1. Наука культурология. Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотяданное слово известно с древних времен, в современном привычном для насзначении используется лишь с начала XIX века. Термин «культурология» еще моложе. Впервые он появился в работахамериканского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим понятием онозначил новую дисциплину, родившуюся на стыке гуманитарных и социально-научных знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки изаложил ее общие теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре»,«Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривает культуру какцелостную систему элементов материального и духовного планов, которая имеетсвойство самонастраивания и движения вперед по мере осваивания человекомдействительности и самого развития технологической и энергетической сторонцивилизации. Культурология заняла место базисной дисциплины среди других социально-гуманитарных наук, получила свои предметы и объекты исследования, законыфункционирования, области применения. В формирование науки культурологиявнесли свой вклад известные ученые О.Шпендлер, О.Конт, Т.Шарден, П.Сорокин,Ю.Лотман и др. Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностяхсуществования и развития культуры, человеческом значении и способах еепостижения. Культурология имеет свои предметы и объекты изучения. Предметом культурологии являются объективные закономерности мирового инационального культурного процесса, памятники и явления материальной идуховной культур, факторы и предпосылки, управляющие возникновением,формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, ихучастие в приумножении и передаче культурных ценностей от поколения кпоколению. Объектом культурологии являются культурные аспекты различных сторонобщественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основныхкультурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих всовременной социально-культурной среде. 2. Понятие культуры. Понятие «Культура» – центральное в культурологии. В античности (Древние римляне) под понятием «Культура» подразумевалиобработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение(злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление кбожественному идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческогообщества. В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность,соблюдение этических норм, определенная степень образованности. В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»; 1) уровень общего состояния ума; 2) уровень интеллектуального развития целого общества; 3) совокупность художественно-творческой деятельности; 4) способ жизни материального и духовного плана. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческихсил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизнии деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных имиматериальных и духовных ценностях. Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же времякультура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человекявляется объектом воздействия культуры. Это происходит через законыпреемственности и наследования культуры. 3. Функции культуры. Культура – многофункциональная система: 1) функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями. 2) познавательная; Она тесно связана c первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания o мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения'.Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру, посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу. Такие общества (в Японии, например) демонстрируют огромный динамизм во многих сферах науки, техники, производства. Другие, не способные использовать познавательные функции культуры, все еще изобретают велосипед, и тем самым обрекают себя на отсталость. 3) образовательная; 4) воспитательная; 5) коммуникативная (общение); Эта функция неразрывно связана с информационной. Воспринимая информацию,заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек темсамым вступает в косвенное. Опосредованное общение с людьми, создавшими этипамятники. Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. Словосопровождает все процессы культурной деятельности людей. Язык, в первуюочередь литературный, является "ключом" к овладению той или инойнациональной культурой. В процессе общения люди используют и специфическиеязыки искусства (музыки, театра, кино и т.д.), а также языки науки(математические, физические, химические и другие символы и формулы).Благодаря культуре и, прежде всего, искусству, человек может переноситься вдругие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми, в чьихобразах художник отразил не только свои собственные представления, но исовременные ему чувства, настроения, взгляды. Культуры разных народов, как и люди — представители различныхкультур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известносравнение Б. Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когдаобмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда жеобмениваются идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обменидеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностнуюкультуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в томответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождают вчеловеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста. Человекрастет к человечеству, а не к числу прожитых лет. Культура — это культроста, как иногда говорят. А рост происходит оттого, что человекприобщается, не теряя себя, к мудрости человеческого рода. 6) нормативная (регулятивная); Культура выполняет и регулятивную. или нормативную функцию, выступаякак система мер и требований общества ко всем сторонам деятельности людей(труд, быт, сферы общественно-политической деятельности и межличностныхотношений). Регулятивная функция культуры поддерживается такиминаходящимися в ее структуре нормативными системами, как мораль и право,сложившиеся традиции, обряды, обычаи, образцы поведения. Выступая оценочнойхарактеристикой степени соответствия поведения и деятельности той или инойобщественной группы или личности определенным социально-нравственным нормами принципам, культура регулирует поведение человека во всех сферахобщественной жизни. Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве,он продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, сгероями книг, с Богом или с самим собой, каким он видит себя. В такомобщении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живогообщения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагаетспособность и умение каждого из нас привнести в круг подобного общениякоммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мыощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на этодругого человека — это значит признавать равенство каждого по отношению кчеловечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о нормегуманизма. Разумеется, в культуре есть множество норм и правил поведения.Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей.Существуют нормы права и морали, нормы в искусстве, нормы религиозногосознания и поведения. Все эти нормы регламентируют поведение человека,обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемымив той или иной культуре. Общество испокон веков распадается на социальные группы. Социальные группы — относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. В каждой группе воплощаются некоторые специфическиевзаимосвязи индивидов между собой и с обществом в целом. Групповые интересы могут быть выражены через кастовые, сословные,классовые и профессиональные. 7)Ценностная. Ценностная, или аксиологическая (от греч. axia — ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует y человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки. 4. Структура культуры. Структурными единицами культуры являются материальная и духовнаякультуры. Материальная культура – предметно-объектная деятельность человека,направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи». К материальной культуре относим здания, сооружения, транспорт,коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека,производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура(спорт), экология и др. Духовная культура – эмоционально-чувственная сторона деятельностичеловека. Формы духовной культуры: 1) Одна из ранних – миф – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой. В процессе перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30 000 лет) возникают: Тотемизм – поклонение животному миру. Фетишизм – поклонение неживой природе. Анимизм – одухотворение живой и неживой природы. Язычество – многобожие. 2) Религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой. 3) Философия (примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления. 4) Наука – система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека. 5) Искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии. 6) Нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в обществ. 5. Массовая и элитарная культуры. Массовая (общедоступная) культура – рассчитана на широкий кругпотребителей. К жанрам массовой культуры относятся мелодрамы, боевики,стили ненаучной фантастики, развлекательные шоу, шлягеры, разновидностилегких жанров музыки, «желтая» пресса. Оно должно иметь легкий сюжет,действия должны происходить в экзотической местности. Элитарная культура – культура для избранных и созданная самимиизбранными: балет, опера, театральный жанр, симфоническая и классическаямузыка, живопись.
Америки, лабораториях, преподавали в западных университетах, выступали насценах западных театров вместе с иностранными актерами, давали сольне концерты, выставлялись на художественных выставках и в музеях, печатались взаграничных издательствах, газетах, журналах и тому подобное.Свободно владея классическими и иностранными языками - латинской, греческой, английской, французской, немецкой, российской и др., - они делали переводы на украинский язык научной и художественной, светской религиозной литературы, вовлекая украинского читателя в достояние мировой культуры.Определенный взнос в мировую культуру сделали и украинцы диаспоры. В ближнем и дальнем зарубежье выходцы из Украины интегрировались и интегрируются в общекультурный процесс тех стран, где они поселились, гражданами которых они стали, и их личное достояние становится достоянием наций к которым они примкнули.Отсутствие украинской государственности на протяжении многих векав призвела до того, что Украина потеряла и продолжает терять свои таланты, которые работают ради повышения могущества других наций, народов, государств.