2. Профессиональная культура социального работника:
1)В чем выражается профессиональная культура социального работника?
2)Объект деятельности социального работника.
3)Диахроническое единство социальной работы и социальной педагогики.
4)Чем предопределяется предрасположенность к избранной профессии?
5)Каким должен быть социальный работник?
6)Какими знаниями должен обладать социальный работник?
3.Основные компоненты профессиональной культуры социального
работника.
О сложности и специфичности профессии социального работника сказано и написано немало. Поэтому целью данной работы является не попытка еще раз подчеркнуть эту специфическую сложность и даже стремление расчленить ее на основные составляющие, а логически синтезировать образовательно-квалификационные, личностно-деятельные качества социального работника на уровне предполагаемого высшего профессионального мастерства, общекультурных ценностей, гуманистических принципов и индивидуальных особенностей.
Однако, прежде чем вести речь о формировании профессиональной культуры специалиста, есть необходимость обратить внимание на сам термин «культура», поскольку он относится к разряду наиболее многозначных, а потому и сложноопределяемых.
Содержание культуры крайне разнообразно, так как оно включает в свое поле и материальные, и духовные, и художественные разновидности человеческой деятельности: ее процессы, продукты, комплекс характеристик самого человека.
Культура – созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономическому, социальному, политическому прогрессу.
Известно, что культура есть мера развития человека, ибо она характеризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям.
Таким образом, культура в широком понимании находится в тесной взаимосвязи с деятельностью, выступает в качестве важнейшей детерминанты, характеризующей профессионализм специалиста, и не может существовать вне человеческой деятельности. Культурой оказывается все то, что возникает в результате смыслополагающей и смыслопостигающей деятельности человека. «Только всестороннее развитие личности в единстве теоретических и практических форм фундаментальной, гуманитарной и социальной подготовки формирует целостную культуру специалиста, создает нравственную, интеллектуальную, психологическую базу для труда в условиях интенсивного развития производства, управления, науки и культуры, формирует широкий спектр творческих способностей специалиста, мотивов и установок на продуктивную деятельность». (3)
Культуру специалиста можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемых в индивидуальной деятельности.
Н. Крылова показателем культуры считает широту кругозора, направленность и степень сформированности мировоззрения и социальной активности, социальную значимость индивидуальных норм поведения, владение разнообразными методами деятельности, характер эмоциональной восприимчивости и интуиции. Данный показатель является одним их «измерителей» культуры личности специалиста. Другой параметр – видовое разнообразие личностной культуры, обусловленное особенностями его деятельности. (3)
Таким образом, профессиональная культура любого специалиста – это прежде всего профессиональная компетентность, которая по мнению Ю. Сенько включает: владение общими и специальными знаниями, умениями, навыками, научно-исследовательскими методами диагностики и прогнозирования по специальности и специализации; овладение компьютерной грамотой, культурой ведения деловой документации; применение теоретических подходов на практике; эстетическое разрешение профессиональных ситуаций; ориентирование в вопросах конкретной специализации на глобальном, региональном, локальном уровнях; творческо-преобразующее отношение к действительности.(4)
Деятельность социального работника направлена на оказание компетентной социально-психолого-педагогической помощи людям, гуманизацию социокультурной среды их обитания, повышение эффективности процесса социализации, воспитание и развитие детей, подростков, молодежи. По словам В. Никитина, это многофакторный, многоэтажный и многослойный процесс взаимодействия, в котором в явной или неявной форме участвуют общество, государство, этнонациональные, экономические и социальные группы и общности.(5) Специалисты социальной работы призваны помогать людям всеми имеющимися средствами и способствовать повышению их социального благополучия и самовыражению человеческой личности, достижению социальной справедливости. В обязанности социального работника входит также помощь развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, национальных и интернациональных потребностей и устремлений человека в защите всех его прав, в достижении им гармонии с самим собой.
Отвечая на фудаментальный вопрос филисофии «Что есть человек?» через призму социальной работы, представляется дихотомическая система, в которой человек предстает как «человек – нуждающийся» и как «человек – помогающий» в их взаимообусловленности и взаимозависимости. С одной стороны, человек выступает как субъект, который не может самостоятельно решить жизненные проблемы, осуществить поступок, найти способ изменения ситуации, он в социальной работе определяется как клиент. С другой, - наличие клиента в познавательном пространстве заранее предполагает наличие другого субъекта – «человека – помогающего», чьи действия и поступки направлены на разрешение трудной жизненной ситуации клиента.(6)
Главной целью отношений социального работника и клиента является помощь последнему в приобретении состояния «нормально функционирующего человека».
Считая, что человек является продуктом не только физиологической и психологической среды, но и своих оценок прошлого, представлений о настоящем и будущем, Х. Перлман ввела понятие «индивидуальность клиента». По ее мнению, человек любого возраста, физического состояния и социального положения может потерять надежду и жизнеутверждающие устремления, оказавшись, таким образом, в положении клиента. Это обуславливается причинами:
1.нехваткой жизненной энергии, необходимой для борьбы за выживание и сохранение своей целостности;
2.отсутствием современной социальной поддержки;
3.инфантилизмом или утратой надежды на изменение негативной ситуации.(6)
Анализ всевозможных социальных проблем и попытка их систематизации дают возможность выделить четыре основных блока, составляющих содержание социальной работы: индивидуальный уровень, работа в группах, работа в общине или в социуме, общественно-государственный уровень.
А. Мудрик дает такое определение социальной работе: «Социальная работа – это профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в социуме».
Социальное воспитание, социальная работа в контексте практической деятельности образуют диахроническое единство. Отсюда социальная работа тождественна социальной педагогике, и принципы тождества, справедливые для одного и другого процессов, заключаются в следующем:
1.данная деятельность направлена на решение проблем, связанных с социальной дезадаптацией и девиацией;
2.клиент и его проблема имеют сходную этиологию;
3.социальная работа и социальная педагогика – практический механизм социальной политики;
4.общность системных феноменов, на основе которых происходит конвергенция понятийных ролей разных сфер познания.
И так, социальная педагогика имеет общую основу с практической деятельностью и профессиональной социальной работой. Они затрагивают все категории населения, равно как и все случаи жизни, и целью этой работы является улучшение социального функционирования человека, его социальное благополучие.
Вполне очевидно, что констатируемая нами взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы дает основание сделать вывод: научно обоснованные подходы к разрешению проблем социальной педагогики способствуют развитию и совершенствованию социальной работы, в то же время активизация и расширение социальной работы стимулируют и обогащают социальную педагогику. В мировой практике, там где есть структуры профессиональной социальной работы хорошо развиты, профессиональный социальный работник – многофункциональный, широкопрофильный специалист с глубокой социально-психолого-педагогической подготовкой.
В продолжение рассуждений о сущности социальной работы и профессиональной культуры социального работника целесообразно привести следующие выводы: социальное благополучие граждан – конечная цель сложных переплетений социальной политики, социальной работы, социально-психолого-педагогической науки и общей культуры населения. Человек, избравший эту профессию, обязан обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта. Он должен уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав человека на достойную жизнь, иметь твердые нравственные принципы, руководствоваться Кодексом профессиональной этики.
Объективное единство общекультурного, социально-нравственного уровней специалиста, его профессионально-этических принципов, общечеловеческих ценностей, мировоззрения, арсенала гуманистических технологий и эффективных методик, составляет основы профессиональной культуры социального работника. Профессиональная культура – это образ жизни в профессии, совокупность гуманистических действий, взглядов, мыслей, санкционированных требованиям профессионального стандарта, этических норм, сложившихся в конкретных социальных условиях. Вполне очевидно, что в контексте разговора о профессиональной культуре социального работника, речь должна идти прежде всего о культуре личности, о ее социально значимых качествах и продуктивности ее реализации в стиле поведения и деятельности.
Культура личности является результатом жизненного пути человека, постоянно складывается в процессе его физического, психического, социального, духовного развития. Задача в том, чтобы понять и воспринять культуру личности как деятельную систему. Деятельность есть ведущая подсистема культуры личности, культуры деятельности – суть профессиональной культуры. Культура личности не может не учитывать такой важнейший компонент, как культура тела. Здоровье, чистота, подтянутость, аккуратность не только представляют внешний гармонический образ, но и являются признаками внутренней организованности, собранности, стабильности и культуры. В этом отношении как нельзя лучше сказал Л. Выготский: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других».
Таким образом, культура личности есть объектно-субъектный процесс возникновения, функционирования и дальнейшего развития профессиональной культуры социального работника.
Базовым компонентом формирования профессиональной культуры социального работника является профессиональная подготовка, программа которой должна содержать основные элементы знаний о человеке и обществе: социологию, медицину, организацию культурной деятельности, валеологию, социальную политику, физическую культуру, конфликтологию, психологию, педагогику, логику, вопросы этики, эстетики, права и др. Полученные знания важно трансформировать в высокую квалификацию специалиста.
Социально-педагогическая практика требует высокого профессионального владения навыками постановки социального диагноза, формирования гуманных отношений в социуме, выбора адекватных методов и технологий социальной работы, овладения профессионально-этической культурой, включающей в себя единство нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности. Весьма значимыми показателями высокой профессиональной квалификации социального работника являются умения построения гипотез, создания социально-педагогических проектов и моделей, навыки анализа и научно-исследовательской деятельности.
Интегрируя и систематизируя приведенные аргументы и рассуждения, можно выделить следующие основные компоненты профессиональной культуры социального работника:
1.личностную предрасположенность к профессии социального работника (человеколюбие, коммуникативность, альтруизм, участливость, уравновешенность,самообладание, эмпатия, а также осознанность в выборе профессии);
2.профессиональную подготовку (общая и социальная педагогика, социальная психология, социология, социальная медицина, досуговедение, валеология, экология, конфликтология, правоведение, религиоведение, методика социальной работы и др.);
3.квалификацию (основы профессионального мастерства, специализация, практический опыт и др.);
4.культуру деятельности (правовые нормы, профессиональный Кодекс, уважение национальных традиций);
5.культуру личности (сознание и самосознание, психологическая, духовная, интеллектуальная, нравственная, волевая, внешняя культура, культура тела, общения и т.п.).