Две столицы в романе
Санкт-Петербург
Поиск: Рекомендуем: Почему я выбрал профессую экономистаПочему одни успешнее, чем другие Периферийные устройства ЭВМ Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки) Категории: АстрономияБиология География Другие языки Интернет Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Механика Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника |
Второстепенные герои (столичное и провинциальное дворянство)Две столицы в романе Санкт-Петербург | Москва | ||
Светское общество Петербурга отличает царство строгих правил, благопристойность, лицемерие и в то же время сдержанность и аристократизм, отсутствие вульгарности, упорядоченность. • Татьяна отмечает «порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойный, И эта смесь чинов и лет». Представители петербургского дворянства, как бы выбрав для себя определенную роль, играют ее в своем кругу: • Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; Тут были дамы пожилые В чепцах и в розах, с виду злые... | • Неподвижность и нежелание меняться - вот основная характеристика Московского дворянства: «Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец...» • Патетическое отношение к прошлому Москвы (лирическое отступление об Отечественной войне 1812 года): «Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою». • Консерватизм барской Москвы, самодовольство московских кузин и юношей: Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки... | |||
Обе столицы с их жителями, порядками и устоями оказываются скучными и утомительными. Герои не находят здесь счастья, а круг общения тяготит их, они остаются непонятыми в этой среде. | ||||
Провинциальное дворянство Основная характеристика - примитивизм. Представители: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны. | ||||
Дядя Онегина | «Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил». | |||
Ларины | «Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины...»; «...им квас как воздух был потребен». | |||
Мать Татьяны | «Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь». | |||
Гости на именинах Татьяны | Глава 5 строфа 25, 26 «Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков». «Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов». «Уездный франтик Петушков». «И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». «На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы...» «.. никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат...» | |||
Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных интересов. Они невежественны. Для их характеристики использовано не только сравнение с животными, но и «говорящие» фамилии, что еще более усиливает общее впечатление об их примитивизме. | ||||
5. Почему герои не находят счастье?
• Конфликт с обществом, в котором живут герои: Татьяна - «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». Онегин - «Нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум». Герои не разделяют с обществом, в котором они воспитаны и живут «ни общих мнений,ни страстей». |
• Неумение распознать настоящую дружбу и любовь: Онегин потерял веру в искренность любви и дружбы |
• Невозможность бороться за свое счастье: Татьяна должна скрывать свои чувства к Онегину, как это было принято. |
• Зависимость от общественного мнения, условностей: Онегин идет на дуэль, не может отказаться от вызова из-за страха, что его ославят как труса сплетники. |
• Герои не могут найти себя, слиться с жизнью, обрести цель. Законы общества отделяют героев друг от друга. Все эти причины мешают счастью героев. |
Герой нашего времени
История создания
• Замысел написания романа относится к 1836 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни. • В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами. • Роман Лермонтов писал в период 1837-1840 гг. |
Точной датировки написания отдельных глав нет. Предположительно повести, входящие в роман, появлялись в такой последовательности: 1. «Тамань» - осень 1837 г., напечатана в «Отечественных записках» (1840 г. № 2) 2. «Фаталист» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 11) 3. «Бэла» - напечатана в «Отечественных записках» (1839 г. № 3) 4. «Максим Максимыч» Апрель 1840 г. - опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». |
Сюжет, композиция, жанр
Сюжет и композиция
• Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием. • Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Тамань» - остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» - записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий. |
Сравним:
Как повести располагаются в романе | Хронологическая последовательность |
«Бэла» | «Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Бэла» |
«Максим Максимыч» | «Фаталист» |
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери»; «Фаталист» | «Максим Максимыч» |
? Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий, ? Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья - Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба». ? Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа. ? Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни. |
|
Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 277 | Нарушение авторских прав
Лучшие изречения:
Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...