 25:8; Суд. 9:54; 1 Цар. 31:4; 1 Пар. 10:4; Ис. 13:15: Иер. 37:10), в значении "ранить" (Иер. 51:4; Зах. 12:10, 13:3). Один раз оно используется в переносном значении - пронзать мечом голода, что ещё страшнее, чем настоящим мечом" (Плач Иер. 4:9).
60. ТЬМА НАД ЗЕМЛЁЙ
Пророчество: "И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня" (Амос 8:9).
Исполнение: "От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого" (Мар. 27:45).
Поскольку евреи считали, что от восхода до заката проходит двенадцать часов, шестой час соответствует полудню, а девятый - трём часам дня.
61. ПОХОРОНЫ В ГРОБНИЦЕ БОГАЧА
Пророчество: "Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого..." (Ис. 53:9).
Исполнение: "...пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф который также учился у Иисуса; он... попросил Тела Иисусова... И взяв Тело, Иосиф обвил его чистой плащаницею и положил его в новом своём гробе..."(Матф. 27:57-60).