Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых всовременном языке. Но это говорит скорее о многозначности и осмысленностиявления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается сомножественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит преждевсего о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить оматериальной и духовной культуре и прекрасно понимаем, что речь идет омузыке, театре, религии в одном и о земледелии и садоводчестве, о компьютерном обеспечении производства, в другом. Но классифицируя, всоответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры,мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура- это не толькоразличные области действительности, но и сама действительность человека вэтих областях. Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе исамо понимание культуры), было когда- то открыто, осмысленно и введено вчеловеческую повседневность. Другое дело, что существуют разныенациональные и исторические традиции, которые причудливо переплелись всовременном облике культуры, определяя содержание наших представлений окультуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, исодержание научных теорий. Очевидно, что культурология как наука 20 века не просто сводит воединосуществующее многообразие представлений о культуре, она опирается наопределенную традицию. Для европейской культурологии основные историческиеэтапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и еепонимания) составляют античность, средние века, новое время. Первое значение этого термина - это возделывание, обработка, уход. «Культура» - этопоклонение, почет, культ. И прежде всего религиозный культ. В древностичеловек постоянно находился в окружении богов. Античная культура – это одновременно «возделывание», «культ» и «воспитание». Этим сочетаниемхарактеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формированиезрелого мужа из несмышленого ребенка. Но уже в эпоху эллинизма, с потерей античным полисом своей прежнейсамостоятельности разрушаются идеалы греческой «пайдейи». Прекратиласьсвязь времен, общество перестало нуждаться в гражданах. Сомнения во всехценностях, крайний скепсис, цинизм, с одной стороны, и догматическая вера всудьбу и предопределение, с другой, характеризуют растерянность античногочеловека перед лицом социальных катаклизмов. Как всегда в таких условияхстрадает культура. Падает престиж образованности и познания. Ядро греческойобразованности оказывается невостребованным. Средневековая культура – культура христианская, отрицая языческоеотношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античнойкультуры. Если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, то средневековая культура осознает себя в постоянномстремлении к самоусовершенствованию и избавлению от греховности. Единый и вездесущий бог как сверхъестественная личность создает мир иот мира не зависит, мир и человек имеют свои основания в боге. Божественнаясимволика, разлитая в мире, заставляла человека вчитываться в «письменабога». «Природа виделась огромным хранилищем символов. Элементы различныхприродных классов- деревья в лесу символов. Минералы, растения, животныевсе символично, и традиция довольствовалась тем, что некоторым из нихдавала преимущество перед другими» (Жак Ле Гофф). Здесь обнаруживаются радикальные изменения в понимании культуры,отличающие одну эпоху от другой. Античное понимание культуры, основанное напризнании рационального поиска как пути к добродетели (совершенству в какой- либо области, в том числе и этической), оказалось совершенно беспомощным,как только окружающий мир, природа потеряли свою суверенность, так толькочеловек увидел, что кроме вещественно телесного мира, его земной родины,есть родина небесная, духовный мир, где человек обретает подлинноеблаженство, поскольку, хотя его тело принадлежит земному миру, душа егобессмертна и принадлежит миру небесному. Оказавшийся перед лицомнеобозримого мира, человек увидел, что в нем действуют законы и нормы,неподвластные человеческому разуму. Культура вновь предстала перед человеком как необходимость«возделывания» собственных способностей, в том числе и разума, но«естественного разума», от природы не испорченного и дополненного верой.Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Богсоздал человека, его бессмертную душу. Счастье человека не в познании себя,а в познании Бога. Познать себя невозможно, открываются глубинычеловеческой души, уникальности человека. Счастье и свобода не в егонезависимости, а в осознании того духовного родства, в котором он находитсясо Всевышним. Тогда человек научится преодолевать себя, достигатьнедостижимого. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры,гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как культивированиенеисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовноесовершенствование. Новое время (17 – 19 в.в.) демонстрирует целый ряд философских теорийкультуры. понятие культуры разрабатывается в контексте философскогорассмотрения вопросов познания и метода, рационального устройства обществаи т. д. И постепенно перемещается в центр философских интересов. Вфилософии нового времени переосмысливается античное и средневековоепонимание культуры, в плане философии культуры наиболее интересные идеивыдвигаются в философии Просвещения. Просвещение – особый историческийпериод, предшествующий буржуазным преобразованиям, в частности, в Англии,Франции, Германии. Это восемнадцатое столетие (в Англии- Толанд, во Франции– Вольтер, в Германии – Гетте, Шиллер), которое отнимает у религиимонопольное право на истину о мире и человеке и весьма решительнонастаивает на суверенности человеческого разума Так формируется «классическая модель культуры»,которая позволяет рассматривать культуру как результат историческогоразвития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных игуманных общественных отношений. В качестве главного приобретенияПросвещения 18 века исследователи называют рассмотрение культуры. имея ввиду французского философа Жан- Жака- Руссо, итальянского мыслителяДжамбаттиста Вико и немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера. Этимимыслителями преодолевается установка 17 века на автономного(самостоятельного и независимого от других) познающего субъекта, как и«вытекающая из нее ориентация на «очищение», «совершенствование»человеческого разума». Современное понимание культурологии как науки В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука,стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные,часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействия (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией и другимимногими науками, в то же время решая свои собственные задачи. 2.Функции искусства. Виды искусства. Происхождение искусства. Структура культури сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию.
Искусство - одна из форм общественного сознания, в основе которого лежит образное воссоздание действительности, эстетическое освоение мира. Искусство появилось как средство удовлетворения духовных потребностей людей в эстетическомнаслаждении познанием, как средство выражения всего богатства ее переживаний, порожденное общением с природой и другими людьми.
Функции искусства. Действуя преимущественно на чувство и воображение людей, искусство вызывает глубокие переживания, размышления, ассоциации, связанные сопределенными событиями жизни, и тем влияет на формирование общественных и моральных идеалов.
Развитие искусства тесно связано с другими формами общественного сознания
- политикой, моралью, наукой, философией.
Начало искусства.
Когда, где и почему оно «началось» —точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в строго определенныйисторический момент — оно постепенно вырастало из неискусства,формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. В изученииего древнейших форм историки изобразительного искусства находятся в болееблагоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки и театра.Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвеннымданным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихсявплоть до XIX и даже XX века на стадии первобытно-общинного строя. Этианалогии приблизительны: каким бы ни был архаическим общественный стройнародов, оттесненных с магистрального пути истории, все же протекшиетысячелетия не могли оставаться для них неподвижным временем без развития.Время само есть движение и развитие. И современное (то есть относящееся кпоследним двум столетиям) искусство коренных австралийцев или африканцеввсе же совсем иное, чем у людей каменного века. Это можно сказать суверенностью, потому что вещественные, изобразительные памятникидоисторических эпох сохранились.Еще в начале прошлого столетия их совсем не знали. Примерно с середины XIXвека началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научнойархеологии. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очагиматериальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, егокаменные и костяные орудия труда и охоты — копья, палицы, дротики, рубила,иглы, скребки. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можемназвать иначе, как художественными произведениями. Силуэты зверей, узоры изагадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяныхпластинках и каменных плитах. Странные человеческие фигурки из камня икости. Большие скульптуры животных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах. Впотайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, ощупью,иногда вплавь — через подземные реки, им случалось обнаруживать целые«музеи» первобытной живописи и скульптуры Каменные изваяния срастаются тамс массивом скалы: какой-нибудь выступ скалы, уже отчасти напоминающий телозверя, его голову или хребет, обтесан и доведен до полного сходства скабаном или медведем. Есть и скульптуры из глины, причем на нихзапечатлелись следы ударов копьем. Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества, которое даже ещене возделывало землю и не приручало животных, не должно бы быть никакогоискусства. Между тем оно было — доказательства налицо. Значит, искусство,во всяком случае, — один из самых древних атрибутов человеческогосуществования. Но тогда это искусство было, вероятно, до крайности примитивным?Не видя его и рассуждая отвлеченно, мы могли бы предположить, что это былибеспомощные каракули, вроде каракулей двухлетнего ребенка. Так ли это насамом деле?Предположение о «детских каракулях» первобытного человека решительно неподтверждается. В конце концов, это не должно нас удивлять. Ведь в пределахсвоего образа жизни, своих занятий, своего кругозора первобытный человекдолжен был быть великим мастером — иначе как бы он смог выстоять в условияхжесточайшей борьбы за существование, окруженный враждебными силами природы,слабый, без когтей и клыков, почти безоружный? Некоторые способности,именно те, которые нужны были ему в борьбе за жизнь, должны были развитьсяу него до самого изощренного умения. О тысячах вещей, сейчас доступныхлюбому ребенку, он не имел никакого представления, тысячи способностей былиу него совершенно не развиты, зато те, которые были тогда жизненнонеобходимы,— развиты намного лучше, чем у современного цивилизованногочеловека. Разве современный человек смог бы охотиться на свирепого носорогаили мамонта с помощью кремневого копья? Разве современный человек обладаеттаким знанием, таким чутьем лесной, дикой, звериной жизни, такойориентацией среди шорохов, следов, запахов леса? Навыками, жизненнонеобходимыми человеку каменного века, были и навыки ручного труда —искусных манипуляций руки. Если присмотреться к орудиям труда пещерногожителя, хотя бы к его костяным иглам, то видно, какая это была утонченная иискусная работа: голыми руками, с помощью кремневых скребков, выточитьтонкую, крепкую заостренную иглу, да еще проделать в ней ушко. Рука такого мастера была уже поистине мудрой: она прошла великую школутруда.Необходима была и острая наблюдательность, развитая, правда, в узком,определенном направлении,— во всем, что касалось повадок зверя. Зверь былисточником жизни, средоточием помыслов, врагом и другом, жертвой ибожеством.Искусность руки и меткость глаза дали возможность создавать великолепные,мастерские изображения. По мере того как производство орудий формировало интеллект человека ипробуждало в нем волю к познанию, он начинал создавать вещи, все болеепохожие на произведения искусства в нашем смысле. И эти «познавательныевещи» обособлялись от других, становились скульптурами и рисунками, какиемы находим в верхнем палеолите. Первоначальный, слитный, синкретическийкомплекс разветвлялся, одной из его ветвей было искусство, хотя все ещеочень тесно сращенное с зачатками других форм общественного сознания.Постепенно в нем кристаллизуется и третья функция — общение людей, всеболее сознающих себя членами достаточно уже сложного коллектива. Онапроступает более отчетливо в искусстве неолита, когда человеческое обществостановилось обществом земледельцев и скотоводов. В эту эпоху содержаниеискусства становится шире, разнообразнее, а в его формах происходятзнаменательные перемены. Это был, конечно, прогресс, но прогресспротиворечивый и двойственный: что-то очень важное приобреталось, зато что-то и утрачивалось — утрачивалась первозданная непосредственность видения,свойственная искусству охотников. Выражаясь привычным нам языком,—искусство неолита более «условно», чем палеолитическое. В неолитепреобладают не разрозненные изображения отдельных фигур, а связныекомпозиции и сцены, где человек наконец занимает подобающее ему главноеместо. Таких сцен много среди наскальных росписей в Африке, в Испании. Ихдинамика и ритм иногда поразительны, захватывающи. Стрелки с лукаминастигают бегущего оленя; на другом рисунке они сражаются, стремительномчась, припадая на колени, сплетаясь; на третьем — летят и кружатсятанцующие фигуры. Но сами фигуры — это, собственно, знаки людей, а не люди:тощие черные силуэтные фигурки, которые только благодаря своей неистовойподвижности создают впечатление жизни. В упоминавшихся росписях в Сахаремного загадочных сцен ритуального характера: здесь фигурируют люди сшарообразными головами, напоминающими скафандры,— что дало поводисследователю назвать эти изображения «марсианскими». Какая-то чуждая,бесконечно далекая жизнь отразилась в этих росписях, почти не поддающаясярасшифровке. Они полны дикой и странной выразительности.Есть и такие неолитические произведения, где полностью торжествует некаягеометрическая схема — изображение-значок, изображение-иероглиф,изображение-орнамент, только отдаленно напоминающее человека или животное.Орнаментальный схематизм — оборотная сторона прогресса обобщающего мышленияи видения. Животные, как правило, изображаются более реально, чем человек,но, во всяком случае, уже не встречаются столь живые, непосредственные«портреты», с таким чувством осязаемой формы, как альта мирские бизоны или«Олени, переходящие через реку» (резьба на куске кости из грота Лортэ, воФранции).Может быть, схематизм усиливается как раз потому, что слабеет наивная верав изображение как в «двойника», как в доподлинную реальность. И на первыйплан выдвигаются другие возможности, заложенные в изображении: возможностиобозначения, сообщения на расстоянии, рассказа о событии. Чтобы рассказать— не обязательно соблюдать большую точность и похожесть, достаточноизобразительного намека, достаточно показать предмет в немногих общихчертах. Здесь лежат истоки пиктографии — рисуночного письма. Схематизируя иобобщая видимые предметы, человек неолита делал огромный шаг вперед вразвитии своего умения абстрагировать и осознавать общие принципыформообразования. Он составляет представление о прямоугольнике, круге, осимметрии, замечает повторяемость сходных форм в природе, структурныесходства между разными предметами. Все это он применяет к тем вещам,которые изготовляет сам. Он видит, например, что форма тела водоплавающейптицы очень удобна для конструкции ковша, которым черпают воду,— и делаетковш с головой лебедя (древний-древний мотив, зародившийся в каменном векеи до сих пор применяемый народными мастерами). Так развивается искусство,где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляют нечтоединое. Изображение превращено в орнамент, орнамент — в изображение, и этотхудожественный оборотень, в свою очередь, выступает как нечто третье, какутилитарный предмет: сосуд-рыба, гребень-человек и т. д. Прикладноеискусство такого рода зарождалось и в палеолитическую эпоху. Но в неолитеоно развивается гораздо шире, а затем, в эпоху бронзы, на поздних стадияхпервобытнообщинного строя, становится господствующей формойизобразительного творчества, почти совсем вытесняя «самостоятельные», невключенные в предметы обихода, живопись и скульптуру. Последние получаютновое могущественное развитие уже в эпоху цивилизации, в больших древнихгосударствах.
Виды искусства. С развитием культуры сложились разные виды искусства -живопись, скульптура, музыка, театр, литература, кино, телевидение, декоративно-бытовое искусство и тому подобное, что отличаются как способом воссоздания действительности, так и художественными средствами и материалом (звуки, краски, живое слово, танец и тому подобное).
Классификация искусств позволяет распределить их на семьи, виды и разновидности в зависимости от материалов, которые применяются, и техники обработки этих материалов. Например: виды искусства - живопись, графика, скульптура. Разновидности графики - рисунок и гравюра, ризновидности рисунка - рисунок карандашом, тушью, углем; разновидности гравюры -ксилография, офорт, линогравюра, акватинта.
Изобразительное и неизобразительное искусство. За средствами и возможностями воссоздания окружающего мира искусство распределяется на изобразительное и неизобразительное. К изобразительному искусству принадлежит живопись, графика, скульптура. К неизобразительному - архитектура, декоративно-бытовое искусство, дизайн, музыка, танец.
Синтетические виды искусства- таковы, как театр, кино, цирк, телевидение, эстрада, где мы встречаемся как с изобразительными, так и неизобразительными видами искусств.