УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.
Августа
НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ
На Г осподи воззвах: стихиры на 4, глас 1.
Подобен: Н ебесных полков:
П редтечу Иоанна и Крестителя Христова,/ давайте согласно, все верные,/ по достоинству почтим усердно:/ ибо он, будучи пророком, предрекает будущее,/ как служитель и участник богоугодный/ неизреченных таинств чудес Христовых. (Дважды)
И род безумный отсекает беспощадно/ главу твою, обличавшую его сквернейший нрав;/ Христос же тебя, трижды блаженный,/ как Крестителя делает главою Церкви,/ Господь, Создатель всех и Искупитель.
И род беззаконный повелевает,/ отсекши с дерзостью твою, всеблаженный, главу/ на блюде принести ее Иродиаде скверной./ О, чудо страшное и необычайный слух!/ Но Христова Церковь радостно/ празднует твое страдание.
Слава, глас 8:
П редтеча Спасителя!/ Хотя убийством Ирод и устранил тебя,/ истины провозвестника,/ но уст твоих светозарная свеча/ и пребывавшим во аде, призывая их, светила веры сиянием./ Потому моли/ о помиловании душ наших.
И ныне, Богородичен, глас тот же:
В ладычица, прими прошения рабов Твоих,/ и избавь нас от всякого несчастья и печали.
С вет отрадный: и прокимен дня.
Стихиры на стиховне, глас 2.
Подобен: Д ом Евфрафов:
Б ольшим среди рожденных женами/ явился ты, блаженный,/ как крестивший Владыку всех,/ Иоанн пророк,/ провозвестник и Предтеча.
Стих: Д орога пред Господом/ смерть святых Его.
К огда увидела Иродиада/ Ирода беззаконного/ пьянством и блудом одержимым,/ она к убийству его привлекла.
Стих: В вечной памяти/ будет праведник.
П амять священную/ божественного Иоанна и Крестителя/ мы с любовью совершаем,/ воспевая Троицу пребожественную.
Слава, и ныне, глас и подобен тот же:
Е диная Надежда христиан и Заступница!/ С Предтечей моли Сына Твоего, Чистая,/ о Твоих рабах.
Тропарь, глас 2:П амять праведника чтится похвалами: смотри на великой вечерне.
Слава, и ныне: Богородичен: В се превыше ума:
Также ектения и отпуст.
НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
Поем 1 антифон 1 кафизмы: Б лажен муж:
На Г осподи воззвах: стихиры самогласные на 8,
Глас 6, Иоанна монаха.
П ри совершении дня рождения бесстыднейшего Ирода/ исполнялось условие клятвы,/ данной плясавшей распутнице:/ ибо главу Предтечи отсеченную/ как яство носили на блюде пред возлежавшими./ О ненавистный пир,/ преступления и кровопролития полный!/ Но мы Крестителя, как среди рожденных женами большего,/ достойно почитая, восхваляем. (Дважды)
С плясала ученица всезлобного диавола/ и главу твою, Предтеча, в награду взяла./ О, пир, полный крови!/ О если бы не поклялся ты, Ирод беззаконный, лжи порождение!/ Но если и поклялся,/ то не сдержал бы клятвы:/ ведь лучше было бы солгав, жизни достичь,/ чем сделав, как обещал, главу Предтечи отсечь./ Но мы Крестителя, как среди рожденных женами большего,/ достойно почитая, восхваляем. (Дважды)
Н е следовало тебе, о Ирод,/ прелюбодеяния обличителя/ из–за вожделения сатанинского/ и жала женолюбия безумного/ на смерть осудить./ Не следовало тебе его всесвященную главу/ беззаконной жене ради клятвы отдать/ за пляску по своему непостоянству./ О, как дерзнул ты такое убийство совершить!/ И как не была опалена распутная плясунья,/ среди пира на блюде ее неся?/ Но мы Крестителя, как среди рожденных женами большего,/ достойно почитая, восхваляем. (Дважды)
В новь Иродиада безумствует,/ вновь она в смятении./ О, пляска коварная и питие с коварством!/ Глава Крестителя отсекалась, и Ирод был в смятении./ По ходатайствам, Господи, Твоего Предтечи,/ мир подай душам нашим. (Дважды)
Слава, глас тот же:
П ри совершении дня рождения бесстыднейшего Ирода:
И ныне, Богородичен:
К то не прославит Тебя, Всесвятая Дева?/ Кто не воспоет девственного рождения от Тебя?/ Ибо вне времени воссиявший от Отца Сын Единородный,/ Он Самый произошел от Тебя, Чистой, неизъяснимо воплотившись./ Он – Бог по естеству,/ и ради нас по естеству став человеком,/ не разделяется на два лица,/ но познается в двух неслиянных естествах./ Моли Его, Святая, Всеблаженная,/ о помиловании душ наших.
Вход. Прокимен дня. И чтения праздника.
П ророчества Исаии чтение:
Т ак говорит Господь: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог. Священники! Говорите к сердцу Иерусалима; утешьте его, ибо завершилось уничижение его: ведь изглажен грех его, потому что он принял от руки Господней вдвое за согрешения свои. Глас вопиющего в пустыне: «Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Ему!» [Всякий овраг наполнится, и всякая гора и холм понизится, и будет кривое прямым путем, и неровные тропы – дорогами гладкими, и увидит всякая плоть спасение Божие.]
На гору высокую взойди, благовествующий Сиону! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалиму! Возвысьте, не бойтесь: Я Господь Бог, Я услышу, [Бог] Израилев, и не оставлю их, но открою на горах реки и среди равнин – источники; превращу пустыню в луга и жаждущую землю – в источники вод.
Да возрадуется небо свыше, и облака да кропят правдою; да произведет земля и произрастит милость, и правду да произрастит с ней вместе. Глас радости возвещайте, и да будет услышано [это], (возвещайте) до конца земли. Говорите, что избавил Господь раба Своего Иакова, и если возжаждут они в пустыне, Он изведет им воду из скалы.
Возвеселись, неплодная, не рождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что много детей у покинутой, больше, чем у имеющей мужа!
П ророчества Малахии чтение:
Т ак говорит Господь Вседержитель: Вот, Я пошлю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой предо Тобою, и придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете. И кто выдержит день прихода Его? [Или кто устоит при явлении Его?] Потому что Он входит, как огонь в горниле и как трава стирающих. И сядет, расплавляя и очищая как серебро и золото. И придет к нам c судом, и будет скорым свидетелем против злых, и против прелюбодеек, и против клянущихся именем Его во лжи (и против лишающих платы наемника, и против притесняющих вдову, и бьющих сирот, и против превратно судящих пришельца) и не боящихся Его, говорит Господь Вседержитель. Потому что Я – Господь Бог ваш, и не изменяюсь; и это вы, сыны Иакова, уклонились от законов и их не соблюли. Потому обратитесь ко Мне и Я обращусь к вам, говорит Господь Вседержитель. И блаженными называть вас будут все народы, и узнаете, что Я – Господь, наблюдающий и за праведным, и за нечестивым, в день тот, который Я назначаю, чтобы взять во владение любящих Меня. Познайте же и вспомните закон Моисея, раба Моего, как Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля приказания и повеления. И вот, Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде, чем придет день Господень, великий и славный, – того, кто вновь обратит сердце отца к сыну и сердце человека – к ближнему его, чтобы Я, придя, не поразил земли совершенно, – говорит Господь Вседержитель, Бог Святой Израилев.
П ремудрости Соломона чтение:
П раведник, если и преждевременно скончается, в покое будет. Осудит праведник, умирая, живых нечестивых; ведь они увидят кончину праведного и не поймут, что замыслили о нём. Ибо низринет Господь нечестивых ниц безгласными и поколеблет их от оснований, и они до конца исчахнут в мучении, и память их погибнет; ведь они придут к осознанию грехов своих со страхом, и обличат их напрямую беззакония их. Тогда станет праведник с дерзновением многим пред лицом угнетавших его и отвергавших труды его. Увидев, они смутятся страхом великим и изумятся неслыханному спасению его. Ведь раскаиваясь, будут говорить сами в себе, и от тесноты стенать, и скажут: «Это тот, кто был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы сочли жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и со святыми – жребий его? Итак, мы сбились с пути истины, и свет правды не озарил нас, и солнце не взошло для нас. Мы пресытились стезями беззакония и погибели, и ходили тропами непроходимыми, а пути Господня не познали».
На литии стихиры самогласные, Германа патриарха, глас 1:
К ак тебя назовем, пророк?/ Ангелом, Апостолом или мучеником?/ Ангелом, ибо ты как бесплотный пожил;/ Апостолом, ибо научил народы;/ мучеником же, ибо глава твоя за Христа отсечена./ Его моли помиловать души наши.
О тсеченной главы Предтечи/ мы память совершаем:/ некогда на блюде источавшей кровь,/ ныне же в концах земли/ изливающей исцеления.
В сей день нечестивая нравом мать убийства,/ от беззаконного союза происшедшую свою бесстыднейшую дочь/ против всех пророков большего по Божию избранию,/ убийственным замыслом использовала хитро:/ ибо, когда Ирод ненавистнейший/ совершал пир в день своего беззаконного рождения,/ она ее настроила с клятвою испросить/ чудеса источающую Божия провозвестника священную главу;/ это и совершил безумный,/ за пляску в собрании дав ее в награду, клятвы ради./ Однако не прекратил служитель тайны Христова пришествия/ и по кончине связь их богомерзкую на позор выставлять;/ и вот он, обличая, взывал и говорил:/ «Не подобает тебе прелюбодействовать/ с женою брата твоего Филиппа!»/ О день рождения, убивший пророка,/ и полный крови пир!/ Мы же с мыслями благочестивыми о усекновении Предтечи,/ в белое облекшись, будем праздновать,/ как в знаменательный день радуясь,/ и попросим его Троицу умилостивить/ дабы от страстей бесчестных Она избавила нас/ и спасла души наши.
Глас 4: Д ень рождения непотребный/ и пир бесстыднейший Ирод совершил./ Ибо распутством женским услаждаясь/ и нечестивой страстью к женам побуждаемый,/ отсек он главу Предтечи,/ но не отсек языка пророческого,/ обличавшего безумие его./ Пролил кровь неповинную,/ прикрыть желая грех беззаконный, / но и этим не скрыл гласа,/ возглашающего всем о покаяния./ Он, веселясь, совершил убийство,/ мы же будем праздновать с любовию/ Крестителя Иоанна блаженное заклание./ Ибо он первым предстал во аде,/ чтобы тем, которые пребывали во тьме и тени смертной/ о жизни провозгласить – свыше Восходящем Светиле, Христе Боге нашем,/ едином Многомилостивом.
П ророка, и мученика, и Крестившего Спасителя,/ давайте, люди, восхвалим:/ ибо он, являясь Ангелом во плоти,/ Ирода изобличил,/ за совершение беззаконейшего прелюбодеяния его осудив./ И из–за беззаконной пляски/ священная глава отсекается/ у того, кто благовествовал пребывавшим во аде воскресение из мертвых,/ и молится прилежно Господу/ о спасении душ наших.
П ророка, и мученика, и Спасителя Крестившего,/ придите, люди, восхвалим:/ ибо бегая от мiра, он в пустыне водворялся,/ дикий мед и акриды вкушая,/ и царя беззаконие творившего обличил;/ наше же малодушие утешал, возглашая:/ «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»
Слава, глас 5, Иоанна монаха:
О бличения беззаконного деяния/ избежать замыслив, Ирод/ главу твою, Предтеча,/ беззаконной жене предает по своему непостоянству,/ ибо не уразумел несчастный,/ что себя выставляет на позор,/ позволив носить ее на блюде./ Но как чистоты деятельный учитель/ и покаяния наставник спасительный,/ ходатайствуй, Креститель Христов,/ об избавлении нас от страстей бесчестных.
И ныне, глас тот же:
В оспойте, люди, Матери Бога нашего, воспойте,/ ибо Она в сей день предает всесветлую душу Свою/ в пречистые руки от Нее без семени Воплотившегося,/ Которого и молит непрестанно/ даровать вселенной мир/ и великую милость.
На стиховне стихиры самогласные, глас 2:
П окаяния проповедник, Иоанн Креститель,/ отсечением главы твоей/ землю ты освятил,/ ибо закон Божий верным изъяснил/ и беззаконие истребил./ Как предстоящий престолу Небесного Царя Христа,/ моли Его помиловать души наши.
Стих: П раведник как пальма расцветёт,/ как кедр, что на Ливане, преумножится.
З а Закон Господень/ главу тебе отсекли,/ о всесвятой Иоанн!/ Ты царя нечестивого, беззаконие совершившего/ обличил с дерзновением непорочным./ Потому удивляются тебе воинства Ангелов,/ славят тебя сонмы Апостолов и мучеников./ Чтим и мы твою ежегодную память, всеславный,/ прославляя Святую Троицу,/ увенчавшую тебя, Предтеча блаженный.
Стих: В озвеселится праведник о Господе,/ и уповает на Него.
О т пророка рожденный пророк/ и большим всех пророков ставший,/ от чрева матери освященный на служение Господу,/ в сей день беззаконным царем был обезглавлен,/ и непристойно плясавшую девицу/ ясно и до отсечения главы и по отсечении обличив,/ посрамил полчище греха./ И потому мы взываем: «Креститель Иоанн,/ как имеющий дерзновение,/ усердно моли о душах наших!»
Слава, глас 8:
П редтеча Спасителя! Ты царя обличал,/ убеждая его беззакония не делать./ Вот почему беззаконной жены игра/ побудила Ирода отсечь твою главу;/ но из–за того от востока солнца до запада/ восхваляется имя твое./ Дерзновение имеющий пред Господом,/ усердно моли о спасении душ наших!
И ныне, Богородичен:
Н е познавшая брака Дева,/ Бога неизреченно зачавшая по плоти,/ – Матерь Бога Всевышнего!/ Услышь мольбы Твоих рабов, Всенепорочная,/ всем подающая очищение от согрешений;/ ныне, приняв наши моления,/ моли о спасении всех нас.
На благословении хлебов тропарь Предтече дважды и Б огородица Дева: один раз, и чтение.
Тропарь, глас 2:
П амять праведника чтится похвалами,/ тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча,/ ведь явился ты поистине из пророков славнейшим,/ ибо удостоился в струях крестить Проповеданного./ Потому за истину пострадав с радостью,/ благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти,/ подъемлющего грех мира/ и подающего нам великую милость.
НА УТРЕНИ
На Бог Господь: тропарь Предтечи, дважды. С лава, и ныне: В се превыше ума: