Лекции.Орг


Поиск:




Синтаксические средства выразительности




Тема 2. О Родине

Мы вновь обращаемся с вами к теме Родины. В этом нет ничего удивительного, потому что Родина – одна из вечных тем русской литературы и всего национального искусства.

Учёные утверждают, что чувство родины – ощущение связи с ней, понимание её особенностей и судьбы и, наконец, любовь к отечеству формируется у человека по мере его взросления. В.И.Даль, наблюдая за русскими людьми в своих поездках по России, однажды записал: «Славяне – отчизнолюбцы».

Чувство любви к родине, как и любой другой любви, разнообразно. Доказательством тому являются синонимы к слову «родина ». Слово «страна»буквально значит «сторона», то есть часть света, земля со своими климатическими особенностями и населением. Стран много, все по-своему хороши, поэтому слово для нас окрашено нейтрально. Помните, у М.Ю. Лермонтова: «Что ищет он в стране далекой…»? В стихотворении «Парус» поэт противопоставил слова-синонимы «страна» и «край». Слово «край», в отличие от слова «страна», эмоционально окрашено, выражает близость человека к земле: это его край, кусок (вы, наверное, вспомнили слово «краюха»?). В XX веке С.Есенин воскликнет: «Край любимый! Сердцу снятся / Скирды солнца в водах лонных…». Слово «отчизна» (раньше ещё говорили отчина) буквально означает «земли, доставшиеся в наследство от отца, предков». Слово обозначает бесценное наследство, но всё же акцентирует имение. Слово «держава» произошло от «держать» (власть) и близко понятию «государство», то есть обозначает способ управления в стране. Важное слово, но оно передаёт только одну составляющую сложного понятия «родина».

Слово родина родственно словам родной, родственники, что указывает: мы породнились с землёй потому, что на ней родились. Таким родством нельзя пренебрегать, оно свято. Недаром наши предки осознавали свой род как воплощение бога Рода, одного из самых древних, суровых и могущественных. Род не просто бог, а общий первопредок, основатель рода, который давно ушёл в высшие миры. С поклонением Роду, свойственному многим народам, связано понятие патриотизма, которое буквально означает преданность роду отца. Слово «родина» отражает самые древние представления наших предков о том, что мир вокруг живой и разумный, а значит, земля, на которой мы живём, обладает душой. Она слышит людей и по-доброму относится к тем, кто на ней рождается. У каждого человека есть мать-женщина, которая его родила, и мать-земля, которая его кормит и поит, даёт место под солнцем. Отсюда возникло понятие родина-мать. В годы Великой Отечественной войны был создан плакат «Родина-мать зовёт», который обладал огромной силой воздействия на людей. В основе национального чувства родины лежит ощущение связи с землёй и её природой.

Рис 1. И.Тоидзе. Плакат «Родина-мать зовет»

Слово «родина» используют в узком и широком значениях. Первое означает место рождения, второе – всю страну, в которой мы родились.

О Родине написаны повести и романы на исторические темы, пейзажные лирические стихотворения, стихотворения-размышления о России и другие. Какими бы ни были произведения художественной литературы по жанру, авторы выражают в них сложившееся чувство Родины.

Как правило, в таких произведениях мы встречаемся с художественными образами с широким обобщением, т.е. образами-символами.

Задания

1. Читая произведения, представленные в этом разделе, обращайте внимание на то, как авторы создают собирательный образ Родины.

2. Прочитайте  в тетради по литературе Гимн России. Какие синонимы использует поэт С.Михалков для обозначения родины? Какие оттенки смысла он передаёт с использованием синонимов?

Образы-символы Родины

В русском искусстве создано немало образов-символов, связанных с Родиной. Например, дорога в нашей жизни связана с движением, поэтому стала символом внутреннего развития личности, человеческой судьбы, а также прогресса, истории страны.

Рис. 2. И.И. Шишкин. «Среди долины ровныя…»

Рассмотрите картину И.И. Шишкина «Среди долины ровныя…». Художник создал обобщённый образ Родины с помощью образа-символа русского поля. Его главная особенность – простор, дающий волю. Простор зовёт вдаль и ввысь, ведь поле близко небу и земле одновременно. Небо – символ высокого, чистого, Божественного, значит, русское поле «под Богом». Тучи, которые собираются над полем, – символ бури, тьмы, угрозы, испытаний.

Поле простое, но даёт могучие жизненные силы своим обитателям – травам, дереву. Дуб, растущий на поле, и сам является символом мужского начала, мощи, мужества и благородства. Дорога, ведущая через русское поле, ныряет в траву, ведёт мимо дерева, вдаль. Такова и судьба людей, которые движутся по этой дороге – внешне незатейливая, но ведущая к истинным ценностям. Такова и судьба самого русского поля.

Раздел 1. Лирика о Родине

Главной особенностью чувства Родины является, пожалуй, то, что в обычных жизненных условиях его трудно обнаружить. Мы чаще сталкиваемся с переживаниями. Разница между чувством и переживанием похожа на разницу между глубиной реки и её поверхностью. Переживания – это волнение на поверхности, чувства уходят глубоко внутрь человека. Люди чаще фиксируют свои эмоциональные состояния – умиления или раздражения, спокойствия, радости, грусти. А вот осознать чувство любви к Родине некоторые люди могут иногда только в годы испытаний и бедствий.

Поэты – люди тонко чувствующие, они могут услышать то, что сложно для обычных людей. Этим они помогают и нам разобраться в себе.

Поэты, пишущие на одну тему, вольно или невольно вступают в диалог друг с другом. Вы увидите это в поэтических речевых формулах, образах, мотивах произведений, и, конечно, в их смыслах. Давайте прочитаем стихотворения разных поэтов о Родине как диалог и постараемся увидеть, как развивалось чувство Родины в поэзии XIX – начала XX веков. В этом диалоге будут участвовать и русские художники, картины которых вы сможете рассмотреть и обдумать, и композиторы, чью музыку вы сможете послушать.

Задание. Читая стихотворения русских поэтов о Родине, сравните содержание образов пространства, дороги, селений, народа; найдите сходство и различия в их содержании. Это поможет обнаружить различия в переживаниях и чувствах поэтов и понять, чем они вызваны.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)

Рис. 3. Портрет М.Ю. Лермонтова в сюртуке поручика Тенгинского полка (худ. К.А.Горбунов, 1840–1841).

Шёл 1840 год. Поручик Тенгинского полка Михаил Юрьевич Лермонтов воевал в Чечне. Цензура контролировала письма, и даже в посланиях к другу приходилось быть лаконичным: «… жизнь наша здесь вне войны однообразна; а описывать экспедиции не велят. … Может быть, когда-нибудь я засяду у твоего камина и расскажу тебе долгие труды, ночные схватки, утомительные перестрелки, все картины военной жизни, которых я был свидетелем»[1].

У участников боевых действий появлялось ощущение, что они оторваны от жизни России, семьи, друзей. Где-то далеко осталась прежняя мирная жизнь, балы, пирушки с друзьями, театры, а здесь – опасность, кровь и грязь. «…с тех пор, как я на Кавказе, я не получал ни от кого писем, даже из дому не имею известий. Может быть, они пропадают, потому что я не был нигде на месте, а шатался всё время по горам с отрядом. У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками. У нас убыло 30 офицеров и до 300 рядовых, а их 600 тел осталось на месте…. Вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью»[2].

На следующий год русский поэт М.Ю. Лермонтов напишет: «слава, купленная кровью». Он прекрасно знал цену этих слов.

В 1841 году поэт получил отпуск и поехал на север, в Петербург, навестить родных. Тогда в журнале «Отечественные записки» и было опубликовано стихотворение «Родина», правда, под названием «Отчизна». Возможно, оно было написано по дороге. В нём отразились впечатления и от других поездок поэта по России, в частности, 1839 года, когда после неурожая в деревнях скормили скоту кровельную солому.

Что поэт стремился понять и разобрался ли в своих чувствах и мыслях? Вам предстоит искать ответы на эти непростые вопросы.

М.Ю. Лермонтов

Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

 Ни слава, купленная кровью,

 Ни полный гордого доверия покой,

 Ни тёмной старины заветные преданья

 Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

 

 Но я люблю – за что, не знаю сам –

 Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

 Просёлочным путём люблю скакать в телеге

                        И, взором медленным пронзая ночи тень,

                        Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

                        Дрожащие огни печальных деревень;

                                   Люблю дымок спалённой жнивы[3],

                                   В степи ночующий обоз

                                   И на холме средь жёлтой нивы

                                   Чету белеющих берёз.

                                   С отрадой, многим незнакомой,

                                   Я вижу полное гумно[4],

                                   Избу, покрытую соломой,

                                   С резными ставнями окно;

                                   И в праздник, вечером росистым,

                                   Смотреть до полночи готов

                                   На пляску с топаньем и свистом

                                   Под говор пьяных мужичков.

Заметки на полях. О слове «странный»

Обратите внимание на значения слова «странный», существовавшее во времена М.Ю. Лермонтова: «Странный, посторонний; нездешний, чужой, иноземный; прохожий, путник. Странъ, чужой, странный человек; чудак, нелюдим». Эти значения представлены в словаре В.И.Даля в статье к слову «страна». Но у слова «странный» в это время было и более привычное для нас значение  – «необычный»; его мы найдем в словаре В.И.Даля в статьях к словам «чудо», «дикий». В словаре Д.Н.Ушакова слово «странный» трактуется как «необычный, трудно объяснимый, вызывающий недоумение».

Ко времени появления «Родины» Лермонтова в России были распространены идеи русского поэта, богослова, философа, славянофила Алексея Степановича Хомякова, утверждавшего смирение народа и его верность православию и считавшего монархию единственной приемлемой для России формой правления.

Российское правительство с 1817 года вело войну за присоединение Кавказа.

Вопросы и задания

1. *Почему любовь к Родине лирический герой называет «странной»? В чем странность его чувства?

2. *Какой смысл приобретает первый стих произведения в зависимости от значения слова «странный»? Какое значение слова использует поэт? Обоснуйте свою позицию.

3. Выделите в тексте антитезы. Как они связаны между собой?

4. *Как вы понимаете, что имеет в виду поэт, говоря о «славе, купленной кровью», «полном гордого доверия покое», «темной старины заветных преданьях»? Почему покой полон доверия, а доверие гордое? Кто кому доверяет? Почему старина «темная», а преданья «заветные»?

5. *Обратите внимание на знаки препинания в первой строфе. Прочитайте строфу, соблюдая их. Как синтаксис влияет на смысл строфы?

6. Что должен победить рассудок поэта? С чем он борется и почему?

7. В первой строфе появляется еще один образ, связанный, скорее, с миром чувств, чем рассудка. Какой?

8. Почему мечтанья названы «отрадными»?

9. На что же откликается душа лирического героя, о чем не сказано в первой строфе, о чем забыло светское мнение, официальные лица, государство?

10. Что и с какой точки мы видим в начале второй строфы? Что мы слышим? Какое впечатление производит эта картина на лирического героя, какое –на вас?

11. Леса названы безбрежными. Какой дополнительный смысл вносит в текст этот эпитет? Какова роль сравнения рек с морями? Почему морям уподобляются и леса, и реки? *Сделайте вывод о роли образов природы в стихотворении.

12.   Как меняется физическая точка зрения в строфе и как в связи с этим меняется изображение? Каким было движение в начале второй строфы и каким стало? *Что можно сказать о лирическом герое стихотворения? Что говорит о нем поэтический образ «вздыхает о ночлеге»? Почему его взор медленный? Почему и огни, и деревни печальные? Что открывается лирическому герою в его странствии?

13.  Определите, чем вторая строфа отличается от первой. На какие части можно разделить вторую строфу? *Как и почему меняется ритм, ракурс и планы изображения в каждой выделенной вами части? Как меняется звукопись? *Как эти особенности соотносятся с изображёнными поэтом картинами?

14.  В какой мир попадает лирический герой? В чем для этого мира смысл жизни? Какой образ оказывается центральным в стихотворении?

15. *Что такое настоящая жизнь, по мысли лирического героя?.

16. Почему М.Ю.Лермонтов использует уменьшительную форму слова – мужички? Почему лирический герой готов «смотреть до полночи» на «пляску с топотом и свистом / Под говор пьяных мужичков»?

17. Как теперь вы ответите на вопрос о том, почему же любовь поэта к Родине названа странной и почему с нею борется его рассудок?

18. Почему же поэт не присоединяется к пляшущим, а только смотрит на них со стороны?

19. * Какие элементы формы «Родины» создают эффект размышления?

20. Почему Лермонтов изменил первоначальное название стихотворения – «Отчизна»?

21. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения наизусть.

Вопросы и задания для сопоставления произведений

Перечитайте стихотворение М.Ю.Леромнтова «Бородино». Что связывает стихотворение «Родина» со стихотворением «Бородино»?

 

Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873)

Рис. 4. Портрет Ф.И. Тютчева

 Поэт Фёдор Иванович Тютчев написал стихотворение «Эти бедные селенья…» в 1850 году. Созданию этого небольшого произведения предшествовал долгий путь.

 Сын помещиков Орловской губернии Фёдор Иванович Тютчев получил достойное дворянина воспитание, с ним работали прекрасно образованные домашние учителя. В шестнадцать лет он поступил в Московский университет, который закончил за два года вместо четырёх. После окончания университета молодой человек уехал в Петербург и поступил на службу в Коллегию иностранных дел, а уже через год служил в русской дипломатической миссии в Германии, в городе Мюнхене.

Ф.И. Тютчев, покинув Россию в 1822 году, за время службы за границей иногда приезжал на родину в отпуск. Окончательно он вернулся на родину через двадцать два года, в 1844. Теперь это был взрослый, умудрённый жизненным опытом, хорошо знающий европейскую культуру человек. Он продолжал служить в Коллегии иностранных дел.

 В это время Европа и Россия переживали политические потрясения. Это была июльская революция 1830 года во Франции, в ходе которой была свергнута династия Бурбонов, затем революционная волна 1848 года, захлестнувшая Австрийскую империю, Германию, Францию, Испанию, а в 50-е годы Крымская война, которая складывалась для России неудачно. Ф.И. Тютчев-дипломат пристально следил за событиями международной жизни и думал об их значении для державы. Но испытания в политической жизни России воспринимал и поэт Ф.И. Тютчев – человек с острым умом и чутким тревожным сердцем.

 Наконец, он был русским человеком, сыном отечества. В одном из частных писем признавался, что больше всего любит отечество и поэзию.

 Поэт предчувствовал тяжёлые испытания в будущем и был уверен в конечном исходе борьбы «в пользу России»[5]. Самым страшным явлением современности он считал революцию – порождение европейской цивилизации. Более того, Ф.И. Тютчев считал, что только Россия может противостоять европейской революции, и это противостояние определит историческое развитие мира в ближайшем и далёком будущем.

 В то же время Ф.И. Тютчев предполагал, что Россия может не справиться с историческим предназначением, потому что власть русского царя слаба. Её слабость не в том, что у царя мало возможностей и сил, а в её отрыве от народа. «… власть в России – такая, какою её образовало её собственное прошедшее своим полным разрывом со страной и её историческим прошлым», «власть в России на деле безбожна»[6]. Единение власти со страной, народом, его историческим прошлым, культурой и религией, признание законов жизни этого народа спасёт и царя, и Россию, считал Ф.И. Тютчев. В стихотворении о России, написанном в середине XIX века, мы слышим живое чувство, живую мысль поэта, дипломата, сына отечества, который говорит о том, что составляет настоящую внутреннюю силу России.

Ф.И. Тютчев

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

 

Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

 

Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Заметки на полях. О слове «бедный»

В словаре русского языка В.И. Даля указывается, что слово бедный произошло от беда, то есть несчастный случай, происшествие, несущее вред, убыток, горе. «Бедный» имеет два значения: 1. – убогий, неимущий; 2. – бедствующий, бедный счастьем, долей, возбуждающий сострадание.

Слово «скудный» происходитот скуда – нужда, бедность, недостаток в чём-либо.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете выражения бедные селенья  и скудная природа? Обоснуйте свое мнение.

2. Выделите антитезы в каждой строфе. По какому принципу она построены?

3. *Какова смысловая связь между словами бедные и смиренная? Обратите внимание, что в слове смиренная корень –мир-.

4. Какая тайна «сквозит» в «наготе смиренной» России?

5. Почему «взор иноплемённый» не может понять тайну России?

6. Выделите в тексте образы высокого и низкого. Как они связаны между собой?

7. Как связаны между собой «край русского народа» и Христос?

8. Какую роль в стихотворении играет образ Царя Небесного?

Вопросы и задания для сопоставления произведений

1. *Сравните стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Чем различается содержание образов природы, селений, дорог, народа у поэтов? Что для поэта Ф.И. Тютчева Россия – государство, страна, отчизна, родина или народ?

Дополнительное задание

Сравните стихотворение Ф.И. Тютчева и картины И.И. Левитана «Над вечным покоем» и «Озеро. Русь». В чём вы видите сходство и различия в представлении авторов о России?

Рис. 5. И.И. Левитан. Над вечным покоем.

Рис. 6 И.И.Левитан. Озеро. Русь.

Синтаксические средства выразительности

Образ поэты создают не только с помощью звуков и слов, но и построение предложений, т.е синтаксиса.

К синтаксическим средствам выразительности относятся риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения.

Риторическими называют вопросы, которые не предполагают ответа. Они помогают автору привлечь внимание читателя к проблемам, показать, как построен текст. Например, в балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов», которую вы читали в 6 классе, есть строки:

К царю Иоанну подходит пешой

И молвит ему, не бледнея:

«От Курбского, князя Андрея!»

 

И очи царя загорелися вдруг:

«Ко мне? От злодея лихого?...»

В ответах на свои вопросы царь не нуждается: ему уже сообщили, от кого послание. Вопросы здесь являются утверждением и выражают эмоциональное напряжение, нетерпение Иоанна Грозного.

Риторические восклицания используют, чтобы выразить чувства, достигшие кульминации. В «Ночи перед Рождеством» найдем риторическое восклицание, выражающее общее отношение повествователя к изображаемому: «Словом, все лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны!» Риторические восклицания очень похожи на вопросы: они тоже начинается с вопросительных слов что, где, когда, как, сколько и др., но поскольку цель автора не вопрос, а именно выражение чувства, но в конце предложения и ставится восклицательный знак. Например, риторические восклицания открывают стихотворение А.А.Фета, о котором вы говорили на уроках в 5 классе: «Какая ночь! Как воздух чист…». В стихотворении А.С.Пушкина «Бесы» тоже встречаются риторические восклицания: «Сбились мы. Что делать нам!»  В этом тексте риторические восклицания выражают тревогу, душевное смятение. Напротив, радостью, восторгом наполнено риторическое восклицания стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»: «Мороз и солнце; день чудесный!»

Риторические обращения встречаются тогда, когда герой или повествователь обращается не к своему собеседнику, а либо к тому, кого нет рядом с ним, либо к тому, кто не может вступить с ним в диалог. Это обращение носит условный характер, главное не в том, к кому обращается герой, а в том, какие чувства он испытывает. Так, в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге» читаем: «О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я!» – риторическое обращение сменяется риторическим восклицанием.

В стихотворении Ф.И.Тютчева «Эти бедные селенья…» тоже есть риторическое обращение: «Всю тебя, земля родная…».

К синтаксическим средствам выразительности относят и синтаксический параллелизм. В этом случае в расположенных рядом фрагментах текста авторы используют сходные, соотносимые конструкции.

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа…

Такая конструкция позволяет автору сблизить предметы или явления, обратить внимание читателя на существующее между ними сходство.

Часто используют градацию – однородные члены предложения с усилением значения от первого к последнему или наоборот. В первом случае градацию называют прямой. Если значение ослабляется от первого к последнему однородному члену, то градация называется обратной. В строчках Ф.И. Тютчева мы встречаем прямую градацию – «край … долготерпенья, край … русского народа», – где «русский народ» означает и «долготерпение», и что-то большее, не поддающееся точному выражению.

 К синтаксическим средствам выразительности относят инверсию – изменение общепринятого, устоявшегося порядка слов. Так, в русском языке принято определение ставить перед определяемым словом. Перестановка определения за определяемое слово усиливает вес определения, обособляет его, подчеркивает его значимость, что, кстати, показывают и знаки препинания. Такую роль играет инверсия в стихотворении Ф.И. Тютчева: «край родной долготерпенья», «земля родная», «взор иноплеменный», «наготе твоей смиренной», «царь небесный».

К синтаксическим средствам относится и уже знакомая вам анафора. Напомним, что анафорой, то есть единоначатием, в стихотворении называется одинаковое начало нескольких строк или строф. Мы также встречаем её в стихотворении Ф.И. Тютчева:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Все синтаксические средства выразительности воздействуют на читательское восприятие, руководят им.

Задание. Найдите в стихотворениях, которые помещены в этом разделе, примеры синтаксических средств выразительности и раскройте роль каждого.

Александр Александрович Блок (1880 – 1921)

Рис. 7. Фотография А.А. Блока

 Стихотворение «Россия» Александр Александрович Блок написал в 1908 году. Ему было двадцать восемь лет, он уже закончил университет и стал известным поэтом. И всё же стихотворение «Россия» стало ступенью, отделившей его юность от зрелости.

Жизнь А.А. Блока проходила в Петербурге. Иногда её прерывали поездки в подмосковное имение деда Шахматово или за границу, но ненадолго, и поэт вновь возвращался в родной город. Детство в доме деда на Васильевском острове, учёба в университете, потом творчество, публикации в журналах и издательствах, сочинение пьес и постановка их в театрах Петербурга – вот внешняя канва его жизни – горожанина, петербургского интеллигента, поэта.

Было время, когда Родина для Блока была связана с «петербургскими сумраками снежными» и с поэтичным Подмосковьем. Родная земля, та, из которой вместе с дедом в детстве выкапывал корешки растений, в юности открылась своей сказочной поэтичностью. Густые мшистые леса и болота заставляли верить в колдунов и ждать чудес.

Поэт взрослел, все внимательнее вглядываясь и вслушиваясь в окружавший его мир. События российской истории – 1905 год  – первая русская революция, начавшаяся 9 января в Петербурге с кровавого воскресенья – расстрела мирной демонстрации жителей – потрясли у А.Блока.

И наконец пришло время, когда в душе поэта соединились юношеские чувства и новый опыт, появилось сознание своей ответственности и внутреннее ощущение: он поэт России. Ради неё он теперь будет жить и творить.

Стихотворение «Россия» и стало итогом переживаний и размышлений Блока о Родине. В нём оживают впечатления путника, едущего по дороге. Впечатления складываются в нечто единое, возникает ощущение, что окружающий мир – это целостный живой организм со своим характером, психологическими особенностями. Так возникает представление поэта о России и о своих чувствах к ней.

А.А.Блок

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первыя любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет,—

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

 

 

Вопросы и задания

1. С кем сравнивает Россию А.А. Блок? Какими чертами её наделяет? Какой вы увидели Россию Блока?

2. *Какие фольклорные образы встречаются в тексте? Какую роль они играют?

3. Какое испытание для России предвидит поэт в будущем?

4. *Как объяснить противоречие между впечатлением поэта: «нищая Россия», «избы серые твои» – и восторгом: «твои прекрасные черты»? Какие переживания вызывает у поэта Россия?

5. Найдите в тексте антитезы. Какую роль они играют?

6. Какие превращения происходят в стихотворении? Чем они вызваны?

7. Во всех строфах, кроме второй, мы видим многоточие. Что оно означает в каждом случае?

8. *Как можно объяснить, почему последняя строфа написана как шестистишие?

9. *Какую роль играет ритм в этом стихотворении?

10. Как вы поняли, почему «невозможное» становится «возможным»?

11. Какое понятие больше подходит для обозначения России А.А. Блока – родина, страна, отчизна или держава? Если нужны другие понятия, предложите их.

12. Выучите стихотворение А.А.Блока «Россия» наизусть и подготовьтесь к его выразительному чтению.

Вопросы для сопоставления стихотворений

1. Сравните стихотворение А.А. Блока «Россия» и стихотворение М.Ю. Лер­мон­това «Родина». В чём отличия движения по дороге в первом стихотворении от второго? Какова последовательность картин, открывшихся по дороге? Как связаны поэты с окружающей действительностью?

2. Сравните стихотворения А.А.Блока «Россия» и стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…». Какими увидели поэты русские селенья? Каково содержание понятия крестная ноша в этих произведениях?

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)

Рис. 8. Фотография С.А. Есенина

 «Русь» поэт Сергей Александрович Есенин написал в 1914 году, когда началась Первая мировая война (1914 – 1916). В тот год он приезжал из Москвы в родную деревню Константиново Рязанской губернии и в стихотворении отразил свои впечатления.

 Поэт С. А. Есенин родился и вырос в крестьянской семье. Он учился в сельских школах – в родном селе, а затем в учительской школе села Спас-Клепики, но учителем не стал; не стал и крестьянином, и торговцем, как его родные: С.Есенин детства писал стихи. Когда ему было неполных шестнадцать лет, С.А. Есенин уехал в Москву, где начался долгий и трудный жизненный путь профессионального поэта. Известным он стал в Петербурге, когда ему исполнилось девятнадцать.

В 1914 году началась Первая мировая война, в которой участвовала и Россия. В 1916 г. С.А. Есенин был призван на военную службу. Год он служил санитаром военного поезда для перевозки раненых в Царском селе.

 22 июля 1916 года в царскосельском лазарете был концерт по случаю именин вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и великой княжны Марии Николаевны. На концерте присутствовали императрица и её дочери, великие княжны. С.А. Есенин читал там свою «Русь». В «Автобиографии» он вспоминал о диалоге с гостями. Императрица «сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия».

Стихотворение «Русь» (его называют и поэмой) стало первым в ряду произведений Есенина с таким названием. Позже поэт напишет стихотворения «Русь уходящая» и «Русь советская». Однако образ России-Родины создавался поэтом во многих стихотворениях, и тема родины была одной из главных в его творчестве.

С.А. Есенин

Русь

1

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

 

Воют в сумерки долгие, зимние,

Волки грозные с тощих полей.

По дворам в погорающем инее

Над застрехами храп лошадей.

 

Как совиные глазки, за ветками

Смотрят в шали пурги огоньки.

И стоят за дубровными сетками,

Словно нечисть лесная, пеньки.

 

Запугала нас сила нечистая,

Что ни прорубь — везде колдуны.

В злую заморозь в сумерки мглистые

На березках висят галуны[7].

2

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что — разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

 

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою[8],

Выйдут девки плясать у костров.

 

Загорятся, как черна смородина,

 Угли-очи в подковах бровей.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

 Сладкий отдых в шелку купырей.[9]

3

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

 

Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

 

Повестили под окнами сотские[10]

Ополченцам[11] идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

 

Собиралися мирные пахари

Без печали, без жалоб и слез,

Клали в сумочки пышки на сахаре

И пихали на кряжистый воз.

 

По селу до высокой околицы

Провожал их огулом народ...

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод.

4

Затомилась деревня невесточкой —

Как-то милые в дальнем краю?

Отчего не уведомят весточкой, —

Не погибли ли в жарком бою?

 

В роще чудились запахи ладана,

В ветре бластились [12]стуки костей.

И пришли к ним нежданно-негаданно

С дальней волости груды вестей.

 

Сберегли по ним пахари памятку,

С потом вывели всем по письму.

Подхватили тут родные грамотку,

За ветловую сели тесьму.

 

Собралися над четницей Лушею

Допытаться любимых речей.

И на корточках плакали, слушая,

На успехи родных силачей.

5

Ах, поля мои, борозды милые,

 Хороши вы в печали своей!

 Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

 

Припаду к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Я гадаю по взорам невестиным

 На войне о судьбе жениха.

 

Помирился я с мыслями слабыми,

 Хоть бы стать мне кустом у воды.

Я хочу верить в лучшее с бабами,

Тепля свечку вечерней звезды.

 

Разгадал я их думы несметные,

 Не спугнет их ни гром и ни тьма.

За сохою под песни заветные

Не причудится смерть и тюрьма.

 

Они верили в эти каракули,

Выводимые с тяжким трудом,

И от счастья и радости плакали,

 Как в засуху над первым дождем.

 

А за думой разлуки с родимыми

 В мягких травах, под бусами рос,

 Им мерещился в далях за дымами

Над лугами веселый покос.

 

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

 Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Вопросы и задания

1. *Почему поэт назвал стихотворение не  «Россия», а «Русь»?

2. Опишите картину мира, созданную поэтом в стихотворении. Как связаны события в жизни природы и людей в деревне?

3. *Каков характер, образ жизни, мироощущение жителей нарисованной поэтом деревни? Как вы понимаете образ «запугала нас сила нечистая»? Почему поэт называет деревню «родина кроткая»?

4. С какой целью в стихотворении «Русь» поэт изображает уход мужчин на войну, разлуку и ожидание?

5. Какие «думы несметные» русских женщин разгадал поэт? В чём он видит силу Руси?

6. *Рассмотрите картину А.М. Васнецова «Родина». Чем близко видение родины поэта С.А. Есенина и художника А.М. Васнецова?

Рис. 9. А.М.Васнецов. Родина

Задание по сопоставлению произведений

Чтобы описать характер переживаний, выраженных в стихотворении С.А.Есенина, сравните его со стихотворениями М. Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока. В чём особенность понимания России, выраженного в стихотворении С.А. Есенина?

Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940 –28 января 1996)

Рис. 10. Фотография И.Бродского

Иосиф Александрович Бродский – один из пяти русских писателей – лауреатов Нобелевской премии в области литературы (1987). Но получил он ее, уже будучи гражданином США. Бродский покинул Отечество не по своему желанию – напротив, он был выдворен из СССР в 1972 году.

Поэт родился в Ленинграде в 1940 году в семье фотографа Александра Ивановича и бухгалтера Марии Иосифовны Бродских. Дата рождения говорит о том, что детство мальчика пришлось на время Великой Отечественной войны. Отец Иосифа ушел на фронт. Первую блокадную зиму Мария Иосифовна с крошечным сыном была в Ленинграде, потом их эвакуировали. Город, в который они вернулись, узнать было невозможно: остовы домов, развалины… Но Ленинград быстро восстанавливался – жизнь продолжалась.

Рис. 11. Дом И.Бродского или Рис. 11.1.

Первый биограф Иосифа Бродского Лев Лосев так описывает пространство, в котором формировалась личность будущего поэта: «Если принять Преображенскую площадь за центр, то внутри круга, описываемого радиусом получасовой прогулки, оказываются Летний сад, Инженерный замок, Эрмитаж, Таврический сад, Смольный монастырь и почти все места, связанные со значительными событиями жизни Бродского – школы, где он учился, дома, где жили друзья, Дом писателей на Шпалерной, место его поэтических триумфов и источник интриг против него. А за Литейным мостом место его первой работы, завод «Арсенал», и второй – областная больница. Там же тюрьма «Кресты», где он сидел в 1964 году. Совсем рядом с домом, в двух кварталах, внутренняя тюрьма ленинградского управления Комитета госбезопасности, где он провел два дня после второго ареста в 1962 году. Еще ближе сам «Большой дом», откуда за поэтом шпионили».

Судьба не была слишком благосклонной к юноше. В 1955 году он оставил школу и начал работать. В поисках своего призвания он работал и на заводе, и в больнице (думал о профессии врача), и в геологических экспедициях, служил матросом на маяке. И все это время Бродский читал, самостоятельно постигая поэзию, философию, английский и польский языки. Первые стихи, по его словам, он написал поздно для поэтов – в 18 лет. Но очень скоро известные писатели признали его талант. Высоко ценила талант Бродского А.А.Ахматова.

Обратили внимания на поэта и власти. Почему для травли был выбран именно Иосиф Бродский, сказать трудно. Впрочем, он был не единственный, кого преследовали: в недалеком прошлом было запрещно печатать произведения А.А.Ахматовой и М.М.Зощенко. Расправа с Бродским началась в 1963 году со статьи «Окололитературный трутень». Поэт обвинялся в тунеядстве: он в это время нигде официально не работал, занимаясь литературным творчеством. Обвинили его и в антипатриотизме: выхватив из одного стихотворения его первую и последнюю строки – «Люби проездом родину друзей <…> Жалей проездом родину чужую», – авторы статьи сделали вывод: поэт любит «родину чужую». Статья инициировала письма трудящихся, которые негодовали по поводу антисоциального поведения Иосифа Бродского и требовали наказать тунеядца. 13 февраля 1964 года поэт был арестован и привлечен к суду. 13 марта 1964 года Бродский был приговорен к пяти годам принудительного труда в отдаленной местности. Это было максимально возможное наказание по статье о тунеядстве. Ссылку поэт отбывал в Архангельской области. Надо сказать, что многие советские деятели искусств – композитор Д.Д.Шостакович, поэты и писатели С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, К.Г.Паустовский, А.Т.Твардовский, Ю.П.Герман – пытались защитить И.А.Бродского. Активная позиция советских и зарубежных художников привела к тому, что через полтора года наказание отменили.

Но о Бродском не забыли: власть поставила перед собой задачу выдавить поэта из страны, надеясь таким образом лишить его читателей и вновь обвинить в антипатриотизме. В 1972 году поэт был поставлен перед выбором: оказаться в психиатрической больнице или добровольно покинуть СССР. 4 июня поэт оставил Родину навсегда.

Удивительно, что стихи И.Бродского, написанные им в Ленинграде и о Ленинграде, звучат как тревожное предвидение своей судьбы странника, лишенного отчизны, стоически-ироническое принятие этой судьбы. Ленинград, в котором прошли детство и юность поэта, становится для молодого человека местом размышлений о жизни и смерти, о свободе и неволе.

В раннем стихотворении Бродский мечтал умереть на ленинградском Васильевском острове: «… на Васильевский остров я приду умирать…». Имея возможность приехать на родину в 90-х годах прошлого века, поэт так и не сделал этот шаг. Впрочем, это не так: он вернулся в Россию, в родной город вместе со своими стихами: «Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит…», – как за много лет до Бродского написал А.С.Пушкин. Но похоронен Бродский не на петербургском, а на венецианском острове Сан-Микеле.

Стихов о родном городе у Бродского немного, все они написаны им в молодости. Вы прочитаете в учебнике только одно стихотворение, созданное в 1962 году, – «Стансы городу».

Стансы

Строфу, представляющую собой законченный синтаксический период, называют стансом; стихотворения, состоящие из таких законченных периодов, – стансами. В «Литературной энциклопедии» читаем: «Стансы – лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих стансы, выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую <…> и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах». В Словаре Брокгауза и Ефрона отмечается, что «в более тесном смысле стансами называется традиционная строфа в форме восьмистишия из 5 или 6 стопных ямбов, иначе октавы».

По сути слово стансы, вынесенное в название,  – это указание на жанровую форму произведения, как сонет или элегия. Самое главное в стансах – смысловая законченность каждой строфы, с одной стороны, а, с другой – ее синтаксическая целостность. Синтаксис как бы подчеркивает завершенность мысли.

Задание. Прочитав стихотворение Бродского, подумайте, сколько в нем частей-мыслей. О чем каждая из них?

И.А.Бродский

Стансы городу

 

Да не будет дано

умереть мне вдали от тебя,

в голубиных горах,

кривоногому мальчику вторя.

Да не будет дано

и тебе, облака торопя,

в темноте увидать

мои слезы и жалкое горе.

 

Пусть меня отпоет

хор воды и небес, и гранит

пусть обнимет меня,

пусть поглотит,

сей шаг вспоминая,

пусть меня отпоет,

пусть меня, беглеца, осенит

белой ночью твоя

неподвижная слава земная.

 

Всё умолкнет вокруг.

Только черный буксир закричит

посредине реки,

исступленно борясь с темнотою,

и летящая ночь

эту бедную жизнь обручит

с красотою твоей

и с посмертной моей правотою.

                                    1962, июнь, 2-е

 

Вопросы и задания

1. К какому городу, классическому красавцу или трудяге, обращается в «Стансах городу» Бродский?

2. Какими чувствами наполнено это стихотворение? Чего в нем больше: грусти, печали, тревоги, отчаяния, надежды, смирения? *Дисгармония или гармония побеждают в «Стансах городу»?

3. Как вы считаете, это стихи о городе, о жизни, о смерти?

4. Какие образы были вам непонятны? Есть ли у вас предположения об их сути? Какие ассоциации они у вас вызывают?

5. Выделите ключевые образы в каждой строфе.

6. В какие цвета окрашено для вас это стихотворение?

7. *Обратите внимание на то, как построена каждая строфа. Как связаны строфы стихотворения между собой?

8. Какую роль играет анафора в первой и во второй строфах?

9. Почему горе лирического героя названо жалким, а земная слава города неподвижной?

10. *О каком шаге («сей шаг вспоминая») говорит герой?

11.  О чьей бедной жизни говорится в последней строфе?

12.  *Почему поэт не называет город по имени? Почему в тексте стихотворения вообще нет слова «город»? Можно ли, не зная названия, догадаться, к кому обращается лирический герой стихотворения?

13.  *Как бы вы определили пафос этого стихотворения?

Дополнительное задание

1. Подберите музыкальное сопровождение к стихотворению или опишите в тетради по литературе мелодию, которую вы слышите.

2. Какие образы в стихотворении помогают узнать, о каком городе пишет И.А.Бродский?

3. О каких поэтах вы вспомнили, прочитав стихотворение? Почему?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2470 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

772 - | 737 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.